Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 17:02, контрольная работа
Целью данной работы является изучение психологии общения. Задачи, которые предстоит решить в ходе ее выполнения:
Раскрытие понятия, видов и функций общения.
Изучение роли восприятия в процессе общения.
Раскрытие понятий стереотип и предубеждение.
Введение 3
1. Понятие, виды и функции общения 4
2. Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия 16
3. Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия и их определения 27
Заключение 28
Список литературы 29
общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;
основная задача делового общения – продуктивное сотрудничество.
Общение выполняет определенные функции. Под функциями общения понимают те роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Их достаточно много, по главных — шесть.
Прагматическая
функция общения отражает его
потребностно-мотивационные
Функция
формирования и развития отражает способность
общения оказывать воздействие
на партнеров, развивая и совершенствуя
их во всех отношениях. Общаясь с
другими людьми, индивид усваивает
общечеловеческий опыт, исторически
сложившиеся социальные нормы, ценности,
знания и способы деятельности, а
также формируется как
Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.
Функция объединения — разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов, способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения.
Функция
организации и поддержания
Внутриличностная
функция общения реализуется
в общении человека с самим собой
(через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную
по типу диалога). Такое общение может
рассматриваться как универсальный способ
мышления человека.
2. Роль восприятия в
процесс общения. Ошибки восприятия
Общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии. Под восприятием в психологии общения подразумевается непросто формирование целостного образа на основе его внешнего вида и поведения, но и понимание партнера по общению
Восприятие - это процесс отбора, организации и интерпретации чувственных данных.
Среди
общих закономерностей
принцип избирательности: в каждой конкретной ситуации человек обращает внимание лишь на сравнительно малую часть воздействий, но при этом создает хотя и ограниченную, но зато более связную и осмысленную картину мира;
принцип целостности: люди воспринимают объекты и ситуации как динамичное целое, спонтанно организуют свои восприятия в осмысленную форму, при этом действуют принципы пространственной близости, сходства;
принцип
константности (устойчивости): имеет
место сравнительная
Таким образом, восприятие предстает не как пассивный процесс, при котором мы автоматически реагируем на полученные стимулы, но как процесс активный. Чувства, которые вызывают в нас люди или ситуации, лишь отчасти зависят от внешнего мира, но в значительной степени зависят от нас, воспринимающих этот мир.
Сложность процесса восприятия заключается в том, что способность человека к обработке информации не беспредельна. Вполне вероятно, что он примет во внимание только те сведения, которые соответствуют его требованиям и лучше всего подходят для его целей. Кроме недостатка информации и его пристрастного отбора, процесс восприятия искажают также ошибочные заключения. Когда информации мало, человек строит свои выводы о собеседнике на основе того немногого, что успел узнать, а когда его представление сформировано, он пренебрегает полученными позже дополнительными сведениями.
Важность
этих верных или ложных заключений
о партнерах по общению в том,
что они ложатся в основу будущих
взаимоотношений и могут
В постоянном общении становится важным более глубокое и объективное понимание партнера – его актуального эмоционального состояния, намерений, его отношения к нам. Психологическими механизмами восприятия и понимания при межличностном общении являются идентификация, эмпатия и рефлексия.[6]
Идентификация (от лат. Identifico – отождествление, уподобление) выражает простой эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место.
Существует
тесная взаимосвязь между
Термин «эмпатия» введен Э. Титченером, который говорил: «Я не только вижу в других важность, скромность или гордость… Я чувствую эти черты, проигрываю их в уме…»
Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения необязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, то это значит, что я строю свою поведение так, как строит его другой. Если я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание его линию поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную – могу строить совсем по-иному. И тот и другой аспект важны. Но оба случая требуют решения еще одного вопроса, как партнер по общению будет меня понимать? От этого будет зависеть наше взаимодействие.
Иными словами, процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии (от лат. Reflexio – обращение назад). Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.
В
процессе общения человека с человеком
могут встречаться трудности, которые
часто оказываются
Особенности человеческого восприятия существенным образом влияют на протекание межличностной коммуникации. Обратим внимание на некоторые правила, которые полезно помнить и следование которым во многом организует процесс управления своим восприятием.
