Психология воздействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:11, реферат

Описание

В целом можно сделать вывод, что определенные технологии являются откликом на наличие устойчивой общественной потребности, а реализация технологии связывается с получением некоторого социального эффекта.
Способы решения определенной психологической задачи обозначим понятием "метод психологического воздействия". Таким образом, термин "метод воздействия" привязан к определенной психологической задаче.

Работа состоит из  1 файл

психология воздействия.doc

— 183.50 Кб (Скачать документ)

МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЕ ГЕШТАЛЬТЫ И ИХ СИМВОЛИЧЕСКОЕ  ЗНАЧЕНИЕ

В заключение этого  раздела нам представляется необходимым рассмотреть некоторые гештальты, образуемые рядом стимулов, относящихся к различным сенсорным модальностям, а также теоретические подходы, пытающиеся раскрыть их психологическую роль в контексте проблем психологического воздействия. Речь идет об отражении человеком природных феноменов, по масштабам не соизмеримым с отдельным человеческим существом, таких как Вселенная (небо, космос), океан (море), природные стихии и катаклизмы типа извержения вулкана, грозы и т.п.

Подобные мультимодальные гештальты представляют собой сложные образы, которые возникают как следствие конкретного опыта и могут соотноситься в сознании отдельного человека с определенным личностным смыслом, но в то же время для многих будут выступать и в символическом значении, происхождение которого не обусловлено, однако, лишь опытом конкретной общности, но имеет, как считается рядом исследователей, более глубокую природу, точнее сказать - глубинную природу, связываемую, например, по Юнгу, с существованием архетипов, понимаемых как универсальные образы или символы, содержащиеся в коллективном бессознательном и предрасполагающие индивида испытывать определенные чувства или мыслить определенным образом относительно данного объекта или ситуации

Таким образом, если вернуться к проблематике психологического воздействия, следует отметить, что воздействие на человека таких сложных мультимодальных гештальтов, которыми являются образы масштабных природных феноменов, возникает за счет:

  • яркости и многообразия непосредственного чувственного опыта, имеющего место при соприкосновении с соответствующими явлениями;
  • переживания глубинной связи своей человеческой сущности (физической, психической и духовной) с сущностью соответствующего природного феномена (возможно, за счет пренатального опыта или проявлений коллективного бессознательного);
  • осмысления переживания глубинных связей с миром и отражения этого в образе мира и мировоззренческой концепции.

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА В КОНТЕКСТЕ ИНЫХ СРЕДСТВ ВОЗДЕЙСТВИЯ

Воздействие словом является наиболее изученным и широко применяемым средством воздействия. Человек постоянно имеет дело с текстами (сообщениями), производя их или потребляя. Использование языковых средств для целей воздействия чаще всего в психологии обозначается как вербальное воздействие. Как основной составной элемент, оно входит в такие группы приемов как информирование, внушение и убеждение. Нет сферы профессиональной деятельности, где бы вербальному воздействию, как средству решения профессиональных задач, не отводилось значительное место. Даже в материальном производстве, в силу разделения труда и необходимости передачи профессионального опыта, роль слова невозможно переоценить. Хотя, конечно, особое значение оно приобретает в сферах профессиональной деятельности, где ставятся задачи воздействия на поведение и состояние человека или групп людей.

Языковые средства воздействия оказываются связанными и с функционированием потребностной  сферы человека. Речь человека видоизменяется в зависимости от того потребностного и деятельностного контекста, в котором она используется. Языковые средства отражают статус воздействующего человека во взаимодействии с партнерами, сферу их взаимодействия. Из этого вытекает, что эти средства могут использоваться совместно с регуляцией уровня удовлетворения потребностей и с вовлечением в специальным образом организованную деятельность, как бы усиливая их. Так, например, целенаправленное использование воздействующей стороной определенных языковых конструктов способно создать предпосылки для фиксации в сознании определенных приоритетов в сфере потребностей или реализуемых человеком ролей еще до реального вовлечения в соответствующие ситуации, как бы готовя реципиента к ним. Эта особенность использования потенциала языковых механизмов совместно с воздействием на потребностную сферу реципиентов отмечалась в упоминавшемся труде В. Клемперера.

Любой свободно функционирующий язык обслуживает  все потребности человека, он служит как разуму, так и чувству, он - средство сообщения и общения, он - беседа с собой и с Богом, просьба, приказ, заклинание. К какой бы частной или общественной сфере ни относилась выбранная тема - нет, это неверно, ведь для LTI нет частной сферы, отличающейся от общественной... "Ты - ничто, народ твой - все" - как гласит один лозунг на LTI. Смысл такой: ты никогда не находишься наедине с собой или близкими, ты всегда стоишь перед лицом своего народа... LTI стремится лишить отдельного человека его индивидуальности, оглушить его как личность, превратить его в безмозглую и безвольную единицу стада, которую подхлестывают и гонят в определенном направлении, сделать его частицей катящейся каменной глыбы" (108, с. 34-35).

Таким образом, роль и самих языковых средств, как воздействующего начала, и в связи с другими средствами чрезвычайно велика. Источники этого явления многообразны. В первую очередь они связаны в тем, что слово выступает как носитель определенного значения.

Зафиксированное посредством слов некоторое содержание либо апеллирует к воображению человека, либо соотносится с его опытом, конкретным актуальным состоянием или переживаниями. В силу осмысления содержания сообщения в уникальном личностном контексте и формируются индивидуализированные реакции на него.

В одних случаях  сообщение воспринимается человеком  в контексте ориентировки в мире, расширяя представления о нем, обогащая его картину. Это, в свою очередь, лежит в основе развития многих регуляторов поведения человека (интересов, социальных установок, самооценки, системы ценностей и т.п.).

Подводя итог сказанному выше, можно указать на следующие функции языковых средств в контексте задач воздействия:

  • в широком спектре ситуаций они используются совместно с другими средствами, сливаясь в единый комплекс, эффективность которого зависит от гармоничности, внутренней непротиворечивости их сочетания;
  • тексты (сообщения) могут выполнять различную функцию: выступать средством осознания и выражения внутреннего мира человека, быть элементом коммуникативного процесса, средством удовлетворения различных потребностей;
  • языковые средства осуществляют знаковую функцию в контексте других (ранее рассмотренных) средств воздействия.

На последнем  положении следует остановиться особо. Любой воспринимаемый и осознаваемый человеком стимул, какой бы модальности  он ни был, фиксируется в опыте  человека не только в виде образа, но и обозначатся некоторым знаком, что позволяет в дальнейшем оперировать им, включая его в определенный смысловой контекст. В связи с этим, в сознании человека значения существуют в различных формах: в виде образов, символов, символических действий, знаков, вербальных форм, которые объединяются в семантически связанные группы вне зависимости от исходных условий формирования и анализаторного опосредования (визуального или акустического) (50). Подобные семантически связанные группы получили название субъективных семантических пространств. Используя существующие в современной психологии определения, укажем, что субъективные семантические пространства рассматриваются как "модель категориальной структуры индивидуального сознания" (203, с. 371).

Таким образом, слово существует в опыте субъекта как единый комплекс значения и множества  индивидуальных ассоциативных связей. Для обозначения совокупности слов вместе с их ассоциациями используется термин "семантическое поле". Семантические  поля - это тезаурус субъекта, характеризующий его личный опыт о словах и их связях. Благодаря связанности слов и образов в семантические поля создаются предпосылки для синестезий (когда действия на определенный орган чувств вызывают попутно с возникновением ощущений, специфичных для данного анализатора, ощущения или представления, характерные для иного анализатора), метафоричности при отображении действительности. Такого рода комплексы представлений и ассоциаций выступают основой воображения.

Как мы видим, реализация знаковой и символической функции стимулами, относящимися к различным анализаторам, невозможна без опоры на знаковую, опосредующую функцию слова.

МЕХАНИЗМЫ ВЕРБАЛЬНОГО  ВОЗДЕЙСТВИЯ 
 
 
 
 
 
 

Табличное представление  системы методов и приемов  воздействия1

Приемы воздействия  на субъективные модели действительности

Фактор Метод (задача) воздействия Приемы воздействия
1 2 3
Субъективные  модели действительности (С.м.д.) С.м.д. 1. Оптимизация  подачи исходной информации2 С.м.д. 1.1. Оптимизация  фиксации внимания. 
С.м.д. 1.2. Оптимизация объема информации. 
С.м.д. 1.3. Оптимизация скорости предъявления информации. 
С.м.д. 1.4. Оптимизация фиксации следов воздействия. 
С.м.д. 1.5. Оптимизация сложности предъявляемых стимулов. 
С.м.д. 1.6. Оптимизации "потенциала побуждения".
С.м.д. 2. Построение психологически однозначного образа действительности3 # С.м.д. 2.1. Фиксация внимания на ясно (определенно, однозначно) представленных объектах, связях оценках, отношениях, возможностях, перспективах 
С.м.д. 2.2. Оперативное информирование в опережении общественному мнению. 
С.м.д. 2.3. Наставничество. 
С.м.д. 2.4. Метод красных пар. 
С.м.д. 2.5. Личный пример. 
С.м.д. 2.6*. Обеспечение конкретного видения ситуации за счет привнесения ложного факта.
 
1 2 3
    С.м.д. 2.7*. Оперативное закрепление стереотипа оценок или поведенческого стереотипа за счет вовлечения во взаимодействие с референтной группой (ориентация групповой нормой). 
С.м.д. 2.8*. Апелляция к мнению большинства. 
С.м.д. 2.9*. Оглашение результатов опросов общественного мнения. 
С.м.д. 2.10*. Маркирование ситуации определенным прошлым опытом. 
С.м.д. 2.11*. "Естественное следствие". 
С.м.д. 2.12*. "Сияющее обобщение". 
С.м.д. 2.13*. "Свидетельство". 
С.м.д. 2.14. Метод ориентирующих ситуаций. 
С.м.д. 2.15. Единство, непротиворечивость, преемственность требований, ясность ролевых ожиданий; поддержание авторитета управленческой вертикали. 
С.м.д. 2.16*. Маркирование ситуации ориентирующими элементами. 
С.м.д. 2.17*. Маркирование ситуации за счет механизмов ВИД (в том числе с использованием "подмены стереотипа"). 
С.м.д. 2.18*. Маркирование ситуации за счет "эффекта ореола" 
С.м.д. 2.19*. Маркирование ситуации за счет оценочных стереотипов. 
С.м.д. 2.20*. Маркирование ситуации за счет "мы-чувства". 
С.м.д. 2.21*. Маркирование ситуации за счет фиксации внимания на контрасте.
  С.м.д. 3. Построение образа ситуации, не позволяющего составить  однозначное представление о ней1 # С.м.д. 3.1*. Фрагментарность информирования, зашумление ситуации. 
С.м.д. 3. 2. Противопоставление содержания непосредственного восприятия и оперативного информирования. 
С.м.д. 3.3. Противопоставление личного опыта некоторым декларациям (вариант информационного противоборства)
 
1 2 3
    С.м.д. 3.4. Фиксация внимания реципиента на противоречиях  в суждениях и утверждениях субъекта, претендующего на формирование образа ситуации (вариант информационного  противоборства). 
С. м. д. 3.5. Противопоставление специально подобранных фактов лозунгам, декларируемым ценностям. 
С. м. д. 3.6*. Использование неформальных каналов для распространения противоречивых слухов. 
С.м.д. 3.8*. Фиксация внимания реципиента на высокой неопределенности в оценке значимых параметров конкретных обстоятельств удовлетворения актуальных потребностей. 
С.м.д. 3.9*. Фиксация внимания реципиента на высокой неопределенности в оценке значимости затрачиваемых усилий. 
С.м.д. 3.10*. Фиксация внимания реципиента на высокой неопределенности в оценке личных перспектив. 
С.м.д. 3.11. Включение в систему противоречивых ролевых требований, ожиданий.

Приемы  воздействия на источники активности

Фактор Метод (задача) воздействия Приемы воздействия
1 2 3
Источники активности (И.а.) И.а. 1. Формирование новых источников активности1 # И.а. 1.1*. Вовлечение в специальным образом организованную деятельность на основе внешнего побуждения. 
И.а. 1.2*. Вовлечение в специальным образом организованную деятельность на основе существующих мотивов. 
И.а. 1.3*#. Видоизменение способов удовлетворения потребности с их последующей интериоризацией 
И.а. 1.4. Формирование идеалов, убеждений, ценностей за счет информирования и убеждения. 
И.а. 1.5*. Формирование идеалов, убеждений, ценностей за счет внушения. 
И.а. 1.6*. Формирование идеалов, убеждений, ценностей за счет подражания. 
И.а. 1.7. Формирован не идеалов, убеждений, ценностей за счет вовлечения в деятельность. 
И.a. 1.8. Формирование идеалов, убеждений, ценностей за счет воздействия произведений искусства.
Источники активности И.а. 2. Воздействие  на процессы смыслообразования. 
И.а. 2.1. Активизация процессов смыслообразования и целеполагания 
И.а. 2.2. Разрушение процессов смыслообразования
2 #
И.а. 2.1.1.*. Внушающее побуждающее воздействие. 
И.а. 2.1.2. Побуждение внутреннего диалога. 
И.а. 2.1.3. Побуждение за счет катарсиса при соприкосновении с произведениями искусства. 
И.а. 2.1.4. Использование воздействия ритуалов и природных факторов. 
И.а. 2.1.5. Вовлечение в специальным образом организованную деятельность информашюнного характера. 
И.а. 2.2.1*. Организация жизнедеятельности на фоне неопределенности, фрустрации эгомотивации, фрустрации и угрозы фрустрации физиологических потребностей. 
И.а. 2.2.2*. Фиксация внимания на отсутствии у человека временной перспективы.

Информация о работе Психология воздействия