Психолого-педагогический анализ профессий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 12:36, реферат

Описание

Профессиональное развитие — довольно сложный процесс, имеющий циклический характер; человек не только совершенствует свои знания, умения и навыки, развивает профессиональные способности, но может испытывать и отрицательное воздействие этого процесса. Такое воздействие приводит к появлению разного рода деформаций и состояний, снижающих не только профессиональные успехи, но и негативно проявляющихся в «непрофессиональной» жизни.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Феномен эмоционального выгорания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Психолого-педагогический анализ профессий типа
«человек – человек» особенности профессий .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Особенности профессии «педагог» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Особенности профессии «социальный работник» . . . . . . . 14
Особенности профессии «менеджер» . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Особенности профессии «экскурсовод» . . . . . . . . . . . . . . . 17
Деятельностный подход Выготского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

Работа состоит из  1 файл

Феномен эмоционального выгорания.doc

— 66.30 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

План

  1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  3
  2. Феномен эмоционального выгорания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
  3. Психолого-педагогический анализ профессий типа

«человек –  человек» особенности профессий .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

      1. Особенности профессии «педагог» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
      2. Особенности профессии «социальный работник» . . . . . . .  14
      3. Особенности профессии «менеджер» . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
      4. Особенности профессии «экскурсовод» . . . . . . . . . . . . . . . 17
  1. Деятельностный подход Выготского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  20
  1. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
  2. Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

       Общество  как система исторически сложившихся  форм совместной деятельности имеет  сложную организацию, включающую образцы  деятельности индивидов, групп, институтов, создающие для людей возможности  удовлетворения их потребностей. Одним  из таких образцов, обеспечивающих удовлетворение материальных и духовных потребностей человека, является профессиональная деятельность.

       Технологические изменения, происходящие в последнее  время, и связанные с ними новые  типы профессиональной деятельности и  социальной активности требуют формирования новых социальных норм, ролей и  ценностей для индивидов, трудовых коллективов и профессиональных групп. С одной стороны, новые ценности общества, привели к тому, что профессиональный мир испытывает потребность в профессионально мобильных специалистах, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с планированием и устройством своей карьеры. С другой стороны, реальная практика психологического консультирования демонстрирует, что многие люди, хотя и испытывают неудовлетворенность профессией и осознают невозможность реализации своего внутреннего потенциала в данной трудовой сфере, при этом не видят способов разрешения сложившейся ситуации, так как считают смену профессии показателем собственной некомпетентности. И, хотя человек продолжает работать, дальнейшая профессиональная деятельность становится неэффективной, снижается самооценка, возникает неудовлетворенность не только профессией, но и жизнью в целом.

       В данной ситуации основные задачи психологического консультирования должны быть ориентированы  на анализ факторов, обусловливающих  невозможность дальнейшей самореализации в конкретной трудовой деятельности, определение перспектив профессионального  и личностного роста в прежней  или новой профессии. Если в прежней  профессии самореализация представляется невозможной, то деятельность психолога  должна быть направлена на изменение  представления о смене профессии  как профессиональной непригодности, обоснование сознательной смены  трудовой деятельности как возможности  дальнейшего профессионального  развития и помощь в построении личностной профессиональной перспективы в другой деятельности.

       Таким образом, профессиональное развитие —  довольно сложный процесс, имеющий циклический характер; человек не только совершенствует свои знания, умения и навыки, развивает профессиональные способности, но может испытывать и отрицательное воздействие этого процесса. Такое воздействие приводит к появлению разного рода деформаций и состояний, снижающих не только профессиональные успехи, но и негативно проявляющихся в «непрофессиональной» жизни.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Феномен эмоционального выгорания

       Традиционно и в общественном сознании, и в  научной литературе акцент делается, прежде всего, на позитивных аспектах работы с людьми (врачей, педагогов, менеджеров, экскурсоводов, социальных работников и т. д.). Вместе с тем совершенно очевидно, что именно работа с людьми в силу предъявляемых ею высоких требований, особой ответственности и эмоциональных нагрузок потенциально содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями, и вероятность возникновения профессионального стресса.

       Проведенные исследования привели к обнаружению своеобразного профессионального стресса — «стресса общения», который в сочетании с другими профессиональными стрессами, приводит к возникновению так называемого  феномена эмоционального выгорания.

       Впервые термин «эмоциональное выгорание» («burnout») был предложен американским психиатром Фрейденбергом в 1974 г.

       Синдром эмоционального выгорания — специфический вид профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми. 1

       Синдром эмоционального выгорания проявляется в:

  1. Чувстве безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде);
  2. Дегуманизации (развитии негативного отношения к своим коллегам и клиентам);  
  3. Негативном самовосприятии в профессиональном плане — недостаток чувства профессионального мастерства.

       Выделяют  два основных фактора, играющие существенную роль в синдроме эмоционального выгорания  – индивидуальные и организационные.2

Индивидуальные  факторы Организационные факторы
Возраст Условия работы
Пол Рабочие перегрузки
Образование Дефицит времени
Семейное  положение Продолжительность рабочего дня
Стаж  работы Содержание  труда
Выносливость Число коллег и  клиентов
Самоконтроль Глубина контакта с коллегами и подчиненными
Сомооценка Участие в принятии решений
Нейротизм (тревожность)  
Экстраверсия  
Личностные  особенности  

 

       Женщины в большей степени, нежели мужчины  подвержены синдрому эмоционального выгорания. Это связано с тем, что у мужчин преобладают инструментальные ценности, женщины же более эмоционально отзывчивы и у них меньше чувство отчуждения от своих клиентов. Риск подвергнуться выгоранию зависит от того, насколько выполняемые работниками функции соответствуют их поло-ролевой ориентации. Так, было установлено, что мужчины оказались более чувствительными к воздействию стрессоров в тех ситуациях, которые требовали от них демонстрации истинно мужских качеств, таких, как физические данные, мужская отвага, эмоциональная сдержанность, показ своих достижений в работе. В то же самое время женщины оказались более чувствительны к стрессовым факторам при выполнении тех обязанностей, которые требовали от них сопереживания, воспитательных умений, подчинения3.

       В качестве другого объяснения предлагается тезис о том, что работающая женщина  испытывает более высокие рабочие  перегрузки (по сравнению с мужчинами) из-за дополнительных домашних обязанностей.

       Еще один фактор развития эмоционального выгорания, который в последнее время выделяют зарубежные исследователи — дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера. Это нечеткая организация и планирование труда, недостаточность необходимых средств, наличие бюрократических моментов, многочасовая работа, имеющая трудноизмеримое содержание, наличие конфликтов как в системе «руководитель — подчиненный», так и между коллегами.

       Так же одним из факторов, обусловливающих синдром эмоционального выгорания  является наличие психологически трудного контингента, с которым приходиться иметь дело профессионалу в сфере общения (тяжелые больные, конфликтные покупатели, «трудные» подростки и т.д.).5

       В большей степени феномену выгорания  подвержены люди тех профессий, которые  в силу специфики своей деятельности должны постоянно общаться с другими людьми. Среди профессий, в которых данный синдром встречается наиболее часто, следует отметить врачей, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов.

       Были  проведены исследования, которые  выявили средние значения основных характеристик выгорания у представителей различных профессиональных групп6:

Компоненты

выгорания

Профессиональная 

группа

Эмоциональное истощение Деперсонализация  Профессиональная  эффективность
Учителя школ 21, 25% 11% 33,54%
Преподаватели ВУЗов 18,57% 5,57% 39,17%
Социальные  работники 21,35% 7,46% 32,75%
Работники медицины (врачи, медсестры) 22,19% 7,12% 36,53%
Работники службы психического здоровья (психологи, психиатры, психотерапевты, обслуживающий  персонал) 16,89% 5,72% 30,87%
Другие  профессии (юрисконсульты, адвокаты, священники, библиотекари, офицеры служб МВД, работники агенств) 21,42% 8,11% 36,43%

 

       Из  приведенной таблицы видно, что  к наиболее склонными к выгоранию относятся представители педагогической сферы, социальные работники и медики. Анализ сравнения эмоционального выгорания у представителей разных профессиональных групп показывает, что выгорание обусловливается не отдельным фактором профессии, а целым ее комплексом.

       В настоящее время выделяют около 100 симптомов, так или иначе связанных  с синдромом эмоционального выгорания. Прежде всего, следует отметить, что  условия профессиональной деятельности порой могут явиться и причиной синдрома хронической усталости, который, кстати, довольно часто сопутствует  данному синдрому. Ощущение тревоги и депрессии является также симптомом эмоционального выгорания. Возникает чувство беспомощности перед лицом жизненных трудностей, неуверенности в своих возможностях, сочетающиеся с чувством бесперспективности. Сила потребностей, влечений резко снижается, приводит к пассивному поведению, безынициативности.

       В результате выгорания человек теряет психическую энергию, у него развиваются психосоматическая усталость (изнурение), эмоциональное истощение ("исчерпывание ресурсов"), появляются немотивированное беспокойство, тревога, раздражительность, возникают вегетативные расстройства, снижается самооценка, утрачивается осознание смысла собственной профессиональной деятельности.7

       Выделяются три ключевых признака синдрома эмоционального выгорания. Развитию этого синдрома предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, забывает о собственных нуждах, а затем наступает первый признак – истощение. Оно определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После отдыха эти явления уменьшаются, однако возобновляются по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию.

       Вторым  признаком синдрома выгорания является личностная отстраненность. Человека почти ничто не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика. Утрачивается интерес к коллегам или клиентам, которые воспринимаются на уровне неодушевленного предмета.

       Третьим признаком является падение собственной самооценки в рамках выгорания. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности8.

Информация о работе Психолого-педагогический анализ профессий