Правило 1. Процесс восприятия имеет личностную основу. Разные люди, воспринимая одни и те же сигналы, интерпретируют их по-разному.
Правило
2. Если считать, что именно наши интерпретации
наиболее точно отражают реальность,
то у нас могут возникать
Правило 3. Если позволять насущным интересам, эмоциям, потребностям «контролировать» наше восприятие, можно пропустить направленные к нам важные сообщения от других людей.
Сформулированные правила позволяют в общем процессе человеческого восприятия все же выявить то, что отличает восприятие людьми предметов от восприятия людьми друг друга.
Первая особенность связана с тем, что субъект и объект межличностного восприятия - в данном случае это люди - принципиально подобны. Следствием этого утверждения становится то, что индивид (субъект восприятия), делая заключение о состоянии или намерениях другого лица, в максимальной степени склонен и имеет возможность использовать при этом свой собственный опыт.
Вторая
особенность обусловлена
Психологические особенности воздействующие на восприятие:
Влияние
самооценки. Полнота и характер оценки
другого человека зависят от таких
качеств оценивающего, как степень
его уверенности в себе, присущее
ему отношение к другим людям.
Если один из участников общения уверен,
что его суждения о другом точно
соответствуют
Проецирование. Познающий может вкладывать свои состояния в другую личность, приписывать ей черты, которые в действительности присущи ему самому, а у оцениваемой личности могут отсутствовать. Психологи обнаружили, что испытуемые, в личности которых были ярко выражены желчность, упрямство, подозрительность, чаще замечали эти черты у людей, предложенных им для оценки, чем испытуемые, у которых эти черты отсутствовали.
Эффект ореола. Это тенденция воспринимающего преувеличивать однородность личности партнера, например, переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека на все его другие качества.
Действует
несколько типовых схем запуска
эффекта ореола. Чаще всего применяется
схема восприятия, которая запускается
в случае неравенства партнеров
в той или иной сфере - социальной,
интеллектуальной и др. Эта схема
начинает работать не при всяком, а
только при действительно важном,
значимом для воспринимающего, неравенстве.
Люди склонны систематически переоценивать
различные психологические
При
встрече с человеком, превосходящим
нас по какому-то важному для нас
параметру; мы оцениваем его несколько
более положительно, чем было бы,
если бы он был нам равен. Если же
мы имеем дело с человеком, которого
мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем
его. Важно, что превосходство фиксируется
по одному параметру, а переоценка (или
недооценка) происходит по многим параметрам.
Эту ошибку восприятия стали называть
действием фактора
Другая
ошибка, связанная с действием
эффекта ореола, заключается в
том, что если человек нам нравится
внешне, то одновременно мы склонны
считать его более хорошим, умным,
интересным и т.д., т.е. переоценивать
многие его психологические
Еще одна схема запуска эффекта ореола связана с действием фактора «отношения к нам»: те люди, которые нас любят или хорошо к нам относятся, кажутся нам значительно лучше (умнее, справедливее и т.п.) тех, кто относится к нам плохо.
Таким образом, при формировании первого впечатления «эффект ореола» проявляется в том, что общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке, а негативное впечатление - к недооценке неизвестного нам человека. Если в ситуации общения действует хотя бы один из рассмотренных факторов - превосходства, привлекательности или отношения к нам, то человек, скорее всего, применит одну из схем восприятия и, возможно, ошибется в оценке партнера.
Стереотипизация. Социальные стереотипы - основа формирования первого впечатления, а социальная стереотипизация - главный механизм этого процесса. Социальный стереотип - устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной группы. Любой социальный стереотип является порождением определенной группы людей, и отдельный человек пользуется им лишь в том случае, если относит себя к этой группе. Трудность заключается в том, что видимым носителем того или иного стереотипа всегда является конкретный индивид. Поэтому при объяснении происхождения и функции стереотипа часто пытаются идти от изучения опыта человека, его знаний о предмете стереотипа, т.е. от его индивидуальных особенностей. Это приводит к неверным выводам о том, будто социальные стереотипы - следствие ограниченного опыта, невежества, плод скороспелых обобщений. Однако такие объяснения противоречат не только данным исследований, но и фактам, известным большинству людей.