Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 18:49, реферат
Проблема профессионального становления личности непосредственно связана с вопросами освоения профессиональной деятельности, с вопросами развития и реализации личности на различных этапах ее профессионального пути.
По мнению К.Г.Юнга, чтобы понять своего клиента как человеческое существо, психологу нужно обладать своеобразным двойным мышлением, удерживать противоречие между взаимоисключающими вещами - знанием (полюс "Сила Я" второго фактора) и пониманием (полюс "Безусловное принятие" первого фактора), воспринимать его как нечто уникальное и не упускать из виду как статистическую единицу.
Различными, как правило, чередующимися режимами профессиональной работы настоящего фасилитатора являются конгруэнтность и эмпатия. В случае конгруэнтности речь идет о переживании собственных чувств, об их открытости себе и другим людям; о состояние бытия, в котором мы наиболее аутентичны в качестве самих себя (полюс "Безусловное принятие"). Эмпатия - это ощущение личного мира клиента, как если бы он был вашим собственным, но без какой-либо утраты этого качества "как если бы", без чувств самого консультанта, то есть при сохранении психологической дистанции между ним и эмпатируемым (Орлов, Хазанова, 1993). Таким образом, речь идет о способности консультанта различать границы Я и не-Я, о душевной автономии (полюс "Сила Я").
Фигура
Я-актуальное в этой области семантического
пространства размещена испытуемыми только
двух выборок - психологами со стажем более
7 лет и психологами, прошедшими специализацию.
Это говорит о том, что, субъективно
идентифицируют себя
как ставших психологов-практиков,
главным образом, только
в этих двух группах. Психологи со стажем
3-7 лет идентифицируют себя с профессионалами
только по критерию "Безусловное принятие",
а по критерию "сила Я" относят себя
к допрофессионалам (термин А.
Полученные факторы близки по общему смыслу двухфакторной модели межличностных отношений Т.Лири: Доминантность и Дружелюбие. Квадрант "Безусловное принятие" - "Сила Я" по своей семантике близок к сочетанию VIII и I октантов опросника ДМО, а именно ответственно-великодушного типа межличностного взаимодействия с характеристиками стенического типа реагирования (Собчик, 1990). По данным Л.Н.Собчик, образ идеального психолога у обследованных ею больных характеризуется именно "ответственно-великодушным стилем межличностных отношений в сочетании с чертами лидерства и способностью к сопереживанию".
Семантика квадранта, образованного полюсами "Безусловное принятие" и "Слабость Я", задается как содержанием этих полюсов, так и фигурами, которые в нем размещены. Во всех обследованных выборках в этом квадранте располагаются фигура психолога, уступающего испытуемым в профессиональном отношении и вызывающего их симпатию, фигура Я-ретроспективное, а также Я-актуальное (за исключением психологов со стажем более семи лет и с дополнительной послевузовской специализацией). Это квадрант допрофессионалов в практической психологии (мало опыта, практики, слабая практическая подготовка и личностные характеристики с полюса "Слабость Я").
По общему
смыслу содержание этого квадранта соотносится
с VII и VI октантами ДМО, а именно с "сотрудничающе-конвенциональны
В.Н.Дружинин связывает приход человека в психологию 1) с изначальной неприспособленностью, неприлаженностью его душевного склада к миру человеческого общения; 2) желанием эту дисгармонию преодолеть рациональными методами, путем рефлексии и самообучения, исследуя особенности психики других людей. "То, что другим людям дается как бы "само собой", - навыки поведения и общения, психолог вырабатывает и приобретает" (Дружинин, 2000, С. 31-32).
Квадрант III в семантическом пространстве противоположен по смыслу квадранту I. Он образован полюсами "Слабость Я" и "Отвержение". Поскольку семантика последнего определена нами как "зрелость", "творческая адаптация", семантику III квадранта возможно определить как невротичность. Фигуры, которые размещены в этом квадранте - а это неизменно во всех выборках фигура психолога-практика, которого недолюбливают и считают, что он зря выбрал эту профессию и фигура неэффективного психолога можно отнести к V и IV октантам ДМО: "покорно-застенчивому" типу отношений и "недоверчиво-скептическом" типу межличностных отношений.
Этот квадрант - область непрофессионализма, поскольку только "тот, … кто в меньшей степени ищет опоры в среде (то есть менее невротичен), способствует развитию другого" (Перлз, 1996, с. 128).
В нашем раннем исследовании (Маркелова, Просекова, 1998) у абитуриентов-психологов факультета переподготовки выявлен фактор "зрелый - невротичный". По мнению В.Ф.Петренко, "изначальными являются не субъективные семантические пространства, а содержание исходных образов (типажей), которые субъект извлекает из своего опыта" (Петренко 1997, с. 256). Оппозиция "зрелый - невротичный", полученная на студенческих выборках, является противопоставлением типажей. В данном исследовании "зрелость - невротичность" - это не конструкт, а оппозиция областей семантического пространства. По-видимому, в процессе обогащения профессионального опыта у психологов-практиков со стажем она трансформировалась в субъективные семантические пространства.
В последнем квадранте семантического пространства двух главных факторов, образованного полюсами "Отвержение" - "Сила Я", размещаются фигуры психолога-практика, превосходящего в чем-то в профессиональном отношении, но его недолюбливают и преуспевающего психолога. Первая воспринимается испытуемыми как самая отвергающая, а вторая - как самая сильная. Но и та, и другая фигуры не идентифицируются как профессионалы по критерию участных качеств. По ДМО это представители III и II октантов - "прямолинейно-агрессивного и "независимо-доминирующего" типов межличностных отношений. Размещение фигуры преуспевающего психолога в семантическом пространстве может быть выводом из имплицитной теории личности профессионала в психологии: человек с такой силой Я не может быть "нормальным" психологом. Так, по выражению С. и А.Гингер, если бы психотерапевты решили бы все свои проблемы, то в мире не осталось бы психотерапевтов (А.Гингер, С.Гингер, 1999). Кроме того, конструкты не обязательно являются "осознаваемым… элементом самосознания. Он может быть феноменально представлен сознанию как форма знания не о себе, но о других людях" (Шмелев, 1994, с. 119). Возможно, это область проекций психологов-практиков.
Семантика третьего фактора психологов со стажем 3-7 лет и третьего-четвертого факторов психологов со стажем более 7 лет и генеральной выборки - это семантика раненого целителя. Р.Мэй так развил эту тему применительно к психологам и психотерапевтам: "Мы исцеляем других с помощью наших собственных ран. Понимание, приходящее к нам через наше личное страдание и личные проблемы, приводит нас к развитию эмпатии и творческих способностей в отношениях с людьми - и к состраданию" (Мэй, 1997, с. 92). Для тех, кто действительно хочет исцелять, необходимо найти в себе силы и ощутить собственную уязвимость, интегрировать ее и стать истинными "ранеными целителями" (Гуггенбюль-Крейг, 1997, с. 64-69).
Напомним, что этот фактор поляризует фигуры самих испытуемых в настоящее время и в прошлом, психологов-профессионалов (полюс "Пережил боль и страдание") и счастливого психолога (10), неэффективного (8) и преуспевающего (9), а также Я-потенциальное (полюс "Обошелся в жизни без психических травм"). Коэффициенты корреляции между фигурами Я-потенциальное и счастливого психолога, которые практически во всех выборках стабильно несколько выше, чем этот же коэффициент корреляции, например, с фигурами эффективного психолога или профессионала, вызывающего симпатию и значительно выше, чем с фигурой преуспевающего психолога, указывают на то, что эта фигура чрезвычайно привлекательна для многих психологов-практиков как объект идентификации, скорее неосознаваемой, и что решение экзистенциальных проблем с помощью профессии несколько даже превалирует над решением профессиональных.
В исследованиях профессионального сознания (Зеличенко, Степанова, 1989), профессиональных представлений (Донцов, Белокрылова, 1999), профессиональных стереотипов (Петренко, 1997) было показано, что профессиональное сознание и мышление студентов-психологов опирается на логику типа и стереотипа социальной перцепции, а не на теоретические свойства", что оно "по своему типу ближе к обыденному, чем к теоретическому" (Зеличенко, Степанова, 1989, с. 32), и что эта тенденция снижается по мере увеличения профессиональной деятельности. Подобные феномены выявлены и в нашем исследовании. Во всех студенческих группах при обеих формах обучения, у психологов, проработавших менее 3-х лет дискриминативность фактора "Сила Я - Слабость Я" снижена в результате сцепления полюсов двух факторов с разным знаком и образования монолитной координаты. Это привело к снижению размерности семантического пространства и формированию защитной имплицитной Я-концепции.
По-видимому, это тот случай, когда обыденное сознание не справляется со своими функциями фиксировать противоречия и быть устойчивым к ним. По мнению А.Г.Шмелева, формированию защитной имплицитной теории личности может быть обусловлена защитно-компенсаторными механизмами или бедным эмпирическим опытом субъекта (Шмелев, 1994, с. 127), в котором полярности представлены недифференцированно друг от друга или взаимоисключающе. Стереотип изолирует субъекта "от "игры" дальнейшего опыта (Перлз, 1993, с. 132), воздействует на последующий опыт замораживающе, дезадаптивно, неконтекстуально и для совладания с ним требуется более богатый опыт, в том числе и общение с субъектом, у которого имеется опыт психотехнического обращения с противоречиями.
Другим аргументом за то, что сознание студентов-психологов и молодых специалистов по своему типу ближе к обыденному, чем к профессиональному является конфигурация фактора "Оценка", который был описан нами выше.
Факторная структура, полученная в результате анализа матрицы студентов 1 курса университета, отличающаяся от факторных структур всех других групп, свидетельствует о более высокой когнитивной сложности. При этом первый фактор столь же синкретичен, как и в других выборках - свидетельство слабой дифференцированности.
Содержанием второго фактора является "Сила Я функционального", а содержание четвертого фактора (6,4%) - скорее, сила Я-экзистенциального - способность сопротивляться давлению среды, ее нормам. В отличие от работающих психологов, у которых эти две ипостаси силы Я соединены в одном факторе (что истолковано нами как тесная связь между Я профессиональным и Я экзистенциальным, как представление о возможности личностного роста, которую дает профессия), у студентов эти модусы силы Я "схвачены" в двух разных факторах, дезинтегрированы.
Содержанием третьего фактора является оппозиция "Экспрессия - Импрессия". Студенты сориентированы на образ психолога, чувства и мотивы поведения которого непроницаемы для других (узнает о других больше, чем выражает себя). В нашем раннем исследовании (Маркелова, Просекова,1998) по результатам СД студентов первого курса переподготовки, была выявлена оппозиция: "способный концентрироваться, сильный, внимательный к деталям, умеющий слушать, конфиденциальный (эти качества приписывались психологам и юристам) - эмоциональный, творческий, душевный, истинно добр к людям (культработник)". В том и другом случае два чередующиеся режима работы психолога-практика представлены как взаимоисключающие.
"…Одни и те же значения, в зависимости от опыта субъекта, имеют различный онтологический статус" (Ханина, 1990, с. 47). Знания о том, какие требования предъявляет профессия к личности психолога, остаются лишь "знаемыми", но не опробованными в собственной практике. Формирование и развитие профессиональной идентичности психолога-практика происходит не столько на уровне значений, сколько на уровне смыслов, на имплицитном уровне. Это тот вид учения или процесс самопознания (открытия себя), которому нельзя научить: его можно только пережить.Однажды пережитый человеком, он оказывает значительное воздействие на него в течение всей жизни (Роджерс; цит. по: Воробьева,Снегирева, 1990, с. 7). Именно поэтому работа по развитию самосознания психолога-практика - как личности, так и профессионала - требует особых форм.
Под влиянием специальной работы, направленной на развитие профессионального самосознания, расширение осознавания своего профессионального опыта в группе коллег возникает относительный баланс между процессами интеграции и дифференциация конструктов. Это феномен выявлен у группы студентов, которая прошла тренинг профессионального самосознания и у группы психологов, которая получила дополнительное послевузовское образование. Назовем, для примера, два изменения в имплицитной теории личности и Я-концепции у студентов, которые участвовали в тренинге профессионального самосознания, проведенным автором статьи: базовые конструкты стали изоморфными конструктам генеральной выборки работающих психологов-практиков; произошло разотождествление с фигурами профессионального окружения, вызывавшими антипатию, идентификация с фигурами профессионалов, вызывающих симпатию, что свидетельствует о большем эмоциональном принятии себя как личности и как профессионала. Факторная структура выборки психологов, прошедших послевузовскую специализацию в одном из подходов в психологическом консультировании, в программу которой входила личная терапия и работа под супервизию, является наиболее сбалансированной в отношении дифференциации и интеграции конструктов; психологи этой выборки субъективно идентифицируют себя как профессионалов в психологической практике. Следовательно, одним из условий достижения более полной профессиональной идентичности является специальная работа, направленная на развитие профессионального самосознания.
Информация о работе Психология профессионального самосознания психолога