Психология профессионального самосознания психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 18:49, реферат

Описание

Проблема профессионального становления личности непосредственно связана с вопросами освоения профессиональной деятельности, с вопросами развития и реализации личности на различных этапах ее профессионального пути.

Работа состоит из  1 файл

маше.Психология профессионального самосознания психолога..docx

— 78.98 Кб (Скачать документ)

   Динамика профессионального самосознания психологов-практиков происходит по "линиям":

1. Изменения образа "Я-профессиональное" и "Я-экзистенциальное" преимущественно по оси конструкта "Слабость Я - Сила Я", а также смены фигур идентификации: в начале психологической практики выявлена идентификация с допрофессионалом, которому испытуемые симпатизируют; психологи-практики со стажем работы более семи лет и психологи-практики, прошедшие профессиональную специализацию, идентифицируют себя с фигурами профессионалов. Выявилась также динамика образа Я по оси "Раненый целитель - Счастливый психолог".

2. Изменения способов категоризации. а) У студентов и абитуриентов выявлены конструкты, которые можно назвать строго дизъюнктивными ("или слушает, или самовыражается"), противопоставляющие два режима работы психолога-практика; б) у студентов и психологов-практиков со стажем работы до 3-х лет выявлены конструкты со сцепленными полюсами; в) у студентов и у начинающих психологов выявлены глобальные, недифференцированные факторы-конструкты, которые свидетельствуют о том, что дескрипторы, содержащиеся в них, скорее знаемые, чем опробованные в опыте; г) у психологов-практиков со стажем более 3-х лет в процессе обогащения профессионального опыта эти конструкты развились до системно организованной имплицитной теории личности профессионала. В этой теории "удерживаются" и снимаются противоречивые категории ("и сочувствующий, и сильный"), а также наблюдается баланс тенденций к интеграции и дифференциации.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

1. Имплицитная  теория личности психолога-практика  является ориентировочной основой  построения Я-концепции психолога-практика, субъективным критерием достижения профессиональной идентичности. С другой стороны, Я-концепция психолога-практика, развиваясь в процессе обучения и профессиональной деятельности, уточняет и трансформирует имплицитную теорию личности профессионала.

2. Профессиональной  идентичности по их субъективным  представлениям достигли психологи-практики, имеющие стаж работы более  7 лет и психологи-практики, прошедшие  дополнительную специализацию.

3. В процессе  профессионализации или специальной  работы над развитием профессионального  самосознания имплицитная теория  личности профессионала и имплицитная  Я-концепция психолога-практика трансформируется из слабо дифференцированной, синкретичной структуры в упорядоченную артикулированную систему конструктов.

4. Основой имплицитной  теории профессионального Я психологов-практиков являются две базовые категории: "Безусловное принятие - Отвержение" и "Сила Я - Слабость Я".

5. Вектор их  личностного и профессионального  развития проходит, главным образом  по оси "Слабость Я - Сила  Я". Основным смыслом профессионального  и личностного развития психологов-практиков  является развитие субъектности - как своей собственной, так их клиентов.

6. Достижению  более полной профессиональной  идентичности психолога-практика  способствует специальная работа, направленная на развитие профессионального  самосознания. 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 
 
1. Акимова М.К., Козлова В.Т., Ференс Н.А. Подходы к диагностике практического мышления // Вопросы психологии. 1999. № 1. С. 21-31. 
 
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1980. 
 
3. Бондаренко А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика // Московский психотерапевтический журнал. 1993. № 1. 
 
4. Бусыгина Н. Психологическая помощь онкологическим больным // Московский психотерапевтический журнал. 2000. № 1 (24). С. 77-100. 
 
5. Воробьева Л.И. Феномен авторства в научной психологии // Вопросы психологии. 1991. № 5. С. 131-134. 
 
6. Воробьева Л.И., Снегирева Т.В. Психологический опыт личности. К обоснованию подхода // Вопросы психологии. 1990 № 2. С. 5-13. 
 
7. Гингер С. Что такое Гештальт? Двадцать базовых понятий. - СПб., 1996. 
 
8. Гингер С., Гингер А. Гештальт-терапия контакта. - СПб.: Специальная литература, 1999. 287 с. 
 
9. Гуггенбюль Крейг А. Власть архетипа в психотерапии и медицине. - СПб.: Б.С.К., 1997. 117 с. 
 
10. Донцов А.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов-психологов // Вопросы психологии. 1999. № 2. 
 
11. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - СПб.: Питер, 2000. 
 
12. Зелинченко А.И., Степанова Т.И. Психосемантика и изучение профессионального сознания психологов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1989. № 3. С. 20-32. 
 
13. Иванова Е.А., Лебедева Н.М. Приглашение к Гештальту // Журнал практического психолога. 1999. № 7-8. С. 99-109. 
 
14. Калитеевская Е.Р. Супервидение. О профессиональном самосознании психотерапевта // Гештальт-96. - М., 1997. С. 63-76. 
 
15. Кон И.С. Категория "Я" в психологии // Психологический журнал. Т. 2. 1981. № 3. 
 
16. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М.: Академический проект, 1999. 239 с. 
 
17. Маркелова М.Н., Просекова В.М. Профессиональное самосознание начинающего психолога // Психолог-профессионал: деятельность, личность, общение. - Тюмень, 1998. С. 33-34. 
 
18. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996. 308 с. 
 
19. Мэй Р. Раненый целитель // Московский психотерапевтический журнал. 1997. № 2. 
 
20. Орлов А.Б., Хазанова М.А. Феномены конгруэнтности и эмпатии // Вопросы психологии. 1993. № 4. С. 68-72. 
 
21. Перлз Ф. Опыты психологии самопознания. - М.: Гиль-Эстель, 1993. 
 
22. Петренко В.Ф. Основы психосемантики: Учебное пособие. - Смоленск: Изд. СГУ, 1997. 400 с. 
 
23. Пуртова Е.А. Психологические механизмы психотерапии // Журнал практического психолога. 1999. № 5-6. С. 26-42. 
 
24. Собчик Л.Н. Метод диагностики межличностных отношений (адаптированный вариант интеперсональной диагностики Т.Лири). Методическое руководство. - М., 1990. 43 с. 
 
25. Соколова Е.Т. К проблеме психотерапии пограничных личностных расстройств // Вопросы психологии. 1995. №. 2. С. 95-105. 
 
26. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: МГУ, 1983. 285 с. 
 
27. Тутушкина М.К. Психологическая помощь и консультирование // Психологическая помощь и консультирование. - СПб.: Дидактика Плюс, 1999. 
 
28. Улыбина Е.В. Обыденное сознание: структура и функции. - Ставрополь, 1998. 208 с. 
 
29. Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика, 1992. 430 с. 
 
30. Ханина И.Б. К вопросу о профессиональной составляющей в структуре образа мира // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1990. № 3. 
 
31. Шмелев А.Г. Психосемантика и психодиагностика личности. Дисс. … докт. психол. наук. - М., 1994. 
[10372[12140]]

Информация о работе Психология профессионального самосознания психолога