Психология труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 14:59, реферат

Описание

Обычно в учебных пособиях в самой разнообразной последовательности излагается сущность каждого метода. Вместе с тем более целесообразно дать сначала сводку всех основных методов психологии труда в обобщенном виде, посмотреть на весь арсенал методов как бы с «птичьего полета». Для этой цели их необходимо представить в виде общей схемы и лишь, затем раскрыть основное содержание каждого метода. Естественно, что как всякая схема она дает упрощенное представление о совокупности методов психологии труда. Она, конечно, не может отражать всех взаимосвязей между отдельными методами, но зато позволяет сразу сориентироваться в том комплексе методов, которыми пользуется психология труда.

Работа состоит из  1 файл

ПСИХ труда.docx

— 47.52 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

     Психология  труда – одна из важнейших отраслей психологической науки. Она изучает  многообразие проявлений психики в  трудовой деятельности, ее развитие в  различных видах труда, влияние  длительной работы на психику, соответствие организации процессов труда  психическим и психофизиологическим особенностям человека и другие проявления личностных, психологических и индивидуально-типологических факторов в труде. Трудовая деятельность является основным видом деятельности взрослого человека.

     Обычно  в науках различают два основных метода, используемых как средства научного исследования: наблюдение и  эксперимент. Но разные отрасли психологии в связи со спецификой объекта  изучения применяют еще и другие методы, а также ряд вспомогательных  средств. Кроме того, конкретное применение психологических методов имеет  в отдельных направлениях психологической  науки свою специфику. Это вытекает из особенностей объекта и целей  исследования. Так, например, общая  психология, изучая психологические  закономерности, имеющие универсальное, теоретическое значение, часто вынуждена  абстрагироваться от той социальной и физической среды, в которой  протекает реальная деятельность человека, и от личности конкретного индивидуума. Прикладные отрасли психологии, в  том числе и психология труда, наоборот, не могут рассматривать  человека вне условий его деятельности, и даже жизни в целом.

     Проведение  исследований в психологии предъявляет  к исследователю определенные требования: 1) использование методов должно удовлетворять принципам марксистской философии. Это означает, что изучение конкретного явления необходимо рассматривать во взаимосвязи с  другими явлениями, в развитии и  единстве противоположностей, в возможном  переходе количества в новое качество и т. п.; 2) каждый метод должен быть объективным методом, т. е. вскрывать  реальные закономерности психической  деятельности; 3) для решения определенной задачи или проверки выдвинутой гипотезы исследователь должен выбирать конкретные методы или проектировать новые  методические средства, т. е. методы должны быть адекватны задаче, а не наоборот. Это, казалось, очевидное требование нередко нарушается, особенно в научно-практических исследованиях, когда без достаточных  оснований берется ряд методических средств в расчете на то, что  они, может быть, позволят решить поставленную задачу. В связи с этим трудно согласиться с теми, кто считает, что в практических исследованиях  можно разрешать самостоятельно пользоваться психологическими методами лицам, не имеющим достаточной психологической  подготовки.

     В психологии труда большинство методов  могут применяться в трех довольно самостоятельных планах: 1) для психологического анализа профессиональной деятельности, т. е. для «психологии профессий»; 2) для разнообразных конкретных исследований (подбора кадров, производственного  обучения, утомления, различной рационализации и т. д.); 3) для исследования конкретной личности, ее мотивов, потребностей, склонностей, способностей и др.

     Первый  и второй планы предполагают применение методов к группе лиц, выполняющих  определенный вид профессиональной деятельности. Третий план предусматривает  использование методов применительно  к конкретному человеку, но в разных видах его деятельности (во время  профессиональной работы, в перерывах  работы, в часы отдыха и досуга).

     В зависимости от характера исследования чаще всего один из методов является основным, но, как правило, он дополняется  рядом других методов.

