Психология успеха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:30, курсовая работа

Описание

Цель: проследить взаимосвязь между стратегиями самоутверждения и аспектами «Я - концепции»
Задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты психологии успеха как объекта психологического воздействия;
- провести экспериментальное исследование по критериям наличия психологии успеха у испытуемых;
- сделать выводы и внести предложения по результатам исследования.

Работа состоит из  1 файл

Психология успеха.Миф.docx

— 49.08 Кб (Скачать документ)

Сам Йеркс всегда тяготел к антропоморфизму, не проводил принципиальных различий между поведением животных и людей, легко усматривал аналогии, далеко не бесспорные. Иногда это звучало наивно, однако по отношению к открытому им закону оказалось абсолютно справедливо. Эксперимент, повторенный на людях, продемонстрировал аналогичные результаты. В качестве экспериментального материала выступали задачи-головоломки, в качестве мотивирующего стимула -- денежное вознаграждение (сумма награды за правильное решение, поначалу ничтожная, постепенно возрастала до весьма значительной). И вот что обнаружилось. За чисто символический выигрыш люди работали "спустя рукава", и результаты были невысокими. По мере возрастания награды рос и энтузиазм; соответственно улучшались и результаты. Однако в определенный момент, когда возможность выигрыша достигала немалой величины, энтузиазм перерастал в ажиотаж, и результаты деятельности снижались. Таким образом выяснилось, что слабая мотивация недостаточна для успеха, но и избыточная вредна, поскольку порождает ненужное возбуждение и суетливость.

Объективные рекомендации

Похоже, авторы популярных самоучителей жизненного успеха плохо знакомы  с психологией. Выдвигаемый ими  лозунг "Сосредоточить всего себя на желанной цели" -- не совсем точен. Цель, безусловно, нужно перед собой иметь, к ней нужно стремиться. Но при этом нельзя забывать, что одержимость целью может оказать и скверную услугу. Согласно закону Йеркса--Додсона для достижения успеха необходим оптимальный (а проще говоря -- умеренный, средний) уровень мотивации, избыток здесь столь же плох, как и недостаток.

1.2. Процесс самоутверждения  и основные его характеристики

Процесс самоутверждения  можно сравнить с восхождением на некоторую ценностную лестницу, вершину, т.е. его можно сравнить с самовозвышением. Но иногда цель самоутверждения состоит только в удержании на некоторой определенной ступени. Т.е. можно сделать вывод, что самоутверждение можно включить, как одну из составляющих компонентов процесса самосовершенствования.

Самоутверждение - есть акция, благодаря которой человек утверждает себя сам и это утверждение в конечном счете переходит внутри его «Я» Соколова Е.Г. Проективные методы исследования личности. - М.: «Московский университет»,

Смысл самоутверждения - человек  сам утверждает себя в себе.

Изначальным субъектом самоутверждения  является единственный человек, но самоутверждаться могут и сообщества, группы людей, народы, но самоутверждение коллективного субъекта есть нечто производное от самоутверждения отдельных людей.

Противоположным процессу самоутверждения  является самоотрицание. Они весьма похожи - делаются самим человеком  и, в конечном итоге, происходят внутри его «Я», но результат является обратным по сравнению с настоящим самоутверждением.

Р де Чармс, Уайт рассматривал феномен самоутверждения относительно теории мотивации. Р. де Чармс определял самоутверждение в качестве основного мотива. Он говорил, что давления внешней среды, поощрения, наказания могут снижать уровень переживания самоутверждения, вплоть до появления у человека ощущения полной зависимости и, чем больше и лучше человек противостоит этому, тем сильнее он утверждается, начинает получать радость от какой-либо деятельности и т.д. Уайт соединял самоутверждение с компетентностью.

Никитин Е. П. выделяет следующие  основные характеристики Никитин Е.П., Харнашенкова Н.В. Феномен человеческого самоутверждения.

I. Пространственная характеристика. Она включает в себя область  самоутверждения - каждый акт  самоутверждения осуществляется  в определенной сфере человеческой  деятельности.

II. Энергетическая или  силовая характеристика. Она включает:

1. Импульс к самоутверждению  - внутренняя потребность к самоутверждению:

a) общий импульс или стабильный;

b) ситуационный или переменный импульс;

2. Потенциал самоутверждения  - способность человека к действию, к удовлетворению того или  иного импульса, к самоутверждению.

a) общий потенциал - когда говорят о полной бездарности или о способном, всесторонне развитом человеке;

b) специфический потенциал - способность удовлетворить ситуационный импульс к самоутверждению.

Он же (Никитин Е. П.) отмечает проблемы, которые могут возникнуть у человека в процессе утверждения - дефицит самоутверждения:

1. дефицит потенциала  самоутверждения (специфический  потенциал ниже того, который  требуется для удовлетворения  ситуационного импульса);

2. дефицит импульса самоутверждения  (ситуационный импульс слабее  того, который был способен инициировать  полную реализацию специфического  потенциала).

Исходя из всего вышеперечисленного, можно поставить вопрос: «Каково  же определение процесса самоутверждения?»  В словарях, справочниках дается следующее  определение: «Самоутверждение - это  стремление человека к высокой оценке и самооценке своей личности». Данное определение, по нашему мнению, сужает рассматриваемое понятие - самоутверждение  является результатом оценки, хотя самооценку необходимо рассматривать  как заключительный этап самоутверждения.

Некоторые авторы считают  самоутверждение процессом, рождающим  в человеке чувство собственного достоинства. Но в таком случае возникает  вопрос: или это процесс происходит не со всяким человеком, т.к. самоутверждение  способно порождать такие чувства, как эгоцентризм, манию величия  и т.п., или объявить чувство собственного достоинства качеством присущим каждому человеку и этим делая  данное понятие очень широким  и расплывчатым.

Нам кажется, что наиболее широким, точным понятием процесса самоутверждения  является определение предложенное Р. Альберти [25], которое не имеет недостатков вышеперечисленных определений, и оно основано на том, что к деятельности по самоутверждению людей вынуждает чувство беспокойства за свое бытие (в пределе - страх смерти) и данное определение звучит следующим образом: самоутверждение - это процесс удержания или обретения или расширения человеком объема его - собственно человеческого - бытия, приобретение смысла бытия.

В данной главе будут рассматриваться  различные классификации процесса самоутверждения предложенными  различными авторами.

I. Если при классификации  самоутверждений за основание  деления принять степень их  целенаправленности, то мы получим  три типа, а именно Никитин  Е.П., Харнашенкова Н.В. Феномен человеческого самоутверждения - С.Пб.: «Аистеня», 2006., с. 117.:

1. Самоцельные самоутверждения. Самоутверждение превращается в самоцель. Для самоутверждений этого типа характерно то, что цель имеет ярко выраженную и определенную форму, но крайне расплывчатое, абстрактное содержание. Она обычно возникает в ситуациях того рода, когда при наличии сильного общего импульса к самоутверждению у человека нет ни одного сколько-нибудь высокого специфического потенциала. Поэтому цель добиться самоутверждения, как правило, не связана со столь же ярко выраженной установкой на то, как реализовать эту цель, а если и связана, то весьма непрочными узами, которые способны легко разрываться и заменяться другими, столь же непрочными.

2. Целенаправленные самоутверждения.  В отличие от предыдущего в  этом типе акции человек не  только сознательно делает самоутверждение  своей целью, но и решает, какими  средствами, в какой области деятельности  будет пытаться реализовать данную  цель, причем, характерно, что такая  реализация производится достижением  другой - конкретной - цели деятельности.

Существует два подтипа  целенаправленных самоутверждений - консервативный и прогрессивный:

1. Консервативным мы называем  такое самоутверждение, посредством  которого человек стремиться  сохранить уже достигнутые позиции.

2. В прогрессивном самоутверждении  предпринимается попытка подняться  вверх по избранной ценностной  лестнице или же перебраться  на другую - более высокую - ценностную  лестницу.

3. Нецеленаправленные самоутверждения.  Здесь имеются ввиду случаи, когда человек вообще не ставит себе цель самоутвердиться. Просто он получает некий результат, который положительно оценивается им или другими людьми. Тем самым он обретает самоутверждение, которое в таких случаях оказывается дополнительным результатом.

II. Если при классификации  самоутверждений за основание  деления принять средства, с помощью  которых они осуществляются, то  мы получим два типа: внешние  и внутренние.

1. Внешние самоутверждения.  Этим термином мы обозначаем  самоутверждения, которые достигаются  за счет обладания приобретенными (так сказать, пришедшими человеку  извне) предметами. В роли таких  предметов могут выступать практически  любые вещи - от самых что ни  на есть обычных до драгоценностей, роскошных одежд, жилищ, автомобилей  и т.п. Подобную роль нередко  играют и одушевленные существа - животные, члены семьи, знакомые  и т.п.

2. Внутренние самоутверждения.  И в этих самоутверждениях  средствами могут быть самые  обычные вещи и одушевленные  существа. Однако в данном случае  они не приобретаются самоутверждающим субъектом, не «отнимаются» им у окружающего

мира, а, напротив, создаются (формируются) им путем реализации его  внутренних способностей.

III. Если при классификации  самоутверждений за основание  деления принять результаты, то  получаются два типа: доличностные и личностные.

1. В доличностных самоутверждениях человек в конечном итоге утверждает себя в качестве элемента, части некого целого (системы, совокупности).

Существует два подтипа  доличностных самоутверждений - инклюзивный и состязательный.

a) В инклюзивном самоутверждении человек утверждает себя в качестве элемента, части некого целого, при этом никак не выделяя себя из массы других элементов, частей. Правда, само целое он непременно выделяет как лучшее среди подобных ему целостностей.

b) В состязательном самоутверждении человек стремится доказать, что он - лучший из данного ограниченного множества людей.

2. Личностные самоутверждения.  Личность представляет собой  неповторимое - не только в рамках  ограниченного множества людей,  но и вообще, в принципе - человеческое  образование, уникальный микрокосм.  Задача личностных самоутверждений  и состоит в создании такого  микрокосма.

IV. Наконец, если при  классификации самоутверждений  за основание деления принять  их механизмы, то получаются  два типа: самоутверждение путем  отрицания другого (других) Я и  самоутверждение путем самоопределения.

1. Самоутверждения путем  отрицания другого (других) Я очень  разнообразны по своим формам - от такой совершенно мягкой, при которой «отрицаемый» по  той или иной причине вообще  ни о чем не ведает, до таких крайне жестких и жестоких как физическое насилие и убийство.

2. Самоутверждение путем  самоопределения. При разговоре  о них обычно в первую очередь  подчеркивают их принципиальнейшее  отличие от самоутверждений путем  отрицания другого (других) Я,  преимущество (прежде всего в  нравственном отношении) первых  над вторыми. Вместе с тем  не следует забывать и о  сходствах. К примеру, в механизме  самоутверждений путем самоопределения  тоже заложен акт отрицания.  Правда, теперь он направлен не  другие Я, а на свое собственное.  Человек отрицает себя вчерашнего (сегодняшнего) ради утверждения  себя сегодняшнего (завтрашнего), более  высокого, ради подъема по ценностной  лестнице или даже по супервертикали.

Тиллих делил самоутверждения на онтические («бытейственные»), духовные и моральные. Небытие, угрожающее человеку, рождает в нем особый вид тревоги, которой противопоставляется соответствующий вид самоутверждения и сама эта тревога превращается в элемент структуры самоутверждения. Р. А. Альберти и М. Л. Эмонси видели следующие стратегии самоутверждения Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. - М.: «Институт психологии» РАН , 2004., с. 111..

1. Самоподавление. Для данных людей характерно скрывать негативные чувства за доброжелательностью; избегать ситуаций, где необходимо брать инициативу на себя. Имеется тенденция скрывать собственное мнение и адекватные эмоциональные реакции по предпочтению неопределенных и маловыразительных форм речевого общения.

2. Агрессивная стратегия  или стратегия доминирования.  Здесь наиболее характерно отвечать, прежде чем собеседник успел  закончить свою мысль; говорить  вызывающим тоном, смотреть на  других свысока, навязывать свое  мнение.

3. Конструктивная стратегия.  Для людей, которым присуща  эта стратегия характерно отвечать без запинки, говорить достаточно громко и естественным для себя тоном, охотно обсуждать предложенную тему, открыто высказывать свое мнение и выслушивать другое, не обязательно критикуя последнее.

Каждая из рассмотренных  классификаций позволяет охарактеризовать акт самоутверждения лишь в одной  плоскости. Т.к. данный акт является многогранным, сложным образованием, то для более адекватной его характеристики необходимо использовать различные  варианты классификации, совмещая их.

Феномен самоутверждения  зависит от следующих факторов таких, как характер притязаний личности, ее возможности. Но мы предположим, что  самоутверждение в своем формировании будет на представлении индивида о себе, на «Я - концепцию». Поэтому в данной главе мы и рассмотрим основные положения касающиеся «Я - концепции».

«Я - концепция» - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценками. Первые представления о «Я - концепции» принадлежат Джемсу, Кули, Миду. Джемс [4] говорит об интегральном Я, в котором выделяется

- Я - сознательное (рефлексивно-процессуальный аспект);

- Я - как объект, содержание  сознания в котором в свою  очередь можно следующие моменты:  Я духовное, Я материальное, Я социальное, Я физическое.

Кул и Мид подчеркивают ведущую роль социального взаимодействия, как источник «Я - концепции». Э. Эриксон рассматривает проблематику «Я - концепции»сквозь призму эгоидентичности, понимаемой им как возникающий на биологической основе продукт определенной культуры, характер которого определяется особенностями данной культуры и возможностями индивида.

Информация о работе Психология успеха