Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 16:00, курсовая работа
Цель настоящей работы – изучить развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем что дошкольный возраст ‑ важный период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности формируются предпосылки физического умственного нравственного развития ребёнка.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Характеристика и своеобразие познавательного развития в дошкольном возрасте
1.2 Познавательные процессы у детей дошкольников возраста
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Методы диагностики познавательного развития дошкольников
2.2 Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию на познавательных играх-занятиях
2.3 Ознакомление детей с художественной литературой
2.4 Ознакомление детей с природой
2.5 Занятия по рисованию
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ПОЗНВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСРВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧСКО-ИГРОВОГОВОСПИТАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Характеристика и своеобразие
познавательного развития в
1.2 Познавательные процессы у детей дошкольников возраста
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Методы диагностики
познавательного развития
2.2 Развитие творческого
воображения и формирование
2.3 Ознакомление детей с художественной литературой
2.4 Ознакомление детей с природой
2.5 Занятия по рисованию
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ПОЗНВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСРВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧСКО-ИГРОВОГОВОСПИТАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ
Познание – воспроизведение
в сознании (индивидуальном и коллективном)
характеристик объективной
Современная теория обучения и воспитания при анализе педагогических явлений все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения.
Формирование познавательных
интересов, естественно связывают
с процессом учения, когда главное
содержание жизни ребенка состоит
в постепенном переходе с одной
ступени знаний на другую, с одного
уровня овладения познавательными
и практическими умениями к другому,
более высокому. В самой структуре
учебного процесса имеется множество
объективных оснований для
Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством. Педагоги и родители, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формирование у него интереса к познанию окружающей действительности.
Цель настоящей работы – изучить развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем что дошкольный возраст ‑ важный период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности формируются предпосылки физического умственного нравственного развития ребёнка.
Углубленное изучение особенностей
дошкольного детства привело
учёных к выводу что на каждом возрастном
этапе по ходу освоения детьми разных
видов деятельности складывается как
бы определённый «этаж» занимающий своё
место в структуре целостной
личности. На этом «этаже» формируются
психические свойства и способности
необходимые не только для перехода
к следующему «этажу» но и для
всей будущей жизни имеющие
Крупнейший учёный А.В. Запорожец в своих работах пишет что «целью дошкольного обучения должна быть амплификация то есть обогащение максимальное развёртывание тех ценных качеств по отношению к которым этот возраст наиболее восприимчив».
Выбор темы определен тем, что задача дошкольных учреждений – развивать у дошкольников устойчивую потребность в познаниях, потребность в учении или мотивацию учения. В реальной жизни, особенно в современных условиях, она наблюдается не у всех детей.
Объект: развитие познавательной деятельности у дошкольников.
Предмет: процесс формирования познавательных интересов у дошкольников.
Цель: определить условия познавательной деятельности дошкольников.
Задачи:
1. изучение литературы по теме исследования;
2. выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста;
3. разработка и апробирование
методик, направленных на
Структура курсовой работы: введение, 3 главы, заключение, список литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Характеристика и своеобразие
познавательного развития в
Учебная деятельность направлена
на овладение обобщенными
Исследования детского мышления,
проводившиеся группой
По данным, полученным в
исследованиях А.В. Запорожца и
его сотрудников, первоначально
такие познавательные задачи включены
в игровую и практическую деятельность
детей и возникают лишь эпизодически,
не изменяя всего строя детского
мышления. Однако постепенно у дошкольников
начинает формироваться новый вид
интеллектуальной деятельности, которая
характеризуется прежде всего новой
познавательной мотивацией, способной
определить характер рассуждения детей
и систему используемых ребенком
интеллектуальных операций. С этой
точки зрения интересно исследование
сотрудницы А.В. Запорожца Е.А. Коссаковской,
показавшей, как в процессе решения
дошкольниками разных возрастов
головоломок у них постепенно
возникает и формируется умение
преследовать интеллектуальные цели и
как именно интеллектуальное содержание
задачи становится для детей главным
содержанием их познавательной деятельности.
Важнейшим результатом этого
исследования является вывод автора
о том, что к концу дошкольного
возраста у детей, с одной стороны,
явно падает интерес к побочным моментам,
связанным с решение
Е.А. Коссаковская отметила, что в развитии познавательных интересов дошкольников существует две основные линии:
Постепенное обогащение опыта
ребенка, насыщение этого опыта
новыми знаниями и сведениями об окружающем,
которое и вызывает познавательную
активность дошкольника. Чем больше
перед ребенком открывающихся сторон
окружающей действительности, тем шире
его возможности для
Данную линию развития познавательных интересов составляет постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности (8, с.223-227).
Методист – словесник В.И. Водовозов, касаюсь вопроса усвоения детьми знаний, отмечал их второстепенную роль в обучении, выделяя первостепенную важность внутреннего процесса, который эти знания должны вызывать, стимулируя душевное развитие. Активизатором мышления ребенка В.И. Водовозов считает интерес, способствующий осмысленному восприятию учебного материала и практическому применению теоретических знаний, переживание детьми их сопричастности с обучением. Его педагогические воззрения совпадают с ранее высказанными предположениями К.Д. Ушинского о сложной структуре возникновения познавательного интереса.
П.Ф. Каптерев и В.П. Вахтеров в своих педагогических взглядах также обоснуют важность определенного периода жизни ребенка для развития у него устойчивого познавательного интереса к приобретению знаний. При правильной организации обучения и воспитания она способна не только к достижению главной цели образования – самообразованию, но и к возникновению собственного независимого взгляда на процессы, происходящие вокруг и способствующие в конечном итоге формированию собственной стратегии подчиненной устойчивой познавательной потребности (6, с. 158).
Накопленные к 6 годам сведения о мире являются серьезной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребенка. Процесс познания в этом возрасте предполагает содержательное упорядочивание информации (весь мир – это система, в которой все взаимосвязано). Понимание взаимосвязанности всего происходящего в нашем мире является одним из основных моментов построения ребенком элементарной целостной картины путем сопоставления, обобщения, рассуждения и выстраивания гипотетических высказываний, элементарных умозаключений, предвидений возможного развития событий.
На протяжении дошкольного
детства ребенок
– постановка цели и планирование;
– прогнозирование возможных эффектов действий;
– контроль за выполнением действий;
– оценка результатов и их коррекция.
К 7 годам происходит формирование
обобщенных представлений о пространстве
и времени, о предметах, явлениях,
процессах и их свойствах, об основных
действиях и важнейших
1.2 Познавательные процессы у детей дошкольников возраста
К познавательным процессам детей дошкольного возраста относятся: восприятие, внимание, память, воображение, мышление, а так же речь (устную и письменную).
Компонент информации включает в себя: собственно информацию, источники информации. Собственно информация состоит из отдельных сведений, фактов, событий окружающего мира. К источникам информации мы относим: непосредственное восприятие самого человека, другого человека, книги, телевидение, радио, компьютеры и т.п. в зависимости от целей и возможностей используется информация того или иного источника.
Компонент «отношения к информации»
представляет работе педагога наибольшую
сложность, поскольку занимает первостепенное
место в формировании познания детей
дошкольного возраста. Если у взрослых
«информация» первична, а «отношение»
к ней вторично, то у малышей
наблюдается обратная картина. Для
них, как правило, «отношение к информации»
первично, а сама «информация» вторична.
Взрослые могут высказывать, определить
свое отношение к чему-либо только
при наличии знаний, представлений,
опыта. Дети же всегда готовы познавать
то, к чему хорошо относятся. И не
хотят даже слышать о том, к
чему относятся плохо, отрицательно.
Соотношение компонентов
Неразрывность и взаимосвязанность компонентов «информация» и «отношение к информации» очевидна. Так, любой человек, читает ли он книгу, смотрит ли телевизор, слушает ли доклад или просто идет по улице, все время получает в том или ином виде информацию, которая, помимо его воли, формирует определенное отношение к сведениям, фактами событиям, которые он постиг. Иными словами, дойдя до человека, став его достоянием, информация оставляет в его душе определенный чувственный, эмоциональный след, который мы называем «отношением».
Информация о работе Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста