Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:30, курсовая работа
Цель: проследить взаимосвязь между стратегиями самоутверждения и аспектами «Я - концепции»
Задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты психологии успеха как объекта психологического воздействия;
- провести экспериментальное исследование по критериям наличия психологии успеха у испытуемых;
- сделать выводы и внести предложения по результатам исследования.
Рассматривал «Я - концепцию» и К. Роджерс в рамках феноменологического подхода и говорит, что «Я - концепция» - это одновременно и представления и внутренняя сущность индивида, имеющая относительную стабильность и регулирующую поведение. Р. Бернс выделяет в «Я - концепции» три элемента:
1. Когнитивная составляющая (представления индивида о самом себе, которые могут быть обоснованы или не обоснованными).
2. Эмоционально-оценочная составляющая (самооценка) - аффективная оценка представления о себе.
3. Поведенческая составляющая
- это поведение, определяемое
вышеперечисленными
Рассматривают три основных вида «Я - концепции»:
1. Реальное Я - то какой я есть на самом деле.
2. Зеркальное Я - как меня видят другие (его также называют социальное Я)
3. Идеальное Я - то каким мы хотели бы быть.
Определяют следующие функции «Я - концепции»:
1. «Я - концепция» определяет
ориентацию опыта, т.е. у
2. Она способствует внутренней
согласованности личности и
Г. Олпорт считает «Я - концепцию»центральным образованием личности, рассматривая ее как пространственно- временную структуру. Это миг между прошлым и будущим и эта центральная точка в пространстве, вокруг которой все организовано.
У. Спиркина категория Я занимает центральное место. Это высшее, сложнейшее интегрированное и динамическое образование в духовном мире человека, регулирующая психическую жизнь. Соотношение себя и объективной реальности у него осуществляется посредством Я. При этом подчеркивает, что «Я - концепция» это всегда сознательная структура. Он дает следующие характеристики Я Майерс Д.
1. Я - устойчиво, оно
может меняться вместе с
2. Я обладает пластичностью.
3. Я обладает цельностью, внутренней собранностью.
Кон подчеркивает, что «Я - концепция» входит в структуру личности в качестве установки и называет два свойства Я: дифференцированность и обобщенность. И предлагает четыре закона, по которым конструктируется образ Я.
1. Интеграция или система отраженного, зеркального Я, т.е. образ Я формируется на основе других людей и этими людьми в разное время выступают разные люди
2. Система социального
сравнения, т.е. идет
3. Система самоатрибуции , т.е. приписывание себе определенных свойств.
4. Система так называемой
смысловой интеграции
Р. Бернс подчеркивает, что «Я - концепция» формируется под влиянием внешних воздействий, очень важны среди них конфликты со значимыми другими. «Я - концепция» развивается под влиянием множественных сенсорных импульсов, воспринимаемых нашей нервной системой.
Проведенные в 1973 году исследования показывают, что по мере взросления уменьшается значение следующих категорий: внешность, общие сведенья и идентичность (половая, расовая), друзья, семья и родственники, вещи, принадлежащие ребенку и т.п. Увеличивается относительная доля таких категорий, как: обобщенные личностные качества, устойчивые особенности поведения, направленность, интересы, увлечения, убеждения и ценностные установки, отношение к себе, отношение к лицам противоположного пола, сопоставление себя с другими людьми и т.п.
Исследования Монтемайора и Эйзена [4] устанавливают, что самооценка с возрастом становиться все более дифференцированной. Этот факт объясняют тем, что «Я - концепция» с возрастом делится на ряд независимых друг от друга «Я - концепций», относящихся к разным сферам жизни, действительно, даже Э. Эриксон утверждает, что его эго на данной стадии обладает достаточной силой, чтобы интегрировать график роста и работы организма со структурами социальных правил. В заключении можно сказать, что «Я - концепция» является важной единицей развития личности и формируется под влиянием жизни.
1.3. Из теорий мотивации
Определим термин «мотивация» следующим образом:
Мотивация (лат. motivatio) - динамическая система, взаимодействующих между собой внутренних факторов (мотиваторов), вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека или животного. Под внутренними факторами будем понимать потребности, желания, стремления, ожидания, восприятия, ценностные установки и другие психологические компоненты личностиБрушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. - М.: «Институт психологии» РАН , 2004., с. 101. .
В узком смысле слова, мотивированную деятельность можно определить как свободные, обусловленные внутренними побуждениями действия человека, направленные на достижение своих целей, реализацию своих интересов, а мотивацию труда как стремление работника удовлетворить свои потребности (получить определённые блага) посредством трудовой деятельности. Мотивация труда является важнейшим фактором результативности работы.
Общепризнанно и распространено, даже среди широких кругов экономистов, несколько иное определение мотивации, которое например изложили в своей книге авторы «Основ менеджмента»: «Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации», которое с нашей точки зрения не совсем корректно, т.к. мы считаем, что мотивация - это стремление, побуждение, внутренние психические процессы, а в данном определении ясно сказано, что мотивация есть внешнее воздействие на человека (что в определённом смысле схоже с понятием стимулирования, о чем будет сказано ниже).