Психолого-педагогическая коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 18:00, курсовая работа

Описание

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Необходимость оказания психологической помощи агрессивным детям приводит к тому, что особую значимость приобретают исследования, посвященные истокам агрессивности и ее коррекции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Изучение проблемы агрессивного поведения в психологии………….……5
1.1.Понятие агрессивности и агрессии…………………………………...……...5
1.2.Основные подходы к изучению агрессивного поведения в психологии….7
1.3 Виды агрессии……………………………………………………..…………..9
2. Детская агрессивность………………………………………………...……10
2.1 Возрастные особенности проявления детской агрессивности……………10
2.2 Портрет агрессивного ребенка…………………………………………..….12
2.3 Причины детской агрессии и психологические особенности таких детей…………………………………………………………………………..…..15
2.4 Взаимосвязь семейного воспитания и возрастных особенностей агрессивного поведения у детей дошкольного возраста…………...…………16
3. Психолого-педагогическая коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста…………………………..……………...………………18
3.1. Методы профилактики и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста……………………………………………………...……18
3.2. Коррекционная работа с агрессивным ребенком…………………………20
3.3. Работа с родителями агрессивного ребенка……………………...………..22
Заключение………………...…………………………….………………………24
Список литературы…………

Работа состоит из  1 файл

реф по пед психологии.doc

— 143.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Изучение проблемы  агрессивного поведения  в психологии………….……5

1.1.Понятие агрессивности  и агрессии…………………………………...……...5

1.2.Основные подходы  к изучению агрессивного поведения  в психологии….7

1.3 Виды агрессии……………………………………………………..…………..9

2. Детская агрессивность………………………………………………...……10

2.1 Возрастные  особенности проявления детской  агрессивности……………10

2.2 Портрет агрессивного  ребенка…………………………………………..….12

2.3 Причины детской  агрессии и психологические особенности таких детей…………………………………………………………………………..…..15

2.4 Взаимосвязь  семейного воспитания и возрастных  особенностей агрессивного поведения  у детей дошкольного возраста…………...…………16

3. Психолого-педагогическая  коррекция агрессивности  у детей дошкольного возраста…………………………..……………...………………18

3.1. Методы профилактики  и коррекции агрессивного поведения  детей дошкольного возраста……………………………………………………...……18

3.2. Коррекционная работа с агрессивным ребенком…………………………20

3.3. Работа с родителями агрессивного ребенка……………………...………..22

Заключение………………...…………………………….………………………24

Список  литературы……………………………………………………………25

Приложение 1………………………………………………………..………….27 
 
 
 
 
 
 

Введение

   Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Необходимость оказания психологической помощи агрессивным детям приводит к тому, что особую значимость приобретают исследования, посвященные истокам агрессивности и ее коррекции. Поскольку наиболее важна коррекция агрессивности на ранних этапах онтогенеза, в период, когда закладываются основные личностные характеристики и паттерны поведения, то особенно актуально изучение проблемы коррекции агрессивности у детей дошкольного возраста и условий ее эффективности.

  Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

  В отечественной психологии двадцатого века изучением возрастных особенностей и особенностей развития личности дошкольника занимались такие выдающиеся ученые как Выготский Л. С., Запорожец А. В., Макаренко А. С., Мухина В. С., Мясищев В.Н.  
  Появилось много теоретических и экспериментальных работ по изучению возникновения природы и структуры агрессии. Эти теории были разработаны как отечественными учеными: Беличева С. А., Бочкарева Г. Г., Личко А. Е., Можгинский Ю. М.; так и зарубежными учеными: Бандура А., Доллард Дж., Лоренц К., Фрейд З.  
  Также на протяжении двадцатого столетия многие ученые занимались разработкой коррекционных и диагностических методик по работе с агрессивными дошкольниками. Особого внимания заслуживают работы таких авторов, как Басс А. П., Гуревич К. М., Семенюк Л. М., Спиваковская А. А., Фурманов И. А.

  Данная работа  посвящена рассмотрению некоторых сторон детской агрессивности, методов ее диагностики и коррекции.

  Цель работы: выявление условий эффективной коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Изучение проблемы  агрессивного поведения в психологии.

1.1.Понятие агрессивности и агрессии.

    На  протяжении многих веков человечество  задавалось вопросом: почему люди  действуют агрессивно по отношению   друг к другу, и какие меры  необходимо принять для того, что бы предотвратить или взять под контроль подобное деструктивное поведение?

    Специфика активности человека состоит в том, что она проистекает во взаимодействии с другими людьми или предметами, произведенными ими. Одной из важнейших характеристик действий и поступков, определяющих устанавливаемые взаимоотношения между людьми, а также эффективность индивидуального личностного развития, является агрессивность [3].

    Но  для рассмотрения проблемы агрессивности,  необходимо выявить, что же  такое агрессия? Современный словарь  по психологии дает такое определение: «Агрессия - мотивационное поведение, акт, который может часто наносить вред объектам атаки-нападения или же физический ущерб другим индивидам, вызывающее у них депрессию, психодискомфорт,  неуютность, напряженность, страх, боязнь, состояние подавленности, аномальное психопереживание». [9]

Необходимо разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность».        Агрессия - это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба.   Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В  силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.

