Психология воздействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:11, реферат

Описание

В целом можно сделать вывод, что определенные технологии являются откликом на наличие устойчивой общественной потребности, а реализация технологии связывается с получением некоторого социального эффекта.
Способы решения определенной психологической задачи обозначим понятием "метод психологического воздействия". Таким образом, термин "метод воздействия" привязан к определенной психологической задаче.

Работа состоит из  1 файл

психология воздействия.doc

— 183.50 Кб (Скачать документ)
  • Третья группа эффектов связана с культурными традициями. Так, для европейцев черный цвет олицетворяет траур, у мусульман, наоборот, траурный - белый цвет (273). Вместе с тем, на определенном этапе и у европейцев белый цвет символизировал траур (88). Вот какие сведения по культурным различиям в символической функции цвета приводит В.Г. Зазыкин: "У американцев красный цвет ассоциируется с любовью, желтый - с процветанием, ...зеленый - с надеждой, ...белый олицетворяет чистоту, спокойствие, мир, а черный - символ сложности и чрезвычайной ситуации. ...в Китае красный цвет означает доброту и отвагу, черный - честность, а белый, что слишком необычно для европейцев, - подлость и лживость" (90, с. 33).

Как мы видим, отличия  в интерпретации цвета очень разнятся в различных культурах.

ЗВУКОВЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ

Это, во-первых, оказываемое звуковыми стимулами воздействие, возникающее в связи с изменениями аудиополя.

Так, фраза, в  отличие от прочих, произнесенная  актером шепотом, позволяет определенным образом расставить смысловые акценты в соответствующей реплике. Примером использования подобного эффекта также может служить прием, часто используемый в сценической практике, когда значимость текущего момента, "излом" ситуации, постановщики пытаются обозначить неожиданно возникающими звуком, музыкальным фрагментом. Основой подобных воздействий будет ориентировочная реакция. В связи с этим, изменение тембра, длительности звучания и прочих характеристик элементов аудиополя может играть роль своеобразных маркеров.

Ориентировочная реакция также может быть следствием неожиданного нарушения "звукового "контекста, когда появляется неожиданный звуковой фрагмент, иной эмоциональной окраски, "не из этой оперы "; речь прерывается специфическим шумом или, наоборот, обрывается тишиной.

Понятно, что привнесенный звуковой фрагмент может иметь определенную эмоциональную  нагрузку, которая также привносится  в соответствующий контекст. Это  активно используется, например, в  сценических постановках, в музыкальных  произведениях как средство создания образа определенного будущего, его неотвратимости.

Звуковые стимулы, так же как и визуальные, используются как средство, позволяющее концентрировать внимание.  
Значительное место в числе эффектов, вызываемых звуковыми стимулами, занимают те, что обусловлены психофизиологическими реакциями, обусловленными спецификой сигналов, их громкостью, тембром, высотой звуков.

Вспомним, какой  эффект вызывает звук, производимый путем  царапанья металлом по стеклу, звук свистка и т.д.

Феномен гештальта исследовался и в отношении аудиополя. Именно с целостным восприятием, не сводимым к отдельным ощущениям, связывается возможность узнавания определенной музыкальной темы, исполненной на различных инструментах и в различной аранжировке. Но существуют и еще более общие гештальты. Так, лаже неискушенный слушатель легко отличает грустную мелодию от веселой, героическую тему от трагической, "хрустальный" звон бокалов от "малинового" звона колоколов.

Таким образом, определенный гештальт позволяет идентифицировать музыкальные фрагменты с определенным уровнем активности, эмоциональным состоянием.

Чрезвычайно перспективными в этом контексте являются исследования так называемого эмоционального слуха. Этот термин введен В.П. Морозовым  для обозначения способности к адекватному восприятию, а также и воспроизведению эмоциональной информации в речи, пении, музыке. Психоакустической основой эмоционального слуха является "тонкий анализ и различение тембральных (спектральных), темпоритмических, динамических и интонационных (звуковысотных) особенностей акустического строения и динамики звука речи, голоса или музыки,

129

характерных для той или иной эмоциональной  окраски и ее нюансов" (165, с. 240) В экспериментальных исследованиях  В.П. Морозовым и Е.И. Серебряковой выявлена возможность дифференциации эмоциональной окрашенности (радости, печали, страха, гнева) речевых фраз, озвученных нар. арт. СССР О. Басилашвили. Понятно, что психоакустические "коды" конкретных эмоциональных состояний представлены достаточно сложными гештальтами, способность к адекватному распознаванию которых (по данным В.П. Морозова) может рассматриваться как индивидуально психологическая особенность.

Некоторые гештальты не только непосредственно порождают определенные эмоциональные реакции, но и ассоциируются с чувственным опытом человека.

Так, трели соловья  у жителей средней полосы могут  ассоциироваться с тихим весенним вечером, а крики чаек - с морским  побережьем. Шум леса, щебет птиц, шум океана у жителей мегаполисов  ассоциируются с покоем, "естественным бытием", что активно используется в сеансах релаксации. Звуки льющейся воды, издаваемые животными, работающими механизмами или возникающие при протекании тех или иных процессов, в тех случаях, когда они однозначно связаны в опыте человека с их источником, способны вызвать более или менее общий для многих людей ряд ассоциаций, в частности, зрительных представлений. Не случайно представители радиостанций, заинтересованные в развитии радиорекламы, уверяют потенциальных рекламодателей в том, что радиорекламу можно видеть даже с закрытыми глазами.

Очень интересны эффекты, основывающиеся на символическом значении стимула, вытекающем из обобщении непосредственных наблюдений человека, его чувственного опыта.

130

Раскаты грома, как предвестники надвигающейся стихии; крик петуха как символ поворота ночи к утру со всеми из этого вытекающими последствиями - примеры такого рода стимулов.

Подтверждение существованию такого уровня реакций  на звуковые стимулы мы, например, нашли  в описании особенностей понятийного строя языка и некоторых ритуалов, характерных для африканских племен ачоли и луо. Для них ночь - время отдыха и безопасности, когда семья защищена хижиной. Ночной покой нарушают только "антиобщественные" существа "ладжоки", которые своими криками предвещают несчастья и неудачи. Крик петуха на заре луо истолковывали как восклицание боли, оповещавшее о страданиях наступающего дня. Петуха, который осмеливался закукарекать вечером или посреди ночи, немедленно прирезали (183, с. 200). В этом примере крик петуха олицетворяет переход к боли и опасности, выступает их символом.

Звуковые стимулы, точнее сказать их ряды, могут восприниматься и как элемент определенной культуры. Примером служат различные музыкальные  традиции. Понятно, что в зависимости  от того, является слушатель носителем соответствующей культуры или нет, глубина и эмоциональная насыщенность его переживаний будут различными. Косвенным экспериментальным свидетельством этого положения могут быть данные, полученные В.М. Цеханским и Н.С. Шугриной при отработке методики подбора музыкальных фрагментов для программ музыкального воздействия на функциональные состояния человека. Этими исследователями использовались музыкальные фрагменты, относящиеся к различным музыкальным традициям: индийской, японской, вьетнамской, чукотской, алтайской, уйгурской; использовались арабская культовая музыка, русская духовная музыка, отечественная и европейская классика, образны современной массовой культуры. В эксперименте участвовали 40 человек, наших соотечественников, в возрасте от 20 до 55 лет, различного образовательного уровня, относящиеся к различным социальным

131

группам. Оказалось, что наибольший "рассеивающий эффект", т.е. увеличение дисперсии  психофизиологических показателей, наблюдался на фрагмент, соответствующий японской музыкальной культуре и арабской культовой музыке (265, с. 172). Подобные данные могут свидетельствовать, что подобные гештальты для слушателей не однозначно "нагружены" конкретным эмоциональным содержанием, т.е. этот способ "кодировки" эмоций в нашей культуре непривычен, у каждого слушателя при этом возникают сугубо индивидуальные ассоциации и эмоции.

Кроме того, конкретный звуковой ряд, будучи элементом культуры, также может рассматриваться  и в структуре личного опыта  конкретного человека, благодаря чему с ним могут связываться те или иные личные переживания.

Так, исполнение национального гимна может вызвать  слезы и прилив гордости у граждан, но не у всех и не во всех ситуациях.

