Психология успеха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:30, курсовая работа

Описание

Цель: проследить взаимосвязь между стратегиями самоутверждения и аспектами «Я - концепции»
Задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты психологии успеха как объекта психологического воздействия;
- провести экспериментальное исследование по критериям наличия психологии успеха у испытуемых;
- сделать выводы и внести предложения по результатам исследования.

Работа состоит из  1 файл

Психология успеха.Миф.docx

— 49.08 Кб (Скачать документ)

Рассматривал «Я - концепцию» и К. Роджерс в рамках феноменологического подхода и говорит, что «Я - концепция» - это одновременно и представления и внутренняя сущность индивида, имеющая относительную стабильность и регулирующую поведение. Р. Бернс выделяет в «Я - концепции» три элемента:

1. Когнитивная составляющая (представления индивида о самом себе, которые могут быть обоснованы или не обоснованными).

2. Эмоционально-оценочная  составляющая (самооценка) - аффективная  оценка представления о себе.

3. Поведенческая составляющая - это поведение, определяемое  вышеперечисленными составляющими.

Рассматривают три основных вида «Я - концепции»:

1. Реальное Я - то какой  я есть на самом деле.

2. Зеркальное Я - как  меня видят другие (его также  называют социальное Я)

3. Идеальное Я - то каким мы хотели бы быть.

Определяют следующие  функции «Я - концепции»:

1. «Я - концепция» определяет  ориентацию опыта, т.е. у человека  существует тенденция строить  на основе своих образов не  только поведение, но и интерпретацию  индивидуального опыта, т.е. «Я - концепция» действует как внутренний  фильтр.

2. Она способствует внутренней  согласованности личности и является  источником того, как к человеку  будут относиться.

Г. Олпорт считает «Я - концепцию»центральным образованием личности, рассматривая ее как пространственно- временную структуру. Это миг между прошлым и будущим и эта центральная точка в пространстве, вокруг которой все организовано.

У. Спиркина категория Я  занимает центральное место. Это высшее, сложнейшее интегрированное и динамическое образование в духовном мире человека, регулирующая психическую жизнь. Соотношение себя и объективной реальности у него осуществляется посредством Я. При этом подчеркивает, что «Я - концепция» это всегда сознательная структура. Он дает следующие характеристики Я Майерс Д.

1. Я - устойчиво, оно  может меняться вместе с изменениями  условий жизни.

2. Я обладает пластичностью.

3. Я обладает цельностью, внутренней собранностью.

Кон подчеркивает, что «Я - концепция» входит в структуру  личности в качестве установки и  называет два свойства Я: дифференцированность и обобщенность. И предлагает четыре закона, по которым конструктируется образ Я.

1. Интеграция или система отраженного, зеркального Я, т.е. образ Я формируется на основе других людей и этими людьми в разное время выступают разные люди

2. Система социального  сравнения, т.е. идет сравнение  Я наличного с прошлым и  будущим, свои достижения сравниваются  с притязаниями. Также идет сравнение  себя с другими людьми, формируется  самооценка.

3. Система самоатрибуции , т.е. приписывание себе определенных свойств.

4. Система так называемой  смысловой интеграции жизненных  переживаний, т.е. все предыдущие  системы взаимосвязываются с помощью интегрирования.

Р. Бернс подчеркивает, что  «Я - концепция» формируется под  влиянием внешних воздействий, очень  важны среди них конфликты  со значимыми другими. «Я - концепция» развивается под влиянием множественных  сенсорных импульсов, воспринимаемых нашей нервной системой.

Проведенные в 1973 году исследования показывают, что по мере взросления уменьшается значение следующих  категорий: внешность, общие сведенья и идентичность (половая, расовая), друзья, семья и родственники, вещи, принадлежащие  ребенку и т.п. Увеличивается относительная  доля таких категорий, как: обобщенные личностные качества, устойчивые особенности  поведения, направленность, интересы, увлечения, убеждения и ценностные установки, отношение к себе, отношение  к лицам противоположного пола, сопоставление  себя с другими людьми и т.п.

Исследования Монтемайора и Эйзена [4] устанавливают, что самооценка с возрастом становиться все более дифференцированной. Этот факт объясняют тем, что «Я - концепция» с возрастом делится на ряд независимых друг от друга «Я - концепций», относящихся к разным сферам жизни, действительно, даже Э. Эриксон утверждает, что его эго на данной стадии обладает достаточной силой, чтобы интегрировать график роста и работы организма со структурами социальных правил. В заключении можно сказать, что «Я - концепция» является важной единицей развития личности и формируется под влиянием жизни.

1.3. Из теорий мотивации

Определим термин «мотивация»  следующим образом:

Мотивация (лат. motivatio) - динамическая система, взаимодействующих между собой внутренних факторов (мотиваторов), вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека или животного. Под внутренними факторами будем понимать потребности, желания, стремления, ожидания, восприятия, ценностные установки и другие психологические компоненты личностиБрушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. - М.: «Институт психологии» РАН , 2004., с. 101. .

В узком смысле слова, мотивированную деятельность можно определить как  свободные, обусловленные внутренними  побуждениями действия человека, направленные на достижение своих целей, реализацию своих интересов, а мотивацию  труда как стремление работника  удовлетворить свои потребности (получить определённые блага) посредством трудовой деятельности. Мотивация труда является важнейшим фактором результативности работы.

Общепризнанно и распространено, даже среди широких кругов экономистов, несколько иное определение мотивации, которое например изложили в своей книге авторы «Основ менеджмента»: «Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации», которое с нашей точки зрения не совсем корректно, т.к. мы считаем, что мотивация - это стремление, побуждение, внутренние психические процессы, а в данном определении ясно сказано, что мотивация есть внешнее воздействие на человека (что в определённом смысле схоже с понятием стимулирования, о чем будет сказано ниже).


Информация о работе Психология успеха