Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:33, курсовая работа
Цель исследования: выявить основные социально-психологические причины повышенной тревожности женщины перед родами и определить методы и формы совершенствования психосоциальной поддержки женщины во время беременности.
Задачи исследования:
- рассмотреть исследование феномена беременность в отечественной и зарубежной литературе;
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЖЕНЩИНЫ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ………………………………………………………5
1.1.Исследование беременности в отечественной и зарубежной литературе……………………………………..…………………………….……….5
1.2. Беременность и триместры беременности……………………………….6
Выводы………………………………………………………………………….8
ГЛАВА II. ПОВЫШЕННАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА БЕРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ…..….9
2.1.Влияние беременности на эмоциональное состояние женщины……...9
2.2.Понятие тревожности и причины тревожности во время беременности……………………………………………………………..……….11
2.3.Формы и методы психосоциальной поддержки женщины во время беременности………………………………………………………..…………….12
Выводы………………………………………………………………………..16
ГЛАВА III. ФАКТОРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЖЕНЩИНЫ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ (ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)…………………………………………………….………..17
3.1.Выявление зависимости тревожности от социальных и психологических факторов…………………………………………………….…17
3.2.Исследование зависимости уровня тревожности беременных женщин от первичности и вторичности родов…………………………..…………………21
3.3.Рекрмендации по психосоциальной поддержке женщины, испытывающей повышенную тревожность перед родами………………………26
Выводы………………………………………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…………32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………33
3.3.Рекомендации по психосоциальной поддержке женщины, испытывающей повышенную тревожность перед родами
Проведенное исследование позволяет сделать следующие рекомендации по психосоциальной поддержке.
Общие рекомендации беременным женщинам.
I триместр
1.Если есть возможность, то ложитесь спать рано, отдыхайте днем. Если не хочется спать, можно просто полежать, расслабиться, отдохнуть.
2.Регулярно слушайте приятную музыку, пойте, читайте детские книги. Общайтесь с малышом.
3.Чаще бывайте на свежем воздухе. Режим должен быть по возможности спокойным, комфортным.
4.Благотворное влияние
II триместр
1.В это время Вам полезно
вести активный образ жизни.
Пойдут на пользу бег,
2.Выполняйте специальный комплекс активных физических упражнений, составленный для беременных: упражнения-растяжки, суставная гимнастика, упражнение на расслабление, дыхательные упражнения, упражнения в бассейне.
3.Подберите свой гардероб. Одежда
должна быть свободной, легкой,
удобной, нигде не давить, особенно
в области талии. Старайтесь
носить хлопчатобумажное белье.
4.Причиной плохого сна может
быть чрезмерная резвость
5.Следует выполнять упражнения на расслабление, послушать приятную для Вас музыку, порисовать. Заняться вязанием, шитьем.
6.Очень важно устранить
III триместр
1.Для уменьшения неприятных
ощущений используйте
2.Обязательно следите за
3.Если врач не возражает,
4.Обязательно надо научитесь отдыхать и расслабляться. Выполнять суставную гимнастику.
5.Заранее стоит определиться с местом родов. Подготовить «приданное» малышу и себе в роддом.
Рекомендации для первородящих женщин.
I триместр
1.Стараться ограничивать физические и эмоциональные нагрузки. Отрицательные эмоции не «пропускать» через себя.
2.Мужу и родным постараться объяснить то, что ваше положение изменилось и теперь стоит некоторые моменты пересмотреть в отношениях друг с другом.
II триместр
1.Есть смысл посетить специальные занятия для беременных, на которых специалисты расскажут о том, как должна протекать беременность, какие изменения происходят в это время в организме женщины, как развивается плод. Также научат специальным упражнениям для беременных, дыханию. Еще вы получите информацию о физиологии и психологии родах, вас научат как себя вести в процессе родов.
III триместр
1.Стоит определиться с местом родов.
2.Не забыть оставить список указаний, что должны приготовить муж и родственники к вашей выписке из роддома. При этом также все тщательно продумать и записать, чтобы этот вопрос после рождения ребенка уже не занимал вас.
3.Стараться не примерять все
негативные рассказы подруг
4.Попытаться создать
5.Поговорить с близкими (особенно женщинами: мама, свекровь, бабушка), чтобы они помогли в первое время после родов.
Рекомендации для
I триместр
1.Вспомнить все лучшие моменты своей предыдущей беременности и попытаться их применить в этой.
2.Создать у себя уверенность, что все пройдет благополучно.
II триместр
1.Начать готовить старших детей к тому, что в семье вскоре появиться пополнение.
2.Стоит также посетить курсы по подготовке беременных, особенно если в первой беременности таких курсов Вы не проходили.
3.Поговорить с мужем и родными, чтобы обрести уверенность в том, что, если придется лечь в больницу, дом и дети будут под присмотром
III триместр
1.Продолжать готовить старших детей к скорому появлению брата и сестры. Дать послушать как толкается ребенок в животе, попробовать поговорить с ним. Дать понять старшему ребенку, что с рождением младшего, он не станет менее любим.
2.Также старательно отнестись к выбору роддома.
3.Не забыть оставить список указаний, что должны приготовить муж и родственники к вашей выписке из роддома.
Рекомендации для родственников
1.Будьте снисходительны к так
называемым «запросам»
2.Старайтесь разгрузить беременную в домашних делах, чтобы она могла побольше отдыхать (особенно в I триместр). Помогайте, по возможности, по максимуму ей и во всем (особенно после рождения ребенка).
3.Старайтесь радовать
Рекомендации для медперсонала в женских консультациях и роддоме.
1.Относитесь к беременным женщинам с пониманием, любовью. Постарайтесь не вызывать отрицательные эмоции у будущих мам.
2.Объясняйте, зачем Вы проводите то или иное обследование, назначаете те или иные лекарства. В разговорах с женщинами поменьше употребляйте медицинские термины, а если все-таки в этом есть необходимость, то объясняйте, что эти термины обозначают.
3.В роддоме особенно важно, чтобы лечащий врач и женщина нашли общий язык. Особенно это касается детских докторов. Поэтому, каждый день сообщайте мамам о состоянии их малышей, особенно если это состояние ухудшилось. Будьте внимательны, вежливы и доброжелательны по отношению к беременным и родившим женщинам.
ВЫВОДЫ
В период ожидания ребенка, у женщины преобладают интересы связанные с рождением, здоровьем будущего ребенка, изменением самочувствия, фигуры и т.д. Восприятие стрессогенных факторов у повторнородящих и первородящих женщин имеет как схожие, так и различные тенденции. Различия проявляются в основном, в принятии женщинами своей беременности. Это объясняется тем, что повторнородящие женщины уже имеют опыт беременности и знают, что такое быть матерью, а первородящие женщины пока еще нет. Это выражается в беспокойстве, касающемся изменений психологического и физиологического состояний.
Эмоциональная сфера беременной
женщины характеризуется
Уровень тревожности у повторнородящих и первородящих женщин имеет как схожее, так и различное. Если говорить о схожем, то у первородящих и повторнородящих женщин присутствует высокий уровень тревожности, но в большей степени он проявлен у первородящих женщин. Так же различным является и то, что у первородящих женщин присутствует очень высокий уровень тревожности. Таким образом, можно сказать, что у первородящих женщин более высокий уровень тревожности, чем у повторнородящих женщин. Частично данный факт объясняется их различным социальным статусом: в частности, женщины, уже имеющие детей, знают, что такое быть матерью, а первородящие женщины пока еще нет.
Уровень тревожности также во многом зависит от возраста беременной женщины. Исследование показало, что уровень тревожности выше у тех женщин, которые старше. Ожидание ребенка в достаточно зрелом возрасте нередко связано с повышенным риском различных осложнение, чем и объясняет тревогу будущей матери.
Социальная ситуация комфорта протекания беременности очень важна для нормального физического и психического развития ребенка. Показателем существования такой социальной ситуации служит положительный эмоциональный фон. А действующие стрессогенные факторы ослабляют этот фон. В результате уже в утробе у малыша возникает негативное отношение к реальному миру. Цель данной работы требовала решения следующих задач: выявить факторы, вызывающие стресс в период беременности; выявить зависимость стрессогенных факторов от первичности (повторности) родов и периода протекания беременности; разработать рекомендации беременным женщинам для максимально комфортного протекания беременности и родов. Анализ результатов исследований показал, что выделение стрессогенных факторов для женщины в период беременности возможно и необходимо для оказания им своевременной социально-психологической помощи и поддержки, восприятие стрессогенных факторов у повторнородящих и первородящих женщин имеет как схожие, так и различные тенденции. Гипотеза о том, что уровень тревожности беременной женщины зависит от первичности (вторичности) родов и от ее возраста требовала разработку следующих проблем: действительно ли эмоциональная сфера беременной женщины характеризуется повышенной тревожностью; есть ли зависимость уровня тревожности от первичности (повторности) родов; есть ли зависимость уровня тревожности от возраста беременной женщины. Исследование показало, что во время беременности уровень тревожности у женщин увеличивается. Причем у первородящих женщин уровень тревожности выше, чем у повторнородящих женщин. Ответственность за ребенка порождает повышенные требования к себе. Завышенные требования к себе, стремление достичь идеала и стать образцовой мамой также ведет к тревоге. Результаты исследования показали, что возраст беременной женщины также влияет на ее эмоциональное состояние - чем старше женщина, тем выше ее уровень тревожности. Таким образом, выдвинутая гипотеза получила подтверждение.
1.Арьес Ф. Ребёнок и семейная жизнь при старом порядке. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1999.
2. Айванхов О.М. Воспитание, начинающееся до рождения. - СПб . “Сердце” 2006.
3.Бадинтер Э. Мужская сущность. - Пер. с франц. И.О. Крупичевой, Е.Б. Шевченко. - М., 1995.
4.Баженова О.В, Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребёнка – М.:Мысль,2005.
5.Белогай К.Н. Современные подходы к психологическому исследованию беременности. - М.: РГУ, 2004.
6.Брусиловский А.И. Жизнь до рождения.– М.: "Знание", 1991.
7.Брутман В.И., Психологические феномены, возникающие в связи с нежеланной беременностью. - М, 1996.
8.Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребёнку в период беременности.//Вопросы психологии,1997, №7.
9.Варга Д. "Дела семейные". - М, 2007.
10.Винникот Д. В. "Маленькие дети и их матери". - М, 1998.
11.Виткин Дж. Женщина и стресс. - СПб: Питер Пресс, 1996.
12.Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб, 2002.
13.Де Maус Л. Эволюция детства. - М, 1977.
14.Дик-Рид Г. Роды без страха. - М, 1996.
15.Добряков И.В., Лазарева И.П. Здоровые роды.Счастливый малыш.-М,1998
16.Драпкин Б.З. Психотерапия материнской любовью. – М, 2004.
17.Емелина, Н. Жду малыша.// Мама, это я! - 2009. - № 11 (44) . - С. 88 - 91.
18.Захарова Е.И. Личностные изменения, связанные с появлением ребенка // Журнал практического психолога 2003 № 4-5 с. 38 – 45.
19.Захаров А.И. Влияние эмоционального стресса матери на течение беременности и родов. – СПб, 2005.
20.Каган Дж., Фриман М. Связь
21.Коваленко Н. П. Психологические особенности коррекции эмоционального состояния женщины в период беременности и родов. - СПб,1998.
22.Колосов, Л.Ю. Мамы разные бывают / Растем вместе. - 2007. № 05. - С.3–5
23.Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству.- М, 2007.
24.Никитин Б. П., Никитина Л. А. Резервы здоровья наших детей. – М, 2006.
25.Овчарова Р.В. Психология родительства.- М.: Академия, 2005.
26.Оден М. Возрожденные роды. – М, 1994.
27.Пайнз Д. Бессознательное использование женщиной своего тела.– М, 1997
28.Перну Л. Я жду ребенка – М, 2010.