Психология воздействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:11, реферат

Описание

В целом можно сделать вывод, что определенные технологии являются откликом на наличие устойчивой общественной потребности, а реализация технологии связывается с получением некоторого социального эффекта.
Способы решения определенной психологической задачи обозначим понятием "метод психологического воздействия". Таким образом, термин "метод воздействия" привязан к определенной психологической задаче.

Работа состоит из  1 файл

психология воздействия.doc

— 183.50 Кб (Скачать документ)

В целом можно сделать вывод, что определенные технологии являются откликом на наличие устойчивой общественной потребности, а реализация технологии связывается с получением некоторого социального эффекта. 

Способы решения определенной психологической задачи обозначим понятием "метод психологического воздействия". Таким образом, термин "метод воздействия" привязан к определенной психологической задаче. 

Реализацию метода воздействия в конкретных условиях мы обозначаем как прием воздействия.

Подводя итог этому разделу, еще раз укажем, что оказывать воздействие на человека при решении самого широкого круга профессиональных задач, а также на бытовом уровне, удается с помощью внешних раздражителей различных модальностей, посредством слова и невербальных стимулов, через регуляцию уровня удовлетворения потребностей человека и вовлечения его в специальным образом организованную деятельность. Перечисленные группы факторов далее мы будем называть средствами воздействия. Совокупность средств воздействия, объединенных определенным алгоритмом их применения, направленных на решение определенной психологической задачи в конкретных условиях, мы обозначим как прием воздействия. Способы решения определенной психологической задачи, т.е. множество конкретных приемов, образуют метод психологического воздействия. Алгоритм решения психологических задач, приводящий к определенному социальному эффекту, образует технологию воздействия.

Особо следует  обратить внимание на алгоритм, как  связующее начало и в структуре  приема, и в технологии воздействия. Не случайно в некоторых случаях принято говорить, что нужно "ковать железо, пока оно горячо", а в других, что лучше "потянуть канитель", т.е. действовать медленно, с "расстановкой".

Алгоритм - это не только последовательность, сочетание, но и динамические показатели осуществления воздействия.

Таким образом, получение конкретного психологического эффекта может рассматриваться  с точки зрения используемых средств, особенностей приема воздействия, состава  психологических задач, которые  решались, а в случае наблюдаемого социального эффекта и технологии его возбуждения.

критериев положения  о методах и приемах психологического воздействия, к числу таких критериев отнести:

- умение определять уместные границы модификации средств психологического воздействия в соответствии с целями профессиональной деятельности;

- отсутствие стереотипизации в использовании приемов воздействия, умение их разнообразить не только в соответствии с изменяющимися обстоятельствами, но и в связи с задачей профилактики снижения эффективности на фоне привыкания;

- понимание причин имеющихся в этом контексте этических ограничений и традиций в построении алгоритма взаимодействия.

Самым же главным  выступает умение вычленять в профессиональном контексте психологические задачи, а также иерархизировать их в соответствии с внутренними взаимосвязями.

Очень часто  профессионалы достигают положительного результата в силу стечения благоприятных  обстоятельств или интуитивно правильно  подобранных действий.Значимость формирования соответствующего навыка подчеркивает роль активных методов в подготовке специалистов, в частности, такого, как анализ конкретных ситуаций. Однако, следует отметить, что не любые ситуации пригодны для анализа. Наиболее продуктивными являются те ситуации, где ключевым моментом выступает не нахождение приемов решения конкретной психологической задачи, а постановка задачи. Этому должен предшествовать этап выдвижения гипотез относительно психологической сущности ситуации, проверка этих гипотез, выделение системы требующих разрешения психологических задач (в том числе основных и вспомогательных) и, наконец, постановка конкретных задач.

ВИЗУАЛЬНЫЕ СТИМУЛЫ

Первая группа эффектов является следствием ориентировочной реакции, которая может быть вызвана неравномерностью визуального фона вследствие появления или исчезновения визуальных стимулов, либо вследствие того, что эти стимулы чем-то выделяются из прочих, также находящихся в поле зрения (отличаются цветом, размером, перемещением на фоне стабильно ориентированных в пространстве объектов, специальной подсветкой; это может быть изображение живого объекта на фоне неживых, человека среди животных, ребенка среди взрослых). Примеров использования подобных эффектов множество: в видеоклипах, рекламных изданиях, театральной практике, работе фокусника, наглядных пособиях для учебного процесса.

Сходные эффекты обусловливаются ориентировочной реакцией вследствие несоответствия видимого фрагмента изображения привычному образу, зрительному стереотипу.

Последнее может  быть связано с особым ракурсом рассмотрения объекта, отсутствием или избытком привычных фрагментов изображения, изменением темпа движения, появлением объекта в непривычном контексте (живой объект в рисованном интерьере).

Особая область использования рассмотренных реакций на визуальные стимулы - применение их в качестве средств, позволяющих облегчить процесс концентрации внимания.

Это могут быть небольшие движущиеся объекты, светящиеся точки и т.д. Вследствие длительной фиксации внимания человека, например, на небольшом ярко светящемся объекте, происходит, наоборот, угасание ориентировочной реакции, снижение уровня мозговой активации и, как следствие этого, возникновение измененного состояния сознания, что может использоваться для гипнотического внушения. Достаточно часто подобным образом визуальные стимулы используются шаманами для концентрации внимания при погружении в состояние транса (240).

Следующая группа эффектов обусловлена эмоциональной реакцией, возникающей за счет физических характеристик стимулов.

К числу  таких характеристик в первую очередь относят цвет и яркость стимулов. Влияние цвета на психику человека привлекало внимание не только психологов, специализирующихся в области восприятия, но и профессионалов, так или иначе осмысляющих истоки эмоциональных реакций человека (искусствоведы, художники, писатели)

Следующая группа эффектов, которые достаточно часто наблюдаются при восприятии визуальных стимулов, - это реакции, в том числе и эмоциональные, а также ассоциации, обусловленные спецификой гештальта, возникающего при восприятии визуального стимула.  

Понятие гештальта, широко используемое в психологии не только для характеристики феноменов  восприятия, но и для описания физических, физиологических и социальных процессов, обозначает целостные структуры, формы, образы, чье качественное своеобразие не сводимо к сумме отдельных ощущений от их восприятия

Следующая группа эффектов возникает благодаря устойчивому отнесению в рамках определенной культуры конкретного визуального стимула к определенному смысловому контексту.

Примерами подобных визуальных объектов могут быть изображения, например, Чебурашки и Буратино для  детей, выросших в советскую эпоху, супермена для тех, кто знаком с соответствующими комиксами и  т.д. Изображения Будды и Шивы не только не будут однозначно идентифицированы средним российским испытуемым, но и ассоциативный ряд, возникающий при восприятии этих изображений, будет совершенно иным, более индивидуализированным, чем у испытуемых, хорошо знакомых с индийской культурой.

Несколько иной эффект возникает при наличии сложных визуальных композиций, передающих конкретную ситуацию, имеющую определенный смысл для носителей определенной культуры. Такого рода композиции, в отличие от предыдущего, задают контекст, обеспечивая включенному в него элементу определенную эмоциональную и смысловую нагрузку.

Примером тому могут быть плакаты, используемые в  практике политической борьбы. Они  бывают выполнены в виде традиционных для США плакатов с изображением находящихся в розыске преступников, где под призывом "WANTED!", выполненном в графике, принятой для этого типа плакатов, помещают фотографию дискредитируемого политического деятеля. Попасть на такой плакат может как политик собственной страны (перед покушением в Далласе были распространены листовки с подобным изображением Дж. Кеннеди), так и представитель страны противника (290, с. 50).

Совершенно особую группу эффектов составляют реакции, обусловленные символическим значением конкретного стимула, выступающего результатом обобщения естественных наблюдений человека, его непосредственного чувственного опыта.

Мы уже упоминали  об этом, рассматривая механизмы влияния  цвета на человека. Оказывается, что  не только цвет, но и другие характеристики видимого мира обобщаются и приобретают  в определенном контексте символический

117

смысл. Очень интересные наблюдения подобных символов собраны В. Бауер, И. Дюмоц, С. Головиным в "Энциклопедии символов". Так, ими указывается, что прямая линия выступает как символ горизонта, пассивного положения, женского начала, а вертикальный луч как символ мужского начала, активный действующий элемент сотворения

Вместе с тем, визуальные стимулы приобретают символическое значение не только из-за универсальности человеческого опыта и его основных потребностных состояний, но и в силу их включенности в определенный культурный контекст.

Так, некоторый  визуальный объект, возможно достаточно сложный, способен вызвать определенную эмоциональную реакцию и актуализировать  определенный смысловой контекст вследствие символического значения данного стимула  в рамках определенной культуры, отражающей опыт конкретных общностей.

И, наконец, визуальный объект может в той или иной степени вызывать эстетические переживания, которые становятся побудителями той или иной активности.

Подводя итог рассмотрению причин, обуславливающих эффекты, вызываемые визуальными стимулами, еще раз напомним, что они действуют

  • вызывая ориентировочную реакцию вследствие неожиданных наблюдаемых изменений визуального поля, его неоднородности, разрушения визуальных стереотипов;
  • как дополнительные средства для концентрации внимания при погружении в измененные состояния сознания;
  • вызывая эмоциональную реакцию за счет физических характеристик стимулов (цвета, яркости, контрастных сочетаний), т.е. особенностей цветового воздействия на человека;
  • вызывая эмоциональную реакцию и ассоциации за счет специфики гештальта, возникающего на основе визуального ряда;

124

  • благодаря устойчивому отнесению в рамках определенной культуры конкретного визуального стимула к определенному смысловому контексту;
  • передавая некоторую конкретную ситуацию, имеющую или приобретающую определенный смысл для реципиента;
  • вследствие символического значения данного стимула, происходящего из естественных наблюдений человека, его непосредственного чувственного опыта;
  • вызывая определенную реакцию вследствие символического значения данного стимула в рамках определенной культуры, отражающей опыт конкретных общностей;
  • вызывая определенную реакцию вследствие символического значения данного стимула в рамках личного опыта человека;
  • становясь источником эстетических переживаний.

Исходя из приведенных  материалов, становится понятным некоторая  противоречивость сведений относительно связи тех или иных реакций  человека на цветовые раздражители с  характеристиками стимула. Это обусловлено тем, что цветовые раздражители должны рассматриваться как бы в системе трех координат.

  • Первая группа эффектов связана с физической природой стимула. Об этом мы уже упоминали достаточно подробно.
  • Вторая группа - это эффекты, возникающие вследствие символического значения данного стимула, основывающегося на естественных наблюдениях человека, вытекающие из его непосредственного чувственного опыта, например, восприятия многими поколениями людей света и тьмы ночи, крови и огня. В связи с этим опытом темно- синий ассоциируется с ночным покоем, желтый - с дневными заботами, красный - с ситуациями, требующими высокой активности (90). Примечательным в этом смысле являются замечания В. Кандинского относительно символической сущности белого цвета, состоящей в том, что белое выступает символом "мира, где исчезли все краски, все материальные свойства и субстанции. Этот мир стоит так высоко над нами, что ни один звук не доходит до нас. Великое молчание идет оттуда, подобное в материальном изображении холодной в бесконечность уходящей среде, которой ни перейти, ни разрушить. Поэтому и действует белое на нашу психику, как молчание такой величины, которое для нас абсолютно" (100, с. 46).

125

Из этого  отрывка мы видим, как символическое  порождается из чувственного опыта, его осмысления, ассоциирования.

Информация о работе Психология воздействия