Психосоциальная поддержка женщины, испытывающей повышенную тревожность перед родами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:33, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить основные социально-психологические причины повышенной тревожности женщины перед родами и определить методы и формы совершенствования психосоциальной поддержки женщины во время беременности.
Задачи исследования:
- рассмотреть исследование феномена беременность в отечественной и зарубежной литературе;

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЖЕНЩИНЫ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ………………………………………………………5
1.1.Исследование беременности в отечественной и зарубежной литературе……………………………………..…………………………….……….5
1.2. Беременность и триместры беременности……………………………….6
Выводы………………………………………………………………………….8
ГЛАВА II. ПОВЫШЕННАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА БЕРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ…..….9
2.1.Влияние беременности на эмоциональное состояние женщины……...9
2.2.Понятие тревожности и причины тревожности во время беременности……………………………………………………………..……….11
2.3.Формы и методы психосоциальной поддержки женщины во время беременности………………………………………………………..…………….12
Выводы………………………………………………………………………..16
ГЛАВА III. ФАКТОРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЖЕНЩИНЫ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ (ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)…………………………………………………….………..17
3.1.Выявление зависимости тревожности от социальных и психологических факторов…………………………………………………….…17
3.2.Исследование зависимости уровня тревожности беременных женщин от первичности и вторичности родов…………………………..…………………21
3.3.Рекрмендации по психосоциальной поддержке женщины, испытывающей повышенную тревожность перед родами………………………26
Выводы………………………………………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…………32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………33

Работа состоит из  1 файл

Психосоциальная поддержка женщины испытывающей повышенную тревожность перед родами.docx

— 173.27 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования 

«Тверской государственный  университет»

 

 

Факультет психологии и социальной работы

Кафедра педагогики, социальной работы и социальной психологии

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине специализации

«Психосоциальная поддержка  семей, женщин»

 

Психосоциальная поддержка женщины, испытывающей повышенную тревожность перед родами

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 4 курса очного отделения

Смирнова Мария Александровна

 

Научный руководитель:

кандидат философских наук, доцент Борисова  Ольга Николаевна

 

 

Оценка:

_____________

«___»_________________2012г

Подпись научного руководителя

__________________

 

 

Тверь 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЖЕНЩИНЫ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ………………………………………………………5

1.1.Исследование беременности  в отечественной и зарубежной  литературе……………………………………..…………………………….……….5

1.2. Беременность и триместры  беременности……………………………….6

Выводы………………………………………………………………………….8

ГЛАВА II. ПОВЫШЕННАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА БЕРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ…..….9

2.1.Влияние беременности  на эмоциональное состояние женщины……...9

2.2.Понятие тревожности  и причины тревожности во время  беременности……………………………………………………………..……….11

2.3.Формы и методы психосоциальной  поддержки женщины во время  беременности………………………………………………………..…………….12

Выводы………………………………………………………………………..16

ГЛАВА  III. ФАКТОРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЖЕНЩИНЫ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ (ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)…………………………………………………….………..17

3.1.Выявление зависимости  тревожности от социальных и психологических факторов…………………………………………………….…17

3.2.Исследование зависимости  уровня тревожности беременных  женщин от первичности и вторичности  родов…………………………..…………………21

3.3.Рекрмендации по психосоциальной  поддержке женщины, испытывающей  повышенную тревожность перед  родами………………………26

Выводы………………………………………………………………………..31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…………32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………33

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..35

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Особенности психического состояния женщин в период беременности на протяжении многих лет привлекают внимание специалистов. При этом отмечается как эмоционально отрицательная роль беременности, так и положительная. О благоприятном влиянии беременности писал еще Гиппократ, а тяжелое состояние женщины, ожидающей ребенка, ее проблемы изучены недостаточно. При беременности у женщины изменяется психика, ее отношение к окружающим, беременная по-особенному реагирует на внешние и внутренние раздражители, поэтому психосоциальная поддержка женщины во время беременности является важным аспектом. Психика беременной женщины заполнена своими собственными ощущениями. В значительной степени изменяется реактивность всего организма женщины, включая и психическую форму [7;32].

Беременность ставит перед женщиной, порой совсем непростые задачи. Сам  факт ее наступления зачастую заставляет испытать целую бурю эмоций, в которой  трудно разобраться. Эмоции приходят совсем разные, противоречивые, даже если женщина  беременность планировала, предчувствовала  и ждала. Часто в представлении  беременность бывает счастливым временем, лишенным забот и проблем, а в  реальности оказывается, что вместе с ее наступлением и трепетной  радостью приходит и тревога, страх  изменения жизни, отношений в  семье и с мужем, сожаление  о чем-то недоделанном. При этом женщина  продолжает жить свою жизнь, полную разных переживаний, проблем. Еще сложнее  может выглядеть ситуация, когда  беременность неожиданная, а семейная ситуация не так устойчива, как могла  бы быть. С точки зрения физиологии начало беременности тоже непростое  время: в организме женщины происходит мощная гормональная перестройка, темпы  формирования и развития дитя очень  высоки, все это влияет на самочувствие будущей мамы [31;17].

Проблема подготовки женщин к беременности в научной литературе представлена недостаточно полно и в основном в медицине, социологии и клинической психологии. Внимание ей стало уделяться только в последнее десятилетие и рассмотрение этой проблемы можно найти у таких авторов как: Филиппова Г.Г., Мещерякова, С.Ю. Брутман В.И., Де Маус Л., Полок Д., Арьес Ф., Радионова М.С, Бадинтер Э., Эриксон Э., Д. Винникот.

Кроме подготовки к беременности авторы (В.И. Брутман, А.Я. Варга, М.С. Радионова, Г.Г. Филиппова) изучали психологическое состояние женщин во время вынашивания ребенка. Это позволяет предположить, что беременность, как особое состояние женщины привлекает внимание специалистов. Но проблемы, возникающие в период беременности, нуждаются в дальнейших исследованиях.

Объект исследования: состояние женщин во время беременности.

Предмет исследования: психосоциальная поддержка женщины, испытывающей повышенную тревожность во время беременности.

Цель исследования: выявить основные социально-психологические причины повышенной тревожности женщины перед родами и определить методы и формы совершенствования психосоциальной поддержки женщины во время беременности.

Задачи исследования:

- рассмотреть исследование феномена беременность в отечественной и зарубежной литературе;

- выявить психологические особенности беременных женщин;

- изучить влияние беременности на эмоциональное состояние женщин;

- раскрыть понятие «тревожность», выявить причины тревожности женщины во время беременности;

- определить формы и методы психосоциальной поддержки женщин во время беременности.

Гипотеза исследования: уровень тревожности беременной женщины зависит от первичности (вторичности) родов и от ее возраста.

Основные методы исследования: анализ научной литературы, сравнительно-сопоставительный анализ, анкетирование, интервьюирование, систематизация, элементы математических методов, обобщение.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЖЕНЩИНЫ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ

1.1.Исследование беременности в отечественной и зарубежной литературе

Для беременных женщин и в России и за рубежом чаще всего пишут  врачи, поэтому вопросы психологического состояния женщины в период беременности отражены в них довольно слабо. Однако в книгах зарубежных авторов затрагивается вопрос психологической подготовки к родам (но не протекания беременности в целом). Так, британский врач Грантли Дик-Рид, написавший множество книг для женщин, ожидающих ребенка, указывает на страх и тревогу, которые мешают нормальному протеканию третьего триместра беременности и родов. В своих книгах он рассказывает о разработанной им программе "естественных родов", описывает ее преимущества для женщины и ребенка. В частности, основным положением "естественных родов" является спокойствие и полное расслабление рожающей женщины. В книге "Роды без страха" он пишет о том, что "если пациентка спокойна и готова к сотрудничеству, это дает существенные преимущества… Серьезные проблемы при естественных родах могут быть вызваны эмоциональной неустойчивостью матери или отца. "[14;27]. В свою очередь, французский врач Мишель Оден также отмечает важность психологического комфорта для женщины в период подготовки к родам и самих родов.

Кроме того, в зарубежной литературе рассматривается вопрос о развитии ребенка в перинатальный период. Психоаналитик доктор Сильвио Фанти в книге "Микропсихоанализ" высказывает мнение о том, что источники всех проблем человека лежат задолго до его рождения. Отношения между матерью и ребенком в период беременности он назвал "внутриутробной войной", которая заканчивается после рождения ребенка и может возобновиться с новой яркостью, если мать наносит обиды своему ребенку. Этот момент также находит свое отражение в трудах Дональда Винникотта. В своем анализе Винникотт спускается к моменту возникновения психики, когда "мозг как орган уже позволяет регистрировать переживаемый опыт, собирать данные, сортировать явления и классифицировать их. Такое слово, как "фрустрация", уже имеет смысл: ребенок способен держать в уме идею, что нечто ожидалось, но в полной мере не исполнилось. В свете подобных теоретических рассуждений, возможно допустить факт существования человеческой личности до рождения"[2;35].

Обратимся к работам отечественных  психологов и педагогов. Борис Павлович Никитин в своей последней  книге отводит большое место  беременности и рождению ребенка. Наряду с закаливанием и правильным питанием женщины, регулярными занятиями  спортом, он отмечает важность психологической  готовности женщины к рождению ребенка. "Девять месяцев ожидания, раздумий о малыше, его будущем, то есть сосредоточенность  матери на ребенке, - это ведь не только гормональное, но и биоэнергетическое  взаимопонимание…Добрые мысли, видимо, помогают рождению добрых чувств, недобрые - делают сдвиги в иных направлениях"[24;44]. Внимание женщины переключается от стрессовых ситуаций на ребенка, который растет и развивается внутри ее [15;24].

1.2. Беременность  и триместры беременности

Беременность - это состояние женщины в период развития в организме плода. Рассмотрим систематизированные имеющиеся теоретические сведения по данной проблеме и структурированную информацию в соответствии с тремя фазами (триместрами) протекания беременности.

Проблемы первого триместра беременности.

Это время революционных  перемен не только в физиологии женщины, но и в ее психологии, характеризуется  рядом изменений в организме  матери, к которым она почти  не готова.

В психологическом состоянии  женщины происходят огромные перемены. Это, так называемый, кризис перемен. Во внутреннем, сокровенном пространстве ее "Я", появилось пространство другого человека, с существованием которого надо не просто считаться, а возможно, перестроить всю жизнь, изменить все планы. Появляется повышенная раздражительность. Женщина становится эмоционально ранимой, склонной к беспокойству, более чувствительной к негативным переживаниям. Изменение психологического состояния, возможно, может отразиться на социальном окружении женщины. Не все домашние могут сразу принять такие изменения в поведении будущей мамы. Мужчине гораздо сложнее включиться в процесс беременности жены и стать "беременным" папой. Есть вероятность, что возникнет непонимание коллег по работе и учебе, могут быть конфликты с начальством. Причем все это происходит без желания самой женщины меняться, здесь опять «работают» гормоны.

У повторнородящих женщин этот период проходит так же, за исключением  того, что они уже знают изменения, которые происходят в организме  во время беременности. Но они связаны со старшими детьми, которые как требовали, так и требуют массу внимания[19;78].

Характерные особенности второго триместра беременности.

Женщина начинает привыкать  к своему новому «Я». Беременная со страхом начинает перебирать все  факторы риска, которым она подвергалась с начала беременности и думать, как же они скажутся на ребенке. Практически у всех появляется страх пред родами. Также в этот период, в последнее время довольно часто, многие будущие мамы сталкиваются с такой проблемой как - угроза беременности. Это является дополнительной тревогой в это непростое для женщины время[31;65].

Но все-таки к концу II триместра муж и близкие родственники потихоньку привыкает к её новой роли. Все стараются помочь, поддержать.

Характеристика третьего триместра беременности.

Женщина уже привыкла к  постоянным толчкам ребенка. Практически  у всех беременных в этот срок увеличивается тревога за будущего малыша. Их больше всего волнуют предстоящие роды, их ожидание связано с целой серией страхов. Бывает, что в ожидании приближающихся родов женщина начинает испытывать страх перед смертью. Дело даже не в страхе за собственную жизнь, а скорее в предчувствии переживаний ребенка, который в процессе рождения проходит стадию психологического "умирания"[27;39].

ВЫВОДЫ

Беременность особое время  постоянного изменения, преображения. Процесс развития и роста дитя происходит в маминой матке, и  сама женщина во время беременности и родов меняется - становится матерью, постигает свое женское предназначение. Этот процесс перехода к материнству  протекает на всех уровнях: физическом, ментальном, эмоциональном, преображается  тело и душа женщины. Гормональный фон  беременности может привести к частым сменам настроения, повышению тревожности, изменениям либидо, утомляемости и  слезливости, к другим неожиданным  эмоциональным изменениям. Порой  достаточно много испытаний доставляет женщине ее общая жизненная ситуация. Все это, происходящее внутри и около  беременной женщины, требует зачастую от нее большого напряжения сил. В  это время очень важно качество и достаточность поддержки, которую  получает женщина, востребованной может  оказаться профессиональная помощь психолога, акушерки или опытной  женщины, прошедшей опыт вынашивания  и рождения ребенка.

Перинатальная взаимосвязь  между матерью и ребенком играет огромную роль в его физическом и  психологическом здоровье. Во время  беременности у женщины возникает  особое психологическое состояние  сосредоточенности на своем внутреннем мире и на будущем ребенке, которое  в значительной степени отражается на ее самочувствии и состоянии плода. Необходимо помнить, что все последние  научные исследования показывают, что  каждая сильная эмоция матери, будь то тоска или просто резкий перепад  настроений, через пуповину доходит  до плода.

Информация о работе Психосоциальная поддержка женщины, испытывающей повышенную тревожность перед родами