Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 00:57, реферат
Очевидно, каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми. Ничего странного в этом нет. Как образно заметил американский психолог Б.Вул, «жизнь – процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их.
Введение
1.Конфликты
1.1 Типология конфликта
1.2 Стадии и структуры конфликта
2.Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения.
2.1 Несовпадение рассуждений
2.2 Особенности восприятия
2.3 Субъективная предрасположенность к конфликтам
3.Пути разрешения конфликта
3.1 Стратегия поведения в конфликтной ситуации
3.2 Правила поведения в конфликтных ситуациях
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение…………………………………………
1.1 Типология конфликта……………………………
1.2 Стадии и структуры конфликта……………………………….5
2 Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения....6 2.1 Несовпадение рассуждений…………………………………...6
2.2 Особенности восприятия……………………
2.3 Субъективная
3 Пути разрешения конфликта………………………………………9
3.1 Стратегия поведения в
3.2 Правила поведения в
Заключение……………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Очевидно, каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми. Ничего странного в этом нет. Как образно заметил американский психолог Б.Вул, «жизнь – процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим». Поэтому руководителю да и каждому культурному человеку необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении; к сожалению, для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из них. Кроме того, как только возникает конфликт, а он всегда связан с эмоциями, мы начинаем испытывать дискомфорт, напряжение, которые могут привести даже к стрессовым ситуациям, нанося тем самым ущерб здоровью участников конфликта.
Так
что же такое конфликт? В психологии
конфликт определяется как «столкновение
противоположно направленных, несовместимых
друг с другом тенденций в сознании
отдельно взятого индивида, в межличностных
взаимодействиях или межличностных отношениях
индивидов или групп людей, связанное
с отрицательными эмоциональными переживаниями».
Как следует из этого определения, основу
конфликтных ситуаций в группе между отдельными
людьми составляет столкновение между
противоположно направленными интересами,
мнениями, целями, различными представлениями
о способе их достижения.
1.
Конфликты
1.1 Типология конфликта
В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех случаев, которые берутся за основу.
Конфликт может быть внутриличностным, межличностным, между личностью и группой, в которую личность входит, между организациями или группами одного или различного статуса.
Внутриличностный конфликт вызывается различными психологическими факторами внутреннего мира личности: потребностями, интересами, желаниями, чувствами, ценностями, мотивами и т.п. В зависимости от того, какие внутренние стороны личности вступают в конфликт, выделяют следующие его формы: мотивационный, нравственный, нереализованного желания, ролевой, адаптационный, неадекватной самооценки.
Межличностный конфликт является наиболее распространенной формой конфликта в организациях. Это, как правило, борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, вакантное место, рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый при этом считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не кто-нибудь другой. Межличностный конфликт может также проявиться в столкновении различных типов характера, темперамента.
Конфликт между личностью и группой возникает тогда, когда член группы отступает от сложившихся в группе норм поведения и труда. Другой распространенный конфликт этого типа между группой и руководителем. Наиболее остро такие конфликты протекают при неадекватности стиля руководства уровню зрелости коллектива, из-за несоответствия компетентности руководителя и специалистов, из-за неприятия нравственного облика и характера руководителя.
Межгрупповой конфликт возникает между различными (формальными и неформальными) группами в организации, между высшими и более низкими уровнями управления.
Возможны также классификации конфликтов по горизонтали (между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинении друг к другу), по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг к другу) и смешанные, в которых представлены и те и другие. Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они являются нежелательными для руководителя.
Допустима также классификация по характеру причин, вызвавших конфликт. Перечислить все причины возникновения конфликта не представляется возможным. Но в целом он вызывается тремя группами причин, обусловленными:
Конфликты различают и по их значению для организации, а также по способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты.
Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов и разрешение которых выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития, появляются условия для сотрудничества, взаимопонимания.
Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что резко снижает эффективность работы группы или организации.
1.2 Стадии и структура конфликта
Несмотря на свою специфику и многообразие, конфликты имеют общие стадии протекания:
Кроме того, каждый имеет также более или менее четко выраженную структуру. В любом конфликте присутствуют объект конфликтной ситуации, связанный либо с организационными и технологическими трудностями, особенностями оплаты труда, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон.
Следующий элемент конфликта – цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами.
Далее, конфликт предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками.
И, наконец, в любом конфликте важно отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых.
Специалистами разработано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в конфликтных ситуациях, выбора соответствующих стратегий поведения и средств разрешения конфликта, а также управления им.
2.1 Несовпадение рассуждений
Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации, прежде всего в процессе делового общения.
Процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создать почву для их возникновения.
Разногласия из-за несовпадения наших рассуждений с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой мы видим проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрим на нее.
Люди склонны видеть то, что
хотят увидеть. Из массы
Однако следует иметь в виду,
что понять точку зрения
Снисходительное отношение,
2.2 Особенности восприятия
Люди, очень часто разговаривая, не понимают друг друга. Тому есть много причин. В частности, при межличностном общении значительная информации существует на уровне бессознательного и не может быть выражена полностью словами. Из-за ограниченного словарного запаса, недостатка времени или по другим причинам не считается нужным все говорить, а потому иногда воспринимается собеседником за счет невербальных средств коммуникации (мимики, интонации, жестов, поз и т.д.).
Кроме того, у каждого человека существуют свои особенности в восприятии другого человека. В одном из направлений современной психологии – нейролингвистической программировании – эти различия положены в основу классификации людей из визуалов, аудиалов и кинестиков. Так, визуалы любят зрительно предъявляемое, конкретность, не терпят хождений перед ними во время общения, склонны к обвинительным утверждениям. Аудиалы все воспринимают через слуховые образы, музыку, речь, кинестики – через состояния своего тела. Все это вместе взятое и создает предпосылки к конфликту и трудности в управлении им.
Учитывая трудности в процессе
общения, Е. Мелибруда, В.
1) адекватности восприятия
2)
открытости и эффективности
3)
создание атмосферы взаимного
доверия и сотрудничества.
2.3
Субъективная
Для руководителя полезно также знать, какие индивидуальные особенности личности (черты характера) создают у человека склонность или предрасположенность к конфликтным отношениям с другими людьми. Обобщая исследования психологов, можно сказать, что к таким качествам относятся: