Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 14:59, реферат
Обычно в учебных пособиях в самой разнообразной последовательности излагается сущность каждого метода. Вместе с тем более целесообразно дать сначала сводку всех основных методов психологии труда в обобщенном виде, посмотреть на весь арсенал методов как бы с «птичьего полета». Для этой цели их необходимо представить в виде общей схемы и лишь, затем раскрыть основное содержание каждого метода. Естественно, что как всякая схема она дает упрощенное представление о совокупности методов психологии труда. Она, конечно, не может отражать всех взаимосвязей между отдельными методами, но зато позволяет сразу сориентироваться в том комплексе методов, которыми пользуется психология труда.
ВВЕДЕНИЕ
Психология
труда – одна из важнейших отраслей
психологической науки. Она изучает
многообразие проявлений психики в
трудовой деятельности, ее развитие в
различных видах труда, влияние
длительной работы на психику, соответствие
организации процессов труда
психическим и
Обычно в науках различают два основных метода, используемых как средства научного исследования: наблюдение и эксперимент. Но разные отрасли психологии в связи со спецификой объекта изучения применяют еще и другие методы, а также ряд вспомогательных средств. Кроме того, конкретное применение психологических методов имеет в отдельных направлениях психологической науки свою специфику. Это вытекает из особенностей объекта и целей исследования. Так, например, общая психология, изучая психологические закономерности, имеющие универсальное, теоретическое значение, часто вынуждена абстрагироваться от той социальной и физической среды, в которой протекает реальная деятельность человека, и от личности конкретного индивидуума. Прикладные отрасли психологии, в том числе и психология труда, наоборот, не могут рассматривать человека вне условий его деятельности, и даже жизни в целом.
Проведение
исследований в психологии предъявляет
к исследователю определенные требования:
1) использование методов должно
удовлетворять принципам
В психологии труда большинство методов могут применяться в трех довольно самостоятельных планах: 1) для психологического анализа профессиональной деятельности, т. е. для «психологии профессий»; 2) для разнообразных конкретных исследований (подбора кадров, производственного обучения, утомления, различной рационализации и т. д.); 3) для исследования конкретной личности, ее мотивов, потребностей, склонностей, способностей и др.
Первый
и второй планы предполагают применение
методов к группе лиц, выполняющих
определенный вид профессиональной
деятельности. Третий план предусматривает
использование методов
В зависимости от характера исследования чаще всего один из методов является основным, но, как правило, он дополняется рядом других методов.
Обычно
в учебных пособиях в самой
разнообразной
В данной работе представлены два основных раздела методов (см. схему 1): целенаправленное изучение закономерностей протекания профессиональной деятельности в естественных условиях (А.) и целенаправленное изучение организации условий и способов выполнения профессиональной деятельности (Б). Между этими двумя разделами методов располагается еще один дополнительный раздел, который включает статистику самых разнообразных данных (В). Раздел В взаимосвязан с разделами А и Б.
В разделе А можно выделить два основных метода: I — метод наблюдения и II— метод опроса, а также III метод — анализ различной производственной документации, обеспечивающий наиболее полное использование первых двух. Раздел Б делится на лабораторный эксперимент (I) и производственный (естественный) эксперимент (II). Они взаимосвязаны между собой и с разделом статистики (В).
Перейдем теперь к наиболее детальному разбору методов раздела А.
I. Метод наблюдения. Его можно подразделить на метод непосредственного наблюдения профессиональной деятельности и на так называемый трудовой метод — участие самого психолога в конкретном виде труда (на схеме — 1). Оба метода взаимосвязаны между собой.
В
чистом виде методы 1 и 2, как правило,
дают исследователю слишком мало
информации и поэтому они оснащаются
целым рядом дополнительных методов
и вспомогательных средств. На схеме
все они объединены под цифрой
3. Все дополнительные методы и вспомогательные
средства можно разбить на пять групп:
а) измерение различных параметров
процесса труда; б) алгоритмический
способ описания трудовой деятельности;
в) анализ продуктов трудовой деятельности;
г) анализ ошибочных действий, несчастных
случаев и аварий; д) экспериментально-
II. Метод опроса. Метод опроса может иметь различные формы. На схеме выделены пять основных форм: 1) беседа, 2) устный опрос (интервью), 3) письменный опрос (анкета), 4) биографические и автобиографические данные (психологические анамнез), 5) метод обобщения независимых характеристик.
