Психология профессионального самосознания психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 18:49, реферат

Описание

Проблема профессионального становления личности непосредственно связана с вопросами освоения профессиональной деятельности, с вопросами развития и реализации личности на различных этапах ее профессионального пути.

Работа состоит из  1 файл

маше.Психология профессионального самосознания психолога..docx

— 78.98 Кб (Скачать документ)

Психология профессионального самосознания психолога. 

 
 
     Проблема профессионального становления личности непосредственно связана с вопросами освоения профессиональной деятельности, с вопросами развития и реализации личности на различных этапах ее профессионального пути. 
     В современной психологической литературе процесс профессионального становления понимается как целостный феномен, который включает в себя компоненты как объективного (престижность профессии, ее социальная конкурентоспособность, уровень безработицы и т. д.), так и субъективного характера (отношение личности к профессии, к себе как профессионалу, выраженность профессиональных способностей, профессиональные идеалы, переживание успехов и неудач в профессиональной деятельности). 
   

Представители психологии развития факторами профессионального  становления считают предшествующее (до выбора профессии) образование и  психическое развитие ребенка. Л. М. Митина выделяет две модели становления профессиональной деятельности: 

• адаптивную модель, при которой в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению профессионального труда внешним  обстоятельствам в виде выполнения предписаний алгоритмов решения  профессиональных задач, правил, норм; 

• модель профессионального  развития, которая характеризуется  способностью личности выйти за пределы  сложившейся практики, превратить свою деятельность в предмет практического  преобразования и тем самым преодолеть пределы своих профессиональных возможностей. 

    Адаптивная модель отражает становление специалиста, который является носителем профессиональных знаний, умений и опыта. Модель профессионального развития характеризует профессионала, владеющего профессиональной деятельностью в целом, способного к ее самопроектированию и совершенствованию. Движущими силами развития специалиста являются противоречия между усложняющимися требованиями профессионального труда и индивидуальным стилем, опытом и способностями. Основная движущая сила развития профессионала - внутриличностное противоречие между «Я-действующим» и «Я-отраженным». Переживание этого противоречия побуждает профессионала к поиску новых способов самоосуществления. 
     В центре многих психологических исследований профессионального становления находится изучение самосознания как формы отражения и переживания человеком своего профессионального статуса. 
В отличие от самосознания в целом, профессиональное самосознание специфичнее по своему содержанию. Если самосознание формируется в жизнедеятельности и общении с окружающими людьми и является результатом познания себя, своих действий, психических качеств и т.д., то профессиональное самосознание - это проекция всех структурных компонентов самосознания на профессиональную деятельность.             

    Традиционно важным в структуре самосознания считается осознание психических качеств, особенностей личности. В профессиональном самосознании содержится понимание именно тех свойств и качеств, которые необходимы для успешного выполнения профессиональной деятельности, т.е. профессионально важных качеств. Для разных профессий эти качества будут разными, но степень их осознания оказывает заметное влияние на выбор задач, на ход выполнения деятельности, на уверенность в себе. 
Профессиональное самосознание (или профессиональная Я-концепция) включает представление человека о себе как о члене профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры, в том числе определенных профессиональных норм, правил, традиций, присущих данному профессиональному сообществу. В эти представления включаются характеристики человека, которые определяют успешность его деятельности. К ним относят профессионально важные качества (ПВК), в качестве которых могут выступать индивидуально-психологические свойства и отношения личности. К индивидуально-психологическим свойствам относятся следующие свойства личности: сенсорные, перцептивные, аттенционные, мнемические, мыслительные, речевые, эмоциональные, волевые, имажитивные, моторные, коммуникативные. Отношения личности включают: отношение человека к профессии; к себе как к субъекту деятельности; к другим людям (коллегам, начальнику, клиентам); к объекту труда; к предмету труда; к средствам труда; к условиям труда. 
    

     Поскольку профессиональная Я-концепция является частью общей Я-концепции личности, возникает вопрос об их соотношении. При решении этого вопроса учеными учитываются такие позиции, как место конкретной деятельности в жизни личности, место личности в этой деятельности, место личности в собственной жизнедеятельности, место профессионального самоопределения в жизненном самоопределении личности. Подчеркивается, что направление, в котором изменяется личность в процессе профессионализации, и движение личности к более общим целям и смыслам должны совпадать. При рассогласовании этих ориентации возможна остановка личностного развития и расщепление сознания «для работы» и «для себя». 
      Е. В. Прокопьевой была предложена возможная классификация профессиональных Я-концепций, построенная на основании различных вариантов соотношения профессиональной и общей Я-концепций личности: 1)человек «шире» своей профессии, его профессиональная Я-концепция приближается к общей Я-концепции; 2)человек «равен» своей профессии, его общая Я-концепция сужена до профессиональной Я-концепций; 3)человек «уже» своей профессии, в его общей и профессиональной Я-концепциях представлены лишь отдельные стороны профессии. 
      С. В. Васьковская трактует профессиональное самосознание как особый феномен человеческой психики, обусловливающий саморегуляцию личностью своих действий в профессиональной сфере на основе познания профессиональных требований, своих профессиональных возможностей и эмоционального отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности. А. К. Маркова определяет профессиональное самосознание как комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как профессионалу. 

     Исследуя природу и генезис профессионального самосознания личности, О. В. Москаленко рассматривает четыре генеральных фактора: 
1. Мотивация к достижению высокого уровня профессионального мастерства; 
2. Профессиональное субъективно-ориентированное обучение; 
3. Направленность личности на овладение данной профессией; 
4. Оптимальный временной промежуток. 
      Один из важных механизмов формирования профессиональной Я-концепции является профессиональная идентификация. Под психологической идентификацией в теории социального научения понимается процесс установления субъектом сходства между своим поведением и поведением объекта (личности или группы), принятого субъектом в качестве „образца“. При таком рассмотрении идентификации имеется в виду, что поведение „образца“ служит стимулом для выбора поведенческой реакции субъектом: субъект копирует внешние формы поведения „образца“, осваивает нормы, идеалы, роли и нравственные качества „образца“. В проблеме идентификации, как подчеркивает Г. М. Андреева, важен даже не тот факт, к какой социальной (или профессиональной) группе принадлежит человек объективно, но с какой группой он отождествляет себя, либо стремится отождествлять. 
    

      В процессе профессионального становления, по мере роста профессионализма меняется и профессиональное самосознание. От того, насколько адекватно сформирована у человека профессиональная Я-концепция, зависит успешность его профессиональной адаптации. 
 
Источник: Елдышова О.А. Профессиональное самосознание как психологическая составляющая профессионального становления. //Фундаментальные исследования. - 2006. - № 7. - С. 101-102. 

Динамика  профессионального  самосознания психолога-практика (психосемантический аспект).

      Результаты исследования, объектом которого является профессиональное самосознание психологов-практиков, их профессиональная идентичность. В качестве предмета исследования, вычленяющего специфический аспект профессионального самосознания, рассматриваются имплицитная теория личности психолога-практика и имплицитные Я-концепции психологов-практиков, их динамика в ходе профессионального становления.

    При всем многообразии направлений, существующих в современной практике психологии, существует одно положение, которое разделяется большинством из них: главным инструментом в работе психолога-практика является он сам, его личность (Воробьева, 1991; Гуггенбюль-Крейг, 1997; Кочюнас, 1999;Пуртова, 1999; ИвановаЛебедева, 1999).

   Теории психологической помощи, разработанные в коммуникативной парадигме, которая исходит из диалогического понимания личности и природы ее психологических проблем, являются в то же время иэксплицитными теориями личности психолога практика, способного вовлечь клиента в целительный диалог. Реальный психолог при построении собственной теории психологической помощи, создаетсобственную теорию себя, то есть Я-концепцию (Бреммер; цит. по: Тутушкина, 1999).

    Мы исследовали, во-первых, довербальную, преконцептуальную, дорефлексивную составляющую таких "теорий" - "психологический опыт, переживание которого содержит имплицитные значения" (Роджерс; цит. по: ВоробьеваСнегирева, 1990, с. 7); во-вторых, их профессиональный групповой инвариант, присоединяющую образующую Я-концепции - те общие характеристики, которые возникают на основе сходного профессионального опыта.

    Испытуемые: психологи-практики, работающие в образовательных, социальных и медицинских учреждениях, занимающиеся различными формами консультативной, тренинговой и психокоррекционной работы; студенты 1 и 5 курсов университета и слушатели курсов профессиональной переподготовки по специальности "Психология". Процедура эксперимента: испытуемые оценивали по 2-балльной шкале себя - в прошлом, настоящем и будущем и 9 фигур из профессионального окружения, заданных как репертуар ролей.

   В качестве инструмента шкалирования использовались 120 униполярных шкал, выявленных на первом этапе исследования при помощи метода триад Дж.Келли.

   В соответствии с задачами исследования были сгруппированы выборки: генеральная (108 человек), в которую вошли все работающие психологи; психологи со стажем до 3-х лет; психологи со стажем 3-7 лет; психологи со стажем более 7 лет; студенты пятого курса университета и последнего курса факультета переподготовки (60 человек); студенты 1 курса университета и факультета переподготовки (70 человек); психологи, прошедшие специализацию (600 часов) по одному из направлений консультирования (гештальт-подход, арттерапия, НЛП); студенты, участвовавшие в тренинге профессионального самосознания (30 человек).  
 
 

     Результаты шкалирования испытуемыми фигур оценивания суммировались в групповые матрицы, которые затем подверглись процедурам факторного анализа методом главных компонент с последующим варимакс-вращением факторов.

1. По результатам факторизации матрицы генеральной выборки, были выделены 4 фактора. Первый фактор (64% дисперсии) включает следующие шкалы: способен к состраданию, сопереживанию (0,99), способен устанавливать эмоционально близкие отношения (0,99), теплый (0,98), радуется самому процессу жизни (0,98), эмоционально поддерживает решение проблемы (0,94), держит себя на равных, сотрудничающий (0,93), располагает к себе (0,91), подлинный, естественный (0,87), стремится к установлению истины о самом себе (0,86), жизненные и профессиональные принципы совпадают (0,86), принимает страдания и противоречия как неустранимые из жизни (0,84), дает возможность выговорить правду чувств (0,84), признает самоценность и уникальность клиента (0,82), терпим к проявлениям агрессивности и недовольства (0,82), воодушевленный (0,74), безоценочно принимает переживания клиента (0,72); учит, как жить (-0,80), его чувства и поведение не соответствуют друг другу (-0,83), жизненные и профессиональные принципы противоречат друг другу (-0,83), относится к клиенту как объекту изучения или воздействия (-0,84), нормативен, оценивает других, ставит диагнозы (-0,85), сосредоточен на себе, эгоцентричный (-0,90), хочет казаться важным и значительным в глазах клиента (-0,90), категоричный (-0,91), формальный в контакте (-0,94), предъявляет фасад, искусственный (-0,94), директивный, авторитарный (-0,97), претендует быть эталоном, образцом (-0,98), холодный (-0,98), стремится к власти над клиентом (-0,98), демонстративный (-0,99).

    Этот фактор дифференцирует фигуры оценивания следующим образом: на положительном полюсе - фигуры 6 (Я-актуальное), 10 (психолог, которого считают счастливым) с максимальными факторными нагрузками, а также фигуры 2 и 3 (профессионала и допрофессионала, к которым относятся с симпатией), 11, 12 (Я-ретроспективное и Я-потенциальное), 1 и 7 (эффективный психолог); на противоположном полюсе - фигуры 4 и 5 (профессионал и непрофессионал, к которым испытывают антипатию) с максимальными факторными нагрузками, а также фигуры 8 и 9 (неэффективный и преуспевающий психологи). Мы назвали этот фактор "Безусловное принятие Отвержение".

    Второй фактор (19%) задан оппозицией следующих шкал: имеет основательную теоретическую подготовку" (0,98); имеет большую практику, опыт работы (0,95); уверенный (0,94); ориентируется в многообразии психических типов и состояний (0,93); имеет систематическую подготовку как практик (0,92); передает ответственность за клиента ему самому (0,91); осознанно фрустрирует, чтобы помочь осознать правду (0,90); остается вне игры клиента (0,90); вынуждает клиента использовать его собственные ресурсы (0,90); автономен от внешнего оценивания (0,90); способен сохранять душевную автономию (0,87); материально обеспечен (0,86); опирается на собственный опыт (0,85); рациональный (0,83); содействует высвобождению энергии клиента (0,83); побуждает совершить усилие над собой, работать (0,82); гибкий, уникально реагирует на уникальную ситуацию (0,81); бывает строгим и твердым (0,81); наблюдателен (0,80); помогает понять смысл симптома или проблемы (0,77); побуждает клиента к собственному выбору (0,75); помогает клиенту обрести внутреннюю свободу (0,75); способен пойти на риск (0,75); способен пойти на конфронтацию, обострить отношения (0,72); тратит на клиента много своей энергии (-0,71); воспроизводит методики, схемы (-0,71); осторожный (-0,76); его чувства и переживания точно отражаются в поведении (-0,78); стремится быть всеми любимым (-0,79); в контакте с клиентом упускает важные детали (-0,79); транслирует чужие знания (-0,8); избегает неудач (-0,80); осуждает выражение агрессивности и недовольства (-0,81); испытывает материальные затруднения (-0,84); обслуживает, стремится, чтобы клиент был доволен (-0,88); поддается в работе собственным эмоциональным импульсам (-0,90); вовлекается в игру клиента по его правилам (-0,90); делает за клиента его работу (-0,91); полон сомнений (-0,94); тревожный (-0,94); практическая подготовка случайна и фрагментарна (-0,94); боится совершить ошибку (-0,95); зависим от мнений и оценок других (-0,96); имеет малый опыт работы (-0,98); ищет поддержку в окружении (-0,98). Мы назвали этот фактор "Сила Я - Слабость Я". Наиболее контрастными по этому фактору являются фигуры 11 (Я в начале практики), 3 (непрофессионал, вызывающий симпатию) на полюсе "Слабость Я" и 9 (преуспевающий психолог), 2 (профессионал, вызывающий симпатию), 7 (эффективный психолог) на полюсе "Сила Я".

Информация о работе Психология профессионального самосознания психолога