Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 00:21, лекция
Психология в буквальном значении этого слова – наука о душе. История ее, как изучение души человека, его психического мира методом самонаблюдения (интроспекция) и самоанализа уходит далеко в глубь веков, в философские (Аристотель, Платон) и медицинские (Гиппократ, Авиценна) учения.
1. Предмет, задачи и содержание психологии управления.
2. История становления психологии управления.
3. Методологические подходы к управлению.
К
сфере бес сознательного
– надсознательное – вершина творческого процесса, творческая интуиция, благодаря которой происходит внезапное озарение;
– несознаваемые мотивы и смысловые установки, обуславливаемые имеющим личностный смысл желаемым будущим;
– регуляция автоматизированных и непроизвольных действий, опирающихся на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях (навыки ходьбы, письма и тому подобное);
– психические явления, находящиеся на подпороговом уровне.
Сознательное
и бессознательное в
"Сверх Я" – своеобразная моральная цензура, содержанием которой являются: нормы, табу (запреты), принятые личностью. Это ее совесть. В "Сверх Я" также сочетаются бессознательное и сознательное.
"Оно" – бессознательная система, в основе которой лежат субъективные потребности биологического или эмоционального порядка. "Оно" управляет принципом удовольствия, ему присуще изначальное стремление к наслаждению.
"Я" – сознательная система, регулирующая взаимодействие с внешним миром. Часть "Я" уходит в глубь бессознательного, благодаря которому осуществляется синтез глубинных неосознанных влечений и требований общества.
З. Фрейд писал: "Я" в душевной жизни представляет здоровый смысл и благоразумие".
"Оно" – неукротимые страсти.
Между "Я" и "Оно" устанавливаются отношения постоянной напряженности.
З. Фрейд сравнивает эти отношения с отношениями наездника и лошади. Лошадь дает энергию для движения, наездник обладает преимуществом и определяет цель и направление движения сильного животного.
Для "Я" тремя тиранами являются внешний мир, "Сверх Я" и "Оно".
Напряженность между "Я" и "Оно" – как состояние беспокойства и тревоги.
Если "Сверх Я" устанавливает, что "Я" нарушает требования общества, человек испытывает чувство вины. Поэтому психической жизни человека сопутствуют конфликтные состояния. Именно "Я" должно смягчить и разрешить эти конфликты.
Регуляция происходит на основе так называемых "механизмов психологической защиты". Защитные механизмы – это способы организации временного душевного равновесия, необходимого для борьбы с трудностями жизни. Это:
Регрессия – психический синтез травмирующих впечатлений на основе глубинных детских переживаний.
Изоляция – уход от общества.
Проекция – перенос на другого человека своих эмоциональных состояний.
Идентификация – отождествление себя с другим человеком.
Сублимация – перевод грубых плотских влечений в сферу чувств и возвышенных интересов.
Рационализация – поиск разумной основы поведения, оправданий импульсивным поступкам.
Отказ – бессознательное игнорирование событий во внешнем и внутреннем мире (начальник и подчиненный).
Все что происходит в психическом пространстве имеет определенную протяженность, то есть характеризуется показателями времени.
Время в психологии понятие многоплановое:
– оценка последовательности и скорости протекания различных событий жизни;
– переживание скорости и растянутости, ограниченности и беспредельности времени;
– принадлежность событий жизни к настоящему и удаленность в прошлое или будущее;
– осознание возраста, представление о вероятной продолжительности жизни.
Понятие "возраст" многоплановое. Выделяют четыре его вида:
– хронологический (паспортный);
– биологический (функциональный);
– социальный (гражданский);
– психологический.
Возрастные кризисы – это как бы "поворотные пункты", психологические переломы на жизненном пути человека.
В каком же хронологическом возрасте возможны эти переломы?
В детстве – в 7 лет;
У подростков – 12-14 лет;
У юношей – 18-19, 25-26 лет.
А далее переломы наступают каждые десять лет: 30, 40, 50 и так до 70 лет, а затем через каждые 5 лет.
На протяжении своей жизни человек переживает пять основных периодов: рождение, созревание, зрелость, старение и старость.
В творческой профессиональной деятельности выделяется несколько фаз: старт, кульминация (пик) и финиш.
Как отмечают исследователи, существуют два профессиональных пика. Первый (30-35 лет) наступает когда "умы свежи". Человек делает открытия, изобретения, предлагает новации. Второй пик (50-60 лет) связан с мудростью, зрелостью человека, имеющего большой жизненный опыт. Такой человек способен на обобщение, создание своей школы, может быть мудрым руководителем и организатором.
2. 20 – 30-е годы XX века считаются авангардными в развитии теории управления (менеджмента).
А.
Файоль был первым, кто отметил, что
менеджмент насквозь пропитан психологией,
и выделил психологические
Анализируя подробно вопросы управления предприятием, А. Файоль говорил: "Не невежество, честолюбие, эгоизм, леность и всякие людские слабости толкают людей к пренебрежению общими интересами в угоду частным. И это питает вечную борьбу".
Эти слова А Файоль написал в 20-е годы ХХ века, но они живут и сейчас и относятся не только к сфере управления каким-либо одним предприятием. Они стали универсальными там, где сталкиваются интересы людей, например в экономике, в политике.
А. Файоль был убежден, что дисциплина является в числе других принципов очень важной частью управления. На этот счет он высказался таким образом: ''Дисциплина составляет главную силу армий. Я, безусловно, принял бы этот афоризм, если бы он сопровождался таким пояснением: "Дисциплина – это то, во что ее превращают начальники". Первый афоризм внушает уважение к дисциплине, что, конечно, хорошо, но в нем можно проглядеть ответственность начальников, что уже было бы плохо".
Большое значение А. Файоль придавал также такому принципу, как единство руководства: "Этот принцип можно выразить так: один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель. Это – необходимое условие единства действия, координации сил, сложения усилий. Тело с двумя головами в социальном мире, как и в животном, – чудовище. Ему тяжело жить".
Благодаря А. Файолю управление стало признаваться самостоятельной и специфической деятельностью людей, в итоге возникла новая отрасль науки – "психология управления".
В этот период времени соединились вместе типологический и психологический подходы в управлении. Это означало, что на смену деперсонифицированным отношениям в управлении пришли: учет личностных, мотивационных и других психологических составляющих деятельности организаций.
Выделение мотивационных факторов в процессе труда привело к тому, что человек перестал считаться придатком машины. Взаимоотношение человека и машины приобрело личностный оттенок, приведший к пониманию того, что человек – это не машина, а управление машинами – это далеко не то, что управление людьми. Это был большой прогресс в осознании места и сущности человеческой деятельности в управлении.
В 30-е годы теоретики менеджмента активно обращаются к мотивационным факторам трудовой деятельности человека. Большим достижением управленческой мысли было то, что на смену "экономическому человеку" пришел "социальный человек" благодаря развитию "школы человеческих отношений", автором которой считается Элтон Мэйо – австралийско-американский ученый (1880-1949 гг.), известный оппонент Ф. Тейлора.
С позиций этой школы промышленная организация стала рассматриваться как определенный социальный организм, а люди, работающие в ней, – как члены этой социальной системы, носители мотивационных, личностных, индивидуально-психологических качеств.
Развитие концепции "человеческих отношений" Э. Мэйо привело к тому, что, по свидетельству исследователя проблем менеджмента Д. Рена, было внесено много поправок в практику менеджмента. Можно выделить некоторые из них:
В 1938 г. два известных ученых США Э. Мэйо и Ч. Барнард совместно выдвинули концепцию "социального человека" вместо концепции "экономического человека", описанного авторами "школы научного управления". Однако, в отличие от Э. Мэйо, Ч. Барнадр использовал опыт активной личной работы на посту руководителя фирмы "Нью Джерси Бэлл телефон".
Ч. Барнард стал теоретиком менеджмента. Традиционное понимание организации его не устраивало. Большое внимание он уделил анализу взаимодействия, формальной и неформальной структур внутри самой организации. Он говорил, что поодиночке они не могут функционировать.
С позиций Ч. Барнарда, благодаря существованию неформальных групп в организациях формируются внутри формальной системы определенные установки, нормы и правила группового поведения. Ч. Барнард был одним из первых теоретиков деятельности организаций. Он считал мотивацию одним из главных факторов производства. Он также отметил, что сущность взаимоотношений человека и организации заключена в сотрудничестве.
Ч.
Барнард сформулировал
Положительным в работе Ч. Барнарда было то, что он отнес человека к стратегическому фактору организации. Говоря о кооперативных системах в организации, Ч. Барнард отводил особую роль управляющим, к функциям которых он относил:
– искусство принятия решений;
– постановку целей на основе предвидения будущего;
– четкое представление системы коммуникаций, включая схему организации и структуру управленческого персонала;
– роль управляющего в созидании организационной морали.
Особую роль он отводил лидерству, считая его необходимой социальной сущностью, придающей значимость общей цели. По оценке Ч. Барнарда, именно цель создает стимул, делающий эффективными другие стимулы, вселяющий в субъективный аспект "бессмысленных решений" упорство в изменчивой среде, воодушевляя личное убеждение и создающее жизненное сплочение, без которого невозможна кооперация.
Информация о работе Психология управления как отрасль общей психологии