Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 10:35, дипломная работа
Цели исследования:
- выявить и обозначить основные проблемы, с которыми сталкивается руководитель;
- посмотреть возможность работы над некомпетенциями начинающих руководителей по средством СПТ.
В соответствии с целью исследования были определены следующие
задачи:
- подобрать литературу и изучить ее;
- изучить проблемы, с которыми сталкивается руководитель;
- предложить СПТ, при помощи которого данные проблемы руководителей возможно будет скорректировать;
Введение
Понятие тренинга, структура и способ написания программы тренинга.
1.1. Общее понятие тренинга
1.2. Структура и способ написания программы тренинга
1.3. Компоненты тренинга: разминка, кейс, упражнение, ролевая и ситуационная игра.
1.4. Эффективность тренинга, на примере тренинга управления «Супер Супервайзер».
2. Понятия лидерство и руководство
2.1. Понятие лидерства. Типы лидеров
2.2. Понятие руководства. Типы руководителей.
3. Социально-психологические проблемы руководства и лидерства.
3.1. Проблема общения
3.2. Барьеры общения
3.3. Слушание
3.4. Проблема уверенности в процессе управленческого общения и пути её формирования
3.5. Межличностные конфликты. Проблемы конфликтов.
4. Практические исследования стилей руководства
4.1. Практические исследования стилей руководства
4.2.Инструментарий
5. Социально-психологический тренинг «Супер супервайзер»
Заключение
Список использованной литературы
3.5. Межличностные
конфликты. Проблемы
конфликтов.
Конфликт – это столкновение противоположных интересов (целей, позиций, мнений и др.) на почве соперничества; это отсутствие взаимопонимания по различным вопросам, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.
В числе основных структурных компонентов конфликта можно выделить следующие:
Объект конфликта – социальное явление, вызывающее данную конфликтную ситуацию. Борьба за право владеть этим явлением и приводит к конфликту. Объект конфликта характеризуется тем, что он:
Участники (оппоненты) конфликта – отдельные лица, группы людей и даже организаций. Наличие объекта и участников конфликта образует конфликтную ситуацию. Участники конфликта связаны определенными отношениями, каждый из них претендует на единоличное манипулирование объектом.
Однако конфликтная ситуация может существовать, но конфликта может не быть. Другими словами, конфликт может долго оставаться на потенциальном уровне, не переходя в реальную плоскость. Для того чтобы конфликт перерос из потенциального в реальный, необходим инцидент, то есть действия со стороны участников (оппонентов) конфликта, направленные на овладение объектом и ущемляющие интересы другой стороны.
Итак, конфликт есть конфликтная ситуация плюс инцидент.
Наряду с основными структурными элементами конфликта, существуют и дополнительные, служащие фоном. К ним необходимо отнести следующие.
Условие протекания. Характер любого разногласия существенно определяется внешней средой, в которой возникает конфликт. Основными параметрами могут быть:
Положительное разрешение конструктивного конфликта – это прежде всего устранение недостатков, причин, к нему приведших. А поскольку причины эти – объективные, отражающие несовершенство организации управления, то устранение их означает усовершенствование самой организации. Деструктивные конфликты порождаются чаще всего субъективными причинами, к которым относятся неправильные действия руководителя и подчиненных, а также психологическая несовместимость отдельных людей.
К возникновению конфликтов могут привести определенные действия потенциальных оппонентов. Вот почему необходимо хорошо представлять, какие действия ведут к конфликтам. Итак, к конфликтам располагает следующее поведение:
Способы управления конфликтами («сетка Томаса»).
На ранних этапах изучения конфликтов широко использовался термин «разрешение конфликтов», который предполагал, что конфликт можно и необходимо разрешать. Таким образом, целью разрешения конфликтов было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии.
Однако в последнее время произошло изменение отношения специалистов к конфликтам. Почему? Во-первых, была осознана тщетность усилий по полному разрешению конфликтов; во-вторых, увеличилось число исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов.
Отсюда ударение должно было быть перенесено в разрешения конфликтов на управление ими. Ключевыми проблемами управления конфликтами стали следующие: какие формы поведения в конфликтах характерны для людей, какие из них являются продуктивными или деструктивными, как стимулировать продуктивное поведение.
Наиболее удачную модель управления конфликтами предложил К. Томас. Он применил двухмерную модель: по вертикали выражена степень напористости при защите собственных интересов; по горизонтали – степень склонности к кооперации и внимание к интересам оппонентов. В соответствии с этими характеристиками, К. Томас выделяет следующие пять основных способов управления и регулирования конфликтами:
На предложенной ниже «сетке Томаса» нет однозначно плохих или однозначно хороших способов управления конфликтами, многое зависит от конкретной ситуации, от конкретных участников и от конкретной проблемы. Однако выявлены следующие возможности способов:
Вместе с тем любой из изложенных способов имеет право на жизнь.
В каких же конкретных условиях целесообразно переходить к изложенным стадиям управления конфликтами?
Соревнование предполагает активные действия и самобытный, самостоятельный путь выхода. Наиболее эффективен этот способ в условиях: когда исход очень важен для вас; когда вы обладаете достаточным авторитетом и властью; когда вы находитесь в критической ситуации, которая требует быстрого, даже мгновенного реагирования; когда у вас нет иного выбора; когда вы можете дать понять группе людей, что находитесь в тупике, тогда как кто-то должен повести их за собой.
Избегание эффективно в условиях: когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас; когда вы чувствуете свою неправоту и правоту другого, к тому же если он обладает большей властью; когда вы общаетесь со сложным собеседником; когда вы пытаетесь принять решение, но не знаете, что предпринять; когда у вас недостаточно информации по проблеме; когда велика напряженность и нужно ее сбросить; когда вам нужно выиграть время.
Приспособление эффективно в условиях: когда вы чувствуете, что немного уступая, вы теряете мало; когда надо смягчить ситуацию; когда вы понимаете, что итог намного важнее для другого, чем для вас; когда правота не на вашей стороне.
Компромисс, то есть когда вы сходитесь в частичном удовлетворении своего желания и частичном выполнении желания другого. Наиболее эффективен в условиях: когда у участников конфликта одинаковая власть и они имеют взаимоисключающие интересы; когда требуется быстрое и временное решение; когда другие подходы оказались неэффективными; когда компромисс позволяет сохранить взаимоотношения.
Сотрудничество,
в отличие от компромисса, достигается
на более глубоком уровне и требует
гораздо больше времени и активного
совместного участия в
В любом конфликте существуют, как правило, три пути его решения:
5. Тренинг управления «Супер Супервайзер»
Программа тренинга: Тренинг для супервайзеров контактного центра «Супер супервайзер».
Практика показывает, что практически 100% супервайзеров "вырастают" из операторов контакт-центра, т.е. это в бывшем отличные операторы, ответственные, сообразительные, которых "отметили" и повысили. Хороший оператор – ещё не значит – хороший управленец.
И тут, как правило, возникают две трудности:
Цель тренинга: Выработка у специалистов полного комплекса компетенций, достаточного для эффективного обучения и помощи сотрудникам на рабочих местах; помощь супервайзерам в осознании своей роли в компании и коллективе; освоение навыков эффективного управления операторами контакт - центра. Тренинг направлен на развитие у супервайзеров навыков управления, мотивации и наставничества, необходимых для эффективного руководства группой и помощи операторам в работе.
Тренинг ориентирован на супервайзеров контактного центра, в чьи должностные обязанности входит руководство, обучение, мотивация персонала и оказание помощи на рабочих местах.
Форма обучения – тренинг: мини-лекции, групповые дискуссии, практические упражнения, ролевые и деловые игры.
Ориентировочные цели | Специальные цели | Описание | Технические требования |
1.
Знакомство с группой и |
1. Знакомство с группой. Знают правила поведения на тренинге. Презентация тренинга. | Представление
тренера. Заполнение бейджей. Знакомство
с правилами поведения на тренинге
(отключаем телефоны, 0:0, снимаем
погоны, лучший вопрос и т. д.). Краткое
описание тренинга, тренер обозначает
перерывы, обед. Демонстрация
слайда № 1
слайда № 2 |
Проектор
Правила поведения на тренинге оформлены в виде плаката. |
2. Мотивация на работу | Тренер собирает
ожидания.
ЧПУ: личностный рост, рост в качестве управленца – супервайзера КЦ. |
Подготовленный флипчарт для сбора ожиданий | |
3. Оценка знаний и понимания профессии супервайзер КЦ | Написание теста «До» | Раздаточный материал, тесты | |
2.
Организация. Структура |
1. Знают о структуре контакт-центра | Демонстрация сл. № 3 | |
2.
Осознают место супервайзера
в контакт – центре. Основные
задачи и сфера |
Вопрос тренера: какое место, по вашему мнению, занимает супервайзер в КЦ? Какие функции выполняет супервайзер в КЦ. | ||
3.
Понятие внутреннего |
Супервайзер, помощник
супервайзера, наставник.
Внутреннее и
внешнее взаимодействие. Супервайзер
– связующее звено между |
||
4.Особенности вступления в должность: вчера оператор – сегодня руководитель, плюсы и сложности. | Тренер собирает обратную связь. | ||
5. Ожидания руководителя КЦ в отношении супервайзера. | Тренер собирает обратную связь. | ||
6. Должностные обязанности супервайзера и оператора. | «Зачитывание» положения об обязанностях супервайзера и оператора. | ||
3. Этапы работы супервайзера | 1. Основные этапы
работы супервайзера:
Планирование Постановка задач Обучение Мотивация Контроль Анализ/оценка |
Демонстрация слайда № 5 | |
2.
Каждый из этапов работы Организация работы. Управление временем. |
Понятие «Планирование
времени». Демонстрация слайда № 6.
Сбор обратной связи – вопрос: как вы планируете свой рабочий день? Обсуждение планирования рабочего дня, выявление всех плюсов грамотного планирования. Демонстрация слайда № 7. Календарное, ежедневное планирование, 5 шагов планирования рабочего дня, демонстрация слайда № 8, принципы планирования времени, демонстрация сл. № 9, контроль использованного времени, принципы эффективного дня, демонстрация сл. № 10. Упражнение 1(на управление своим рабочим временем) «Бланк эффективного планирования рабочего дня» стр.8 |
Раздаточный материал | |
3.
Постановка целей и задач. |
Целеполагание.
Демонстрация слайда № 11.
Какие бывают цели (генеральная цель, частные цели, задачи, мероприятия), технология постановки целей. Демонстрация слайда № 12, 13 Упражнение 2: формулировка целей. Стр. 11.Дерево целей. Демонстрация слайда № 14 Упражнение 3 (на целеполагание): формирование древа целей. Стр. 12 |
Раздаточный материал | |
4. Управление персоналом. Стили руководства и уровень развития персонала. Формирование команды. | Лекция тренера
о стилях руководства, их плюсы и минусы.
Легитимный и нелегитимный лидер. Выбор
стиля в зависимости от сотрудника. Как
найти индивидуальный подход к каждому
сотруднику. Определение собственного
стиля.
Упражнение 4 на ответственность «Повышение по службе» Стр. 13. Каждый супервайзер заполняет страницу «Моя ответственность перед группой», стр. 29. Этот лист каждый супервайзер вывешивает на свою информационную доску. |
||
4. Подведение итогов, завершение тренинга | Подведение итогов, закрепление материала, тестирование. | Повторяем весь
пройденный на тренинге материал, возвращаемся
к ожиданиям.
Написание теста «после». Демонстрация слайда № 26. |