Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 16:00, курсовая работа

Описание

Цель настоящей работы – изучить развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.

Актуальность настоящего исследования обусловлена тем что дошкольный возраст ‑ важный период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности формируются предпосылки физического умственного нравственного развития ребёнка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Характеристика и своеобразие познавательного развития в дошкольном возрасте

1.2 Познавательные процессы у детей дошкольников возраста

ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1 Методы диагностики познавательного развития дошкольников

2.2 Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию на познавательных играх-занятиях

2.3 Ознакомление детей с художественной литературой

2.4 Ознакомление детей с природой

2.5 Занятия по рисованию

ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ПОЗНВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСРВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧСКО-ИГРОВОГОВОСПИТАНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

курс ач.docx

— 54.02 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

 

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

 

1.1 Характеристика и своеобразие  познавательного развития в дошкольном  возрасте

 

1.2 Познавательные процессы  у детей дошкольников возраста

 

ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

 

2.1 Методы диагностики  познавательного развития дошкольников

 

2.2 Развитие творческого  воображения и формирование способности  к наглядному моделированию на  познавательных играх-занятиях

 

2.3 Ознакомление детей  с художественной литературой 

 

2.4 Ознакомление детей  с природой

 

2.5 Занятия по рисованию

 

ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ПОЗНВАТЕЛЬНЫХ  ИНТЕРЕСРВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧСКО-ИГРОВОГОВОСПИТАНИЯ

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Познание – воспроизведение  в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности. Познание носит социально и культурно  опосредованный исторический характер и в большинстве случаев предполагает более или менее ярко выраженное осознание используемых средств  и способов познавательной деятельности.

 

Современная теория обучения и воспитания при анализе педагогических явлений все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются  у него под влиянием деятельности и общения.

 

Формирование познавательных интересов, естественно связывают  с процессом учения, когда главное  содержание жизни ребенка состоит  в постепенном переходе с одной  ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными  и практическими умениями к другому, более высокому. В самой структуре  учебного процесса имеется множество  объективных оснований для формирования познавательных интересов.

 

Дошкольный возраст –  это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных  мотивов дошкольников особое место  занимает познавательный мотив, который  является одним из наиболее специфичных  для старшего дошкольного возраста. В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные  дошкольники обладают этим ценным качеством. Педагоги и родители, как правило, озабочены развитием знаний и  умений ребенка, а не формирование у  него интереса к познанию окружающей действительности.

 

Цель настоящей работы – изучить развитие познавательных интересов у детей дошкольного  возраста в процессе ознакомления с  окружающим миром.

 

Актуальность настоящего исследования обусловлена тем что  дошкольный возраст ‑ важный период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности формируются предпосылки физического умственного нравственного развития ребёнка.

 

Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело  учёных к выводу что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как  бы определённый «этаж» занимающий своё место в структуре целостной  личности. На этом «этаже» формируются  психические свойства и способности  необходимые не только для перехода к следующему «этажу» но и для  всей будущей жизни имеющие непреходящее значение. Недостроенный «нижний  этаж» ‑ плохая опора для следующего.

 

Крупнейший учёный А.В. Запорожец  в своих работах пишет что  «целью дошкольного обучения должна быть амплификация то есть обогащение максимальное развёртывание тех  ценных качеств по отношению к  которым этот возраст наиболее восприимчив».

 

Выбор темы определен тем, что задача дошкольных учреждений –  развивать у дошкольников устойчивую потребность в познаниях, потребность  в учении или мотивацию учения. В реальной жизни, особенно в современных  условиях, она наблюдается не у  всех детей.

 

Объект: развитие познавательной деятельности у дошкольников.

 

Предмет: процесс формирования познавательных интересов у дошкольников.

 

Цель: определить условия  познавательной деятельности дошкольников.

 

Задачи:

 

1. изучение литературы  по теме исследования;

 

2. выявление познавательных  интересов у детей дошкольного  возраста;

 

3. разработка и апробирование  методик, направленных на увеличение  познавательной активности детей.

 

Структура курсовой работы: введение, 3 главы, заключение, список литературы, приложения.

 

 

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

 

1.1 Характеристика и своеобразие  познавательного развития в дошкольном  возрасте

 

Учебная деятельность направлена на овладение обобщенными способами  действий в сфере научных понятий. Она должна побуждаться адекватными  мотивами. Или могут быть только мотивами, непосредственно связанные  с ее содержание, т.е. мотив приобретения обобщенных способов действий, или  мотив самосовершенствования. В  ходе обучения мотивы претерпевают изменения: в одних случаях возникает  интерес к получению хорошей  отметки, похвалы; в других – интерес  к самому содержанию знаний. Наиболее адекватными для учебной деятельности являются учебно-познавательные мотивы, которые формируются в ходе осуществления  самой учебной деятельности и  поэтому могут рассматриваться  как специфические новообразования.

 

Исследования детского мышления, проводившиеся группой психологов под руководством А.Н. Леонтьева  и А.В. Запорожца, привели к выводу, что у нормально развивающихся  детей дошкольного возраста начинает формироваться познавательная деятельность, как таковая, то есть деятельность, направляемая и побуждаемая познавательной задачей. По данным этих исследований, именно на протяжении дошкольного возраста происходит становление познавательной задачи как задачи логической. Однако процесс этот имеет этапы. Первоначально  познавательное отношение к действительности у дошкольников продолжает еще оставаться включенным в игровую и жизненно практическую деятельность.

 

По данным, полученным в  исследованиях А.В. Запорожца и  его сотрудников, первоначально  такие познавательные задачи включены в игровую и практическую деятельность детей и возникают лишь эпизодически, не изменяя всего строя детского мышления. Однако постепенно у дошкольников начинает формироваться новый вид  интеллектуальной деятельности, которая  характеризуется прежде всего новой  познавательной мотивацией, способной  определить характер рассуждения детей  и систему используемых ребенком интеллектуальных операций. С этой точки зрения интересно исследование сотрудницы А.В. Запорожца Е.А. Коссаковской, показавшей, как в процессе решения  дошкольниками разных возрастов  головоломок у них постепенно возникает и формируется умение преследовать интеллектуальные цели и  как именно интеллектуальное содержание задачи становится для детей главным  содержанием их познавательной деятельности. Важнейшим результатом этого  исследования является вывод автора о том, что к концу дошкольного  возраста у детей, с одной стороны, явно падает интерес к побочным моментам, связанным с решение головоломок (интерес к игре, в условиях которой  давалась головоломка; к выигрышу, являющемуся  следствием удачного решения и пр.), с другой – у них возникает  в качестве ведущего мотива их деятельности мотив поучится решать трудные задачи.

 

Е.А. Коссаковская отметила, что в развитии познавательных интересов  дошкольников существует две основные линии:

 

Постепенное обогащение опыта  ребенка, насыщение этого опыта  новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения  и закрепления устойчивых познавательных интересов.

 

Данную линию развития познавательных интересов составляет постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной  и той же сферы действительности (8, с.223-227).

 

Методист – словесник  В.И. Водовозов, касаюсь вопроса усвоения детьми знаний, отмечал их второстепенную роль в обучении, выделяя первостепенную важность внутреннего процесса, который  эти знания должны вызывать, стимулируя душевное развитие. Активизатором мышления ребенка В.И. Водовозов считает  интерес, способствующий осмысленному восприятию учебного материала и  практическому применению теоретических  знаний, переживание детьми их сопричастности с обучением. Его педагогические воззрения совпадают с ранее  высказанными предположениями К.Д. Ушинского о сложной структуре  возникновения познавательного  интереса.

 

П.Ф. Каптерев и В.П. Вахтеров в своих педагогических взглядах также обоснуют важность определенного  периода жизни ребенка для  развития у него устойчивого познавательного  интереса к приобретению знаний. При  правильной организации обучения и  воспитания она способна не только к достижению главной цели образования  – самообразованию, но и к возникновению  собственного независимого взгляда  на процессы, происходящие вокруг и  способствующие в конечном итоге  формированию собственной стратегии  подчиненной устойчивой познавательной потребности (6, с. 158).

 

Накопленные к 6 годам сведения о мире являются серьезной базой  для дальнейшего развития познавательной сферы ребенка. Процесс познания в этом возрасте предполагает содержательное упорядочивание информации (весь мир  – это система, в которой все  взаимосвязано). Понимание взаимосвязанности  всего происходящего в нашем  мире является одним из основных моментов построения ребенком элементарной целостной  картины путем сопоставления, обобщения, рассуждения и выстраивания гипотетических высказываний, элементарных умозаключений, предвидений возможного развития событий.