Понятно, что  наиболее полно все перечисленные  факторы находят свое выражение во влиянии музыки на человека. Исследования психофизиологических аспектов восприятия музыки позволили установить не только тот факт, что отдельные музыкальные фрагменты способны породить "...адекватные характеру раздражителя психические состояния и физиологические сдвиги" (101, с. 124), но вызвать настроения и мысли, поднимающие человека над его переживаниями, способствовать преодолению внутренних конфликтов, т.е. оказывать катарсическое действие (23, 101, 119). Наиболее широкий перечень тех психологических задач, которые решаются за счет музыкального воздействия, дан В.М. Цеханским и Н.С. Шугриной. Так, музыкальное творчество связано с удовлетворением высших социальных потребностей, таких как потребность в творчестве и самовыражении; музыкальное воздействие способствует формированию и поддержанию социальных контактов, обеспечивает снятие напряженной социальной ситуации и изменяет социальную активность человека, выступает психотерапевтическим средством (265, с. 164).

132

Заключая  этот раздел, еще раз укажем, что среди причин, обуславливающих психологические эффекты, вызываемые звуковыми стимулами, могут быть:

  • ориентировочная реакция вследствие неожиданных изменений аудиополя, его неоднородности;
  • неожиданное нарушение "звукового" контекста, привнесение эмоционально иного фрагмента;
  • угашение ориентировочной реакции при фиксации внимания на однородном звуковом стимуле;
  • физические характеристики стимулов, в том числе, высота, тембр, сила звука;
  • специфика гештальта, возникающего на основе звукового ряда;
  • отнесение в рамках определенной культуры конкретного звукового стимула к определенному смысловому контексту;
  • отнесение звукового стимула к определенной ситуации, имеющей определенный смысл для конкретного человека;
  • символическое значение данного стимула, происходящего из наблюдений человека, его непосредственного чувственного опыта;
  • символическое значение стимула в рамках определенной культуры, отражающей опыт и традиции конкретных общностей;
  • символическое значение данного стимула в рамках личного опыта человека;
  • эстетические переживания вследствие комплексного воздействия музыкальных произведений;
  • непосредственные переживания, вызванные музыкальными образами, а также их осмысление в контексте собственного мироощущения, приводящее к катарсису.

. ТЕМП И РИТМ  В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ВОЗДЕЙСТВИИ

Считается, что  ритмические раздражители выполняют  ряд функций:

  • Звуковые и визуальные стимулы именно при их ритмическом предъявлении выступают средством концентрации внимания во время гипноза, подготовки шаманов к ритуалам, в процессе овладения двигательными навыками, для согласования физических усилий и динамических моментов совместно действующих людей.  
    Ритмические раздражители выступают в роли дестабилизирующих факторов, обуславливающих изменение актуального состояния сознания и переход в измененные состояния. Так, например, большинство западных неофитов во время участия в религиозных ритуалах легко входили в измененное состояние сознания при бое барабанов с частотой 200 - 220 ударов в минуту (241). В целях изменения состояния сознания ритмическое воздействие может осуществляться не только с помощью звуковых стимулов, но и посредством света, цвета, звука, инфразвука, электромагнитных полей

ЗАПАХИ

Запахи могут  вызывать ощущение покоя или способствовать созданию бодрого настроения, что и в настоящее время используется в ароматерапии для повышения комфортности рабочего и жилого помещений (231, 233).

Таким образом, запахи, также как аудио и визуальные стимулы, оказывают воздействие в силу своей химической природы. Особо следует отметить символическое значение запахов, которое возникает из обобщения чувственного опыта, но окрашенного социальным контекстом.

В отношении запахов, так же как в отношении визуальных и звуковых стимулов, можно говорить о роли гештальта как основы определенного психологического эффекта.

Так, существуют "холодные" и "теплые", "для  юных девушек" и "для зрелых дам" парфюмерные композиции. Каждая категория  может быть представлена разнообразными духами, вместе с тем, возникающие  на их основе образы отличаются сходной окраской.

Таким образом, запахи и их композиции оказывают  психологическое воздействие на основе:

  • ориентировочной реакции вследствие неожиданных изменений воспринимаемой совокупности запахов:
  • химического состава вещества, вызывающего соответствующие ощущения:
  • специфики гештальта, возникающего на основе совокупности ряда запахов;
  • отнесения в рамках определенной культуры конкретного стимула к определенному смысловому контексту;
  • отнесения стимула к определенной ситуации, имеющей определенный смысл для конкретного человека;
  • символического значения данного стимула, происходящего из наблюдений человека, его непосредственного чувственного опыта.
  • вследствие символического значения данного стимула в рамках определенной культуры, отражающей опыт конкретных общностей.
  • вследствие символического значения данного стимула в рамках личного опыта человека.

Информация о работе Психология воздействия