     Изучение  человеческой агрессивности особенно важно по следующим причинам: если агрессивность человека коренится в его природных инстинктах, то, тогда она не будет поддаваться психотерапии и может быть либо подавлена, либо отведена на нейтральный объект, или агрессивное поведение человека обусловлено социальной средой и воспитанием, и тогда можно достаточно легко его изменить на более социально приемлемое, устранив травмирующие факторы и пробелы в воспитании. В современной науке, с одной стороны, имеются биологические данные о существовании механизмов, участвующих в агрессивном поведении, а с другой стороны – результаты исследований говорят о первостепенной роли факторов в развитии агрессивности. Попытки решения этой проблемы были сделаны в разное время рядом видных ученых, представляющих различные направления психологической науки.

. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.Основные подходы к изучению агрессивного поведения в психологии.

   В психоаналитическом подходе агрессия рассматривается как порождение инстинкта борьбы. Первые исследования природы агрессии принадлежат

З. Фрейду. Агрессивная  энергия выбрасывается у индивида непрерывно и со временем ищет выход. Если с момента последнего открытого проявления агрессии прошло много времени, раздражителя вообще не требуется, взрыв агрессии происходит спонтанно [16].

   В этологическом  подходе положение о врождённой  природе агрессии находит свое  развитие. К. Лоренц изучил врождённые  сдерживающие агрессию начала, к которым относил родство, любовь и дружеские отношения [9].

    Согласно  инстинктивным теориям, агрессия  является неотъемлемой частью  человеческой природы. Согласно  К. Лоренцу [9], агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у детей.

    В  социобиологическом подходе основной  акцент в изучении природы  агрессии связывается с влиянием  генов, т.к. они обеспечивают  адаптивное поведение. Гены вносят  свой вклад свой вклад в  успешность репродукции и гарантируют их сохранение у будущих поколений. Таким образом, индивидуумы, скорее всего, будут содействовать выживанию тех, у кого имеются схожие гены (т.е. родственники), проявляя альтруизм и самопожертвование, и будут вести себя агрессивно по отношению к тем, кто от них отличается или состоит в родстве.

    К  ситуативной теории агрессии  относится подход Дж. Долларда [4], который рассматривал агрессию как следствие фрустрации, аверсивной (крайне неприятной) стимуляции. Он считал, что фрустрация (помеха, раздражение) всегда приводит к агрессии, а агрессия всегда является следствием фрустрации. У индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. Агрессивный позыв может встречать внешние препятствия или подавляться страхом наказания.

    Теория  социального научения агрессии  А. Бандура [2], постулирует, что агрессивное поведение представляет собой сложную систему навыков, требующую длительного и всестороннего научения. Чтобы усвоить способы разрушительных действий, человек должен наблюдать их социальные образцы. Поощрение и наказание являются регулятором агрессивного поведения, отвечают за усиление или сдерживание деструктивных тенденций.

    Самая  современная точка зрения на  происхождение агрессивного поведения  связана с когнитивной теорией научения. В ней агрессивные действия рассматриваются не только как результат фрустрации, но и как следствие научения, подражания другим людям. Агрессивное поведение в этой концепции трактуется как результат следующих когнитивных и других процессов[13]:

1 . Оценки субъектом  следствий своего агрессивного  поведения как положительных.

2. Наличие фрустрации.

3. Наличие эмоционального  перевозбуждения типа аффекта  или стресса, сопровождающегося  внутренней напряженностью, от которой  человек хочет избавиться.

4. Наличие подходящего  объекта агрессивного поведения,  способного снять напряжение  и устранить фрустрацию

   Когнитивные  теории достаточно оптимистичны  в плане возможности контролирования  агрессии, поскольку они предполагают, что человека можно научить  быть менее агрессивным. Но, с другой стороны, сами же авторы этих теорий не исключают возможность проявления импульсивной агрессии, не подвластной сознанию и разуму. 
 

1.3 Виды агрессии.

    В психологии выделяют следующие виды агрессии:

    Вербальная агрессия – косвенная или прямая.

   1) Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях. В дошкольном возрасте это могут быть жалобы, демонстративный крик, направленный на устранение сверстника, агрессивные фантазии.

   2) Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого. Традиционными «детскими» формами прямой вербальной агрессии являются: дразнилки и оскорбления.  

  Физическая агрессия также может иметь косвенную и прямую форму. 

   1) Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. В дошкольном возрасте это могут быть: разрушение продуктов деятельности другого, уничтожение или порча чужих вещей.

   2) Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижения. Она может принимать символическую и реальную форму. Символическая агрессия представляет собой угрозы и запугивание, прямая агрессия – непосредственное физическое нападение (драка). Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность детей, выделяется следующее: привлечение к себе внимания сверстников, ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство, защита и месть, стремление быть главным, стремление получить желанный предмет.  
 
 
 
 
 

2. Детская агрессивность.

2.1 Возрастные особенности проявления детской агрессивности.

   Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего детства. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослыми. Выражается это, чаще всего, вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью.[18]

Информация о работе Психолого-педагогическая коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста