Пути разрешения конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 00:57, реферат

Описание

Очевидно, каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми. Ничего странного в этом нет. Как образно заметил американский психолог Б.Вул, «жизнь – процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их.

Содержание

Введение
1.Конфликты
1.1 Типология конфликта
1.2 Стадии и структуры конфликта
2.Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения.
2.1 Несовпадение рассуждений
2.2 Особенности восприятия
2.3 Субъективная предрасположенность к конфликтам
3.Пути разрешения конфликта
3.1 Стратегия поведения в конфликтной ситуации
3.2 Правила поведения в конфликтных ситуациях
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Деловое общение..doc

— 93.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

          Введение…………………………………………………………………..2

      1.  Конфликты………………………………………………………….3    

               1.1 Типология конфликта…………………………………………..3

             1.2 Стадии и структуры конфликта……………………………….5

          2 Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения....6   2.1 Несовпадение рассуждений…………………………………...6

                    2.2 Особенности восприятия………………………………………6

                    2.3 Субъективная предрасположенность  к конфликтам………...8

          3 Пути разрешения конфликта………………………………………9

                    3.1 Стратегия поведения в конфликтной ситуации………….......9

                    3.2 Правила поведения в конфликтных  ситуациях……………..14

          Заключение………………………………………………………………15

          Список  литературы……………………………………………………...16 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение 
 

          Очевидно, каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми. Ничего странного в этом нет. Как образно заметил американский психолог Б.Вул, «жизнь – процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим». Поэтому руководителю да и каждому культурному человеку необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении; к сожалению, для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из них. Кроме того, как только возникает конфликт, а он всегда связан с эмоциями, мы начинаем испытывать дискомфорт, напряжение, которые могут привести даже к стрессовым ситуациям, нанося тем самым ущерб здоровью участников конфликта.

          Так что же такое конфликт? В психологии конфликт определяется как «столкновение  противоположно направленных, несовместимых  друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями». Как следует из этого определения, основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения. 
     
     
     

                           1. Конфликты 

                     1.1 Типология конфликта

          В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех случаев, которые берутся за основу.

          Конфликт  может быть внутриличностным, межличностным, между личностью и группой, в  которую личность входит, между организациями  или группами одного или различного статуса.

          Внутриличностный конфликт вызывается различными психологическими факторами внутреннего мира личности: потребностями, интересами, желаниями, чувствами, ценностями, мотивами и т.п. В зависимости от того, какие внутренние стороны личности вступают в конфликт, выделяют следующие его формы: мотивационный, нравственный, нереализованного желания, ролевой, адаптационный, неадекватной самооценки.

          Межличностный конфликт является наиболее распространенной формой конфликта в организациях. Это, как правило, борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, вакантное место, рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый при этом считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не кто-нибудь другой. Межличностный конфликт может также проявиться в столкновении различных типов характера, темперамента.

          Конфликт  между личностью  и группой  возникает тогда, когда член группы отступает от сложившихся в группе норм поведения и труда. Другой распространенный конфликт этого типа между группой и руководителем. Наиболее остро такие конфликты протекают при неадекватности стиля руководства уровню зрелости коллектива, из-за несоответствия компетентности руководителя и специалистов, из-за неприятия нравственного облика и характера руководителя.

          Межгрупповой  конфликт возникает между различными (формальными и неформальными) группами в организации, между высшими и более  низкими уровнями управления.

          Возможны  также классификации конфликтов по горизонтали (между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинении друг к другу), по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг к другу) и смешанные, в которых представлены и те и другие. Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они являются нежелательными для руководителя.

          Допустима также классификация по характеру причин, вызвавших конфликт. Перечислить все причины возникновения конфликта не представляется возможным. Но в целом он вызывается тремя группами причин, обусловленными:

      1. трудовым кодексом;
      2. психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями руководителя, плохой психологической коммуникацией и т.д.;
      3. личностным своеобразием членов группы, например, неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью, бестактностью и т.д.

          Конфликты различают и по их значению для  организации, а также по способу  их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты.

          Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов и разрешение которых выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития, появляются условия для сотрудничества, взаимопонимания.

          Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что резко снижает эффективность работы группы или организации.

          1.2 Стадии и структура  конфликта

          Несмотря  на свою специфику и многообразие, конфликты имеют общие стадии протекания:

        • Потенциальное формирование противоречивых интересов, ценностей, норм;
        • Переход потенциального конфликта в реальный или стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов;
        • Конфликтные действия;
        • Снятие или разрешения конфликта.

          Кроме того, каждый имеет также более  или менее четко выраженную структуру. В любом конфликте присутствуют объект конфликтной ситуации, связанный либо с организационными и технологическими трудностями, особенностями оплаты труда, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон.

          Следующий элемент конфликта – цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами.

          Далее, конфликт предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками.

          И, наконец, в любом конфликте важно  отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых.

          Специалистами разработано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в конфликтных ситуациях, выбора соответствующих стратегий поведения и средств разрешения конфликта, а также управления им.

      1. Предпосылки возникновения конфликта в процессе         общения
 

                      2.1 Несовпадение рассуждений

          Рассмотрим  особенности поведения человека в конфликтной ситуации, прежде всего  в процессе делового общения.

          Процесс общения предполагает наличие следующих  трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создать почву для их возникновения.

          Разногласия из-за несовпадения наших рассуждений с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой мы видим проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрим на нее.

            Люди склонны видеть то, что  хотят увидеть. Из массы фактов  мы изымаем те, которые подтверждают  наши взгляды, представления и  убеждения, и не обращаем внимания  или ошибочно интерпретируем  те из них, которые ставят  под вопрос наши представления.

            Однако следует иметь в виду, что понять точку зрения другого  – это еще не значит согласиться с ней. Это может помочь лишь сузить область конфликта. Также не следует интерпретировать высказывания или действия другой стороны в негативном плане, так как это вызывает отрицательные эмоции. Но на отрицательные эмоции в свой адрес мы испытываем раздражение и у нас возникает желание компенсировать свой психологический проигрыш, ответив обидой на обиду.

            Снисходительное отношение, категоричность, подшучивание, напоминание о какой-то проигрышной ситуации и т.п. – все это вызывает отрицательную реакцию у окружающих и служит питательной средой для возникновения конфликтной ситуации. 

          2.2 Особенности восприятия

          Люди, очень часто разговаривая, не понимают друг друга. Тому есть много причин. В частности, при межличностном общении значительная информации существует на уровне бессознательного и не может быть выражена полностью словами. Из-за ограниченного словарного запаса, недостатка времени или по другим причинам не считается нужным все говорить, а потому иногда воспринимается собеседником за счет невербальных средств коммуникации (мимики, интонации, жестов, поз и т.д.).

          Кроме того, у каждого человека существуют свои особенности в восприятии другого  человека. В одном из направлений современной психологии – нейролингвистической программировании – эти различия положены в основу классификации людей из визуалов, аудиалов и кинестиков. Так, визуалы любят зрительно предъявляемое, конкретность, не терпят хождений перед ними во время общения, склонны к обвинительным утверждениям. Аудиалы все воспринимают через слуховые образы, музыку, речь, кинестики – через состояния своего тела. Все это вместе взятое и создает предпосылки к конфликту и трудности в управлении им.

            Учитывая трудности в процессе  общения, Е. Мелибруда, В. Зигерт  и Л, Ланге разработали модель  поведения человека в конфликтной  ситуации с точки зрения ее  соответствия психологическим стандартам¹. Считается, что конструктивное разрешение конфликта зависит от следующих факторов:

           1) адекватности восприятия конфликта,  то есть достаточно точной, не  искаженной личными пристрастиями  оценки поступков, намерений, как противника, так и своих собственных;

          2) открытости и эффективности общения,  готовности к всестороннему обсуждению проблем, когда участники честно выказывают свое понимание происходящего и пути выхода из конфликтной ситуации;

          3) создание атмосферы взаимного  доверия и сотрудничества. 

          2.3 Субъективная предрасположенность  к конфликтам

          Для руководителя полезно также знать, какие индивидуальные особенности личности (черты характера) создают у человека склонность или предрасположенность к конфликтным отношениям с другими людьми. Обобщая исследования психологов, можно сказать, что к таким качествам относятся:

Информация о работе Пути разрешения конфликтов