 

На протяжении дошкольного  детства ребенок непосредственно  включается в овладение способами  целенаправленного познания и преобразования мира через освоение умений:

 

– постановка цели и планирование;

 

– прогнозирование возможных  эффектов действий;

 

– контроль за выполнением  действий;

 

– оценка результатов и  их коррекция.

 

К 7 годам происходит формирование обобщенных представлений о пространстве и времени, о предметах, явлениях, процессах и их свойствах, об основных действиях и важнейших отношениях, о числах и фигурах, языке и  речи. У ребенка формируется познавательное и бережное отношение к миру («Мир полон тайн и загадок. Я хочу их узнать и разгадать. Я хочу сохранить  мой мир. Ему нельзя вредить»). Общеизвестно, что накопление индивидуального  опыта в дошкольном возрасте осуществляется не только в игре, но и во многих других, сугубо детских видах деятельности: рисование, конструирование, посильном  труде, действиях по самообслуживанию, общении со сверстниками. Переживание  успеха и неуспеха в этих видах  деятельности несомненно вносит свой вклад в отношение ребенка  к себе, а значит и в его личностное развитие. Мотивационная готовность дошкольников предполагает выявление  причин, побуждающих ребенка к  учению. Диапазон мотивов достаточно обширен: от очевидного нежелания учиться  или ориентации на внешнюю атрибутику школьной жизни (красивая школа, звонок и т.п.) до осознанного стремления занять новую социальную позицию (стать  школьником) и интереса к новым  знаниям. Познавательным мотивами еще  только предстоит сформироваться в  совместной с педагогом учебной  деятельности. На уровне готовности у  обучению могут быть представлены предпосылки  формирования познавательной мотивации, такие, как общая любознательность и познавательная активность в ситуации интеллектуального затруднения: желание  узнавать что-то новое, решить задачу, понять что-либо. Важным показателем  является и ориентация ребенка на достижение успеха, в отличии от боязни ошибиться.

 

 

1.2 Познавательные процессы  у детей дошкольников возраста

 

К познавательным процессам  детей дошкольного возраста относятся: восприятие, внимание, память, воображение, мышление, а так же речь (устную и  письменную).

 

Компонент информации включает в себя: собственно информацию, источники  информации. Собственно информация состоит  из отдельных сведений, фактов, событий  окружающего мира. К источникам информации мы относим: непосредственное восприятие самого человека, другого человека, книги, телевидение, радио, компьютеры и т.п. в зависимости от целей  и возможностей используется информация того или иного источника.

 

Компонент «отношения к информации»  представляет работе педагога наибольшую сложность, поскольку занимает первостепенное место в формировании познания детей  дошкольного возраста. Если у взрослых «информация» первична, а «отношение»  к ней вторично, то у малышей  наблюдается обратная картина. Для  них, как правило, «отношение к информации»  первично, а сама «информация» вторична. Взрослые могут высказывать, определить свое отношение к чему-либо только при наличии знаний, представлений, опыта. Дети же всегда готовы познавать  то, к чему хорошо относятся. И не хотят даже слышать о том, к  чему относятся плохо, отрицательно. Соотношение компонентов познавательной сферы – «информации» и «отношения к информации» - определяется уровнем  развития познавательных процессов  ребенка того или иного возраста, то есть первым компонентом познавательной сферы. Чем меньше ребенок, тем очевиднее  несовершенство, неразвитость его психических  процессов. Участвующих в познании. Однако заметим: процесс познания у  дошкольников идет интенсивно благодаря  эмоционально-чувственному освоению мира. А формируется он только усилиями окружающих взрослых. Поэтому тот, кто  воспитывает детей – родители, педагоги, - должен всегда помнить: процесс  формирования отношения ребенка  к миру, в котором он живет, идет постоянно. И в конечном счете, именно это отношение будут определять, на что в будущем он направит свои знания и развитие способности.

 

Неразрывность и взаимосвязанность  компонентов «информация» и «отношение к информации» очевидна. Так, любой  человек, читает ли он книгу, смотрит  ли телевизор, слушает ли доклад или  просто идет по улице, все время получает в том или ином виде информацию, которая, помимо его воли, формирует  определенное отношение к сведениям, фактами событиям, которые он постиг. Иными словами, дойдя до человека, став его достоянием, информация оставляет  в его душе определенный чувственный, эмоциональный след, который мы называем «отношением».

Информация о работе Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста