Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:33, курсовая работа
Цель исследования: выявить основные социально-психологические причины повышенной тревожности женщины перед родами и определить методы и формы совершенствования психосоциальной поддержки женщины во время беременности.
Задачи исследования:
- рассмотреть исследование феномена беременность в отечественной и зарубежной литературе;
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЖЕНЩИНЫ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ………………………………………………………5
1.1.Исследование беременности в отечественной и зарубежной литературе……………………………………..…………………………….……….5
1.2. Беременность и триместры беременности……………………………….6
Выводы………………………………………………………………………….8
ГЛАВА II. ПОВЫШЕННАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА БЕРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ…..….9
2.1.Влияние беременности на эмоциональное состояние женщины……...9
2.2.Понятие тревожности и причины тревожности во время беременности……………………………………………………………..……….11
2.3.Формы и методы психосоциальной поддержки женщины во время беременности………………………………………………………..…………….12
Выводы………………………………………………………………………..16
ГЛАВА III. ФАКТОРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЖЕНЩИНЫ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ (ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)…………………………………………………….………..17
3.1.Выявление зависимости тревожности от социальных и психологических факторов…………………………………………………….…17
3.2.Исследование зависимости уровня тревожности беременных женщин от первичности и вторичности родов…………………………..…………………21
3.3.Рекрмендации по психосоциальной поддержке женщины, испытывающей повышенную тревожность перед родами………………………26
Выводы………………………………………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…………32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………33
ГЛАВА II. ПОВЫШЕННАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА БЕРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ
2.1.Влияние беременности на эмоциональное состояние женщины
Изучение психологического
состояния женщин во время вынашивания
ребенка позволяет
Психологические изменения
во время беременности проявляются
в так называемом синдроме беременности.
Применительно к беременности, синдром
- это новое психогенное
1.На первом этапе чаще всего испытывается аффект осознания себя беременной. Чем выше у беременной женщины социальный и интеллектуальный уровень, чем более она независима и профессионально успешна, тем больше вопросов о смысле деторождения будет поставлено ею перед собой, тем труднее ей будет решиться стать матерью[5;47].
2.Следующим этапом развития синдрома беременности является рефлексивное принятие нового собственного образа: "Я - в положении". Этот этап характеризуется признанием физиологических изменений в своем организме и может оказывать глубокое психологическое влияние на ожидающих матерей.
3.Особого внимания заслуживает симптом эмоциональной лабильности, который, в той или иной степени присущ для всего периода беременности. Под этим симптомом подразумевается эмоциональная дезадаптивность, которая проявляется в колебаниях фона настроения. У некоторых женщин возрастает пассивность и появляется ощущение высшей удовлетворенности и наслаждения. У других в это время наступает легкая депрессия и усиливается физическая активность. Колебание настроения могут выражаться в различной степени внутреннего напряжения: в ощущениях скуки, в медлительности, в возрастающем недовольстве собой, в вербализованном чувстве угнетенности.
4.С момента осознания и внутреннего принятия себя беременной у женщины обнаруживается симптом противоречивого отношения к беременности. Исследователи отмечают, что в это время наблюдаются характерные быстрые колебания настроения и воскрешение прежних тревог, аффектом, в котором одновременно присутствуют радость, оптимизм, надежда и настороженное ожидание, страх, печаль [17;89].
5.Далее возникает характерная для беременности психическая перестройка самосознания женщины с постепенным включением в него образа ребенка. В этот момент будущей матерью переживается симптом новой жизни в себе. Этот этап чаще всего наступает тогда, когда женщина начинает ощущать первые шевеления плода. Женщина в этот период обычно начинает трактовать поведение будущего младенца: "проснулся", "веселится", "беспокоится" и т.п. Некоторые женщины настолько погружены в эти переживания, что в их поведении также начинают появляются черты детскости. Они становятся более сенситивными и внушаемыми, беспомощными и размягченными. Особое эмоциональное состояние способствует формированию образа ребенка, который включается в самосознание женщины. Симптом характеризуется надвигающейся ответственностью за судьбу ребенка, снами, мечтами и фантазиями о нем[18;41].
Таким образом, описанный выше синдром, является типичным для периода беременности у всех женщин. Вместе с тем, его симптомы в конкретных случаях могут быть представлены с различной степенью выраженности в каждом конкретном случае [25;154].
2.2.Понятие тревожности и причины тревожности во время беременности
В необычных условиях, люди
испытывают более или менее сильное
эмоциональное напряжение, которое
субъективно переживается как чувство
беспокойства, тревожности страха.
Слишком высокий уровень
Тревога - это неопределенный страх, проецируемый в будущее. Вроде все хорошо, но человек находится в постоянном ожидании, что вот-вот случится что-то нехорошее с ним или с его близкими.
Во время беременности весь организм женщины претерпевает значительные изменения, что само по себе, способствует развитию тревоги. Женщина может не чувствовать себя готовой заботиться о малыше. Ответственность за ребенка порождает повышенные требования к себе. Завышенные требования к себе, стремление достичь идеала и стать образцовой мамой также ведет к тревоге.
Развитию тревоги способствует оторванность будущей мамы от активной жизни особенно, когда она не работает и сидит дома, - отсутствие новых впечатлений и положительных эмоций, а также негативный чужой опыт.
В настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой, тревожность имеет природную основу (как свойство нервной системы) [16;47].
Факторы, пугающие будущих мам:
· Незапланированная спонтанная беременность.
· Возможные осложнения во время беременности, которые могут повлиять на здоровье будущего ребенка.
· Боязнь родов: ожидание боли, ощущение беспомощности, отсутствие власти над собственным телом.
· Генетические страхи: рождения неполноценного ребенка вследствие необратимых природных причин.
· Эстетические страхи: боязнь тех изменений, которые происходят с лицом и фигурой
· Страх о здоровье будущего ребенка.
· Страх стать плохой матерью: сомнение в собственной способности правильно ухаживать за ребенком.
· Боязнь ответственности за судьбу ребенка: никто в такой мере не отвечает за жизнь и здоровье другого человека, как мать за дитя.
· Страх будущего: различных перемен в семье, связанных с появлением ребенка от материальных и жилищных сложностей до изменения отношений с мужем и крушения профессиональной карьеры[22;4].
Отягощенный акушерский анамнез (наличие у первородящей абортов, выкидышей, возрастные первородящие), неблагоприятное социальное положение все эти составляющие являются показанием для оказания психосоциальной помощи в виде урегулирования психоэмоционального состояния беременных с подобными проблемами. Проведение работы с урегулированием внутрисемейных отношений. Уменьшение или устранение страхов и тревог по поводу беременности, родов. Обучение женщин навыкам саморегуляции, аутогенной тренировки, совладания с трудными жизненными ситуациями. Немаловажное значение для предродовой подготовки имеют занятия по лечебной гимнастике[16;21].
Социально-психологическая
Реализация данной помощи способствует формированию осознанной материнской позиции у беременных женщин и профилактики социального сиротства, формированию положительных тенденций в изменении психоэмоционального состояния[21;101].
Классификация методов психологической помощи:
1.Блок когнитивных методов, направленный на процессы осознания, на мыслительные процессы, рефлексия собственных состояний:
- информирование о ходе беременности, родов, послеродовом периоде, уходе за ребенком вносит в представления беременной женщины ясность, конкретность. По мере информирования пугающие моменты становятся рациональноосознанны. Знания разрушают мифы и вселяют чувство уверенности и ощущение защищенности женщинам;
- библиотерапия, видеотерапия (в ходе работы группы участницам рекомендуется литература, периодические издания, где освещены актуальные вопросы и сходные беременным проблемы; осуществляется просмотр видеофильмов, где описываются те темы, которые чаще всего вызывают тревогу; в обоих методах использован принцип эмоционального сопереживания, который позволяет беременным женщинам опосредованно делать выводы по собственным ситуациям, получить ответы на волнующие вопросы);
- анализ имеющихся и возможных ситуаций в ходе беседы (в случае актуальных проблемных ситуаций психолог помогает установить причинно-следственные связи, причины поведения; используются ситуации как межличностного общения со взрослыми членами семьи, так и взаимоотношений с ребенком; предполагаются как групповые, так и индивидуальные формы работы).
2.Блок методов, ориентированных на эмоционально-энергетические ресурсы беременной женщины (данные методы позволяют аккумулировать творческий потенциал, избавиться от неконструктивных эмоций и получить опыт позитивных; методы способствуют установлению психоэмоциональной связи матери и ребенка, формированию у матери более четкого представления о ребенке, мотивированию женщины к материнству, формированию более осознанной материнской позиции):
- метод арт-терапии.
- телесноориентированные техники с элементами танцевальной терапии.
- творческие визуализации.
- релаксация.
3.Блок поведенческих методов (акцент данного блока сделан на перекоординацию неэффективных моделей поведения и формирование новых моделей):
- ролевые игры (беременные женщины получают опыт переживания состояния материнства; моделируют собственное поведение в отношении ребенка, анализируют эффективность различных моделей родительского поведения)[30;34].
Основные формы работы с беременными женщинами:
1.Психологические занятия: психодиагностическое исследование психоэмоционального состояния; психологические тренинги, направленные на коррекцию страхов, установление эмоционально-значимой связи между матерью и ребенком, гармонизацию телесного и психического аспектов личности беременной женщины; психологические лекции; сеансы релаксации; занятия по арт-терапии (рисование, лепка); практикумы по воспитанию, в ходе которых обсуждаются часто встречающиеся ситуации в общении родителей и детей различных возрастных групп.
2.Групповые занятия (посвященные знакомству группы беременных, обмену впечатлениями, знаниями, эмоциями; знакомство с внутренним миром малыша).
3.Беседы.
4.Дискуссии.
5.Лекции.
6.Индивидуальные консультации.
Таким образом, охватываются практически все стороны психики женщины: когнитивная сфера, в большей степени психоэмоциональная, психоэнергетическая, поведенческая. Что является необходимым для создания психологической защиты для беременной женщины и ее ребенка[30;35].
ВЫВОДЫ
Изучение психологического
состояния женщин во время вынашивания
ребенка позволяет
Физиологическая перестройка в центральной нервной системе приводят к тому, что переутомление, ослабленное физическое состояние вполне может привести к беспокойству. То есть, будущая мама изначально, по физиологическим показателям, предрасположена к тревожности.
Также на уровень тревожности во время беременности у женщины влияют изменения связанные ощущениями, чувствами и настроением. Ей кажется, что мир вокруг нее изменился из-за перемен, происходящих в ней самой. Изменение психического состояния женщины при нормальной беременности возникает под влиянием изменений, происходящих в ее нервной и эндокринной системах, регулирующих беременность.
Исходя из вышесказанного, можно с полной уверенностью считать беременность качественно новым состоянием организма и психики женщины. Более того, это состояние является переходом к одному из самых важных периодов в жизни женщины периоду, когда гармония в семье во многом (если не полностью) будет зависеть от ее умения быть матерью.
Поэтому во время беременности женщине необходима помощь, которая способствует формированию осознанной материнской позиции и формированию положительных тенденций в изменении психоэмоционального состояния.