Перейдем к рассмотрению схемы по разделу Б, который, как уже было сказано, включает лабораторный (I) и производственный (II) эксперименты.
I. Лабораторный эксперимент. В психологии труда могут использоваться 5 основных видов эксперимента: I) абстрактный эксперимент; 2) модель отдельных элементов трудового процесса; 3) модели профессиональной деятельности в целом; 4) реальная трудовая деятельность в условиях лаборатории; 5) метод тестов.
II. Производственный эксперимент. Здесь можно выделить:
1.
Внесение разнообразных
Такова
общая схема основных методов
психологии труда. Перейдем теперь к
краткой характеристике сущности каждого
метода.
2.
Неэкспериментальные
методы
Наблюдение является неотъемлемой частью любого вида деятельности психолога труда. В процессе наблюдения психолог получает сведения о самых разнообразных проявлениях рабочего поведения: о каналах получения информации, о загрузке анализаторов, об условиях внешней среды, о коммуникативных процессах в труде и т. п.
Традиционно выделяют два вида наблюдения: внешнее (непосредственное) и внутреннее (самонаблюдение).
Внешнее, или непосредственное, наблюдение позволяет описать действия, приемы и движения работника, их соответствие нормативным целям. Наблюдению подвергаются способы оперирования орудиями и материалами, эмоциональные реакции и коммуникативные процессы. Длительное наблюдение за работником в течение рабочего дня показывает изменение рабочего поведения под воздействием утомления.
Непосредственное наблюдение обычно проводится по определенному плану. Предполагается выделение из реальной деятельности отдельных элементов, которые затем и подвергаются наблюдению, составление четкой программы и плана наблюдения и фиксацию его результатов.
Важным принципом наблюдения является сравнительный подход, который предполагает исследование поведения людей разной степени успешности и с разным стажем работы, выявление последовательности приемов разных людей при выполнении одних и тех же операций. Это позволяет выяснить причины успеха в труде и овладении профессией, четко выявить психологическую структуру деятельности.
К недостаткам метода наблюдения относится недоступность некоторых очень важных элементов профессиональной деятельности непосредственному восприятию или их маскировка. Например, достаточно тяжело выявить в ходе непосредственного наблюдения процесс принятия решения у хирурга при выполнении операции. Это повышает долю субъективизма при интерпретации психологом внешних проявлений профессионального поведения.
Для
повышения объективности и
Фотография
рабочего дня представляет собой
временную регистрацию
Хронометраж — измерение времени трудовых операций. Он позволяет определить их длительность, частоту повторяемости в определенные промежутки времени, интенсивность трудового процесса. Психологический хронометраж проводится в рамках психологического анализа деятельности с целью ее оптимизации, правильной организации производственного обучения.
Анализ продуктов трудовой деятельности может быть существенным дополнением к методу непосредственного наблюдения. В качестве таковых могут выступать как материальные, документально фиксированные продукты деятельности (продукты промышленного и строительного производства, сельского хозяйства, инструменты и приспособления, документы, результаты изобразительного и графического труда, тексты и т. д.), так и функциональные (процессуальные) продукты деятельности (общественное настроение в коллективе, создаваемое его членами или руководителем; вербальная продукция работников в виде выступлений, докладов; а также поведенческие проявления активности работников). Использование этого метода позволяет:
• определить некоторые требования, предъявляемые профессией к психическим качествам человека, модернизировать систему обучения тем или иным действиям;
• понять специфику процесса формирования навыков у лиц с разной квалификацией;
• проанализировать динамику работоспособности путем прослеживания изменения качества продукции в течение рабочего дня.
Вариантом
данного метода является и анализ
ошибочных действий, сбоев в работе,
несчастных случаев и аварий, что
позволяет вскрыть
Самонаблюдение в психологии труда выступает в двух формах: самоотчета профессионала и включенного наблюдения (трудового метода).
В
первом случае психолог предлагает специалисту
думать вслух во время своей деятельности,
проговаривая каждую операцию, каждое
наблюдение за процессом труда. На начальных
этапах такого самоотчета возникают
трудности, связанные с необходимостью
работника распределять свое внимание
между проговариванием работы и
ее выполнением. Такой способ позволяет
самим работникам обратить внимание
на те элементы деятельности, на которые
они раньше внимание не обращали, что
оказывает положительное