     Обычно  в учебных пособиях в самой  разнообразной последовательности излагается сущность каждого метода. Вместе с тем более целесообразно  дать сначала сводку всех основных методов психологии труда в обобщенном виде, посмотреть на весь арсенал методов  как бы с «птичьего полета». Для  этой цели их необходимо представить  в виде общей схемы и лишь, затем  раскрыть основное содержание каждого  метода. Естественно, что как всякая схема она дает упрощенное представление  о совокупности методов психологии труда. Она, конечно, не может отражать всех взаимосвязей между отдельными методами, но зато позволяет сразу  сориентироваться в том комплексе  методов, которыми пользуется психология труда.

  1. СВОДКА ВСЕХ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА В ОБОБЩЕННОМ ВИДЕ
 

     В данной работе представлены два основных раздела методов (см. схему 1): целенаправленное изучение закономерностей протекания профессиональной деятельности в естественных условиях (А.) и целенаправленное изучение организации условий и способов выполнения профессиональной деятельности (Б). Между этими двумя разделами  методов располагается еще один дополнительный раздел, который включает статистику самых разнообразных  данных (В). Раздел В взаимосвязан с  разделами А и Б.

     В разделе А можно выделить два  основных метода: I — метод наблюдения и II— метод опроса, а также III метод  — анализ различной производственной документации, обеспечивающий наиболее полное использование первых двух. Раздел Б делится на лабораторный эксперимент (I) и производственный (естественный) эксперимент (II). Они взаимосвязаны между собой и с разделом статистики (В).

Перейдем  теперь к наиболее детальному разбору  методов раздела А.

I. Метод наблюдения. Его можно подразделить на метод непосредственного наблюдения профессиональной деятельности и на так называемый трудовой метод — участие самого психолога в конкретном виде труда (на схеме — 1). Оба метода взаимосвязаны между собой.

     В чистом виде методы 1 и 2, как правило, дают исследователю слишком мало информации и поэтому они оснащаются целым рядом дополнительных методов  и вспомогательных средств. На схеме  все они объединены под цифрой 3. Все дополнительные методы и вспомогательные  средства можно разбить на пять групп: а) измерение различных параметров процесса труда; б) алгоритмический  способ описания трудовой деятельности; в) анализ продуктов трудовой деятельности; г) анализ ошибочных действий, несчастных случаев и аварий; д) экспериментально-психологические  и физиологические пробы в  ходе протекания профессиональной деятельности.

     II. Метод опроса. Метод опроса может иметь различные формы. На схеме выделены пять основных форм: 1) беседа, 2) устный опрос (интервью), 3) письменный опрос (анкета), 4) биографические и автобиографические данные (психологические анамнез), 5) метод обобщения независимых характеристик.

Перейдем  к рассмотрению схемы по разделу  Б, который, как уже было сказано, включает лабораторный (I) и производственный (II) эксперименты.

     I. Лабораторный эксперимент. В психологии труда могут использоваться 5 основных видов эксперимента: I) абстрактный эксперимент; 2) модель отдельных элементов трудового процесса; 3) модели профессиональной деятельности в целом; 4) реальная трудовая деятельность в условиях лаборатории; 5) метод тестов.

     II. Производственный эксперимент. Здесь можно выделить:

     1. Внесение разнообразных изменений  в оборудование, технологию, приемы, темп и ритм работы. 2. Метод  искусственной деавтоматизации.

Такова  общая схема основных методов  психологии труда. Перейдем теперь к  краткой характеристике сущности каждого  метода. 

     2. Неэкспериментальные методы 

     Наблюдение  является неотъемлемой частью любого вида деятельности психолога труда. В процессе наблюдения психолог получает сведения о самых разнообразных проявлениях рабочего поведения: о каналах получения информации, о загрузке анализаторов, об условиях внешней среды, о коммуникативных процессах в труде и т. п.

     Традиционно выделяют два вида наблюдения: внешнее (непосредственное) и внутреннее (самонаблюдение).

     Внешнее, или непосредственное, наблюдение позволяет  описать действия, приемы и движения работника, их соответствие нормативным  целям. Наблюдению подвергаются способы  оперирования орудиями и материалами, эмоциональные реакции и коммуникативные процессы. Длительное наблюдение за работником в течение рабочего дня показывает изменение рабочего поведения под воздействием утомления.

     Непосредственное  наблюдение обычно проводится по определенному  плану. Предполагается выделение из реальной деятельности отдельных элементов, которые затем и подвергаются наблюдению, составление четкой программы и плана наблюдения и фиксацию его результатов.

     Важным  принципом наблюдения является сравнительный  подход, который предполагает исследование поведения людей разной степени успешности и с разным стажем работы, выявление последовательности приемов разных людей при выполнении одних и тех же операций. Это позволяет выяснить причины успеха в труде и овладении профессией, четко выявить психологическую структуру деятельности.

     К недостаткам метода наблюдения относится  недоступность некоторых очень  важных элементов профессиональной деятельности непосредственному восприятию или их маскировка. Например, достаточно тяжело выявить в ходе непосредственного наблюдения процесс принятия решения у хирурга при выполнении операции. Это повышает долю субъективизма при интерпретации психологом внешних проявлений профессионального поведения.

     Для повышения объективности и точности наблюдения применяют ряд дополнительных приемов и методов, которые в  первую очередь касаются регистрации  результатов профессиональной деятельности. Наиболее распространенными среди  них являются фотография рабочего дня, хронометраж, анализ продуктов трудовой деятельности.

     Фотография  рабочего дня представляет собой  временную регистрацию последовательности выполнения действий, смену режимов труда и отдыха, вынужденных пауз в работе и т.п. Применение фото- и видеосъемки позволяет фиксировать действия и движения работника во время выполнения основной деятельности, мимику, маршруты передвижения во время работы. Результаты фотографии рабочего дня представляются в виде графиков, что дает отчетливое представление о чередовании работы и отдыха в процессе рабочего дня, соотношении основных и вспомогательных функций и удельном весе каждой из них в структуре деятельности.

     Хронометраж — измерение времени трудовых операций. Он позволяет определить их длительность, частоту повторяемости в определенные промежутки времени, интенсивность трудового процесса. Психологический хронометраж проводится в рамках психологического анализа деятельности с целью ее оптимизации, правильной организации производственного обучения.

     Анализ  продуктов трудовой деятельности может  быть существенным дополнением к  методу непосредственного наблюдения. В качестве таковых могут выступать как материальные, документально фиксированные продукты деятельности (продукты промышленного и строительного производства, сельского хозяйства, инструменты и приспособления, документы, результаты изобразительного и графического труда, тексты и т. д.), так и функциональные (процессуальные) продукты деятельности (общественное настроение в коллективе, создаваемое его членами или руководителем; вербальная продукция работников в виде выступлений, докладов; а также поведенческие проявления активности работников). Использование этого метода позволяет:

     • определить некоторые требования, предъявляемые  профессией к психическим качествам  человека, модернизировать систему обучения тем или иным действиям;

     • понять специфику процесса формирования навыков у лиц с разной квалификацией;

     • проанализировать динамику работоспособности  путем прослеживания изменения  качества продукции в течение рабочего дня.

     Вариантом данного метода является и анализ ошибочных действий, сбоев в работе, несчастных случаев и аварий, что  позволяет вскрыть психологические  особенности профессий, предъявляющих  повышенные требования к психологическим особенностям работника и специфику так называемых опасных профессий.

     Самонаблюдение  в психологии труда выступает  в двух формах: самоотчета профессионала  и включенного наблюдения (трудового  метода).

     В первом случае психолог предлагает специалисту  думать вслух во время своей деятельности, проговаривая каждую операцию, каждое наблюдение за процессом труда. На начальных  этапах такого самоотчета возникают  трудности, связанные с необходимостью работника распределять свое внимание между проговариванием работы и  ее выполнением. Такой способ позволяет  самим работникам обратить внимание на те элементы деятельности, на которые  они раньше внимание не обращали, что  оказывает положительное влияние  на успешность ее выполнения.

Информация о работе Психология труда