Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 14:59, реферат
Обычно в учебных пособиях в самой разнообразной последовательности излагается сущность каждого метода. Вместе с тем более целесообразно дать сначала сводку всех основных методов психологии труда в обобщенном виде, посмотреть на весь арсенал методов как бы с «птичьего полета». Для этой цели их необходимо представить в виде общей схемы и лишь, затем раскрыть основное содержание каждого метода. Естественно, что как всякая схема она дает упрощенное представление о совокупности методов психологии труда. Она, конечно, не может отражать всех взаимосвязей между отдельными методами, но зато позволяет сразу сориентироваться в том комплексе методов, которыми пользуется психология труда.
Создатели трудового метода видели в нем ряд преимуществ по сравнению с другими методами психологического изучения профессий, главными из которых можно считать следующие.
1.
Получение путем личного опыта
некоторых психологических
2. Изучение
профессиональной деятельности
не только «в поперечном», но
и в «продольном» разрезе, т.
е. в процессе овладения
3. Более
обоснованное внесение
Вместе с тем в трудовом методе были и слабые места, которые критиковались в 20-е годы, как некоторыми советскими учеными, так и рядом зарубежных психотехников. В первую очередь указывалось на субъективизм трудового метода в связи с тем, что он опирается на данные самонаблюдения психолога. Отмечалась его неэкономичность, так как применение его требовало слишком много времени, и ограниченность видов труда, при изучении которых он может быть использован.
Авторы
трудового метода, не отрицая роли
наблюдений протоколирования психологом
своих переживаний и
За
время существования советской
психотехники трудовых методом, в полном
объеме или частично, был проанализирован
целый ряд самых разнообразных
профессий: вагоновожатого, мюльтипельной
и распределительной
Хотя
трудовой метод не должен, да и не
может широко применяться в современной
психологии труда, использование его
элементов, там, где это представляется
возможным, следует считать полезным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прикладные
отрасли психологии, в том числе
и психология труда наоборот, не
могут рассматривать человека вне условий
его деятельности и даже жизни в целом.
Проведение исследований в психологии
предъявляет к исследователю определенные
требования: 1)использование
методов должно удовлетворять принципам
марксистской философии. Это означает,
что, изучение конкретного явления необходимо
рассматривать во взаимосвязи с другими
явлениями, в развитии и единстве противоположностей,
в возможном переходе количества в новое
качество и т. п.; 2) каждый метод должен
быть объективным методом, т. е. вскрывать
реальные закономерности психической
деятельности, на что указывал в своей
статье «Об объективном методе в психологии»
Б. М. Теплов; 3) для решения определенной
задачи или проверки выдвинутой гипотезы
исследователь должен выбирать конкретные
методы или проектировать новые методические
средства, т. е. методы должны быть адекватны
задаче, а не наоборот. Это, казалось,
очевидное требование нередко нарушается,
особенно в научно-практических исследованиях,
когда без достаточных оснований берется
ряд методических средств в расчете на
то, что они, может быть, позволят решить
поставленную задачу. В связи с этим трудно
согласиться с теми, кто считает, что
в практических исследованиях можно разрешать
самостоятельно пользоваться психологическими
методами лицам, не имеющим достаточной
психологической подготовки.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ:
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
СВОДКА
ВСЕХ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
В ОБОБЩЕННОМ ВИДЕ
Неэкспериментальные
методы
экспериментальные
методы
МЕТОД НЕПОСРЕДСТВЕННОГО НАБЛЮДЕНИЯ
ТРУДОВОЙ МЕТОД
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