Психолого-педагогический анализ профессий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 12:36, реферат

Описание

Профессиональное развитие — довольно сложный процесс, имеющий циклический характер; человек не только совершенствует свои знания, умения и навыки, развивает профессиональные способности, но может испытывать и отрицательное воздействие этого процесса. Такое воздействие приводит к появлению разного рода деформаций и состояний, снижающих не только профессиональные успехи, но и негативно проявляющихся в «непрофессиональной» жизни.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Феномен эмоционального выгорания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Психолого-педагогический анализ профессий типа
«человек – человек» особенности профессий .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Особенности профессии «педагог» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Особенности профессии «социальный работник» . . . . . . . 14
Особенности профессии «менеджер» . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Особенности профессии «экскурсовод» . . . . . . . . . . . . . . . 17
Деятельностный подход Выготского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

Работа состоит из  1 файл

Феномен эмоционального выгорания.doc

— 66.30 Кб (Скачать документ)

       В дальнейшем теорию Выготского стали  разрабатывать многие отечественные  исследователи, например, С. Л. Рубинштейн или А. Н. Леонтьев. Рубинштейн, как уже было отмечено ранее, сформулировал принцип единства сознания и деятельности, а Леонтьев разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности.

         Выделяя в качестве специфической особенности человеческой деятельности ее сознательный и целенаправленный характер, Рубинштейн отмечает, что в ней и через нее человек реализует свои цели, объективирует свои замыслы и идеи17.

       Леонтьев  рассматривал категории психического отражения, личности в неразрывной связи с категорией предметной деятельности. В своих работах он подчеркивал, что психическое отражение порождается именно в процессе развития чувственно-практической деятельности и вне целостной ее системы не может быть понято. Согласно А. Н. Леонтьеву, понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива. Мотив деятельности может быть как вещественным, так и идеальным18.

       Последнее время интерес к деятельностному  подходу, разработанному Л. С. Выготским, очень популярен.Разные варианты этого подхода разрабатывались такими философами, как Э. В. Ильенков, Г. С. Батищев, М. К. Мамардашвили, Г. П. Щедровицкий, Э.Г.Юдин. Успешно развивалась так называемая психологическая теория деятельности, которая тоже существует в разных вариантах. Один из них был представлен работами П.Я. Гальперина, В. В.Давыдова, которые продолжали и развивали ряд принципиальных идей Л. С. Выготского, другой — работами школы Рубинштейна.  

       В рамках исследования деятельностного подхода были заложены основы психологического анализа труда как деятельности в целях повышения его эффективности. Изучению трудовой деятельности посвящены работы К. К. Платонова, Н. Д. Левитова, Е. А. Климова, Б. Ф. Ломова, В. Д. Шадрикова и др. Психологическая сущность трудовой профессиональной деятельности (труд со стороны его психологических компонентов) стали предметом отдельной области психологического знания – психологии труда.

       Традиционно психологию труда определяют как  отрасль науки, изучающую психику – психические процессы, состояния и индивидуально-психологические особенности личности в трудовой деятельности в целях повышения производительности труда и формирования профессионально важных качеств личности19.

       В рамках психологии труда изучаются  такие вопросы, как предмет и  объект труда, признаки труда, определение  и типы профессий и др.

       Можно сделать вывод, что идеи, заложенные Л. С. Выготским в его теории деятельности, оказали огромное влияние на развитие новых отраслей психологии и педагогики и сделали возможным изучение труда и профессий.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение 

       Престиж профессии и ее популярность на рынке  труда является одним из главных  факторов, влияющих на привлекательность  профессии и во многом определяет профессиональный выбор человека. Недостаточно осмысленный выбор профессии, не принимающий во внимание личностных особенностей, ценностей и стремлений человека, со временем приведет к разочарованию и снижению мотивации в профессиональной деятельности, следствием которого станет падение эффективности труда, переводя личностную проблему на социальный уровень, и синдром эмоционального выгорания, приводящий ко многим физическим и психическим недомоганиям, что особенно проявляется в профессиях типа «человек – человек». Между тем, профессиональная деятельность занимает основную часть жизни человека и может задавать существенные направления для самоактуализации.

       Личность  и деятельность – это две взаимосвязанные категории  
человеческого существования, разработанные ещё в 20-е г.г. XX века Л. С. Выготским. Основная идея теории Выготского заключается в том, что человек и его психика формируются и проявляются в его деятельности, и потому изучаться они могут, прежде всего, через их проявления в такой деятельности. Таким образом, задача психологии заключается  
в том, чтобы изучая "внешнюю сторону" деятельности, раскрыть "внутреннюю сторону", а точнее, понять реальную роль психического в деятельности.

        
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Баробанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания»// Вестник МГУ.– Сер.14, Психология.– 1995.– №1.
  2. Еникеев М. И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. М., 2007.
  3. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. – М., 1994
  4. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности: Учебное пособие. -  М., 1987.
  5. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения – М., 2004.
  6. Козлов В.Н. Физиология и психология труда. Научные основы оценки тяжести и напряженности труда. – Саратов,1984.
  7. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.–2001.– №11.
  8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1977.
  9. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирические исследования//Психологический журнал.– 2001.– №1.
  10. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. М.,1997.
  11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб, 1998.
  12. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С.Выготского). М.,1994.
  13. Денищик А. Гендерная история: предмет и методология. http://takaya.bytextsessaygend_hist (19.03.2009, 12.30).
  14. Синдром эмоционального выгорания в сфере паллиативной помощи. – http://www.rak.by (19.03.2009, 12.30).

Информация о работе Психолого-педагогический анализ профессий