Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 12:36, реферат
Профессиональное развитие — довольно сложный процесс, имеющий циклический характер; человек не только совершенствует свои знания, умения и навыки, развивает профессиональные способности, но может испытывать и отрицательное воздействие этого процесса. Такое воздействие приводит к появлению разного рода деформаций и состояний, снижающих не только профессиональные успехи, но и негативно проявляющихся в «непрофессиональной» жизни.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Феномен эмоционального выгорания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Психолого-педагогический анализ профессий типа
«человек – человек» особенности профессий .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Особенности профессии «педагог» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Особенности профессии «социальный работник» . . . . . . . 14
Особенности профессии «менеджер» . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Особенности профессии «экскурсовод» . . . . . . . . . . . . . . . 17
Деятельностный подход Выготского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
В дальнейшем теорию Выготского стали разрабатывать многие отечественные исследователи, например, С. Л. Рубинштейн или А. Н. Леонтьев. Рубинштейн, как уже было отмечено ранее, сформулировал принцип единства сознания и деятельности, а Леонтьев разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности.
Выделяя в качестве специфической особенности человеческой деятельности ее сознательный и целенаправленный характер, Рубинштейн отмечает, что в ней и через нее человек реализует свои цели, объективирует свои замыслы и идеи17.
Леонтьев рассматривал категории психического отражения, личности в неразрывной связи с категорией предметной деятельности. В своих работах он подчеркивал, что психическое отражение порождается именно в процессе развития чувственно-практической деятельности и вне целостной ее системы не может быть понято. Согласно А. Н. Леонтьеву, понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива. Мотив деятельности может быть как вещественным, так и идеальным18.
Последнее
время интерес к
В рамках исследования деятельностного подхода были заложены основы психологического анализа труда как деятельности в целях повышения его эффективности. Изучению трудовой деятельности посвящены работы К. К. Платонова, Н. Д. Левитова, Е. А. Климова, Б. Ф. Ломова, В. Д. Шадрикова и др. Психологическая сущность трудовой профессиональной деятельности (труд со стороны его психологических компонентов) стали предметом отдельной области психологического знания – психологии труда.
Традиционно психологию труда определяют как отрасль науки, изучающую психику – психические процессы, состояния и индивидуально-психологические особенности личности в трудовой деятельности в целях повышения производительности труда и формирования профессионально важных качеств личности19.
В рамках психологии труда изучаются такие вопросы, как предмет и объект труда, признаки труда, определение и типы профессий и др.
Можно
сделать вывод, что идеи, заложенные
Л. С. Выготским в его теории деятельности,
оказали огромное влияние на развитие
новых отраслей психологии и педагогики
и сделали возможным изучение
труда и профессий.
Заключение
Престиж профессии и ее популярность на рынке труда является одним из главных факторов, влияющих на привлекательность профессии и во многом определяет профессиональный выбор человека. Недостаточно осмысленный выбор профессии, не принимающий во внимание личностных особенностей, ценностей и стремлений человека, со временем приведет к разочарованию и снижению мотивации в профессиональной деятельности, следствием которого станет падение эффективности труда, переводя личностную проблему на социальный уровень, и синдром эмоционального выгорания, приводящий ко многим физическим и психическим недомоганиям, что особенно проявляется в профессиях типа «человек – человек». Между тем, профессиональная деятельность занимает основную часть жизни человека и может задавать существенные направления для самоактуализации.
Личность
и деятельность – это две взаимосвязанные
категории
человеческого существования, разработанные
ещё в 20-е г.г. XX века Л. С. Выготским. Основная
идея теории Выготского заключается в
том, что человек и его психика формируются
и проявляются в его деятельности, и потому
изучаться они могут, прежде всего, через
их проявления в такой деятельности. Таким
образом, задача психологии заключается
в том, чтобы изучая "внешнюю сторону"
деятельности, раскрыть "внутреннюю
сторону", а точнее, понять реальную
роль психического в деятельности.
Список литературы
Информация о работе Психолого-педагогический анализ профессий