Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:11, реферат
В целом можно сделать вывод, что определенные технологии являются откликом на наличие устойчивой общественной потребности, а реализация технологии связывается с получением некоторого социального эффекта.
Способы решения определенной психологической задачи обозначим понятием "метод психологического воздействия". Таким образом, термин "метод воздействия" привязан к определенной психологической задаче.
МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЕ ГЕШТАЛЬТЫ И ИХ СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
В заключение этого раздела нам представляется необходимым рассмотреть некоторые гештальты, образуемые рядом стимулов, относящихся к различным сенсорным модальностям, а также теоретические подходы, пытающиеся раскрыть их психологическую роль в контексте проблем психологического воздействия. Речь идет об отражении человеком природных феноменов, по масштабам не соизмеримым с отдельным человеческим существом, таких как Вселенная (небо, космос), океан (море), природные стихии и катаклизмы типа извержения вулкана, грозы и т.п.
Подобные мультимодальные гештальты представляют собой сложные образы, которые возникают как следствие конкретного опыта и могут соотноситься в сознании отдельного человека с определенным личностным смыслом, но в то же время для многих будут выступать и в символическом значении, происхождение которого не обусловлено, однако, лишь опытом конкретной общности, но имеет, как считается рядом исследователей, более глубокую природу, точнее сказать - глубинную природу, связываемую, например, по Юнгу, с существованием архетипов, понимаемых как универсальные образы или символы, содержащиеся в коллективном бессознательном и предрасполагающие индивида испытывать определенные чувства или мыслить определенным образом относительно данного объекта или ситуации
Таким образом, если вернуться к проблематике психологического воздействия, следует отметить, что воздействие на человека таких сложных мультимодальных гештальтов, которыми являются образы масштабных природных феноменов, возникает за счет:
ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА В КОНТЕКСТЕ ИНЫХ СРЕДСТВ ВОЗДЕЙСТВИЯ
Воздействие словом является наиболее изученным и широко применяемым средством воздействия. Человек постоянно имеет дело с текстами (сообщениями), производя их или потребляя. Использование языковых средств для целей воздействия чаще всего в психологии обозначается как вербальное воздействие. Как основной составной элемент, оно входит в такие группы приемов как информирование, внушение и убеждение. Нет сферы профессиональной деятельности, где бы вербальному воздействию, как средству решения профессиональных задач, не отводилось значительное место. Даже в материальном производстве, в силу разделения труда и необходимости передачи профессионального опыта, роль слова невозможно переоценить. Хотя, конечно, особое значение оно приобретает в сферах профессиональной деятельности, где ставятся задачи воздействия на поведение и состояние человека или групп людей.
Языковые средства
воздействия оказываются
Любой свободно функционирующий язык обслуживает все потребности человека, он служит как разуму, так и чувству, он - средство сообщения и общения, он - беседа с собой и с Богом, просьба, приказ, заклинание. К какой бы частной или общественной сфере ни относилась выбранная тема - нет, это неверно, ведь для LTI нет частной сферы, отличающейся от общественной... "Ты - ничто, народ твой - все" - как гласит один лозунг на LTI. Смысл такой: ты никогда не находишься наедине с собой или близкими, ты всегда стоишь перед лицом своего народа... LTI стремится лишить отдельного человека его индивидуальности, оглушить его как личность, превратить его в безмозглую и безвольную единицу стада, которую подхлестывают и гонят в определенном направлении, сделать его частицей катящейся каменной глыбы" (108, с. 34-35).
Таким образом, роль и самих языковых средств, как воздействующего начала, и в связи с другими средствами чрезвычайно велика. Источники этого явления многообразны. В первую очередь они связаны в тем, что слово выступает как носитель определенного значения.
Зафиксированное посредством слов некоторое содержание либо апеллирует к воображению человека, либо соотносится с его опытом, конкретным актуальным состоянием или переживаниями. В силу осмысления содержания сообщения в уникальном личностном контексте и формируются индивидуализированные реакции на него.
В одних случаях сообщение воспринимается человеком в контексте ориентировки в мире, расширяя представления о нем, обогащая его картину. Это, в свою очередь, лежит в основе развития многих регуляторов поведения человека (интересов, социальных установок, самооценки, системы ценностей и т.п.).
Подводя итог сказанному выше, можно указать на следующие функции языковых средств в контексте задач воздействия:
На последнем положении следует остановиться особо. Любой воспринимаемый и осознаваемый человеком стимул, какой бы модальности он ни был, фиксируется в опыте человека не только в виде образа, но и обозначатся некоторым знаком, что позволяет в дальнейшем оперировать им, включая его в определенный смысловой контекст. В связи с этим, в сознании человека значения существуют в различных формах: в виде образов, символов, символических действий, знаков, вербальных форм, которые объединяются в семантически связанные группы вне зависимости от исходных условий формирования и анализаторного опосредования (визуального или акустического) (50). Подобные семантически связанные группы получили название субъективных семантических пространств. Используя существующие в современной психологии определения, укажем, что субъективные семантические пространства рассматриваются как "модель категориальной структуры индивидуального сознания" (203, с. 371).
Таким образом, слово существует в опыте субъекта как единый комплекс значения и множества индивидуальных ассоциативных связей. Для обозначения совокупности слов вместе с их ассоциациями используется термин "семантическое поле". Семантические поля - это тезаурус субъекта, характеризующий его личный опыт о словах и их связях. Благодаря связанности слов и образов в семантические поля создаются предпосылки для синестезий (когда действия на определенный орган чувств вызывают попутно с возникновением ощущений, специфичных для данного анализатора, ощущения или представления, характерные для иного анализатора), метафоричности при отображении действительности. Такого рода комплексы представлений и ассоциаций выступают основой воображения.
Как мы видим, реализация знаковой и символической функции стимулами, относящимися к различным анализаторам, невозможна без опоры на знаковую, опосредующую функцию слова.
МЕХАНИЗМЫ ВЕРБАЛЬНОГО
ВОЗДЕЙСТВИЯ
Табличное представление системы методов и приемов воздействия1
Приемы воздействия на субъективные модели действительности
|
|
|
Приемы воздействия на источники активности
|