Психология управления как отрасль общей психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 00:21, лекция

Описание

Психология в буквальном значении этого слова – наука о душе. История ее, как изучение души человека, его психического мира методом самонаблюдения (интроспекция) и самоанализа уходит далеко в глубь веков, в философские (Аристотель, Платон) и медицинские (Гиппократ, Авиценна) учения.

Содержание

1. Предмет, задачи и содержание психологии управления.
2. История становления психологии управления.
3. Методологические подходы к управлению.

Работа состоит из  1 файл

Лекция 1.doc

— 124.50 Кб (Скачать документ)

      Эти ученые внесли большой вклад в  развитие и уточнение основных принципов школы "человеческих отношений". Их часто называли группой "человеческих ресурсов", доказывавших, что от улучшения взаимоотношений в организации выигрывают все: и управляющие и работники.

      В 1960 г. Д. МакГрегор опубликовал книгу "Человеческая сторона предприятия". Он доказывал, что формирование менеджеров – это не следствие формальных усилий менеджмента в его саморазвитии, а в большей степени – это осознание менеджментом своих задач, своей политики и практики. Он говорил: "Успех менеджмента – не наверняка, но в значительной степени зависит от способности предсказывать и контролировать человеческое поведение".

      С точки зрения Д. МакГрегора на протяжении истории можно выделить два главных поворота, касающихся средств контроля за поведением людей в организации:

      1. переход от физического насилия к опоре на формальную власть;

      2. переход от формальной власти к лидерству.

      С его позиций, промышленность – это "экономический орган" общества, а его конечная цель – это служение общему блату. В ней отсутствует сверхъестественный источник власти, как нет и основы для жертвенности личных целей индивида нуждам организации.

      Лидерством  Д. МакГрегор называл определенное социальное отношение, имеющее несколько переменных: а) характеристика лидера, б) позиции и потребности его последователей, в) характеристики организации (такие, как цель, структура, природа задач, подлежащих выполнению), г) социальная, экономическая и политическая среда.

      По  поводу лидерства Д. МакГрегор говорил: "Лидерство не является, качеством, присущим индивиду; это сложное отношение указанных переменных".

      Основное  содержание концепции управления человеческими  ресурсами не сводится только к увеличению степени личной удовлетворенности, как это было свойственно концепции "человеческих отношений". С точки зрения представителей группы "человеческих ресурсов", цель управления состоит в процессе совершенствования процесса принятия решений и эффективности контроля.

      Если  исходить только из концепции "человеческих отношений", то менеджер должен был делиться с работниками информацией, советоваться с подчиненными поощрять самоуправление исключительно для улучшения состояния морального климата в группе как основного средства повышения производительности труда.

      В теории использования человеческих ресурсов менеджер должен в некоторой степени допускать участие подчиненных и в управленческом процессе, поскольку наиболее эффективные решения принимаются теми, кого они непосредственно затрагивают. С позиций этой теории, моральный климат на предприятии, а также удовлетворенность работников трудом является продуктом творческого решения проблем с участием рабочих в управлении. Социально ответственный менеджмент несовместим со "всеразрешающим менеджментом''.

      В 1958 году Американская ассоциация управления опубликовала статью под названием "Десять заповедей успешной коммуникации", адресованную высшим должностным лицам компаний.

      Десять  принципов "хорошей коммуникации"

  • планирование,
  • анализ,
  • целеполагание,
  • намерение и решимость,
  • направленность получателя сообщений,
  • долгосрочная перспектива,
  • соответствие действия полученной информации,
  • умение слушать.

      Управление  с участием рабочих приобрело  популярность. Представители школы "человеческих отношений" считали, что для подлинно демократической организации необходимо тесное взаимодействие индивидов и групп. Вместе с тем, вопрос о "соучастии" работников в принятии решений, хотя и был поставлен, но не нашел практического применения. 

      3. Методологические подходы к управлению

      Существуют  три основных подхода к управлению: системный, ситуационный и процессный.

      Главным методологическим подходом к управлению является системный подход. С его помощью организация рассматривается как единое целое со всеми сложнейшими ее связями и отношениями, а также согласованием деятельности всех ее подсистем.

      Системный подход требует использования принципа обратной связи между частями  и целым; целым и окружением (т.е. средой), а также между частями  и окружением. Этот принцип есть проявление диалектики взаимозависимости  между различными свойствами.

      Четкое  функционирование организации влияет на множество факторов, наиболее важными  из которых являются психологические  и социально-психологические феномены.

      СИСТЕМА (system) – единство, состоящее из взаимозависимых частей, каждая из которых привносит что-то конкретное в уникальные характеристики целого. Организации считаются открытыми системами, потому что они динамично взаимодействуют с внешней средой.

      Применительно к .проблемам управления в системном  подходе важнейшим является выполнение следующих действий:

      а) выделение объекта исследования;

      б) определение иерархии целей системы и ее отражение в целях подсистем;

      в) описание влияния каждой из подсистем на систему, в которой они функционируют и обратного влияния системы на объекты подсистемы;

      г) определение возможных путей совершенствования деятельности изучаемых подсистем.

      Ситуационный подход

      Другое  его название – "конкретный подход". При его использовании руководители исходят из того, что конкретная ситуация является основой применения возможных методов управления. При этом наиболее эффективным считают тот метод, который в большей степени соответствует данной управленческой ситуации.

      СИТУАЦИОННЫЙ  ПОДХОД – концепция, согласно которой оптимальное решение есть функция факторов среды в самой организации (внутренние переменные) и в окружающей среде (внешние переменные). В данном подходе концентрируются основные положения известных школ управления путем сочетания определенных приемов. Данная концепция пригодна для более эффективного достижения целей организации.

      ПРОЦЕССНЫЙ  ПОДХОД. Этот подход основывается на концепции, согласно которой управление есть непрерывная  цепь функций управления, осуществляемая в результате выполнения связанных  между собой действий. 

      Школы управления

      По  мере развития производства и научных исследований в области психологии, социальной психологии, социологии организаций появились как последователи, так и оппоненты Ф. У. Тейлора. В связи с наличием различных подходов к оценке управления как специфической человеческой деятельности обозначились так называемые "школы управления", которые, несмотря на неоднозначность трактовок, внесли свой вклад в теорию управления.

      Основные  школы управления

      Школа научного управлении (1885-1920 гг.).

      1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи.

      2. Отбор работников, лучше всего подходящих для решения задач и обеспечения их обучения.

  1. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач.
  2. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.
  3. Отделение планирования от других видов работ.
 

      Классическая  школа управления (1920-1950 гг.)

  1. Развитие принципов управления.
  2. Описание функций управления.
  3. Систематизированный подход к управлению всей организации.
 

      Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук (1930-1950 гг.)

      1. Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности.

      2. Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом. 

      Школа науки управления (1930 г. – по настоящее время)

      1. Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей.

      2. Развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях. 

      Школа управления, или количественный подход (1950 г. – но настоящее время)

      1. Вклад математики, статистики, инженерных наук и связанных

      с ним областей знаний в управлении.

      2. Формирование экономико-статистических методов в управлении. 

      Школа человеческих отношений, по существу являлась психологической школой, в рамках которой рекомендовалось использовать такие психологические средства, как ответственность, общение, хороший психологический климат в малых группах и т. п. Основной акцент в проводимых Э. Мэйо и его сотрудниками исследованиях делался на особенностях социального взаимодействия, мотивации, авторитета, власти, коммуникациях, лидерстве и др. явлениях.

      Начиная с 60-х гг. психологический подход полностью охватил всю область  управления организации. Основное внимание сосредоточилось на методах использования межличностных отношений, т.е. на социально-психологических проблемах. Главная цель психологической школы заключалась в увеличении эффективности деятельности организации за счет активизации человеческого фактора.

      Проблемы  менеджмента получили серьезное  развитие в работах известных  американских, английских, немецких исследователей: Г. Минцберга, Ч. Барнарда, П. Друкера, Г. Саймона, С. Арджириса, Т. Питерса, Р. Уотермена, В. Зигерта, Л. Ланг, Дж. Грейсона мл., К. О'Делл, М. Вудкока, Д. Фрэнсиса и др.

      А. Файоль провел анализ работы предприятия  с позиций руководителя. Он первым отметил, что управление определенным образом связано с действием психологических факторов. Выделив 14 принципов управления, он особо выделил пять переменных, без которых не может быть нормального функционирования производства.

      Что касается принципов менеджмента, то А. Файоль рассматривал их применительно к работе руководителя высшего звена управления.

      Возникновение классической школы управления обычно связывают с именем А. Файоля. Основная цель этого направления заключалась в формулировании общих принципов работы организации.

      Основной  вклад А.Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных  функций.

      14 принципов управлении (по А. Файолю):

      1. Разделение труда.

      Его цель – выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при прочих равных условиях. Это достигается за счет сокращения целей.

      2. Полномочия и ответственность.

      Полномочия  – это право отдавать приказ, а ответственность – составляющая ее противоположность. Где дают полномочия, там возникает ответственность.

      3. Дисциплина.

      Дисциплина  – это одна из задач руководителя. Дисциплина предполагает справедливое применение санкций.

      4. Единоначалие.

      Работник  должен получать приказы только от одного начальника.

Информация о работе Психология управления как отрасль общей психологии