Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 14:59, реферат
Обычно в учебных пособиях в самой разнообразной последовательности излагается сущность каждого метода. Вместе с тем более целесообразно дать сначала сводку всех основных методов психологии труда в обобщенном виде, посмотреть на весь арсенал методов как бы с «птичьего полета». Для этой цели их необходимо представить в виде общей схемы и лишь, затем раскрыть основное содержание каждого метода. Естественно, что как всякая схема она дает упрощенное представление о совокупности методов психологии труда. Она, конечно, не может отражать всех взаимосвязей между отдельными методами, но зато позволяет сразу сориентироваться в том комплексе методов, которыми пользуется психология труда.
Спецификой проективного подхода является проведение диагностики, основанной на анализе особенностей взаимодействия субъекта с внешне нейтральным, безличным материалом, на который субъект проецирует свои установки, желания и личностные качества.
4.
МЕТОД НЕПОСРЕДСТВЕННОГО
НАБЛЮДЕНИЯ
В психологии труда метод непосредственного наблюдения применяется очень широко. При проведении исследований в условиях реального производства его удельный вес намного выше, чем метода эксперимента. Наблюдение как научный метод предполагает, прежде всего, составление программы наблюдения. После предварительного ознакомления с объектом исследования намечаются общая программа наблюдения, и четкий план наблюдения конкретных явлений на определенных отрезках времени. Нельзя вести научное наблюдение за всеми интересующими психолога элементами профессиональной деятельности одновременно. Важное место при научном наблюдении занимает фиксация результатов наблюдения, т. е. ведение специального развернутого протокола, форма которого заготовляется заранее. По ряду соображений не всегда возможно заполнять протокол в ходе наблюдения, но форму его психолог должен держать в уме и после окончания наблюдения записать результат в протокол. Метод научного наблюдения достаточно сложен, и ведению его надо специально обучаться.
Метод непосредственного наблюдения широко применяется во всех трех планах использования методов: для психологического анализа профессий, для конкретных исследований в области психологии труда и для исследования личности работающего.
Этот
метод позволяет описать
Непосредственно наблюдать можно лишь внешние проявления человека в процессе деятельности. Это составляет основную сложность научного наблюдения. Психолог должен уметь дать правильное психологическое толкование этим внешне наблюдаемым фактам, г. е. вскрыть объективную сущность наблюдаемых явлений.
Слабая
сторона метода непосредственного
наблюдения состоит в том, что
ряд существенных, психологических
компонентов профессиональной деятельности
не имеет внешних проявлений и, следовательно,
не может быть выявлен этим методом.
Так, например, нельзя выявить путем
наблюдения ход мыслительной деятельности
при решении производственных задач,
скрытые эмоциональные
Прежде
всего, следует указать на разнообразные
средства объективной регистрации
ряда параметров профессиональной деятельности
(на схеме 1а). Это — измерение
зоны рабочего места (сенсорные и
моторные поля), замеры во времени последовательности
активной деятельности, перерывов на
отдых, вынужденных пауз (фотография
рабочего дня), измерение времени
выполнения трудовых операций, действий
и их отдельных элементов (хронометраж),
регистрация физических усилий на органы
управления, антропометрические замеры
рабочей позы и др. Современная
техника регистрации позволяет
значительно повысить точность измерений
с помощью специальных
Если фотография рабочего дня и хронометраж ведутся с помощью секундомера, то необходимо заранее заготовить форму протокола, в котором фиксируются результаты измерений за определенный промежуток времени. Для фотографии рабочего дня форма протокола должна содержать 6 основных граф.
-Текущее время
-Основная работа
-Вспомогательная работа
-Перерывы
-Вынужденные паузы
-Примечание
Результаты фотографии рабочего дня фиксируются затем ввиде ленточных диаграмм или графиков, что дает более отчетливое представление о чередовании работы и неработы в течение 8-часовой деятельности рабочего и об удельном весе основной и вспомогательной работы. Количество граф в протоколе для хронометража зависит от характера профессиональной деятельности.
Анализ продуктов трудовой деятельности является в ряде исследований существенным дополнительным методом к методу непосредственного наблюдения. Во-первых, анализ бракованной продукции позволяет выявлять некоторые требования профессий к психике работающего человека. Так, например, С. Я. Рубинштейн на основании тщательного анализа массового брака в работе перфористок (было проанализировано свыше 80 тысяч бракованных перфокарт) показала, что брак обусловлен сенсорным компонентом деятельности (путает глаз), а не моторным (путает рука), как это считалось раньше. В результате была разработана новая методика профессионального обучения перфористок. Во-вторых, анализ продуктов труда у лиц разной квалификации дает возможность выявлять своеобразие хода формирования некоторых навыков. В-третьих, изучение изменений качества продукции в течение рабочего дня позволяет более полно анализировать динамику работоспособности, т. е. получать данные о влиянии длительной работы на те или иные психологические компоненты профессиональной деятельности.
Близким к методу анализа продуктов деятельности является метод изучения ошибочных действий («сбоев» в ходе работы), несчастных случаев и авариЙ. Анализ этих материалов позволяет более полно вскрывать психологическую сущность профессий, требующих повышенной точности работы, и специфику так называемых «опасных профессий». На основании массового изучения аварийных ситуаций могут быть разработаны предложения по рационализации оборудования и приемов работы, составлены программы специальных тренировочных упражнений для формирования сложных навыков. Анализ несчастных случаев позволяет выявлять роль «личного фактора» о промышленном травматизме и авариях.
Алгоритмический способ описания профессиональной деятельности является вспомогательным средством метода наблюдения, применяемого для психологического анализа профессий. Этот способ был заимствован психологами у кибернетиков с середины 50-х годов нашего века. Многие кибернетики, математики, специалисты в области электроники, которые в эти годы стали заниматься некоторыми психологическими проблемами, в первую очередь в области инженерной психологии, широко его рекламировали. Это было время своеобразного, к счастью кратковременного, кибернетического «бума» в психологии. Вместе с тем этот способ может быть полезен как вспомогательное средство четкой и быстрой объективной символической фиксации последовательности трудовых актов, там, где эту последовательность можно строго формализовать. Алгоритмический способ описания процессов управления широко представлен в специальной литературе. В психологии этот способ регистрации чаще всего применяется так, как он описан А. А. Ляпуновым. Ляпунов считает, что алгоритмическое описание, возможно, использовать для анализа любых систем управления, в том числе и для биологических. Согласно этому способу наряду с фиксацией последовательности трудовых актов символически регистрируются те условия, выполнение или невыполнение которых обусловливает осуществление тех или иных актов. В кибернетике символическое изображение совокупности актов и проверяемых условий, расположенных в определенной последовательности, носит название логической схемы, или алгоритма. Отдельные акты называются в кибернетике элементарными операторами, они отражают последовательное выполнение трудовых операций, при наличии необходимых проверяемых условий, которые называются логическими. Как операторы, так и логические условия являются членами логической схемы, характеризующей протекание конкретной профессиональной деятельности.
Для более полного ознакомления с использованием алгоритмического способа описания трудовой деятельности следует обратиться к психологической литературе 60-х годов, и в первую очередь к работам В. Н. Пушкина и Г. М. Зараковского.
Не
отрицая определенной полезности алгоритмической
фиксации последовательности трудовых
актов в зависимости от логических
условий, необходимо отметить, что ряд
авторов отводят составлению
алгоритмов чуть ли не ведущее место
в психофизиологическом анализе
трудовой деятельности. С этим никак
нельзя согласиться. Алгоритмическое
описание, во-первых, не раскрывает психологического
содержания профессий, ее перцептивных,
интеллектуальных процессов, специфики
моторных актов; во-вторых, оно не дает
временных характеристик
Экспериментальные
психологические и
5. ТРУДОВОЙ МЕТОД
Трудовой метод предназначен для психологического анализа профессий. В современной литературе по психологии труда сущность трудового метода нигде не раскрывается. Исключение составляет упоминание об этом методе в книге К. К. Платонова. Так как использование его элементов, там, где это, возможно, следует считать полезным дополнительным методом к другим методам психологического изучения профессиональной деятельности, необходимо остановиться на нем хотя бы кратко.
Трудовой метод начал разрабатываться с первых лет существования советской психотехники профессорами И. Н. Шпильрейном и С. Г. Геллерштейном. Сущность его заключается том, что для психологического понимания профессии «сам психолог начинает осваивать данный вид труда, как бы соединяя в одном лице рабочего, знающего профессиональную работу, психолога, умеющего и желающего ее описать...»«...Мы хотим соединить рабочего, знающего трудовой процесс, психолога, умеющего его описать и сравнить с трудовыми процессами в других профессиях».
Процесс изучения начинался с общего ознакомления структурой предприятия, цеха, участка, после чего выбирало? конкретное рабочее место и психолог начинал работу как ученик под руководством заводского инструктора. Для преодоления возможного субъективизма рекомендовалось изучать одну профессию одновременно двум или даже трем психотехникам, которым запрещалось обмениваться своими соображениями о профессии до конца обучения. Опыт работы показал сходство основных данных, полученных разными психотехниками. Профессии изучались до достижения таких результатов, которые позволяли психотехнику работать без инструктора. Естественно, что трудовой метод был рассчитан только на профессии средне и квалификации, обучиться которым психолог мог не более чем за 2—3 недели.
После каждого дня обучения «ученик» писал специальный протокол, включающий 5 основных пунктов: 1. Описание рабочего дня. Сюда входило изложение содержания работы, все случайные эпизоды и их переживания - «учеником» в данный день. 2. Трудности. Это фиксация того, что сегодня являлось наиболее трудным в овладении профессией. 3. Упражнение. В этот пункт записывались положительные сдвиги в профессиональной работе по сравнению с предыдущими днями. Отмечались степень автоматизации двигательных актов, устранение лишних движений, увеличение количества и улучшение качества работы. Этот пункт протокола позволил выявить сравнительную упражняемость отдельных психофизиологических компонентов профессиональной деятельности. 4. Утомление. Под этой рубрикой в протоколе фиксировалось чувство усталости в течение рабочего дня: нарушения автоматизации, появление ошибочных действий, а также объективные показатели снижения производительности и качества труда. Эти материалы вскрывали наиболее лабильные по отношению к внешней среде и длительности работы психофизиологические процессы. 5. В этот пункт записывались соображения о дефектах в организации и режиме труда, о нерациональных элементах оборудования, а также о недостатках инструктажа. Все это позволяло, строить предположения о совершенствовании самой работы, обстановки, в которой она протекает, и организации производственного обучения.