Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 18:00, курсовая работа
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Необходимость оказания психологической помощи агрессивным детям приводит к тому, что особую значимость приобретают исследования, посвященные истокам агрессивности и ее коррекции.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Изучение проблемы агрессивного поведения в психологии………….……5
1.1.Понятие агрессивности и агрессии…………………………………...……...5
1.2.Основные подходы к изучению агрессивного поведения в психологии….7
1.3 Виды агрессии……………………………………………………..…………..9
2. Детская агрессивность………………………………………………...……10
2.1 Возрастные особенности проявления детской агрессивности……………10
2.2 Портрет агрессивного ребенка…………………………………………..….12
2.3 Причины детской агрессии и психологические особенности таких детей…………………………………………………………………………..…..15
2.4 Взаимосвязь семейного воспитания и возрастных особенностей агрессивного поведения у детей дошкольного возраста…………...…………16
3. Психолого-педагогическая коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста…………………………..……………...………………18
3.1. Методы профилактики и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста……………………………………………………...……18
3.2. Коррекционная работа с агрессивным ребенком…………………………20
3.3. Работа с родителями агрессивного ребенка……………………...………..22
Заключение………………...…………………………….………………………24
Список литературы…………
Согласно Б.Споку, в годовалом возрасте нормальными явлениями могут считаться: замахивание ребенка на мать за то, что она сделала что-то неприятное ему.
Как отмечает Е. Гаспарова, на втором году жизни возрастает активность ребенка. С расширением возможностей самостоятельных действий возражает независимость в поведении ребенка. Подчас это стремление к независимости - знаменитое “Я сам!” - выливается в первые попытки маленького человека настоять на своем, вопреки желанию родителей.
К трем годам жалобы на упрямство сына или дочери звучат настойчивее. В этот период дети 2х - 3х лет попадают в детские сады, где, как отмечают М.Д. Лисина, В.С. Мухина, Л.Д. Кошелева, начинает формироваться опыт взаимодействия со сверстниками как процесс более или менее длительного поддержания и развертывания действий, направленных на другого.
В этот период конфликты между детьми чаще всего возникают в ситуации обладать вещью, обычно игрушкой. Проявление агрессивности в этом возрасте, главным образом, зависит от реакции и отношения родителей к тем или иным формам поведения. Если родители и воспитатели относятся нетерпимо к любым проявлениям открытой агрессии, то в результате могут формироваться символические формы агрессивности, такие как нытье, фыркание, упрямство, непослушание и другие виды сопротивления, а также проявления косвенной агрессии.
Как отмечает И.А.Фурманов [18], что в этом возрасте усиливается “исследовательский инстинкт”, и в это же время малыш сталкивается с целой системой новых, для его опыта, запретов, ограничений и социальных обязанностей. Попадая в конфликтную ситуацию между спонтанным интересом и родительским “нельзя”, ребенок невольно испытывает сильнейшую депривацию - ограничение возможности удовлетворения своих потребностей. Другими словами, приводит к состоянию фрустрации. Ребенок воспринимает эту ситуацию как акт отвержения со стороны родителей. Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому, что в нем просыпается злость, отчаяние, агрессивные тенденции.
Однако, если раньше родители на агрессивность ребенка реагировали лаской, то теперь они чаще прибегают к угрозам, лишением удовольствий, изоляции.
А. Фромм, указывает на существование феномена “перенесения”, который в три-четыре года является одной из самых обычных примет агрессивности. Суть его в том, что ребенок не осмеливается в этом возрасте открыто изливать свою злость на мать, и переносит гнев и агрессивность на другой, гораздо более безобидный объект. Ребенок не может взять верх над матерью с отцом, прежде всего потому, что они взрослые и пользуются реальным авторитетом. К тому же ребенку уже привито чувство уважения и послушания, пусть даже с применением угроз и наказаний [17].
По мнению С.А. Заваражина, что ребенок к актам насилия может относить довольно широкий спектр действий, в который включаются даже такие, как лишение лакомства, игрушки, вербальные внушения, произнесенные повышенным тоном.
К шести-семи
годам к инструментальной агрессии начинает
примешиваться агрессия, адресованная
другому человеку лично. Происходит смена
форм агрессии: частота просто физического
нападения уменьшается за счет роста более
“социализированных” форм (оскорбление,
борьба).
2.2 Портрет агрессивного ребенка.
Почти в каждой группе детского сада, в каждом классе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.
Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия — это прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.
Агрессивный
ребенок часто ощущает себя
отверженным, никому не нужным.
Жестокость и безучастность
Вот как
описывает Н.Л. Кряжева
Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых — наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем». Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.
Агрессивные
дети очень часто
Такие
дети часто не могут сами
оценить свою агрессивность.
Эмоциональный
мир агрессивных детей
Как правило, для воспитателей и учителей не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. Но в спорных случаях можно воспользоваться критериями определения агрессивности, которые разработаны американскими психологами М.Алворд и П.Бейкер.
Таблица 1.
Понимание агрессивности старшими дошкольниками
Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком)
Ребенок:
1. Часто теряет
контроль над собой.
2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
3. Часто отказывается выполнять правила.
4. Часто специально раздражает людей.
5. Часто винит других в своих ошибках.
6. Часто сердится и отказывается сделать
что-либо.
7. Часто завистлив, мстителен.
8. Чувствителен, очень быстро реагирует
на различные действия окружающих (детей
и взрослых), которые нередко раздражают
его.
Предположить,
что ребенок агрессивен, можно лишь в том
случае, если в течение не менее чем 6 месяцев
в его поведении проявлялись хотя бы 4
из 8 перечисленных признаков.
2.3 Причины детской агрессии и психологические особенности таких детей.
Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:
- стремление
привлечь к себе внимание
- стремление получить желанный результат;
- стремление быть главным;
- защита и месть;
- желание ущемить
достоинство другого с целью
подчеркнуть свое
Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют:
- недостаточное
развитие интеллекта и
- сниженный уровень саморегуляции;
- неразвитость игровой деятельности;
- сниженную самооценку;
- нарушения в отношениях со сверстниками.
Можно выделить три основных источника деструктивного поведения:
- чувство страха, недоверия к окружающему миру, угрожающие безопасности ребенка;
- столкновение ребенка с невыполнением его желаний, запретами на удовлетворение определенных потребностей;
- отстаивание своей личности, территории, обретение независимости и самостоятельности.
Важно также
понимать, что агрессия – это не только
деструктивное поведение, причиняющее
вред окружающим, приводящее к разрушительным
и негативным последствиям, но также это
еще и огромная сила, которая может служить
источником энергии для более конструктивных
целей, если уметь ей управлять. И задача
родителей – научить ребенка контролировать
свою агрессию и использовать ее в мирных
целях [13].
2.4 Взаимосвязь семейного воспитания и возрастных особенностей агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Одной из главных функций семьи является воспитание детей. Семья призвана обеспечить правильную организацию жизни ребёнка. Именно эта роль делает семью необходимым звеном комплексного подхода к воспитательной работе.
Одна из причин влияния семьи на детей – в устойчивости первых впечатлений ребёнка от окружающей жизни . Их ребёнок получает в семье, на их основе формируется характер.
Существуют факторы, которые влияют на становление агрессивного поведения детей-дошкольников.
М.
Раттер рассматривает детскую
Осницкий А. К. связывает проявление агрессии у детей в первую очередь с условиями воспитания и условиями социализации [10].
По мнению А. С. Завражина агрессивное поведение ребёнка дошкольного возраста вструктуируется вокруг двух сфер: игры как инструментально-деятельного начала и взаимоотношений в семье как эмоционально - оценочного [6].
Стиль семейного воспитания, реакция родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии – это те факторы, которые могут предопределить агрессивное поведение в семье и вне её.
Воспитывая
в ребёнке главную «
Проблеме наказания посвящено немало исследований, которые обращают внимание на недостаточную эффективность наказания как метода воспитания. Бандура А. говорит о том, что при определенных обстоятельствах применение наказания может способствовать обучению агрессии, которую взрослый пытается подавить с помощью наказания .
По мнению Завражина С.А. подобного рода травмирующие переживания требуют выхода. Они могут выливаться в качестве ответной агрессивной реакции, а так как субъект агрессии, как правило, табуирован, то агрессия переносится на доступные объекты (члены семьи, игрушки и т.д.) [6].
Говоря о социальных детерминантах агрессивного поведения у детей. Нельзя не учитывать такой факт как насилие в семье. Статистика показывает, что люди, ставшие в детстве свидетелями сцен физического насилия между родителями, были более склонны к агрессивному поведению со своими супругами и детьми, чем те, кто никогда не был свидетелем родительских драк [4].
Следующим источником усвоения различных моделей поведения, в том числе и агрессивного, являются взаимодействия с другими людьми.
Игра со сверстниками дает детям возможность научиться агрессивным реакциям (например, пущенные в ход кулаки или оскорбления) и узнать о преимуществах такого поведения. [4].
Другая сторона общения со сверстниками – это то, когда дети становятся жертвами агрессии. Существуют убедительные свидетельства того, что такое столкновение с агрессией увеличивает вероятность агрессивных действий со стороны пострадавшего. [3].
Информация о работе Психолого-педагогическая коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста