Психолого-педагогический анализ профессий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 12:36, реферат

Описание

Профессиональное развитие — довольно сложный процесс, имеющий циклический характер; человек не только совершенствует свои знания, умения и навыки, развивает профессиональные способности, но может испытывать и отрицательное воздействие этого процесса. Такое воздействие приводит к появлению разного рода деформаций и состояний, снижающих не только профессиональные успехи, но и негативно проявляющихся в «непрофессиональной» жизни.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Феномен эмоционального выгорания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Психолого-педагогический анализ профессий типа
«человек – человек» особенности профессий .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Особенности профессии «педагог» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Особенности профессии «социальный работник» . . . . . . . 14
Особенности профессии «менеджер» . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Особенности профессии «экскурсовод» . . . . . . . . . . . . . . . 17
Деятельностный подход Выготского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

Работа состоит из  1 файл

Феномен эмоционального выгорания.doc

— 66.30 Кб (Скачать документ)

       Профилактические и лечебные меры при синдроме эмоционального выгорания во многом схожи: то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при его лечении.

       Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия  должны направляться на снятие действия стрессора: снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением. При появлении и развитии признаков синдрома необходимо обратить внимание на улучшение условий  труда (организационный уровень), характер складывающихся взаимоотношений в коллективе (межличностный уровень), личностные реакции и заболеваемость (индивидуальный уровень).

       Выделяются  определенные технологии и средства, использующиеся в работе по профилактике и преодолению синдрома эмоционального выгорания:

  1. Психотерапия (индивидуальная или групповая);
  2. Музыкальная терапия (использование специальной релакционной медиативной музыки);
  3. Видеорелаксация (просмотр специальных видеопрограмм, обладающих успокаивающим воздействием);
  4. Аудио- и видеотренинг (прослушивание или просмотр специальных аудиопрограмм или видеофильмов, направленных на преодоление и решение тех или иных психоэмоциональных проблем);
  5. Телесно-ориентированные практики (подбор специальных телодвижений, выполняемых в определённом темпе в сочетании с определённым ритмом дыхания, обладающих расслабляющим действием);
  6. Встреча с интересным человеком (приглашение на неформальную беседу творческих людей, артистов, поэтов, художников, специалистов отдельных профессий и людей, обладающих теми или иными нетрадиционными способностями);
  7. Духовное общение (приглашение на неформальную беседу священников и представителей различных конфессий и вероисповеданий);
  8. Культурные программы (организация коллективных выездных мероприятий)9.

       Таким образом, синдром эмоционального выгорания — это сложный психофизиологический феномен, который  определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за  продолжительной эмоциональной нагрузки, выражается в депрессивном состоянии, чувстве  усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма. У специалиста, работающих в сфере «человек – человек» и испытывающего синдром выгорания, появляются различные симптомы физических недомоганий, головные боли, бессонница, потеря аппетита или склонность к перееданию, злоупотреблению успокаивающими или возбуждающими средствами. Нарушения могут затрагивать разные грани трудового процесса — профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение. В связи с этим профилактике и обеспечению психогигиены необходимо уделять особое внимание и способствовать созданию системы психологической помощи работникам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Психолого-педагогический анализ профессий  типа

       «человек – человек»

       Психологический анализ трудовой деятельности является обязательным первоначальным этапом работ  в области психологии труда. Он играет роль фундамента, на котором строится любое конкретное исследование. В  зависимости от поставленной задачи, угол зрения, под которым анализируется  профессия, может изменяться. Но психологическое  изучение профессий может иметь  и более самостоятельный теоретический  аспект. Многообразие  видов  трудовой деятельности выдвигало и выдвигает  перед психологией труда проблему психологической классификации  профессий, выявления общих характеристик  психологических черт различных  видов труда, нахождение того, что  объединяет и, наоборот, разъединяет  профессии с психологической  точки зрения.

       Психологическое изучение конкретных видов трудовой деятельности называется профессиографированием, или профессиографией10 (описание профессии), а результат изучения – профессиограммой. Профессиограмма включает целую совокупность характеристик о данном виде труда; технико-экономические характеристики; социальные, социально-психологические и санитарно- гигиенические характеристики условий труда. Выделенные в психограмме характеристики назвали профессионально важным признаком и рассматривали их как совокупность  психических процессов и особенностей личности, которые актуализируются данным видом труда и влияют на его результат.

       Все профессии могут быть отнесены к  тем или иным типам в зависимости  от средств труда (использует ли он машины, или ручные инструменты), от условий труда (где и как работает человек), от целее труда (что человек  хочет получить в результате) и  от предмета труда (с чем имеет  дело работник).

       В зависимости от предмета труда все  профессии подразделяются на 5 типов:

  1. «человек – техника»
    1. «человек – природа»
    1. «человек – знаковые системы»
    2. «человек – художественный образ»
    3. «человек – человек»11

       В последнем типе ведущим предметом  труда являются люди. Сюда входят такие  профессии как врач, учитель, экскурсовод, менеджер, социальный работник и др. Для успешного труда по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать  и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства. 

    Особенности профессии «педагог» 

       Профессиональными функциями педагога являются  те, которые имеют непосредственное отношение к учебно-воспитательной деятельности педагога. Они касаются отношений с учениками и их родителями, с коллегами (учителями) и с администрацией школы, отделов  образования, с представителями  общественности и с разными другими, помимо школы, воспитательными учреждениями.

       Основными функциями педагога являются:

  1. Воспитательная функция (целенаправленное формирование и развитие разносторонне и гармонично развитой личности);
  2. Обучающая функция (развитие интеллектуальных и познавательных способностей);
  3. Коммуникативная функция (общение с учениками, родителями, коллегами);
  4. Организаторская функция (организация различных мероприятий, экскурсий и др.);
  5. Коррекционная функция (отслеживание, диагностика хода учебно-воспитательного процесса, оценка промежуточных результатов).    

       У   профессии педагога есть свои особенности. Прежде всего, деятельность педагога имеет преемственно-перспективный характер. Это означает, что педагог, опираясь на опыт прошлого, проектирует развитие личности на перспективу, на будущее.

       Объектом  педагогической деятельности является ученик  или группа учеников, постоянно  развивающихся и меняющихся. Каждый из них имеет свои потребности, цели, мотивы деятельности, интересы и ценностные ориентации, которые регулируют его поведение. И, следовательно, педагогу приходится «приспосабливать» свою работу к особенностям этого объекта. 
             Педагогическая деятельность предполагает коллективный характер. В школе, в других учебно-воспитательных учреждениях, работает не педагог-одиночка, а целый педагогический коллектив. Поэтому в коллективе педагогов каждый учитель, воспитатель, должен быть неповторимой личностью, чем-то своим обогащать коллектив, и в свою очередь обогащаться сам. Именно в коллективе учитель получит помощь в случае затруднений, возникающих в работе. В этом состоит смысл коллективного характера работы педагога, составляющего одну из особенностей его профессии.

       Педагог не  должен отделяться от окружающей его социальной среды. На формирование личности педагога должны оказывать  влияние СМИ, но, в то же время,  педагог должен «бороться» с пагубным влиянием этих средств на учащихся и прививать им гуманное отношение  к людям, уважение к старшим, толерантное  отношение к представителям других конфессий и религий и др.

       Педагогическая  деятельность, несомненно, должна иметь  творческий характер. Педагог не может ограничиться лишь накопленным опытом профессиональной деятельности. Он постоянно должен искать новое, пополнять и обогащать запас приемов и методов работы. 
         Результаты профессиональной деятельности педагога отдалены во времени, иногда значительно. Иногда учитель лишь через годы может увидеть плоды своей воспитательной и образовательной деятельности. Но в этом есть и положительный момент – талантливый педагог надолго остаётся в памяти своих учеников.

       Учитель должен быть профессионалом в своей  сфере. Он должен сам постоянно учиться, совершенствуя своё мастерство. Если он не будет пополнять свои знания, то наступит время, когда ему нечего будет отдавать другим.

       Всё чаще среди педагогов проявляется  синдром эмоционального выгорания  в виде целого ряда симптомов, которые  образуют так называемый синдром  профессионального выгорания.

       Среди симптомов выгорания можно выделить  физические (усталость, чувство истощения, частые головные боли, избыток или  недостаток веса, бессонница), психологические  и поведенческие (работа становится все тяжелее и тяжелее, а способностей к её выполнению – все меньше и меньше, ранний приход на работу и поздний уход с нее; чувство обиды и разочарования; чувство вины; легко возникающее чувство гнева, раздражительность; повышенное чувство ответственности за учащихся; общая негативная установка на жизненные перспективы).

       Все это свидетельствует о том, что  учителям необходима профессиональная психологическая помощь. Поняв факторы  риска развития синдрома выгорания, можно определить и его профилактику. В этом большую роль играет руководство школы. Здесь и адекватное распределение нагрузки по времени дня, стимулирование деятельности педагога (как материальное, так и моральное), создание оптимальных рабочих условий (количество учеников в классе в первую очередь), дружественной обстановки в коллективе. Так же существенна и роль школьных психологов. От них требуется бережная, длительная и кропотливая работа по оказанию помощи взрослому человеку, работа, исключающая оценку его деятельности.  

    Особенности профессии «социальный  работник» 

       Профессиональная  деятельность социального работника, независимо от разновидности исполняемой  работы, относится к группе профессий  с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом.

       Социальный  работник должен обладать следующими профессиональными качествами:

  1. Интеллектуально-профессиональные качества: высокий профессионализм, компетентность, культура, знания психологии, педагогики, юриспруденции;
  2. Моральные качества: любовь к людям, гуманность, доброжелательность, отзывчивость, чуткость, милосердие, эмпатия, желание помочь человеку, терпимость, ответственность;
  3. Коммуникативные качества: общительность, тактичность, умение слушать, способность поддержать человека, способного контактировать с людьми, умение вести диалог;
  4. Волевые качества: организаторские способности, настойчивость, инициативность, выдержка, самообладание, организованность, ответственность.

       Прежде  всего, социальный работник должен иметь хорошую профессиональную подготовку, знания в различных областях психологии, педагогики, физиологии.

       Социальный работник, проводя любые мероприятия, выступает как лидер, руководитель, оказывая помощь и обучая самопомощи. Люди этой профессии должны применять дифференцированный подход к клиентам. Здесь необходимо знание потребностей и интересов человека на различных этапах жизненного пути, кризисных состояний, последствий физических и психических недомоганий.

       Социальный  работник должен обладать определенной социальной приспособляемостью (в связи  с разнообразием контингента, нуждающегося в советах специалиста социальной сферы); ему необходимо умело контактировать с «трудными» подростками, сиротами, инвалидами, престарелыми, людьми, находящимися на реабилитации.

       Человек этой профессии должен обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психическим нагрузкам, избегать невротических отклонений в собственных оценках и действиях и несмотря на возможные неудачи (реакции не по существу, отказы) уметь добросовестно исполнять свой долг, оставаясь спокойным, доброжелательным и внимательным к подопечному; уметь принимать нужное решение в неожиданных ситуациях, четко формулировать свои мысли, грамотно и доходчиво их излагать.

       Для социального работника важен  и навык самообладания. В психологии этот навык рассматривается как  показатель социальной и эмоциональной  зрелости личности. Самообладание не столько качество личности, сколько процесс управления своим поведением в экстремальной ситуации. С учетом того, что социальному работнику часто приходится бывать именно в таких ситуациях, ему необходимо развивать в себе способность к самообладанию.

Информация о работе Психолого-педагогический анализ профессий