Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 16:00, курсовая работа

Описание

Цель настоящей работы – изучить развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.

Актуальность настоящего исследования обусловлена тем что дошкольный возраст ‑ важный период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности формируются предпосылки физического умственного нравственного развития ребёнка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Характеристика и своеобразие познавательного развития в дошкольном возрасте

1.2 Познавательные процессы у детей дошкольников возраста

ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1 Методы диагностики познавательного развития дошкольников

2.2 Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию на познавательных играх-занятиях

2.3 Ознакомление детей с художественной литературой

2.4 Ознакомление детей с природой

2.5 Занятия по рисованию

ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ПОЗНВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСРВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧСКО-ИГРОВОГОВОСПИТАНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

курс ач.docx

— 54.02 Кб (Скачать документ)

 

Внутренняя мотивация  – это возможность в процессе пребывания ребенка в ДОУ развивать  его индивидуальные способности. Реализуя данный аспект, мы опираемся на конкретные познавательные способности каждого  ребенка и создаем для него индивидуальную траекторию развития, которая создается при участии  всех специалистов ДОУ (педагогов, психологов, медицинского персонала).

 

Таким образом, в организации  познавательной деятельности появляется возможность учесть интересы и запросы  каждого ребенка. Для детей с  высокими познавательными способностями  мы создаем условия для развития и углубления знаний. Для детей  со средней и низкой познавательной активностью используем индивидуальную и дополнительную работу. При таком  подходе у педагогов ДОУ появляется возможность для более дифференцированной работы с каждой категорией детей. Кроме  того, подобный подход способствует снижению учебной нагрузки, т.к. устраняется  усредненный подход ко всем детям, а  также самое главное – повышается активность ребенка во время познавательной деятельности.

 

2.2 Развитие творческого  воображения и формирование способности  к наглядному моделированию на  познавательных играх-занятиях

 

Изучая особенности смыслообразования  психолог В.К. Вилюнас обнаружил  что личностные смыслы существуют в  двух формах: эмоционально-непосредственной и вербализованной (словесной). Вербализованная  форма ‑ это осознание обозначение того, что придаёт смысл ситуации; эмоционально-непосредственная ‑ её эмоциональное проживание. Вербализованная форма осмысления практически недоступна детям дошкольного возраста. Единственно возможная форма, благодаря которой детям становится понятен смысл деятельности, в том числе и познавательной эмоциональное проживание различных познавательных ситуаций ‑ ситуаций решения познавательных задач. Необходимость положительного отношения ребёнка к познавательной задаче ‑ условие развития его познавательных интересов. В связи с этим педагогу необходимо ставить перед собой цель развивать познавательную мотивацию познавательные интересы детей. Для этого педагог должен создать ситуацию в которую включена познавательная задача осмысленная ребёнком создать условия для положительного эмоционального отношения к ней.

 

Очень важно чтобы эмоциональное  отношение было связано с познавательной задачей посредством воображаемой ситуации возникающей в результате игрового или символического обозначения. Для этого целесообразно проводить  познавательные игры-занятия с включением проблемных ситуаций задач-загадок  какого-либо сказочного или познавательного  материала связанного одним сюжетом  куда вплетаются задания на развитие воображения памяти мышления. Например изучая тему «Домашние и дикие  животные» можно предложить детям  ситуацию что Незнайка запутался  и никак не может различить  их. Поэтому предлагая задание  на развитие памяти предложить отобрать схематичные изображения отличительных  признаков и подложить их к  соответствующему животному (дикому или  домашнему). Далее предлагается задание  на развитие воображения: представьте  себя каким-нибудь диким (домашним) животным и теперь посмотрите вокруг: что  вы можете увидеть? И наконец даётся задание на развитие мышления. Детям  предлагается карточка с 0-0 окошечками где располагаются схематично изображённые признаки диких животных и здесь  же среди них в каком-либо окошечке один кружок лишний относящийся к  домашнему животному. Детям необходимо закрыть лишний ненужный признак.

 

В ситуации требующей для  своего решения применения новых  способов дети испытывая неудовлетворённость  из-за возникающих противоречий направляют себя на поиск. Нахождение способа или  ответа на вопрос приводят к положительной  эмоции которая может быть названа  как познавательная и вести к  возникновению познавательного  интереса. Следовательно познавательные игры-занятия направлены на развитие ребёнка а не на сообщение ему  суммы знаний умений и навыков.

 

Познавательные игры-занятия  могут проводиться как комплексные  которые включают в себя разные виды деятельности. Л.С. Выготский писал  что если школьник обучается по программе  предложенной ему взрослыми то дошкольник принимает эту программу в  той мере в какой она становится его собственной. Как добиться того чтобы ребёнок сделал нашу программу  своей? Для этого есть один путь ‑ использование тех видов деятельности которые привлекают ребёнка соответствуют его возрасту. Поэтому педагогу необходимо определить виды деятельности в которых происходит формирование способностей к наглядному моделированию и развитие воображения. Такими видами деятельности будут являться: ознакомление детей с художественной литературой ознакомление детей с природой занятия по рисованию.

 

 

 

 

2.3 Ознакомление детей  с художественной литературой 

 

Работу рекомендуется  проводить в два этапа. На первом этапе целесообразно вводить  наглядные модели только в процесс  пересказывания детьми русских народных сказок. Цель на этом этапе работы ‑ научить с помощью заместителей выделять самые главные события последовательность изложения; научить детей абстрагироваться (на сколько это вообще возможно в данном возрасте) от мелких деталей и подробностей помочь понять принципы замещения: заместители обладают теми же признаками и свойствами что и реальные предметы.

 

Второй этап является уже  творческим и направлен на обучение составлению историй сказок рассказов  самими детьми используя наглядные  модели и схемы. Здесь правомерно включать в работу с детьми разные игры упражнения задания на развитие воображения которые помогают детям  стать свободнее избегать готовых  образцов штампов шаблонов и подталкивают к поиску своих оригинальных собственных  решений к свободному высказыванию их и запечатлению.

 

Каждый этап имеет подробное  описание. Работу по обучению пересказыванию русских народных сказок целесообразно  начинать с трёх лет. Разыгрывать  с заместителями можно такие  сказки как «Колобок» «Кот Петух  и Лиса» «Лиса и Рак» «Волк  и козлята» «Заяц Лиса и Петух» «Маша и Медведь» «Три медведя». Для выявления структуры сказки формирования умения выделять наиболее существенные моменты можно использовать разные наглядные модели.

 

Наиболее простой вид  наглядных моделей ‑ модель сериационного ряда. Она выглядит как постепенно увеличивающиеся полоски разной величины. Например чтобы разыграть сказку «Репка» нужен жёлтый кружок (репка) и шесть полосок разной длины для персонажей. Вместе с детьми можно обсудить кого из героев произведения должна замещать та или иная полоска. Затем когда эту часть работы дети успешно осваивают уместно предложить самим раскладывать заместители в нужном порядке.

 

Введение наглядной модели позволило детям понять логику сказки. Интересно что если до проведения занятия Ася Ч. на вопрос: «Кого  надо пригласить если Жучка не сможет вытянуть репку?» ответила: «Медведя он сильный» то после занятий по моделированию девочка ответила что надо пригласить кошку то есть ответ соответствует логике сказки.

 

Позже после овладения  детьми сериационным рядом можно  использовать двигательное моделирование. Для этого вида моделирования  характерна следующая особенность: воспитатель рассказывает сказку а  дети выполняют все нужные действия (ушёл пришёл и так далее). Предварительно к сказкам готовятся круги  одинакового размера но разных цветов каждый из которых обозначает конкретный персонаж. Например к сказке «Лиса  Заяц и Петух» нужны следующие  круги: белый (заяц) оранжевый (лиса) серый (собака) коричневый (медведь) красный (петух).

 

В некоторых сказках целесообразно  сочетать два вида моделирования: двигательный и сериационный ряд. В этом случае дети сначала вспоминают сказку и  решают какому медведю какой круг подходит. Затем воспитатель рассказывает сказку а дети показывают на соответствующий  круг и выполняют с ним простые  действия.

 

При проведении таких занятий  особенно важно чтобы ребёнок  понимал принцип замещения. Поэтому  до начала занятия следует обсудить какой круг и почему замещает какого-либо героя сказки. Ребёнок может использовать заместители на основе цвета характерного для внешнего вида персонажа (например круг красного цвета будет обозначать Красную Шапочку). Если брать за основу соотношение величин героев (например в сказке «Теремок») тогда заместителями  будут полоски разной длины. Возможно также использование символики  цвета когда положительный герой  обозначается светлыми тонами а отрицательный ‑ тёмными (например Баба Яга или Злой Волк могут обозначаться чёрным кругом а Добрый Молодец ‑ белым).

 

Ребёнку нужно помочь не просто играть с предметами-заместителями  но чётко соблюдать последовательность действий сказки что поможет ему  анализировать основные события  и связь между ними. Теперь ребёнок  делает не то что ему хочется в  данный момент а то что нужно для  решения задачи ‑ показать основные действия и события сказки.

 

Например сказка «Снегурушка  и лиса». После прочтения слов о том как Снегурушка отпрашивается  у дедушки и бабушки в лес  погулять кто-то из детей выкладывает  кружок обозначающий Снегурушку возле  дедушки и бабушки воспитатель  зарисовывает эту ситуацию на схеме. Затем последовательно зарисовываются следующие эпизоды. Каждая схема  делается взрослым после того как  дети с помощью кружков изобразят  соответствующую ситуацию. Потом  детям предлагается по этим рисункам рассказать сказку. Если дети путают последовательность рисунков то можно лишние прикрывать листом бумаги оставляя открытым только тот рисунок по которому они должны рассказывать в данный момент.

 

Данное задание не предусматривает  дословный пересказ. Оно направлено на то чтобы научить детей воспринимать и передавать общий смысл прочитанной  сказки выделять основные происходящие в ней события.

 

Постепенно дети учатся соотносить два вида действительности (изображаемая и изображающая моделируемая и моделирующая) рассматривать и использовать одну из них как копию или заместитель  другой. У детей появляется возможность  придумывать собственные истории  рассказы сказки то есть в работу включается воображение. И эта работа предусматривается  на втором этапе введения моделей  и схем при ознакомлении с художественной литературой.

 

Чтобы дети почувствовали  в себе и желание творить поверили в свой успех необходимо провести подготовительную работу которая заключается  в формировании у детей внутреннего  комфорта бесстрашия перед новым  шагом ощущения полноты жизни. Поэтому  целесообразно подобрать комплекс игр и упражнений «открытого типа»  то есть имеющие не единственное верное решение и одновременно развивающие  наблюдательность. Например игры «Хорошо ‑ плохо» «Какой ‑ какая» «На что похожи(а)» «Цепочка слов» «Что это может быть?» и другие. Эта работа может проводиться следующим образом. Для того чтобы активизировать внимание детей заинтересовать их можно ввести сказочный персонаж от имени которого будут даваться задания. Например это может быть сказочница или художник. Он (или она) сообщает что принёс (принесла) волшебный кружок. Прикатиться он только к тому кто сам придумает на что (на кого) этот кружок похож. В течение года целесообразно проводить целую серию подобных занятий с участием кружков самых разных цветов (синий зелёный белый коричневый чёрный) фигурки разных форм (треугольник квадрат круг овал) палочки разной длины. И постепенно почти ко всем приходит свобода фантазии ребята придумывают что-то своё почти исчезают беспомощные повторы уже услышанных ответов.

 

Позже когда достигаются  такие результаты можно усложнить  задания. Например после прочтения  сказки «Смоляной бычок» предложить оранжевый кружок и попросить  детей придумать кто такой  похожий на этот кружок мог бы прийти к бычку и потом что-то принести Тане. Такое же задание целесообразно  давать к сказке «Лисичка со скалочкой» «Колобок» «Теремок» и др.

 

Очень важно отметить что  ребята не просто придумывают свободно фантазируют а решают задачу с  вполне определёнными условиями.

 

На этом этапе работы дети научились представлять предметы отталкиваясь только от одного видимого признака. Теперь уже можно дать задание представить  придумать некоторую целостную  ситуацию ввести её в несложный сюжет  включить её в свою выдумку хотя и с опорой на наглядную реальность.

 

Детям предлагается от имени  художника дорисовать картину. На листе  бумаги схематично изображён человечек. Детям предлагается придумывать  про человечка а воспитатель  должен зарисовывать всё что дети предложат. Потом после окончания  изобразительной части работы целесообразно  предложить задание: придумать про  мальчика любую историю.

 

Позже можно давать задания: придумать домик и того кто  в нём живёт и рассказать что  с ним однажды случилось; а  также про цветок и бабочку  поезд и котёнка грузовую машину и др.

 

Теперь можно попробовать  ещё усложнить задание. Надо уменьшить  опору на реальность. Ведь ребёнку  проще рассказать что-то когда он видит перед собой детально нарисованные изображения чем просто представлять себе что-нибудь. Но в то же время рано переводить детей к сочинениям только по собственным представлениям надо сохранить направленный характер воображения необходимость следовать определённой задаче. Целесообразно вновь вернуться к цветным кружкам. Но теперь они даются детям индивидуально и не по одному кружку а для начала по два - три разных цветов. И уже недостаточно просто назвать на кого или на что они могут быть похожи а надо придумать кто это такие и что с ними однажды случилось.

 

И конечно новое задание  вызывает новые трудности. Одно дело когда придумывали все вместе когда перед глазами была довольно полная картина и совсем другое когда  надо фантазировать глядя на кружки. И уже не просто придумать на что  они могут быть похожи но и составить  историю.

 

Таким образом дети учатся придумывать собственные истории  и сказки у многих отмечается оригинальность развёрнутость сюжета последовательность изложения. Собственные творения получаются эмоционально окрашенными дети избегают повторений каждый старается сам.

 

 

 

2.4 Ознакомление детей  с природой

Информация о работе Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста