Психолого-педагогическая коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 18:00, курсовая работа

Описание

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Необходимость оказания психологической помощи агрессивным детям приводит к тому, что особую значимость приобретают исследования, посвященные истокам агрессивности и ее коррекции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Изучение проблемы агрессивного поведения в психологии………….……5
1.1.Понятие агрессивности и агрессии…………………………………...……...5
1.2.Основные подходы к изучению агрессивного поведения в психологии….7
1.3 Виды агрессии……………………………………………………..…………..9
2. Детская агрессивность………………………………………………...……10
2.1 Возрастные особенности проявления детской агрессивности……………10
2.2 Портрет агрессивного ребенка…………………………………………..….12
2.3 Причины детской агрессии и психологические особенности таких детей…………………………………………………………………………..…..15
2.4 Взаимосвязь семейного воспитания и возрастных особенностей агрессивного поведения у детей дошкольного возраста…………...…………16
3. Психолого-педагогическая коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста…………………………..……………...………………18
3.1. Методы профилактики и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста……………………………………………………...……18
3.2. Коррекционная работа с агрессивным ребенком…………………………20
3.3. Работа с родителями агрессивного ребенка……………………...………..22
Заключение………………...…………………………….………………………24
Список литературы…………

Работа состоит из  1 файл

реф по пед психологии.doc

— 143.50 Кб (Скачать документ)

     Однако  дети учатся агрессивным действиям  не только на реальных примерах (поведение  членов семьи и сверстников), но и  на символических, предлагаемых СМИ, сюда же можно отнести и компьютерные игры.

3. Психолого-педагогическая  коррекция агрессивности  у детей дошкольного  возраста.

     3.1. Методы профилактики и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

   Говоря  о коррекции агрессивного поведения, можно выделить специфические и неспецифические способы взаимодействия с ребенком.

     К неспецифическим способам взаимодействия относятся известные всем «золотые правила» педагогики: — не фиксировать внимание на нежелательном поведении ребенка и не впадать самим в агрессивное состояние. Запрет и повышение голоса — самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Выражение удивления, недоумения, огорчения учителей по поводу неадекватного поведения детей формирует у них сдерживающие начала; — реагировать и откликаться на любые позитивные сдвиги в поведении ребенка, какими бы незначительными они ни были – ребенок хочет в каждый момент времени чувствовать, что его принимают и ценят.

    К специфическим методам коррекции можно отнести  релаксационный тренинг. Способствует уменьшению гиперактивности, внутренней напряженности как предпосылок агрессивных актов.

     Попытка научно исследовать агрессивное  поведение порождает ряд проблем, потому что это поведение опасно. Было бы не допустимо применять методы, при которых дети могут причинить друг другу вред.     Поэтому применяются сравнительно «безопасные» методы и методики, такие как проективные методики, тесты, наблюдения. Например,

проективная методика «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ), «Рисунок семьи», «Дом, дерево, человек», Цветовой тест Люшера. Эти диагностики наиболее подходят, так как они ярко показывают наличие, и степень агрессивности у детей дошкольного возраста.

     Метод  наблюдения самый древний метод  сбора информации о поведении детей. Он помогает получить полную, богатую информацию для предварительного психологического анализа особенностей поведения детей.

    Методика  РНЖ – одна из наиболее распространенных  проективных методик диагностики  агрессивности детей. Помогает выяснить и уточнить черты личности, установки и психологические проблемы ребенка. А так же дает возможность наглядно увидеть, и проанализировать неадекватное поведение ребенка.

    Цветовой  тест Люшера, методика интересная, воздействующая как мощный аккорд одновременно на разные стороны человеческой психики. Он прост и лаконичен,  способен выявить неподвластные сознанию проявления индивидуально – личностных свойств человека, его эмоционального базиса и тонких нюансов в меняющемся состоянии. Тест доступен для диагностирования  детей старшего дошкольного возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  3.2. Коррекционная работа с агрессивным ребенком. 
    Агрессивное поведение нельзя однозначно считать "плохим". Возникая в критической (фрустрирующей) ситуации, оно выполняет защитную функцию, иногда функцию разрешения (выхода) ситуации. Наиболее часто агрессивное поведение наблюдается у ребенка в критические возрастные периоды. Это свидетельствует о том, что существовать ребенку стало сложнее: любую трудную ситуацию в момент возрастного кризиса ребенок переживает сложнее, поэтому можно ожидать возрастания агрессивных элементов в поведении. Это относится как к "нормальному" ребенку, так и к ребенку с эмоциональными нарушениями. Периоды выраженной агрессивности ребенка, нарушающие его гармоничные отношения с окружающими, наблюдаемые в процессе нормального аффективного развития, в основном совпадают с переживанием возрастных аффективных и личностных кризисов. В случаях же аффективных нарушений агрессия становится "привычной", почти единственной формой поведения. 
    Однако, несмотря на то, что наличие агрессии в поведении ребенка всегда создает большие трудности взаимодействия с ним, нельзя оценивать агрессивные тенденции как исключительно отрицательные. Следует помнить о том, что они могут закономерно возрастать на фоне повышения активности ребенка в процессе его аффективного развития. Обычно это неизбежный этап психокоррекционной работы, пройдя через который с помощью взрослого, ребенок может приобрести более адекватные формы контакта с окружающей его реальностью. Можно даже говорить о том, что динамика самих проявлений агрессии часто является своеобразным показателем усложнения и большей гибкости в способах взаимодействия ребенка с его ближайшим окружением. 
    Коррекция агрессии у ребенка должна начинаться с выяснения ее причин. Если агрессия не является сигналом нарушения в эмоционально-мотивационной сфере, то коррекционные действия могут быть направлены не на ее устранение, а на смягчение и недопущение негативных последствий агрессивного поведения ребенка. Кроме того, в этом случае необходимо соответственно подготовить родителей к адекватному восприятию агрессивных реакций ребенка. 
    В других случаях, когда агрессия есть проявление нарушения эмоционально-мотивационной сферы личности, действия психолога или воспитателя должны быть направлены на неподкрепление (т.е. не закрепление) агрессивных действий ребенка. 
    Применение коррекционных методов полностью зависит от характера тех причин, которые обусловили агрессивное поведение. Выбор методики коррекции происходит с учетом конкретного случая и конкретного ребенка. Это необходимо учитывать при рассмотрении нижеизложенных коррекционных методов:

1. Игнорирование  агрессивной тенденции, нефиксирование  на ней внимания окружающих; 
2. Включение агрессивного действия в контекст игры и придание ему нового социально приемлемого, эмоционально наполненного смысла. Этим обеспечивается возможность для ребенка разрядки агрессивных тенденций без ущерба для отношений с окружающими (например, в игре "казаки-разбойники" агрессивному ребенку целесообразно дать роль разбойника и т.п.); 
3. Установление запрета на агрессивные действия ребенка (не разрешать ребенку проявлять агрессию); 
4. Активное подключение психолога в игровой ситуации к разворачиванию или "растягиванию" агрессивных действий, в основе которых чаще всего лежит страх. 
5. Психодрама: произвольное вызывание аффекта с последующим катарсисом разрешением, снятием эмоционального напряжения.
 
 
 

                     3.3. Работа с родителями агрессивного ребенка. 
   Эта работа является очень сложной, так как часто родители, имеющие агрессивного ребенка, испытывают к нему неприязнь и обращаются в психологическую консультацию лишь для "усмирения" ребенка, а не за помощью ему. Их вполне бы устроило дать ребенку успокоительную таблетку, действие которой было бы очень длительным, и ребенок перестал бы приносить им досадные неприятности. 
   Родители агрессивного ребенка часто оказываются фрустрированными и недовольными жизнью людьми. В большинстве случаев это бывшие агрессивные дети, которые передают свои психологические трудности собственным детям. Поэтому, по возможности, психолог должен проводить психотерапевтическую работу и с родителями.  
    Во-первых, необходимо избегать любого негативного воздействия на самооценку родителей ("Вы ничего не понимаете в нарушении личности вашего ребенка, сейчас я Вам объясню" такие грубые нарушения в деятельности психолога встречаются нечасто, но более легкие, сходные случаи, иногда имеют место), стремиться стабилизировать ее.

   Во-вторых, необходимо изменить установку  родителей на ребенка. Они считают  агрессивного ребенка неблагодарным,  ожидают, что в ответ на их  раздражение и упреки ребенок  будет раскаиваться, испытывать  чувство вины, просить прощения  и успокаивать их. Когда же этого не происходит, родители озлобляются, считают ребенка "скверным", "испорченным". Необходимо вызвать жалость к ребенку со стороны их родителей, показать, что агрессивный ребенок это всегда в первую очередь несчастный ребенок. Необходимо объяснить родителям механизм появления гнева, а также агрессивности как эмоционального нарушения. 
   В-третьих, надо вызвать воспоминания родителей о собственном детстве, о причинах их собственных агрессивных поступков в детском возрасте. Возможно, это "вскроет" многие личйостные комплексы, тогда необходимо проводить стабилизацию личности каждого родителя, оказать психологическую помощь. Проблема детей всегда поднимает семейные проблемы (т.е. трудности каждого члена семьи, а также всей группы в целом). Отдельно помочь одному ребенку, не помогая окружающим его людям, практически невозможно.

   В-четвертых,  необходимо выяснить отношение  родителей к ребенку до рождения  и в первые месяцы его появления.  Если ребенок с самого начала  был нежелателен (ситуация, когда ребенок родился "вынужденно" или "случайно"), то необходимо прийти к какому-то решению, причем, четко оговоренному (вербализованному, а не предполагаемому, "подразумевающемуся"), совместно с родителями. Например, что несмотря на то, что ребенок нежелателен, все же они должны о нем заботиться. Возможно, само выяснение причин отвержения ребенка изменит отношение к нему родителей. Если же родители желали появления ребенка, но изменили свое отношение к нему, когда он стал "агрессивен, непослушен, просто невыносим", то необходимо, не унижая достоинства, указать родителям на то, что ребенок своим поведением лишь отвечает на их собственные действия [19]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

   Становление агрессивного поведения сложный и многогранный процесс, в котором взаимодействуют множество факторов, как биологических, так и социальных. Многие психологи считают агрессию врожденной, неотъемлемой характеристикой поведения, но они же признают, что над агрессивными проявлениями возможен контроль, связанный с обучением и воспитанием.

     Детей с повышенной агрессивностью отличают озлобленность, самоуверенность, несдержанность. Общаясь с ними, педагог должен быть подчеркнуто мягок, сдержан, терпелив, своим видом показывать, что прекрасно понимает внутреннее состояние драчуна: ведь, терроризируя других, он нередко сам страдает от собственной упрямости, несдержанности. Даже причинив боль другому, утихомирив вспышку своего гнева, он продолжает испытывать чувство досады, неудовлетворённости. Взрослый человек должен почувствовать внутренние переживания ребёнка, подсказать ему, что будет трудно справиться собственными силами, что педагоги, родители, – его союзники в решении внутренних проблем. Ребёнок должен почувствовать, что его любят, ценят, хотят видеть более сдержанным, великодушным, умеющим владеть собой, что нужно избавляться от плохих поступков. 

     Педагог, работая с детьми с повышенной агрессивностью, должен быть внимателен, прогнозировать действия ребёнка, а также строить свою работу так, чтобы всячески помогать ребёнку в преодолении трудной для него ситуации. Должен обращать внимание на малейшие изменения в поведении, в настроении детей. 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / под ред. Н.М.   Платоновой. – СПб.: Речь, 2004
  2. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния и семейных отношений. – М.: Просвещение, 1999.
  3. Бэрон Р., Ричардсон Д., Агрессия. С-П., 1998
  4. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1997Завражин С.А. Агрессивные фантазии в детском возрасте \Вопр.псих.,
  5. Игумнов С.А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков. М., 2000.
  6. Завражин С.А. Агрессивные фантазии в детском возрасте \Вопр.псих., 1993
  7. Колосова С.Л. Детская агрессия. – СПб.: Питер, 2004
  8. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль.:Литера., 1997.
  9. Лоренц К. Агрессия (так называемое “зло”). — М.: Арко, 1994
  10. Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений уч-   ся. Вопр. псих., 1994
  11. Паренс Г. Агрессия наших детей. М., 1997
  12. Раттер М. Помощь трудным детям. М..1999
  13. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал.       1996. №5. С.3-18.
  14. Семенюк Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей подросткового возраста./Методические рекомендации в помощь педагогам - практикам. - М., 1991
  15. Современный словарь по психологии./Под ред. В.В. Юрчука. –    Минск.:Современное слово., 1998
  16. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1991
  17. Фромм А. Анатомия человеческой деструктивности. – М.:Просвещение., 1994
  18. Фурманов И.А. Детская агрессивность. М.1996

19.    «Шпаргалка для взрослых.  Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными,  тревожными и аутичными детьми»

 Е.К. Лютова, Е.Б. Монина  - Москва, изд-во ЦСПА  «Генезис», 2000. 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1

Игры. I.«МАЛЕНЬКОЕ ПРИВИДЕНИЕ». 
Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев. «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», а если громко – вы будете громко пугать. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем хлопает в ладоши: «Молодцы!». Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!

Информация о работе Психолого-педагогическая коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста