Психология успеха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:30, курсовая работа

Описание

Цель: проследить взаимосвязь между стратегиями самоутверждения и аспектами «Я - концепции»
Задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты психологии успеха как объекта психологического воздействия;
- провести экспериментальное исследование по критериям наличия психологии успеха у испытуемых;
- сделать выводы и внести предложения по результатам исследования.

Работа состоит из  1 файл

Психология успеха.Миф.docx

— 49.08 Кб (Скачать документ)

Введение

     Деловитые  американцы тратят свыше миллиарды долларов ежегодно на всевозможные психологические руководства в стиле "Думай и богатей", "Ваш путь к успеху", "Приемы эффективного лидерства", и т.д., и т.п. Со времен Дейла Карнеги литература такого рода пользуется огромной популярностью, но, увы, приносит гораздо меньше практической пользы, чем обещает. Сегодня, когда подобные руководства завоевывают все больший успех и у нашего читателя, настало время разобраться, насколько им можно доверять. Ведь, как выясняется, многие "мотивационные" книги содержат далеко не бесспорные идеи, которые однажды пришли в голову их авторам, но никакого научного обоснования не имеют. Хуже того, некоторые тезисы, которыми потчуют своих читателей современные гуру от поп-психологии, входят в прямое противоречие с данными научных исследований и не столько способствуют, сколько препятствуют самосовершенствованию и достижению жизненного успеха. Рассмотрим всего лишь семь мифов современной поп-психологии (на самом деле их гораздо больше), которые многими некритично принимаются на веру.

В данной работе мы исследуем  проблему самоутверждения и успеха, которая является важной, необходимой  и даже популярной, как нам кажется, во все времена.

Самоутверждение - универсальная потребность человека (ее испытывает каждый). Являясь необходимой предпосылкой существования человеческой личности - оно пронизывает всю нашу жизнь - от ее высших проявлений до предельно низших. Эта мощная сила, она может действовать по-разному: может творить, вознося человека до высших высот, а может и разрушить его полностью, лишив человеческого облика, делая его зверем. Без самоутверждения как процесса и результата нет и не может быть человека. Поэтому так необходимо изучать данный процесс. Но, увы, основательных работ по данному вопросу очень мало, почти нет. И данной работой мы хотим внести небольшой вклад в исследовании феномена самоутверждения, рассмотрев «Я - концепцию» как одну из составляющих данного феномена.

Цель: проследить взаимосвязь между стратегиями самоутверждения и аспектами «Я - концепции»

Задачи:

- рассмотреть теоретические  аспекты психологии успеха как  объекта психологического воздействия;

- провести экспериментальное  исследование по критериям наличия  психологии успеха у испытуемых;

- сделать выводы и внести  предложения по результатам исследования.

Почему люди работают? Почему одни люди делают легкую работу и остаются недовольны, а другие делают тяжелую  работу с удовольствием? Что нужно  сделать для того, чтобы люди работали лучше и производительнее? Как  сделать работу увлекательнее? Что  вызывает желание работать? Эти и  многие другие вопросы возникают  тогда ,когда происходит управление персоналом.

Произошедшие в последние  годы изменения отношений собственности  лишь усугубило проблему трудовой мотивацию. Практика отвергла представление, согласно которому либерализация, приватизация автоматически снимут вопрос и приведут к появлению высокой заинтересованности работников в производительном труде. Оно оказалось несоответствующим  современной хозяйственной реальности.

 Поэтому предприятиям  и организациям приходится идти  методом проб и ошибок, самостоятельно  нащупывая наиболее подходящий и действенные методы организации и поощрения труда.

 Руководители процветающих  фирм любят повторять, что главный  потенциал их предприятий заключен  в кадрах. Поэтому нужно научиться  эффективному управлению персоналом, и путь к этому лежит через  понимание мотиваций человека.

Глава 1. Мифы поп-психологии успеха

1.1. Семь мифов на пути  к успеху

Миф 1. Чтобы добиться успеха в достижении цели, ее надо визуализировать, то есть, как можно более ярко вообразить зрительно.

Визуализация -- создание в  воображении образов желаемой действительности -- одна из самых модных тем в поп-психологии последних лет. Об этом явлении написано множество книг, некоторые из них уже поспешно переведены на русский язык и восторженно пересказываются местными трансляторами заморского опыта. Вот, например, что обещает аннотация к книге Паулины Уиллс "Визуализация для начинающих": "Визуализация -- великая творческая сила разума, построение образа "в оке ума" с последующей реализацией его в ментальной субстанции. Длительность существования такого образа зависит от интенсивности и длительности мышления его творца. Усиленные тренировки позволяют претворять идеи ментального мира в реальность мира физического. Эта книга научит вас работать с визуализацией. С помощью простых упражнений вы сможете развить творческие способности, преодолеть недуги, приобрести новых друзей, перевоссоздать свою жизнь в соответствии со своими позитивными фантазиями и желаниями" Адлер А. Понять природу человека.- С.Пб: Академический проект, 2006., с. 111.

Действительность

Первые данные об эффективности  визуализации предвосхищаемого результата были получены в области психологии спорта и в дальнейшем поспешно распространены на достижения в любых областях. При этом упускается из виду, что  в случае спортивных состязаний речь идет об атлетах, которые всем ходом  длительных тренировок добились абсолютного  автоматизма в выполнении всей последовательности движений, необходимых для достижения результата; решающее значение для  них приобретает интенсивность  либо точность этих движений. В этих случаях зрительное предвосхищение достижения цели действительно приводит порой к улучшению спортивных результатов. Во всех прочих областях -- особенно это касается планирования карьеры, построения

общей стратегии жизненного пути -- визуализация не только не приносит желаемого результата, но может привести и к противоположному.

Профессор Калифорнийского университете Шейли Тейлор предостерегает: "Во-первых, визуализация приводит к отделению цели от средств, необходимых для ее достижения. Во-вторых, она преждевременно провоцирует радостное ощущение успеха, когда вы еще ничего реально не достигли. А это отвлекает ваши силы от цели". Иными словами, воображаемый образ может выступить замещением реального успеха и тем самым снижает прилагаемые вами усилия, а то и вовсе заставляет от них отказаться Майерс Д. Социальная психология.

В своем эксперименте Тейлор провела упражнения по визуализации с двумя группами студентов незадолго  до экзаменационной сессии. Одной  группе предлагалось образно представить  достигнутый успех -- получение высшего балла. Другой было предложено вообразить себя за чтением учебников, ведением конспектов и прочими учебными занятиями. В ходе реального экзамена, состоявшегося через пару дней, вторая группа получила более высокие оценки, причем уровень стресса у этих студентов оказался заметно ниже, чем у тех, кто заранее радовал себя предвосхищением успеха.

К тому же очевидно: когда  речь идет не о забрасывании мяча в  баскетбольную корзину, а о каких-то более сложных жизненных задачах, детальное предвосхищение результата -- это всегда иллюзия. Ничто в жизни не происходит в точности так, как мы это предвкушаем. Поэтому, даже добившись своего, человек все равно рискует остаться неудовлетворенным -- что-то наверняка произойдет не совсем так, как мечталось.

Объективные рекомендации

Профессор Тейлор советует: цель необходимо перед собой иметь, но любоваться на нее, пока она не достигнута, -- явно преждевременно. Сосредоточиться следует в первую очередь на средствах ее достижения. Успех обеспечивает не мечтание, а планирование. Тем более что план -- это и есть мечта, детально и скрупулезно приближенная к действительности.

Миф 2. Сдерживать свои чувства -- неправильно и вредно. Загнанные в глубину души, они приводят к эмоциональному перенапряжению, чреватому срывом. Поэтому любые чувства, и положительные, и отрицательные, необходимо открыто выражать. Если же выразить свою досаду или гнев недопустимо по моральным соображениям, их надо излить на неодушевленный объект -- например, поколотить подушку.

Лет двадцать назад широкую  известность приобрел экзотический опыт японских менеджеров. В рабочих  раздевалках некоторых промышленных предприятий были установлены резиновые  куклы начальства наподобие боксерских груш, которые работникам позволялось  избивать бамбуковыми палками -- якобы для разрядки эмоционального напряжения и выхода накопившейся неприязни к боссам. С той поры прошло много времени, но о психологической эффективности этого новшества ничего не сообщалось. Похоже, оно так и осталось курьезным эпизодом без серьезных последствий. Тем не менее на него и сегодня ссылаются многочисленные руководства по эмоциональной саморегуляции, призывающие читателей не столько "держать себя в руках", сколько, наоборот, не сдерживать своих эмоций Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания .

Действительность

По мнению Брэда Бушмэна, профессора Университета штат Айова, вымещение гнева на неодушевленном объекте приводит не к смягчению стресса, а как раз наоборот. В своем эксперименте Бушмэн намеренно дразнил своих студентов оскорбительными замечаниями по ходу выполнения ими учебного задания. Некоторым из них потом было предложено выместить гнев на боксерской груше. Оказалось, что "успокоительная" процедура вовсе не привела студентов в душевное равновесие -- по данным психофизиологического обследования, они оказались гораздо более раздражены и агрессивно настроены, чем те, кто "разрядки" не получил.

Профессор заключает: "Любой  разумный человек, выплескивая таким образом свой гнев, отдает себе отчет, что настоящий источник раздражения остался неуязвим, а это раздражает еще сильнее. К тому же, если человек ожидает от процедуры успокоения, а оно не наступает, это только усиливает досаду". А психолог Джордж Бонанно из Колумбийского университета решил сопоставить уровень стресса студентов с их способностью контролировать свои эмоции. Он измерил уровень стресса у студентов-первокурсников и попросил их пройти эксперимент, в ходе которого они должны были демонстрировать разный уровень выраженности эмоций -- преувеличенный, преуменьшенный и нормальный Пассмор Дж.

Полтора года спустя Бонанно снова собрал испытуемых и измерил их уровень стресса. Оказалось, что студенты, испытывавшие наименьший стресс, были теми самыми студентами, которые в ходе эксперимента успешно усиливали и подавляли эмоции по команде. Кроме того, как выяснил ученый, эти студенты были более приспособлены к настройке на состояние собеседника.

Объективные рекомендации

Любая физическая нагрузка способствует разрядке эмоционального напряжения, но только если она не связана  с агрессивными действиями, даже игровыми. В состоянии психологического стресса  полезно переключение на атлетические упражнения, бег, ходьбу и т.п. Помимо этого полезно отвлечься от источника  стресса и сосредоточиться на чем-то, с ним не связанном, -- послушать музыку, почитать книгу и т.п.

К тому же нет ничего дурного  в том, чтобы сдерживать свои эмоции. Напротив, умение держать себя в  руках и выражать свои чувства  сообразно ситуации и следует  в себе сознательно культивировать. Результатом этого является как  душевное равновесие, так и полноценное  общение -- более успешное, чем при спонтанном изъявлении любых чувств.

Миф 3. Если вы пребываете в дурном расположении духа, то почувствуете себя лучше, переключив свои мысли на что-то приятное.

"Захлопните двери своего  сознания перед огорчениями, -- пишет  один из идеологов жизненного  успеха Наполеон Хилл. -- Используйте  свой разум для целенаправленного

оптимистического мышления. Не позволяйте людям и обстоятельствам  навязывать вам неприятные переживания".

Действительность

Результаты психологических  исследований свидетельствуют: когда  мы находимся в подавленном настроении -- то есть именно тогда, когда мы нуждаемся в смене настроения, -- наш разум оказывается совершенно не способен намеренно ее осуществить. Когда мы озабочены своими проблемами, это означает, что они овладели нами всецело -- настолько, что нам недостает душевных сил подавить негативные переживания. И пытаясь обмануть себя, вызывая какие-то новые чувства, мы лишь усиливаем те, которые нами уже владеют. "Когда вы находитесь под влиянием стресса, -- считает профессор Университета штата Вирджиния Даниэль Вегнер, -- привести себя в хорошее настроение приятными мыслями не просто трудно -- это, как правило, приводит к обратному эффекту"Ананьев Б.Г.

В своих экспериментах  Вегнер предлагала испытуемым произвольно привести себя в хорошее настроение, что им в основном довольно легко удавалось. Когда же от них требовалось одновременно решать мыслительные задачи, большинство отметили ухудшение настроения. Человеческий мозг просто не в состоянии совмещать решение таких разных задач!

Объективные рекомендации

"Эмоциональную подавленность  легче преодолеть, -- советует профессор Вегнер, -- если обратиться к другим за помощью и поддержкой. Поделитесь своими заботами с другом или родственником, священником или психологом -- любым, кто может помочь вам переключиться на другие мысли". Полезно просто отправиться туда, где люди получают удовольствие, -- на концерт, в парк, в гости. И наконец, если вы заранее предвидите ситуацию, которая вызовет у вас огорчение, постарайтесь так же заранее вызвать в сознании мысли о приятном -- радостных событиях прошлого или мечтах о будущем. Предвидимому огорчению будет непросто вытеснить достигнутое таким образом хорошее настроение.

Миф 4. Обращаясь к самим себе с ободрением и поощрением, хваля самих себя, мы можем повысить свою самооценку.

Во многих популярных руководствах по самопомощи содержатся похожие советы: не уставать поощрять себя похвалами, более того -- наполнить свой дом, автомобиль, рабочее место мини-плакатиками с одобрительными лозунгами "Молодец!", "Умница!" и т.п. Когда взгляд постоянно останавливается на таких стимулах, это якобы повышает настроение и усиливает мотивацию Пассмор Дж.

Действительность

Профессор Уильям Сванн из Университета штата Техас обнаружил такую закономерность: самоодобрение действительно способно несколько повысить самооценку, но лишь у тех, у кого она и без того достаточно высока. К тому же польза от этого весьма сомнительна (см. миф 5). Люди с невысокой самооценкой разные псевдопозитивные лозунги, обращенные к самим себе, не воспринимают всерьез, поскольку в принципе не привыкли доверять собственным позитивным суждениям. Хуже того -- в незаслуженной, с их точки зрения, похвале им слышится издевательский оттенок, а это вовсе не повышает настроение, скорей наоборот.

Информация о работе Психология успеха