Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 16:00, курсовая работа
Цель настоящей работы – изучить развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем что дошкольный возраст ‑ важный период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности формируются предпосылки физического умственного нравственного развития ребёнка.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Характеристика и своеобразие познавательного развития в дошкольном возрасте
1.2 Познавательные процессы у детей дошкольников возраста
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Методы диагностики познавательного развития дошкольников
2.2 Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию на познавательных играх-занятиях
2.3 Ознакомление детей с художественной литературой
2.4 Ознакомление детей с природой
2.5 Занятия по рисованию
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ПОЗНВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСРВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧСКО-ИГРОВОГОВОСПИТАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Упражнения, направленные на развитие двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук. Их применение обосновано тем, что как показано в исследованиях М.М. Кольцовой формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук а точнее от пальцев.
Народные подвижные игры созданные на основе художественного поэтического текста (фольклора).
По мнению М.П. Асташиной в играх дети легко улавливают музыкальность напевность и ритмичность родной речи познают меткость и лаконичность родного слова; считалки зачины потешки придают народным играм своеобразный колорит.
Произнесение речитативов во время выполнения несложных по структуре упражнений невысокой интенсивности.
Использование в процессе сюжетных занятий загадок и песен соответствующего содержания.
По мнению М.П. Асташиной в загадках простыми словами достигается зримость и осязательность образов, которые можно отобразить в движении.
Использование словесных методов.
Созданию предварительных
представлений об изучаемом движении
служит название упражнения, которое
должно быть образным. Образы, соответствующие
характеру разучиваемого
По ходу выполнения упражнений даются дополнительные яркие образные указания помогающие детям быстрее осваивать движения. Например при выполнении упражнения "Чайки летят" дается указание "руки - как крылья".
При разучивании упражнений можно также использовать объяснения которые должны быть точными понятными краткими эмоциональными. При объяснениях выделяется тот элемент техники на который необходимо обратить внимание. Например при разучивании упражнения "Лодочка" дается следующее указание: "Пятки вместе если вы их разъедините то в лодочке образуется течь и она утонет".
Некоторые авторы рекомендуют время от времени предварять показ словесным описанием движений с целью активизации умственной деятельности детей.
Применение заданий в которых необходимо сочетать различные виды деятельности (например, детям предлагалось выполнить дома или в группе рисунки тематически связанные с сюжетом занятия прочитать рассказы сказки соответствующего содержания и выполнить те или иные упражнения комплекса).
Использование элементов
психофизического тренинга (например
в сюжетных занятиях "Морское
царство "применяются упражнения
и этюды психогимнастики
Применение музыкального сопровождения с целью развития у детей чувства ритма и музыкального слуха, а также творческих способностей.
Дополнение занятий по
физической культуре тематическими
познавательными играми-
Предварительные исследования
позволили установить что применение
в процессе физического воспитания
вышеперечисленных средств
Разработанная методика проведения
занятий по физическо-игровой культуре
предполагающая использование специальных
средств методов и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
познавательный развитие дошкольный возраст
Нами были изучены особенности формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Напомним, что дошкольный возраст – сензитивный период для развития познавательных потребности. Поэтому очень важно своевременное и адекватное опредмечивание познавательных интересов, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности детей. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективной образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную.
Благодаря познавательному
интересу и сами знания, и процесс
их приобретения могут стать движущей
силой развития интеллекта и важным
фактором воспитания личности. Одаренным
детям свойственно сильное
Ребенок появляется на свет
с врожденной познавательной направленностью,
которая помогает, ему адаптироваться
на первых порах к новым условиям
жизнедеятельности. Достаточно быстро
познавательная направленность переходит
в познавательную активность – состояние
внутренней готовности к познавательной
деятельности. Проявляется оно в
поисковых действиях, направленных
на получение новых впечатлений
об окружающем мире. С ростом и развитием
ребенка его познавательная активность
все больше тяготеет к познавательной
деятельности. В познавательной деятельности
развиваются и формируются
В заключении проведенного исследования возможно сделать ряд выводов.
В процессе игр-занятий при
использовании заданий на развитие
воображения и заданий с
В области развития познавательного
интереса и мышления основным как
уже отмечалось в дошкольном возрасте
является овладение познавательными
играми-занятиями - они могут проводиться
как комплексные которые
Игра возникает в результате
определенных социальных условий жизни
ребенка в обществе. Взрослые способствуют
распространению детской игры с
помощью сообщения детям новой
информации специально созданных условий
(игрушек игровых пространств
где ребенок может играть игровой
техники и т.д.) которые передаются
из поколения в поколение
Игровая деятельность как доказано А.В. Запорожцем В.В. Давыдовым Н.Е. Михайленко не изобретается ребенком и задается ему взрослым который учит малыша играть знакомить с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку предметы-заместители другие средства воплощения - образа выполнять условные действия строить сюжет подчиняться игровым правилам и т.п.). Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает его развивающий эффект.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асеев В.Г. Мотивация
поведения и формирования
2. Божович Л.И. Избранные
психологические труды.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М., 2008 с.213-227.
4. Бондаревский В.Б.
Воспитание интереса к знаниям
и потребности к
5. Веракса Н.Е. Развитие
предпосылок диалектического
6. Гуцу Е.Г. Индивидуальные
варианты психологической
7. Давыдов В.В. Научное
обеспечение образования в
8. Дусавицкий А.К. Воспитывая интерес. М.: Знание, 2004.
9. Дусавицкий А.К. Формула интереса. М.: Педагогика, 2009.
10. Дубов А.Г., Давыдов
В.В. Проблемы развивающего
11. Ермолова Т.В., Мещерякова
С.Ю., Ганошенко Н.И. Особенности
личностного развития
12. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию: Проектная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание № 3, 2003, с.20-24.
13. Запорожец А.В. Игра
и развитие ребенка.
14. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М.: Просвещение, 2000. с. 89.
15. Кравцов Г.Г. Игра
как основа детского
16. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к школе М., 2001, с. 24.
17. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности. СПб., 2002, с. 98.
18. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. // Избр. психологические произведения в 2-х т. Т.1. М., 2003. С. 303–323.
19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Смысл, 2005, с.297.
20. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 2000.с. 197.
21. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в дошкольном возрасте. М.: Просвещение, 2003.с. 86.
22. Маркова А.К., Матист
Г.А., Орлов Л.Б. Формирование
23. Маслоу А.Г. Мотивация и личность М., 2001 с. 218.
24. Морозова Е.А. Проблема
развития познавательных
25. Подласый И.П. Педагогика. М.: Владос, 2004.
26. Сели Д.Очерки по психологии детства М., 2009.
27. Щукина Г.И. Проблемы
познавательного интереса в
28. Щукина Г.И. Активизация
познавательной деятельности
29. Щукина Г.И. Педагогические
проблемы формирования
Информация о работе Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста