Психолого-педагогический анализ профессий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 12:36, реферат

Описание

Профессиональное развитие — довольно сложный процесс, имеющий циклический характер; человек не только совершенствует свои знания, умения и навыки, развивает профессиональные способности, но может испытывать и отрицательное воздействие этого процесса. Такое воздействие приводит к появлению разного рода деформаций и состояний, снижающих не только профессиональные успехи, но и негативно проявляющихся в «непрофессиональной» жизни.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Феномен эмоционального выгорания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Психолого-педагогический анализ профессий типа
«человек – человек» особенности профессий .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Особенности профессии «педагог» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Особенности профессии «социальный работник» . . . . . . . 14
Особенности профессии «менеджер» . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Особенности профессии «экскурсовод» . . . . . . . . . . . . . . . 17
Деятельностный подход Выготского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

Работа состоит из  1 файл

Феномен эмоционального выгорания.doc

— 66.30 Кб (Скачать документ)

       Но  постоянные стрессовые ситуации, в  которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на его здоровье. Людям этой профессии свойственен синдром эмоционального выгорания. Социальная работа, как вид профессиональной деятельности, сопряжен с высокими интеллектуальными и психо-эмоциональными нагрузками.

       Формирование  синдрома выгорания в профессиональной деятельности социального работника может быть связано с такими факторами, как ситуации изменения или утраты социального статуса, ситуация потери работы, ситуация риска, ситуации с экстремальными условиями. Характерными для таких ситуаций являются перегрузки (слишком много клиентов, много требований, избыток информации). При увеличении перегрузок социальные работники начинают неосознанно стремиться к уменьшению.

       Риск  возникновения эмоционального выгорания личности специалиста в социальной работе может увеличиваться в ситуациях монотонности работы, вкладывания в работу больших личностных ресурсов, строгой регламентации времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения, работы с клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям помочь им, напряженности и конфликтности в профессиональной среде, недостаточной поддержки со стороны коллег, неудовлетворенности профессией, которая основана на осознании неправильности ее выбора, несоответствия своих способностей требованиям профессии, результативности своего труда и др.

       Важнейшим принципом предотвращения синдрома эмоцианального выгорания является соблюдение требований психогигиены самим социальным работником.  

        Особенности профессии «менеджер»

       Профессия менеджера стала очень популярной в современном мире. Всё большее  количество молодых людей выбирают для себя этот жизненный путь.

       Считается, что настоящий менеджер должен быть прирождённым лидером, умеющим в  определённых ситуациях контролировать себя и быть сдержанным. Менеджер организует и координирует, оценивает и стимулирует деятельность персонала с целью повышения производительности и качества труда, экономии ресурсов, роста конкурентоспособности товаров и услуг, прибыли (дохода) и благосостояния, удовлетворенности профессией (должностью) каждого работника.

         Менеджерам приходится работать  в очень высоком темпе. Менеджер несет ответственность за принятие решений в непредвиденных обстоятельствах, но, помимо этого, он имеет массу текущих обязанностей, включая исполнение разного рода ритуалов и участие в церемониях, переговорах, обработку информации, связывающей организацию с окружающим миром.

       Менеджеру необходимы внятная речь, хорошая память, высокая эмоционально-волевая устойчивость, развитые коммуникативные и организаторские способности, готовность к разумному риску. Он должен быть смелым, решительным, обязательным, самокритичным, терпеливым, компетентным, иметь чувство юмора и обладать эмпатией.

       Менеджеру необходима хорошая подготовка в  области экономики, права, социальной психологии, психологии труда, управления. Он должен знать трудовое законодательство, закономерности ценообразования, налогообложения, маркетинга, рекламы, технику ведения  коммерческих переговоров, организацию  производства. Менеджер должен ориентироваться  в вопросах занятости, социальной защиты граждан, безопасности труда, конфликтологии, профессионального подбора, владеть  навыками общения с людьми. Умение работать на компьютере.

       В условиях рыночной экономики и жесткой  конкуренции деятельность менеджера  насыщена множеством экономических, организационных  и социально-психологических стрессов. Они создают предпосылки для  возникновения синдрома эмоционального выгорания. Работа менеджера характеризуется высокой интенсивностью, насыщенностью действий, частым вмешательством внешних факторов, многочисленными  социальными контактами разного уровня, преобладанием непосредственного общения с другими людьми.

       Выделяются ряд факторов, ведущих к развитию эмоционального выгорания у менеджеров. Это такие личностные характеристики, как интроверсия, низкое самоуважение, низкий уровень эмпатии, трудоголизм, определенные мотивационные особенности и др.

       Устранение  синдрома выгорания у данной профессиональной группы возможно путём профилактических мероприятий, как индивидуальных, так  и групповых. В среде менеджеров очень популярны корпоративные  мероприятия, психологические тренинги, которые помогают им в преодолении  сложившихся проблем. 

        Особенности профессии «экскурсовод»

       Профессия экскурсовода предполагает от человека высокий уровень жизненной позиции, который характеризуется социальной активностью, творческой деятельностью, хорошей работой, чувством моральной ответственности.

       Большую роль в формировании личности экскурсовода играют задатки, такие как  память, наблюдательность, воображение, сообразительность, которые при развитии их могут стать основой незаурядных способностей.

       Главное качество экскурсовода основано на его  способностях качественно выполнять  порученную ему работу. Это касается разработки новой темы, подготовке реферата, чтении лекции на курсах, прослушивании  экскурсии на маршруте, подборе методических приемов и др.

       Успех работы экскурсовода зависит от его  индивидуальных особенностей личности: быстроты и организованности при  выполнении всех необходимых операций, коммуникативность, собранность, ответственность. Для экскурсовода важны и организаторские  способности, которые выражаются в  умении осуществлять руководство над экскурсионной группой, направлять внимание экскурсантов на необходимые объекты, а также в умении обеспечить выполнение программы туристов и экскурсантов.

       Неотъемлемым  качеством экскурсовода как личности является убежденность. При проведении экскурсии, изложении темы экскурсовод  должен проявлять тенденциозность: четко и направленно формулировать  мысли, правильно, с позиции науки  раскрывать события и явления, проявлять  настойчивость при их толковании. Тенденциозность экскурсовода –  это четкая направленность в его  взглядах и действиях, стремление довести  свою точку зрения до экскурсантов и не только довести, но и убедить  их в ее правильности.

       Эмоции  и чувства экскурсовода должны носить объективный характер. Экскурсовод  должен добиваться, чтобы эмоции экскурсантов приобрели характер сопереживания, личной сопричастности к событиям, которые показываются и характеризуются  в процессе раскрытия темы.

       Уровень проведения экскурсии, эффективность  восприятия материала экскурсантами  зависят от психического состояния  личности, которое проявляется в  повышении или понижении активности (внимание, эмоции, воля) и находится  в прямой зависимости от конкретных условий жизни и труда, микроклимата в коллективе, состояния здоровья, атмосферных процессов (погода, давление).

       Профессия экскурсовода по своему типу так же относится к профессиям, в которых  главными являются отношения «человек – человек». Людям этой профессии  свойственны частые стрессы, бурные эмоциональные выплески после тяжёлого перенасыщенного общением трудового  дня.

       Чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания, экскурсоводам важен отдых, паузы  в работе, определённые виды терапии (например, музыкальная терапия), когда человек этой профессии может побыть в тишине, наедине с самим собой.  
 

       Таким образом, профессиональное развитие человека — довольно сложный процесс, имеющий циклический характер; человек не только совершенствует свои знания, умения и навыки, развивает профессиональные способности, но может испытывать и отрицательное воздействие этого процесса. Такое воздействие приводит к появлению разного рода деформаций и состояний, снижающих не только профессиональные успехи, но и негативно проявляющихся в повседневной жизни человека.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Деятельностный  подход Л. С. Выготского 

       В психологии понятие деятельности играет ключевую, методологически центральную роль. На сегодняшний день имеются принципиальные расхождения и трудности в трактовке понятия деятельности, выборе оснований для ее классификации и др.

       Можно привести далеко не полный перечень различий между формами и видами деятельности, существующих в современной науке: материальная и духовная, внешняя и внутренняя, непосредственная и опосредствованная, произвольная и непроизвольная, творческая и репродуктивная, индивидуальная и коллективная и т. д. Имеются различия и другого рода: игровая, учебная, трудовая, художественная, спортивная. Деятельность также разделяют на исполнительную и познавательную. Наконец, можно дифференцировать деятельность по целям, мотивам, предметному содержанию, способам осуществления, результату, условиям (, в выборе средств (ручной, машинный труд…), степени свободы в постановке цели. 12

       Психологическое изучение деятельности в качестве предмета было начато Л.С. Выготским в 20-х гг. XX века.

       Л. С. Выготский, являясь основателем  деятельностного подхода, акцентировал внимание на первой методологической функции деятельности – деятельности как общем объяснительном принципе. Генезис и структура психических функций объяснялись им с использованием категории предметно-практической деятельности (деятельности как надиндивидуальной категории).

       Исследования  Выготского в области деятельности имеет знаково-символическое направление. В своей теории высших психических функций он акцентировал внимание на изучении первой методологической функции деятельности – деятельности как общем методологическом принципе, при этом деятельность рассматривалась им как категория надиндивидуального, культурного уровня. Он основывался на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью.

       Разрабатывая  проблему развития психики, проблему происхождения  сознания, Л. С. Выготский указывал на важную роль для психологии анализа практической деятельности людей. Сознание рассматривалось им в тесной связи с трудовой деятельностью. На основе этого положения в 30-х годах Рубинштейн формирует основной принцип: «единство сознания и деятельности». Психика и сознание, формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются. Деятельность и сознание — это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуют органическое единство. Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Сознание рассматривается как реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения. Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается13.

         Л. С. Выготским разрабатывалось  теоретическое положение о детерминации психических процессов (их генезиса и структуры) исторически развивающейся предметно-практической, орудийной деятельностью человечества (трудовой деятельностью). Идея деятельностной детерминации психики пронизывает все творчество исследователя. Деятельностная детерминация генезиса и структуры человеческой психики носит опосредствованный характер. В структуре и генезисе психических функций аналогично структуре трудовой деятельности присутствует момент орудийной опосредствованности. В роли проводников детерминации (психологических орудий) выступают продукты культурно-исторической деятельности человечества – знаковые, коммуникационные системы. Согласно взглядам Л. С. Выготского психическое развитие человека осуществляется посредством его воспитания и обучения как одной из форм присвоения общественно-исторических способностей14.

       Для человека присвоение культуры выступает  не как условие, а как источник развития. Л. С. Выготским был сформулирован основной закон развития высших психических функций человека: «Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды: сперва, как деятельность коллективная, социальная, т. е. как функция интерпсихическая, второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка, как функция интрапсихическая»15. Индивидуальная психическая деятельность, таким образом, первоначально задана в социальном общении, в коллективной деятельности. 

       Таким образом, можно сделать вывод, что  деятельность человека – это особая важная форма активности, в результате реализации которой осуществляются преобразования материала, включенного в деятельность (внешние предметы, внутренняя реальность человека), преобразования самой деятельности и преобразования того, кто действует, то есть субъекта деятельности16.

Информация о работе Психолого-педагогический анализ профессий