Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 16:00, курсовая работа
Цель настоящей работы – изучить развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем что дошкольный возраст ‑ важный период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности формируются предпосылки физического умственного нравственного развития ребёнка.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Характеристика и своеобразие познавательного развития в дошкольном возрасте
1.2 Познавательные процессы у детей дошкольников возраста
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Методы диагностики познавательного развития дошкольников
2.2 Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию на познавательных играх-занятиях
2.3 Ознакомление детей с художественной литературой
2.4 Ознакомление детей с природой
2.5 Занятия по рисованию
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ПОЗНВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСРВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧСКО-ИГРОВОГОВОСПИТАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Организуя работу по ознакомлению
детей с объектами и явлениями
органического и
Работу с использованием
карт-схем и символов можно начинать
с обучения составлению описательных
рассказов об овощах фруктах одежде
посуде временах года (см. приложение 1).
На первых порах при составлении
рассказов предлагается карточку с
описываемым предметом
Так же для того чтобы повысить
интерес к изучаемым материалам
для усвоения принципов замещения
и для развития воображения детям
предлагалось задание придумать
рассказ используя ленту-схему. На
ленте-схеме расположенной
Таблица 1 - Лента-схема
Для составления рассказа о человеке:
1. Имя.
2. Во что одет.
3. Кто по профессии.
4. Чем любит заниматься в свободное время.
5. К кому в гости собирается.
6. Что подарит и как выглядит подарок.
Для составления рассказа о животных:
1. Кличка.
2. Внешний вид.
3. Поведение (повадки).
4. Что любит есть.
5. Как с ним можно играть.
Эти схемы можно использовать и для развития воображения. Но в место рассказа о реальном человеке можно предложить составить рассказ о каком-нибудь сказочном герое (Иван-царевич сестрица Алёнушка Снегурушка) а в место животного предложить сказочный персонаж (Колобок Мышка-норушка Серый Волк).
Другим заданием где используется
символика в данном виде деятельности
является шифровка различных объектов
(домашних и диких хищных и травоядных
животных; овощей и фруктов). Для
выполнения задания с начала следует
выделить признаки и свойства которые
будут зашифрованы и вместе с
детьми придумать несложные
Вниманию детей могут предлагаться несколько вариантов заданий. По ходу освоения темы можно варьировать материал добавляя обозначения какого-либо признака.
I вариант.
Воспитатель предлагает кому-то
из детей выбрать животного
II вариант.
Кому-то из детей предлагается выйти из класса или отвернуться а остальные дети сообща выбирают объект (сезон) который хотят зашифровать и раскладывают карточки-символы с соответствующими ему признаками. Вернувшемуся ребёнку предлагается отгадать кто (что) зашифрован.
III вариант.
Воспитатель называет или
показывает объект (сезон) и выкладывает
карточки-символы с
IV вариант.
Воспитатель называет признаки объекта (сезона) дети схематично зарисовывают их. Затем глядя на свои рисунки отгадывают зашифрованный объект (сезон).
Для уточнения закрепления знаний о сезонных изменениях в природе жизни животных и растений в разное время года большую помощь в работе оказывают упражнения типа:
«Когда это бывает» ‑ детям показываются схематичные изображения изменений в природе в разное время года дети называют сезон;
«Рассели жителей» ‑ воспитатель сообщает что художник нарисовал дома для каждого из сезонов но никак не может расселить их обитателей (сезонные изменения в природе). Детям предлагается помочь ему.
Во время работы было замечено что ни одного ребёнка не оставляет равнодушным хорошая загадка. На материале загадок можно решить множество проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. В то же время сочинение загадок ‑ это творчество доступное практически всем детям.
Для осуществления такого вида задания необходимо создать таблицу которую правильней назвать опорой.
В первом столбце опорой будут
слова (или символические
Длинная Сосулька
Оранжевая Апельсин
Хрустящая Сухарь
Получилась загадка: Длинная ‑ как сосулька
Оранжевая ‑ как апельсин
Хрустящая ‑ как сухарь.
Или например загадка о снеге. Можно применить опоры:На что похоже? Чем отличается?
На вату Тает
На покрывало Утюгом не погладишь
На сухарь Нельзя есть
Получилась загадка: Как вата ‑ но тает
Как покрывало ‑ но утюгом не погладишь
Как сухарь ‑ но есть нельзя.
Опоры можно давать устно они хорошо запоминаются. К тому же очень часто можно заменять слова рисунками.
2.5 Занятия по рисованию
Организуя работу с детьми по развитию воображения и способности к наглядному моделированию в изобразительной деятельности во-первых обращалось внимание на обучение различной технике рисования (кляксография рисование пальцами оттиск со стекла рисование губкой рисование по мокрому набрызг с помощью трафаретов отпечаток комка бумаги отпечаток ладони ступни с преобразованием отпечатков в рисунок и др.) применению каждого вида изображения отдельно и в комплексе различные их виды и во-вторых предлагались задания где детям надо было анализировать внешний вид объектов выделить характерные признаки и затем использовать анализ схем с изображением характерного признака и на этой основе предлагалось самим создавать подробные близкие с реальным изображениям образы.
Ещё одним видом работы было использование опорного материала (в качестве которого выступали как тела слова так и схематическое изображение геометрических фигур). Например детям предлагалось нарисовать (слепить) то что бывает круглой формы или детям вывешивались контуры фигур и предлагалось изобразить предметы которые бывают такой же формы или «разгадать» кто «в них спрятан».
В этом случае с одной стороны творческая активность детей направляется на формирование конечной цели организацию и планирование замысла а с другой стороны получались интересные изображения не похожие друг на друга так как каждый из детей придумывал и решал рисунок самостоятельно и по-своему видел конечный результат.
Так же очень помогают в
развитии воображения задания на
создание новых образов: «Дорисуй всё
что захочется» «Оживи камешки» «Превращения»
«Какая игрушка?» «Нарисуй такое
животное какого нет и не было на
белом свете» и другие. Это по
сути творческие задания поэтому
нецелесообразно давать оценки детям
типа «верно - не верно». Практически
любое решение которое
Стимулировать творческое воображение можно и с помощью такого упражнения. Например детям даётся задание нарисовать дерево. После его выполнения предлагается придумать и нарисовать определённые фрукты (яблоки груши сливы и так далее); того кто может сидеть на дереве (птица бабочка кошка муравьи); того кто поливает дерево (девочка мальчик мама папа) и так далее. Объекты которые предлагается нарисовать можно обозначить схематично: если предлагается нарисовать фрукт ‑ рисуется круг если животное ‑ фигура в виде восьмёрки если человек ‑ его схематичное изображение.
При рисовании сказочного домика дети могут сами придумать не только украшения для него но и окружающую обстановку (что вокруг) и кто живёт в домике. Всякий раз дополненное детьми важно отмечать подчёркивать разнообразие решений. Опыт показывает что это стимулирует выдумку фантазию детей.
Вышеназванные задания упражнения являются прекрасным приёмом на играх-занятиях когда разные виды деятельности переплетаются между собой и когда поставлена задача развивать воображение и стимулировать способность к использованию схем заместителей предметов. Такой подход к проведению занятий по изобразительной деятельности или части игр-занятий позволил избежать штампов и шаблонов при выполнении заданий и повысил творческую активность детей.
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ПОЗНВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСРВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧСКО-ИГРОВОГОВОСПИТАНИЯ
Дошкольный возраст является
значимым этапом становления способностей
человека - двигательных познавательных
творческих и других поскольку связан
с созреванием необходимых для
их развития органических структур и
формированием на этой основе нужных
функциональных органов. В этом возрастном
периоде происходит совершенствование
работы всех анализаторов развитие и
функциональная дифференциация отдельных
участков коры головного мозга связей
между ними и органами движения что
создает благоприятные условия
для начала формирования у ребенка
общих и специальных
Важным моментом в развитии
у детей способностей выступает
их комплексность т.е. одновременное
совершенствование нескольких взаимно
дополняющих друг друга. Одно из необходимых
условий комплексного и разностороннего
развития способностей человека - многоплановость
и разнообразие видов деятельности.
В то же время некоторые авторы
отмечают что содержание и методика
проведения занятий по физическо-игровой
культуре в дошкольных образовательных
учреждениях ориентированы
В связи с вышеизложенным выявление форм средств методов и организационно-методических условий способствующих комплексному развитию способностей дошкольников в процессе физического воспитания представляет определенный интерес.
При разработке содержания и
методики занятий по физическому
воспитанию стимулирующих познавательную
активность детей я руководствовалась
тем что уровень познавательной
деятельности возрастает если дети воспринимают
информацию не пассивно а активно
и если она вызывает у детей
интерес. Интерес - положительное эмоциональное
состояние способствующее развитию
навыков и умений приобретению знаний
мотивирующее обучение. Устойчивый интерес
побуждает ребенка к активности
к преодолению препятствий
Учитывались также основные
требования которые предъявляются
к деятельности развивающей способности
человека: творческий характер деятельности
оптимальный уровень ее трудности
для исполнителя должная
С учетом этих требований наиболее
предпочтительной формой проведения занятий
по физической культуре с детьми дошкольного
возраста является на мой взгляд сюжетно-образная.
В отличие от занятий проводимых
по традиционной форме все средства
физического воспитания используемые
в сюжетном занятии подчинены
определенному сюжету и имеют
образные названия (например в комплексе
сюжетных занятий "Морское царство
" применяются упражнения "Кораблик"
"Дельфин" "Кит" и др подвижные
игры "Рыбки и акула" "Спрыгни
в воду" "Рыбаки" и др). Использование
приемов имитации и подражания образных
сравнений обеспечивает должную
мотивацию и положительный
Предлагаемые сюжетные занятия
предлагаются к использованию в
процессе развитие познавательных способностей
детей дошкольного возраста. Активизировать
познавательную деятельность помогали
специальные организационно-
- Упражнения дыхательной
гимнастики по методике О.
- Произнесение звуков
и звукосочетаний на выдохе
во время выполнения
Использование адекватных возможностям
детей статических упражнений на
фоне развития общей выносливости может
служить важным фактором ликвидации
и профилактики у них различных
дефектов осанки при условии правильного
рационального дыхания во время
выполнения упражнений (нельзя задерживать
дыхание). Без соблюдения этого правила
воздействие статических и
Информация о работе Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста