Психология профессионального самосознания психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 18:49, реферат

Описание

Проблема профессионального становления личности непосредственно связана с вопросами освоения профессиональной деятельности, с вопросами развития и реализации личности на различных этапах ее профессионального пути.

Работа состоит из  1 файл

маше.Психология профессионального самосознания психолога..docx

— 78.98 Кб (Скачать документ)

    Униполярные третий (3%) и четвертый факторы (2,7%), каждый из которых представлен одним дескриптором - "Обошелся в жизни без психических травм" и "Пережил боль и страдание", судя по фигурам оценивания, которые они поляризуют, являются "осколками" одного биполярного фактора, который мы назвали "Раненый целитель": на левом полюсе - фигуры 10 (счастливый психолог), 12 (Я через три года), а на правом - фигура 6 (Я сейчас) и фигура 4 (профессионал, к которому испытывают антипатию).

2. Факторные структуры в группах психологов со стажем 3-7 летболее 7 лет и в группе психологов, прошедших дополнительную послевузовскую подготовку в целом изоморфны факторной структуре генеральной выборки. Фактор "Безусловное принятие" в первых двух группах включает 57 униполярных шкал, фактор "Сила Я" - соответственно 45 и 37; в группе психологов, прошедших дополнительную послевузовскую специализацию количество шкал в первых двух факторах составляет 50 и 46 соответственно.

    В третьем факторе у группы психологов со стажем работы 3-7 лет по сравнению с двумя другими группами и генеральной выборкой целостно выражена семантика "раненого целителя". Он задан оппозицией шкал: принимает страдания и противоречия как неустранимые из жизни (0,89), пережил боль и страдание (0,79), испытывает материальные затруднения (0,67), материально обеспечен (-0,60), обошелся в жизни без психических травм (-0,66). Наиболее полярными по этому фактору являются фигуры самих испытуемых в настоящее время (6) и счастливого психолога (10). К левому полюсу относятся также фигуры 7, 2, и 11, а к правому - фигуры 8 и 9.

3. Во всех студенческих группах, а также в двух группах молодых специалистов (стаж работы до 3 лет) с разными формами подготовки (университетское обучение и переподготовка) шкалы, задающие полюса первого фактора, указывают на основании категоризации, сходное с таковым в описанных выше выборках - "Безусловное принятие". В то же время, этот фактор представляет собой глобальную склейку от 60 до 90 шкал одинакового знака, которые в генеральной выборке относятся к двум, а то и трем разным факторам. Он дифференцирует фигуры самих испытуемых (Я-актуальное, Я-ретроспективное и Я-потенциальное), а также фигуры профессионалов, к которым испытывают симпатию (положительный полюс) и фигуры психологов, которых недолюбливают, независимо от того, признают их профессионализм или нет (отрицательный полюс). Очевидно, что основой этой дифференциации являются два известных механизма каузальной атрибуции: 1. "Плохому" человеку приписываются отрицательные черты", а сам воспринимающий оценивает себя по контрасту, как носитель самых положительных черт"; 2. "Плохим" людям всегда приписываются отрицательные черты, а "хорошим" - хорошие" (Андреева, 1980, с. 149). Поэтому, в отличие от остальных выборок, мы назвали этот фактор "Оценка".

    Другой особенностью семантической структуры этих выборок является то, что фактор оценки участных качеств психолога и фактор энергетической оценки ("Сила Я") "сцепились" полюсами разного знака; это говорит о том, что в основе восприятия профессионального окружения и самовосприятия лежит конструкт, согласно которому сопереживающий психолог автоматически кодируется как слабый, а сильный - как холодный и дистанцированный. Вот, для примера, содержание второго фактора молодых специалистов - выпускников университета: рациональный (0,79), автономен от внешнего оценивания (0,78), имеет большую практику, опыт работы (0,73), держит клиента на расстоянии (0,72), передает ответственность за клиента ему самому (0,71), имеет основательную теоретическую подготовку (0,7), холодный (0,7), боится совершить ошибку (-0,71), зависим от мнений и оценок других (-0,72), тратит на клиента много своей энергии (-0,73), способен к сопереживанию, состраданию; (-0,74), способен устанавливать эмоционально близкие отношения (-0,81), ищет поддержку в окружении (-0,84), имеет малый опыт работы (-0,85). Фигуры, дискриминируемые этим фактором, аналогичны фигурам генеральной выборки.  

    Результаты факторизации матриц генеральной выборки, групп психологов со стажем 3-7 летболее 7 лет и группы психологов, прошедших дополнительную послевузовскую специализацию.

    Базовой категорией имплицитной теории личности психолога-практика является конструкт "Безусловное принятие клиента - Отвержение клиента". Это одна из основных мерок, эталон, посредством которого психологи-практики различают профессионалов и непрофессионалов в психологической практике. Профессионал в практической психологии прежде всего живой человек, испытывающий интерес к жизни и к людям, терпимый к самым разным переживаниям, мыслям и состояниям - как клиентов, так и своим собственным - и способный их понять; он умеет устанавливать глубокие отношения с другими людьми, сопереживать им и раскрыть собственные переживания; аутентичный в своих проявлениях. Непрофессионал в своих отношениях с клиентом директивен, авторитарен, претендует быть образцом; в контакте с клиентами - искусственный, формальный и холодный; он категоричен в своей приверженности нормам, сосредоточен, главным образом, на себе, на своей правде, что не дает ему разглядеть правду клиента; клиент для него только объект изучения или воздействия.

     Другой категорией, которая составляет основу имплицитной теории личности психолога-практика, выявленной у испытуемых в этих выборках, является конструкт "Сила Я - Слабость Я". Самые большие факторные нагрузки в этом факторе, которые задают его смысл, у дескрипторов, связанных с подготовкой психолога (теоретической и практической) и опытом работы.

    Освоение специальных знаний, накопленных практической психологией, овладение профессиональными навыками в собственной практике связывается в субъективных представлениях психологов с обретением таких качеств, как рациональность, уверенность, внутренняя свобода, независимость от внешних оценок, от собственных неосознаваемых импульсов, способность сохранять душевную автономию (различать Я и не-Я), материальная независимость, гибкость (свобода от стереотипов), способность пойти на риск, способность пойти на конфронтацию, а также лидерские качества в отношении с клиентами (побуждение клиента к работе, к совершению усилия, к собственному выбору, помощь в обретении внутренней свободы). Латентное содержание, скрывающееся за этой сцепкой ассоциаций - способность поддерживать свою самость против внешних (давление среды) и внутренних (спонтанных эмоциональных влечений) факторов (Кон, 1981)Она дает психологу-практику возможность реализовать собственную субъектность - активность по отношению к обществу и себе самому, возможность утверждать себя в мире (Улыбина, 1998) и является условием помощи поддержания и развития субъектности клиента.

   Со слабой практической подготовкой и малым опытом работы коррелируют тревожность и зависимость специалиста (от внешних оценок и собственных эмоциональных импульсов, от ожиданий клиента и его "сценария" игры, от техник и методик, материальная зависимость), сервильность (стремление услужить, обслужить), стремление быть всеми любимым. Иными словами, неспособность содействовать развитию субъектности клиента.

    Имплицитный смысл этого фактора очень точно передают слова А.Ф.Бондаренко: "Именно профессиональное самоопределение психолога-практика уменьшает дистанцию между "Я-функциональным" и "Я-экзистенциальным", снижает тревожность, повышает личностный потенциал, то есть становится как бы условием и одновременно стимулом к дальнейшему личностному росту и личностному самоопределению… Технологический уровень представленности модели специалиста детерминирует личностный. А уже этот, последний, возвращает личностное "Я" к институционально-ролевому "лику" профессии" (Бондаренко, 1993, С. 73-74).

      Если участные качества, способность чувствовать, понимать и принимать людей, сочувствовать и сопереживать, устанавливать с ними глубокие отношения, терпимость к многообразным их проявлениям приписываются себе испытуемыми всех выборок как почти имманентные к моменту выбора занятия психологией, то сила Я-экзистенциального и функционального - это такая базовая самохарактеристика, которая в начале профессиональной деятельности или подготовки к ней, воспринимается как дефицит и которая - осознано это или нет - является предметом потребности. Расположение в семантическом пространстве (рис. 1) фигуры Я-ретроспективное на полюсе "Слабость Я", а фигуры Я-потенциальное на полюсе "Сила Я" - рядом с фигурами профессионалов в практической психологии - выявляет вектор личностного и профессионального роста психологов-практиков, а именно - возрастание их субъектности. Это означает, что имплицитная Я-концепция психологов-практиков содержит интенцию к личностному росту и что основным смыслом профессионального и личностного развития является развитие субъектности - как своей, так и их клиентов.

   Расположение фигуры актуальное Я на данной шкале зависит от двух условий: уровня профессиональной подготовки и стажа работы (то есть опыта работы в практической психологии). Так, студенты независимо от формы профессиональной подготовки и психологи-практики, проработавшие по профессии менее трех лет, тяготеют к правому полюсу; фигура актуального Я психологов-практиков, проработавших более семи лет, а также из выборки прошедших дополнительную послевузовскую подготовку - на левом полюсе шкалы.

   В имплицитных теориях личности профессионала у психологов со стажем от 3 до 7 лет и более семи лет выявлен относительный баланс между тенденцией к интеграции и дифференциации конструктов. Это, по-видимому, тот случай, когда без умеренного сцепления "не происходит формирование интегративных конструктов, знание не интегрируется" (Шмелев, 1994, с. 132). Так, конструкт "Безусловное принятие - Отвержение" является "склейкой" характеристик, которые в эксплицированных моделях эффективного и неэффективного психологов-практиков (например,Кочюнас, 1999) выделяются в несколько разных категорий. И в то же время, по сравнению с первым фактором у студентов и молодых специалистов он значительно менее монолитен. В "склейках" второго фактора "Сила Я - Слабость Я" интегрированы имплицитные представления психологов-практиков о том, что невозможно провести четкую границу между Я-экзистенциальным и Я-профессиональным у психолога-практика, о взаимообусловленности личностного и профессионального роста.  
 

    Квадрант семантического пространства, образованный соединением полюсов "Безусловное принятие" - "Сила Я" двух смысловых конструктов, является моделью должного, областью профессиональных эталонов, поскольку в нем расположены фигуры профессионалов (психолог, к которому относятся с симпатией и уважают за профессионализм и психолог, которого считают эффективным), а также моделью потребного будущего, поскольку в нем размещена фигура Я-потенциальное.

   Он вызывает следующие реминисценции. Если на полюсе "Безусловное принятие" сцеплены, главным образом, качества психолога, приводящие к объединению с другими людьми ("Мы"), то на полюсе "Сила Я" сгруппированы черты, позволяющие отделить себя от других, отстаивать свою природную и человеческую сущность ("Я"), индивидуализировать свой опыт и ценности, обеспечивающие подлинное рождение личности (Улыбина,1998). Поэтому одним из смыслов этого квадранта является творческая адаптация синтез, позволяющий жить и работать, придерживаясь собственных взглядов, учитывая "нормы, принятые в данное время и в данном месте, и найти собственный путь в общем потоке" (Гингер, 1996, с. 26).

     Полюс "Безусловное принятие" - это материнское сознание, материнское - безусловное - отношение, как это понимает Э.Фромм (1992). Полюс "Сила Я" соотносится с отцовским - условным - отношением. Согласно В.В.Столину, будучи ассимилированным в структуру самоотношения, материнское сознание становится аутосимпатией, а отцовское трансформируется в самоуважение (Столин, 1983). Способность совмещать в себе материнское и отцовское сознание является одной из характеристик зрелого человека.

    К ведущим механизмам изменений, происходящих с клиентом в процессе работы с психологом, относят, во-первых, разотождествление с интроецированными ослабляющими, обесценивающими образами значимых других из его детства, во-вторых, интериоризацию клиентом особых отношений внутри рабочего альянса с психологом (Пуртова, 1999). Задача психолога - "быть персонажем другой истории, …другим типом "родителя" (Калитеевская, 1997, с. 64). Интериоризация клиентом теплого, доверяющего отношения к нему ведет к изменению отношения к себе, большему самопониманию, самопринятию, а также способствует переосмыслению проблемы.

    С другой стороны, фрустрируя "клиента его же стереотипными ответами" (там же, с. 67), поддерживая поиск выхода из проблемной ситуации, побуждая к равноправному партнерству, "к активности самоисследования и разделению ответственности за происходящие изменения" (Соколова,1995), психолог занимает позицию, которая Э.Фроммом названа отцовской.        

    Ассимиляция этой позиции ведет к способности клиента быть автономным в поведении и принятии решений, опираться на самого себя.

     Чтобы в общении с психологом клиент мог получить опыт зрелого обращения с ним, психолог сам должен иметь этот опыт, совмещая в себе "материнское" и "отцовское" сознание, аутосимпатию и самоуважение. Таким образом, семантику этого квадранта составляет зрелость личности самого психолога.

    Но здесь же усматривается еще один семантический слой. В зарубежных исследованиях практического мышления его сущностной характеристикой называют способность понять и принять парадоксальность и противоречия, свойственные конкретным социальным ситуациям (Акимова и др., 1999).

    Э.Фромм писал, что отцовский и материнский виды сознания противоречат друг другу (1992, с. 133). Понимание в его женском варианте "веры, надежды и любви", женском "я с тобой", противоположно пониманию, основанному на позиции вненаходимости и способному вследствие этого к постижению целостности происходящего, умению соразмерять множество факторов (Бусыгина, 2000, с. 96).

Информация о работе Психология профессионального самосознания психолога