Психология управления как отрасль общей психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 00:21, лекция

Описание

Психология в буквальном значении этого слова – наука о душе. История ее, как изучение души человека, его психического мира методом самонаблюдения (интроспекция) и самоанализа уходит далеко в глубь веков, в философские (Аристотель, Платон) и медицинские (Гиппократ, Авиценна) учения.

Содержание

1. Предмет, задачи и содержание психологии управления.
2. История становления психологии управления.
3. Методологические подходы к управлению.

Работа состоит из  1 файл

Лекция 1.doc

— 124.50 Кб (Скачать документ)

Лекция 1

      Тема: Психология управления как отрасль  общей психологии. 

План

      1. Предмет, задачи и содержание  психологии управления.

      2. История становления психологии  управления.

      3. Методологические подходы к управлению.

      Ключевые  слова.

      Психология, управление, психика, психический мир человека, менеджер, руководитель, психологическая культура, сознание, бессознательное, психологическое пространство, психологическое время. 

      1. В словосочетании «психология управления» два понятия – «психология» и «управление».

      Психология в буквальном значении этого слова – наука о душе. История ее, как изучение души человека, его психического мира методом самонаблюдения (интроспекция) и самоанализа уходит далеко в глубь веков, в философские (Аристотель, Платон) и медицинские (Гиппократ, Авиценна) учения.

      Психология  как самостоятельная наука утвердилась  лишь в конце ХIХ столетия, после того, как получила экспериментальную базу и естественно-научную физиологическую основу.

      В середине ХХ века наблюдается активный процесс дифференциации психологии на многочисленные отрасли – возрастная, медицинская, социальная, космическая, труда, а также управления и др.

      Психология, развиваясь как теоретическая наука, все ближе подходит к практике. Возникает необходимость интеграции знаний из различных областей психологии для решения жизненно важных проблем управления. Это приводит к появлению психологии управления.

      Управление – деятельность по подбору и оптимизации условий, необходимых для создания работоспособной социальной структуры и ее использования для реализации поставленных целей1.

      Несмотря  на то, что само управление старо  как мир, идея управления как научной  дисциплины, области исследования профессии, относительно нова.

      До  начала XX века управление не считалось самостоятельной областью научного исследования. Однако с появлением книги Фредерика Уинслоу Тейлора "Менеджмент" или "Управление фабрикой" (1911 г.) были выделены основные принципы управленческого труда2.

      В 20-е годы известный французский  инженер, управляющий гигантской добывающей и металлургической компанией Анри Файоль предложил последовательную систему принципов менеджмента. Его считают основателем науки "менеджмента". Книга А. Файоля "Основы менеджмента", опубликованная в 20-х гг., стала классической3.

      Благодаря А. Файолю управление стали считать особой специфической деятельностью. В этой связи возникла особая прикладная междисциплинарная наука – "психология управления".

      УПРАВЛЕНИЕ  – совокупность системы скоординированных мероприятий, направленных на достижение значимых целей организации.

      ПСИХОЛОГИЯ  УПРАВЛЕНИЯ: ее синонимами являются понятия "менеджмент", "организационная  психология", "психология организаций".

      Американцы  дают такое определение сущности управления: "Делать что-то руками других".

      МЕНЕДЖМЕНТ  – это управление, руководство, дирекция, администрация.

      В основе понятия менеджмент лежит английский глагол "to manage", что в переводе на русский язык означает "управлять".

      Менеджер – это субъект, осуществляющий управленческие функции. Слово "менеджер" уже давно прочно вошло в практику зарубежного управления. Важным практическим принципом в менеджменте является следующее утверждение: "Кто управляет – не производит, кто производит – не управляет" (по В. Зигерту и Л. Ланг)4.

      Современные немецкие исследователи проблем управления В. Зигерт и Л. Ланг дают такое определение управления: "Управление – это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем".

      Известный американский ученый П. Друкер также  дает определение понятию "управление". С его точки зрения "управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу"5

            ОРГАНИЗАЦИЯ – 1. Структура, в рамках которой проводятся определенные мероприятия для достижения определенных значимых целей.

            2. Одна из функций управления.

      Для того чтобы группа могла называться организацией, необходимо выполнение нескольких обязательных требований. К ним относятся:

      а) наличие по меньшей мере двух людей, которые считают себя членами этой группы;

      б) наличие хотя бы одной цели как конечного состояния или результата, которую принимают как общую для всех члены этой группы;

      в) существование членов группы, которые сознательно и намеренно работают сообща для достижения значимой для них всех цели.

      Приведенные требования были высказаны одним  из классиков зарубежного менеджмента  Ч. Барнардом в 30-40 гг., который первым дал определение организации.

      Отправным пунктом управления является постановка организационных целей. Применительно к организации Цель – это конкретное состояние или искомые результаты, которые достигаются совместными усилиями работников, объединенных в группы.

      ПСИХОЛОГИЯ  УПРАВЛЕНИЯ – это часть комплексной науки управления, отрасль общей психологии.

      ЦЕЛЬ  ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ – разработка путей повышения эффективности и качества жизнедеятельности организационных систем.

      ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ – деятельность руководителей (менеджеров), реализуемая в выполнении основных управленческих функций.

      СОДЕРЖАНИЕ  ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ – разработка психологических аспектов деятельности человека, группы и организации в целом.

      ИСТОЧНИКИ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ:

      а) практика управления;

      б) развитие психологической науки;

      в) развитие социологии организаций.

      В психологии управления часто употребляется понятие "человеческий фактор'' (human factor). Понятие "человеческий фактор" стало употребляться еще во время второй мировой войны. Оно заимствовано из английского языка. Человеческий фактор – это все то, что зависит от человека, его возможностей, желаний, способностей и т.п.

      Важность  его определяется тем, что возрастает роль человека и его возможностей в процессе управления различными объектами.

      Чем сложнее управление, тем больше растут требования к интеллектуальным функциям человека и другим психическим процессам, начиная от восприятия и внимания и заканчивая ответственностью за человеческие жизни.

      Человеческий  фактор важен и там, где в практику внедряются методы с учетом психологических и психофизиологических свойств человека. В этом случае возможно уменьшение брака в процессе создания того или иного вида продукции6.

      Недоучет  человеческого фактора обычно приводит к тому, что на производстве увеличивается  число производственных конфликтов, повышается текучесть кадров, увеличиваются сбои в работе, следствием чего являются потери производительности труда.

      Разумное  использование человеческого фактора, т.е. учет личностных, социально-психологических, психофизиологических, мотивационных особенностей людей может способствовать получению значительного экономического эффекта даже без экономических затрат. Примером тому может быть создание малых групп с учетом групповой сплоченности, группового единства и других важнейших социально-психологических феноменов.

      Деятельность  современного менеджера непосредственно зависит от умелого использования человеческого фактора. Менеджер должен обладать определенными управленческими способностями, чтобы нужным образом воздействовать на людей, которые ему подчинены, а также на тех, кто ему не подчиняется, но от которых зависит работа всей организации, которой он руководит.

      Ему необходимо формировать психологическую  культуру, которая включает три компонента:

      – познание себя;

      – познание другого человека;

      – умение общаться и регулировать собственное поведение.

      Эффективность управления начинается с:

      – умения осознавать свои личные цели;

      – понимать и адекватно оценивать себя и других;

      – правильно распределять свое время;

      – вовремя и оптимально принимать решения;

      – активно действовать;

      – снимать стрессы;

      – контролировать свой вес;

      – соответственно одеваться;

      – красиво жить.

      Психологию  управления называют "междисциплинарной" отраслью науки. Она пересекается с различными областями психологии. Так, например, общая психология так же, как и психология управления, изучает мотивацию, личность, волю, эмоции и чувства, стрессы и т.п.

      Но, в отличие от общей психологии, в которой основной проблемой  является проблема личности, в психологии управления она рассматривается в прикладном аспекте: как субъект и объект управления.

      Важнейшей проблемой общей психологии является также проблема мотивации. В психологии управления она занимает важное место, т.к. мотивация считается одной из самых сложных функций управления.

      Известна взаимосвязь психологии управления и социальной психологии. Объектом исследования психологии управления является не только отдельно взятая личность, но и малые группы, которые являются одним из сложнейших феноменов социальной психологи. Они изучаются не только социальной психологией, но и социологией: "рабочие группы", или "малые группы". Основным субъектом управления считается руководитель, отвечающий за работу малых групп. 

      2. Что же собой представляет  психический мир человека? Как  его понять?

      В технике, в системе управления человек  рассматривается как "черный ящик", глухо закрытый на все запоры. На входе в этот ящик: информация,  инструкция, команда. На выходе: поступки; слова.

      Какие же процессы происходят внутри "черного ящика"?

      Пространство  психического мира можно представить как поле, на котором разворачивается психическая жизнь человека, а динамику движения психических процессов, состояний во времени как психологическое время.

      Содержанием, которым заполнено психологическое пространство, является информация, сигналы , символика.

      Индивидуализация психического мира реализуется в процессах переживания, в отношении к себе и другому человеку, вхождение психического мира другого человека в мой мир; энергетический заряд, который активизирует мой психологический мир.

      Пространство  психического мира состоит как бы из двух плоскостей: сознательного и бессознательного.

      В бессознательном, в отличии от сознательного, воспринимаемый мир сливается с  переживаниями человека, его отношением к этому миру, что делает невозможным  контроль действий и оценку их результатов.

      В бессознательном прошлое, настоящее  и будущее причудливо переплетаются (сновидения).

Информация о работе Психология управления как отрасль общей психологии