Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 16:00, курсовая работа

Описание

Цель настоящей работы – изучить развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.

Актуальность настоящего исследования обусловлена тем что дошкольный возраст ‑ важный период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности формируются предпосылки физического умственного нравственного развития ребёнка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Характеристика и своеобразие познавательного развития в дошкольном возрасте

1.2 Познавательные процессы у детей дошкольников возраста

ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1 Методы диагностики познавательного развития дошкольников

2.2 Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию на познавательных играх-занятиях

2.3 Ознакомление детей с художественной литературой

2.4 Ознакомление детей с природой

2.5 Занятия по рисованию

ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ПОЗНВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСРВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧСКО-ИГРОВОГОВОСПИТАНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

курс ач.docx

— 54.02 Кб (Скачать документ)

 

Организуя работу по ознакомлению детей с объектами и явлениями  органического и неорганического  мира с помощью схематических  изображений (схем таблиц-опор планов-схем) с целью обучения составлению  описательных рассказов загадок  ставилась задача: помочь в усвоении и применении простейших форм символизации условного обозначения объектов при выполнении заданий на составление  описательных рассказов загадок  о том или ином объекте явлении. Важно чтобы дети могли подмечать  и выделять их основные свойства а  также объяснять те или иные закономерности природы. В этом помогали схемы символы  модели. Наглядное моделирование  в данном случае является тем специфическим  средством которое как следует  из работ А.Л. Венгера позволяет  упорядочить разрозненные представления  и впечатления учит анализировать  выделять существенное учит наблюдательности и любознательности.

 

Работу с использованием карт-схем и символов можно начинать с обучения составлению описательных рассказов об овощах фруктах одежде посуде временах года (см. приложение 1). На первых порах при составлении  рассказов предлагается карточку с  описываемым предметом передвигать  от пункта к пункту (окошки со схематическим  изображением свойств и признаков  отличительных особенностей предмета). Это делается для облегчения выполнения задания так как детям легче  описывать предмет когда он непосредственно  видит нужный пункт карты-схемы  рядом с описываемым предметом. Затем можно их отделить друг от друга: держать карточку с описываемым предметом в руке и рассказывать по порядку в соответствии с пунктами карты-схемы.

 

Так же для того чтобы повысить интерес к изучаемым материалам для усвоения принципов замещения  и для развития воображения детям  предлагалось задание придумать  рассказ используя ленту-схему. На ленте-схеме расположенной горизонтально  или вертикально изображаются по порядку символы обозначающие:

 

Таблица 1 - Лента-схема

Для составления рассказа о человеке:

 

1. Имя.

 

2. Во что одет.

 

3. Кто по профессии.

 

4. Чем любит заниматься  в свободное время.

 

5. К кому в гости собирается.

 

6. Что подарит и как  выглядит подарок. 

Для составления рассказа о животных:

 

1. Кличка.

 

2. Внешний вид.

 

3. Поведение (повадки).

 

4. Что любит есть.

 

5. Как с ним можно  играть.

 

 

Эти схемы можно использовать и для развития воображения. Но в  место рассказа о реальном человеке можно предложить составить рассказ  о каком-нибудь сказочном герое (Иван-царевич  сестрица Алёнушка Снегурушка) а в  место животного предложить сказочный  персонаж (Колобок Мышка-норушка  Серый Волк).

 

Другим заданием где используется символика в данном виде деятельности является шифровка различных объектов (домашних и диких хищных и травоядных животных; овощей и фруктов). Для  выполнения задания с начала следует  выделить признаки и свойства которые  будут зашифрованы и вместе с  детьми придумать несложные символические  обозначения (см. приложение 2).

 

Вниманию детей могут  предлагаться несколько вариантов  заданий. По ходу освоения темы можно  варьировать материал добавляя обозначения  какого-либо признака.

 

I вариант.

 

Воспитатель предлагает кому-то из детей выбрать животного которого нужно будет зашифровать. Ребёнок (или несколько детей по очереди) выбирает карточки-символы отображающие отличительные признаки данного  объекта (сезона). Затем выкладывает  их перед остальными детьми и они  отгадывают объект (сезон).

 

II вариант.

 

Кому-то из детей предлагается выйти из класса или отвернуться  а остальные дети сообща выбирают объект (сезон) который хотят зашифровать  и раскладывают карточки-символы  с соответствующими ему признаками. Вернувшемуся ребёнку предлагается отгадать кто (что) зашифрован.

 

III вариант.

 

Воспитатель называет или  показывает объект (сезон) и выкладывает  карточки-символы с соответствующими признаками но здесь специально допускает  ошибку. Дети должны исправить её.

 

IV вариант.

 

Воспитатель называет признаки объекта (сезона) дети схематично зарисовывают их. Затем глядя на свои рисунки  отгадывают зашифрованный объект (сезон).

 

Для уточнения закрепления  знаний о сезонных изменениях в природе  жизни животных и растений в разное время года большую помощь в работе оказывают упражнения типа:

 

«Когда это бывает» ‑ детям показываются схематичные изображения изменений в природе в разное время года дети называют сезон;

 

«Рассели жителей» ‑ воспитатель сообщает что художник нарисовал дома для каждого из сезонов но никак не может расселить их обитателей (сезонные изменения в природе). Детям предлагается помочь ему.

 

Во время работы было замечено что ни одного ребёнка не оставляет  равнодушным хорошая загадка. На материале загадок можно решить множество проблем: от систематизации свойств предметов и явлений  до построения моделей и развития ассоциативного мышления. В то же время  сочинение загадок ‑ это творчество доступное практически всем детям.

 

Для осуществления такого вида задания необходимо создать  таблицу которую правильней назвать  опорой.

 

В первом столбце опорой будут  слова (или символические изображения) которые заключают в себе смысл: «Какая?» а во втором ‑ «Что такое же?». Например предположим решается составить загадку о моркови. Следует заполнить опору:Какая? Что такое же?

Длинная Сосулька

Оранжевая Апельсин

Хрустящая Сухарь

 

 

Получилась загадка: Длинная ‑ как сосулька

 

Оранжевая ‑ как апельсин

 

Хрустящая ‑ как сухарь.

 

Или например загадка о  снеге. Можно применить опоры:На что похоже? Чем отличается?

На вату Тает

На покрывало Утюгом не погладишь

На сухарь Нельзя есть

 

 

Получилась загадка: Как  вата ‑ но тает

 

Как покрывало ‑ но утюгом не погладишь

 

Как сухарь ‑ но есть нельзя.

 

Опоры можно давать устно  они хорошо запоминаются. К тому же очень часто можно заменять слова рисунками.

 

 

2.5 Занятия по рисованию

 

Организуя работу с детьми по развитию воображения и способности  к наглядному моделированию в  изобразительной деятельности во-первых обращалось внимание на обучение различной  технике рисования (кляксография рисование  пальцами оттиск со стекла рисование  губкой рисование по мокрому набрызг  с помощью трафаретов отпечаток  комка бумаги отпечаток ладони ступни с преобразованием отпечатков в  рисунок и др.) применению каждого  вида изображения отдельно и в  комплексе различные их виды и  во-вторых предлагались задания где  детям надо было анализировать внешний вид объектов выделить характерные признаки и затем использовать анализ схем с изображением характерного признака и на этой основе предлагалось самим создавать подробные близкие с реальным изображениям образы.

 

Ещё одним видом работы было использование опорного материала (в качестве которого выступали как  тела слова так и схематическое  изображение геометрических фигур). Например детям предлагалось нарисовать (слепить) то что бывает круглой формы  или детям вывешивались контуры  фигур и предлагалось изобразить предметы которые бывают такой же формы или «разгадать» кто  «в них спрятан».

 

В этом случае с одной стороны  творческая активность детей направляется на формирование конечной цели организацию  и планирование замысла а с  другой стороны получались интересные изображения не похожие друг на друга  так как каждый из детей придумывал и решал рисунок самостоятельно и по-своему видел конечный результат.

 

Так же очень помогают в  развитии воображения задания на создание новых образов: «Дорисуй всё  что захочется» «Оживи камешки» «Превращения»  «Какая игрушка?» «Нарисуй такое  животное какого нет и не было на белом свете» и другие. Это по сути творческие задания поэтому  нецелесообразно давать оценки детям  типа «верно - не верно». Практически  любое решение которое подчинено  задаче оказывается верным более  или менее удачным.

 

Стимулировать творческое воображение  можно и с помощью такого упражнения. Например детям даётся задание нарисовать дерево. После его выполнения предлагается придумать и нарисовать определённые фрукты (яблоки груши сливы и так  далее); того кто может сидеть на дереве (птица бабочка кошка муравьи); того кто поливает дерево (девочка  мальчик мама папа) и так далее. Объекты которые предлагается нарисовать можно обозначить схематично: если предлагается нарисовать фрукт ‑ рисуется круг если животное ‑ фигура в виде восьмёрки если человек ‑ его схематичное изображение.

 

При рисовании сказочного домика дети могут сами придумать  не только украшения для него но и окружающую обстановку (что вокруг) и кто живёт в домике. Всякий раз дополненное детьми важно  отмечать подчёркивать разнообразие решений. Опыт показывает что это стимулирует  выдумку фантазию детей.

 

Вышеназванные задания упражнения являются прекрасным приёмом на играх-занятиях когда разные виды деятельности переплетаются  между собой и когда поставлена задача развивать воображение и  стимулировать способность к  использованию схем заместителей предметов. Такой подход к проведению занятий  по изобразительной деятельности или  части игр-занятий позволил избежать штампов и шаблонов при выполнении заданий и повысил творческую активность детей.

 

 

ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ПОЗНВАТЕЛЬНЫХ  ИНТЕРЕСРВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧСКО-ИГРОВОГОВОСПИТАНИЯ

 

 

 

Дошкольный возраст является значимым этапом становления способностей человека - двигательных познавательных творческих и других поскольку связан с созреванием необходимых для  их развития органических структур и  формированием на этой основе нужных функциональных органов. В этом возрастном периоде происходит совершенствование  работы всех анализаторов развитие и  функциональная дифференциация отдельных  участков коры головного мозга связей между ними и органами движения что  создает благоприятные условия  для начала формирования у ребенка  общих и специальных способностей.

 

Важным моментом в развитии у детей способностей выступает  их комплексность т.е. одновременное  совершенствование нескольких взаимно  дополняющих друг друга. Одно из необходимых  условий комплексного и разностороннего  развития способностей человека - многоплановость  и разнообразие видов деятельности. В то же время некоторые авторы отмечают что содержание и методика проведения занятий по физическо-игровой  культуре в дошкольных образовательных  учреждениях ориентированы преимущественно  на формирование у детей двигательных навыков и не учитывают больших  возможностей двигательной деятельности в развитии познавательных творческих межличностных контактных и других способностей.

 

В связи с вышеизложенным выявление форм средств методов  и организационно-методических условий  способствующих комплексному развитию способностей дошкольников в процессе физического воспитания представляет определенный интерес.

 

При разработке содержания и  методики занятий по физическому  воспитанию стимулирующих познавательную активность детей я руководствовалась  тем что уровень познавательной деятельности возрастает если дети воспринимают информацию не пассивно а активно  и если она вызывает у детей  интерес. Интерес - положительное эмоциональное  состояние способствующее развитию навыков и умений приобретению знаний мотивирующее обучение. Устойчивый интерес  побуждает ребенка к активности к преодолению препятствий связанных  с работой или учебой делает деятельность приятной.

 

Учитывались также основные требования которые предъявляются  к деятельности развивающей способности  человека: творческий характер деятельности оптимальный уровень ее трудности  для исполнителя должная мотивация  и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании  выполнения деятельности.

 

С учетом этих требований наиболее предпочтительной формой проведения занятий  по физической культуре с детьми дошкольного  возраста является на мой взгляд сюжетно-образная. В отличие от занятий проводимых по традиционной форме все средства физического воспитания используемые в сюжетном занятии подчинены  определенному сюжету и имеют  образные названия (например в комплексе  сюжетных занятий "Морское царство " применяются упражнения "Кораблик" "Дельфин" "Кит" и др подвижные  игры "Рыбки и акула" "Спрыгни  в воду" "Рыбаки" и др). Использование  приемов имитации и подражания образных сравнений обеспечивает должную  мотивацию и положительный эмоциональный  фон занятия способствует формированию и поддержанию интереса к деятельности.

 

Предлагаемые сюжетные занятия  предлагаются к использованию в  процессе развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста. Активизировать познавательную деятельность помогали специальные организационно-методические приемы:

 

-  Упражнения дыхательной  гимнастики по методике О. Лобановой  - Е. Лукьяновой - Е. Поповой особенность  которых состоит в создании  сопротивления выдыхаемому воздуху  со стороны артикуляционных (речевых)  органов за счет произнесения  на выдохе различных звуков  и звукосочетаний (выполняются в  покое и в сочетании с движениями).

 

-  Произнесение звуков  и звукосочетаний на выдохе  во время выполнения упражнений  статического характера. 

 

Использование адекватных возможностям детей статических упражнений на фоне развития общей выносливости может  служить важным фактором ликвидации и профилактики у них различных  дефектов осанки при условии правильного  рационального дыхания во время  выполнения упражнений (нельзя задерживать  дыхание). Без соблюдения этого правила  воздействие статических и силовых  нагрузок на организм детей может  привести к неблагоприятным сдвигам  со стороны кардиореспираторной  системы. Применение такого методического  приема как произнесение звуков и  звукосочетаний на выдохе во время  выполнения упражнений статического характера  позволяет избежать задержки дыхания  и в то же время способствует развитию органов артикуляции.

Информация о работе Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста