Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 18:49, реферат
Проблема профессионального становления личности непосредственно связана с вопросами освоения профессиональной деятельности, с вопросами развития и реализации личности на различных этапах ее профессионального пути.
Динамика профессионального самосознания психологов-практиков происходит по "линиям":
1. Изменения образа "Я-профессиональное" и "Я-экзистенциальное" преимущественно по оси конструкта "Слабость Я - Сила Я", а также смены фигур идентификации: в начале психологической практики выявлена идентификация с допрофессионалом, которому испытуемые симпатизируют; психологи-практики со стажем работы более семи лет и психологи-практики, прошедшие профессиональную специализацию, идентифицируют себя с фигурами профессионалов. Выявилась также динамика образа Я по оси "Раненый целитель - Счастливый психолог".
2. Изменения
способов категоризации. а) У студентов
и абитуриентов выявлены конструкты, которые
можно назвать строго дизъюнктивными
("или слушает, или самовыражается"),
противопоставляющие два режима работы
психолога-практика; б) у студентов и психологов-практиков
со стажем работы до 3-х лет выявлены конструкты
со сцепленными полюсами; в) у студентов
и у начинающих психологов выявлены глобальные,
недифференцированные факторы-конструкты,
которые свидетельствуют о том, что дескрипторы,
содержащиеся в них, скорее знаемые, чем
опробованные в опыте; г) у психологов-практиков
со стажем более 3-х лет в процессе обогащения
профессионального опыта эти конструкты
развились до системно организованной
имплицитной теории личности профессионала.
В этой теории "удерживаются" и снимаются
противоречивые категории ("и сочувствующий,
и сильный"), а также наблюдается баланс
тенденций к интеграции и дифференциации.
Заключение.
1. Имплицитная
теория личности психолога-
2. Профессиональной
идентичности по их
3. В процессе
профессионализации или
4. Основой имплицитной теории профессионального Я психологов-практиков являются две базовые категории: "Безусловное принятие - Отвержение" и "Сила Я - Слабость Я".
5. Вектор их
личностного и
6. Достижению
более полной профессиональной
идентичности психолога-
Литература
1. Акимова М.К., Козлова В.Т., Ференс Н.А.
Подходы к диагностике практического
мышления // Вопросы психологии. 1999. № 1.
С. 21-31.
2. Андреева Г.М. Социальная психология.
- М., 1980.
3. Бондаренко А.Ф. Личностное и профессиональное
самоопределение отечественного психолога-практика
// Московский психотерапевтический журнал.
1993. № 1.
4. Бусыгина Н. Психологическая помощь
онкологическим больным // Московский
психотерапевтический журнал. 2000. № 1 (24).
С. 77-100.
5. Воробьева Л.И. Феномен авторства в научной
психологии // Вопросы психологии. 1991. №
5. С. 131-134.
6. Воробьева Л.И., Снегирева Т.В. Психологический
опыт личности. К обоснованию подхода
// Вопросы психологии. 1990 № 2. С. 5-13.
7. Гингер С. Что такое Гештальт? Двадцать
базовых понятий. - СПб., 1996.
8. Гингер С., Гингер А. Гештальт-терапия
контакта. - СПб.: Специальная литература,
1999. 287 с.
9. Гуггенбюль Крейг А. Власть архетипа
в психотерапии и медицине. - СПб.: Б.С.К.,
1997. 117 с.
10. Донцов А.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные
представления студентов-психологов //
Вопросы психологии. 1999. № 2.
11. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология.
- СПб.: Питер, 2000.
12. Зелинченко А.И., Степанова Т.И. Психосемантика
и изучение профессионального сознания
психологов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14.
Психология. 1989. № 3. С. 20-32.
13. Иванова Е.А., Лебедева Н.М. Приглашение
к Гештальту // Журнал практического психолога.
1999. № 7-8. С. 99-109.
14. Калитеевская Е.Р. Супервидение. О профессиональном
самосознании психотерапевта // Гештальт-96.
- М., 1997. С. 63-76.
15. Кон И.С. Категория "Я" в психологии
// Психологический журнал. Т. 2. 1981. № 3.
16. Кочюнас Р. Основы психологического
консультирования. - М.: Академический
проект, 1999. 239 с.
17. Маркелова М.Н., Просекова В.М. Профессиональное
самосознание начинающего психолога //
Психолог-профессионал: деятельность,
личность, общение. - Тюмень, 1998. С. 33-34.
18. Маркова А.К. Психология профессионализма.
- М., 1996. 308 с.
19. Мэй Р. Раненый целитель // Московский
психотерапевтический журнал. 1997. № 2.
20. Орлов А.Б., Хазанова М.А. Феномены конгруэнтности
и эмпатии // Вопросы психологии. 1993. №
4. С. 68-72.
21. Перлз Ф. Опыты психологии самопознания.
- М.: Гиль-Эстель, 1993.
22. Петренко В.Ф. Основы психосемантики:
Учебное пособие. - Смоленск: Изд. СГУ, 1997.
400 с.
23. Пуртова Е.А. Психологические механизмы
психотерапии // Журнал практического
психолога. 1999. № 5-6. С. 26-42.
24. Собчик Л.Н. Метод диагностики межличностных
отношений (адаптированный вариант интеперсональной
диагностики Т.Лири). Методическое руководство.
- М., 1990. 43 с.
25. Соколова Е.Т. К проблеме психотерапии
пограничных личностных расстройств //
Вопросы психологии. 1995. №. 2. С. 95-105.
26. Столин В.В. Самосознание личности. -
М.: МГУ, 1983. 285 с.
27. Тутушкина М.К. Психологическая помощь
и консультирование // Психологическая
помощь и консультирование. - СПб.: Дидактика
Плюс, 1999.
28. Улыбина Е.В. Обыденное сознание: структура
и функции. - Ставрополь, 1998. 208 с.
29. Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика,
1992. 430 с.
30. Ханина И.Б. К вопросу о профессиональной
составляющей в структуре образа мира
// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология.
1990. № 3.
31. Шмелев А.Г. Психосемантика и психодиагностика
личности. Дисс. … докт. психол. наук. -
М., 1994.
[10372[12140]]
Информация о работе Психология профессионального самосознания психолога