Разграничение воображения и творческого мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 12:56, курсовая работа

Описание

Предмет исследования: разграничение понятий «творческое мышление» и «воображение» в психологических исследованиях.
Цель исследования: проанализировать понятия «творческое мышление» и «воображение», сравнить их между собой.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1. Охарактеризовать мышления его виды и процессы;
2. Проанализировать понятие и роль творческого мышления в процессе деятельности человека;
3. Охарактеризовать понятия "воображение" и его виды;
4. Проанализировать понятие и роль воображения в процессе деятельности человека.
5. Сравнить творческое мышление и воображение. Выявить сходство и различия в психологических исследованиях

Содержание

Введение……………………………………………………………………...
Раздел 1. Воображение как психический процесс………………………..
1.1 Понятие «воображение»…………………………………………..
1.2 Виды воображения………………………………………………...
1.3 Функции воображения…………………………………………….
Раздел 2. Творческое мышление как психический процесс……………...
2.1. Понятие «мышление» ………………………………………….…
2.2. Виды мышления…………………………………………………...
2.3. Понятие «творческое мышление»………………………….……
Раздел 3. Разграничение воображения и творческого мышления……..
3.1 Проблемы разграничения…………………………………………
3.2 Различия воображения и творческого мышления……………….
Выводы ……………………………………………………………………...
Список используемой литературы………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 57.20 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………...

Раздел  1. Воображение  как психический процесс………………………..

1.1 Понятие «воображение»…………………………………………..

1.2 Виды воображения………………………………………………...

1.3 Функции воображения…………………………………………….

Раздел 2. Творческое мышление как психический процесс……………...

2.1. Понятие «мышление»  ………………………………………….…

2.2. Виды мышления…………………………………………………...

2.3. Понятие «творческое  мышление»………………………….……

Раздел 3. Разграничение воображения  и творческого мышления……..

3.1 Проблемы разграничения…………………………………………

3.2 Различия воображения  и творческого мышления……………….

Выводы ……………………………………………………………………...

Список используемой литературы…………………………………………

3

5

5

5

10

12

12

12

14

18

18

22

26

27


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Познавательные  процессы: воображение и мышление — выступают как важнейшие  компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворить  свои потребности, общаться, играть, учиться  и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно  делать, запоминать, обдумывать, высказывать  суждения. Поэтому, без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как  ее неотъемлемые внутренние моменты. Они  развиваются в деятельности, и  сами представляют собой особые виды деятельности.

Для исследования познавательной роли воображения и  творческого мышления необходимо выяснить их особенности. Сложность выявления их специфики обусловлено тем, что они тесно переплетаются со всеми видами познания. Это обстоятельство является причиной возникновения тенденции к отрицанию существования воображения и мышления как особых форм отражения. Чтобы решить эту проблему, необходимо выявить их действительную природу.

Воображение представляет собой особую форму  отражения, которая заключается  в создании новых образов и  идей путем переработки имеющихся  представлений и понятий. Развитие воображения идет по линиям совершенствования  операций замещения реальных предметов  воображаемыми и воссоздающего  воображения. Данное определение указывает  на взаимосвязь мышления и воображения.

Объект нашего исследования: психические процессы мышления и воображения.

Предмет исследования: разграничение понятий «творческое мышление» и «воображение» в психологических исследованиях.

Цель исследования: проанализировать понятия «творческое мышление» и «воображение», сравнить их между собой.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:

1. Охарактеризовать  мышления его виды и процессы;

2. Проанализировать понятие и роль творческого мышления в процессе деятельности человека;

3. Охарактеризовать понятия "воображение" и его виды;

4. Проанализировать понятие и роль воображения в процессе деятельности человека.

5. Сравнить творческое мышление и воображение. Выявить сходство и различия в психологических исследованиях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Воображение как психический процесс

1.1 Понятие  «воображение»

Отражая объективную действительность, человек  не только воспринимает то, что на него действует в каждый момент, но и  представляет то, что на него действовало  раньше. Жизнь требует от человека создание образов таких предметов, которых он еще не воспринимал, представление  событий, свидетелем которых он не был, предвидение последствий своих  действий и поступков, программирование деятельности и т.п.

Воображение - это специфически человеческий психический  процесс, который возник и сформировался  в процессе труда. Любой трудовой акт  с необходимостью включает в  себя воображение. Не вообразив готовый  результат работы, нельзя приступить к ней. В этом и заключается  важная функция воображения как  специфически человеческой формы опережающего отражения действительности.  [8, 279]

Воображение – это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.  [7, 284]

Л.С. Выготский  говорил: «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что  опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем  богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение»[6, c. 10]

1.2 Виды воображения

Представление каждого человека можно охарактеризовать по различным признакам. Прежде воображение  человека можно разделить на различные  виды.

По характеру  производительности выделяют:

  • воспроизводственное (репродуктивное) воображение, продукты которого уже были известны ранее;
  • творческое (производительное) воображение.

По мере свободы, произвольности определяют:

  • пассивное воображение - что проявляется в болезненных фантазиях, бреде, или в таком фантазировании, которое не имеет осознанной цели;
  • активное воображение - которое проходит в рамках творческой деятельности, подчинено определенной цели.

По характеру  образов определяют:

  • конкретное воображение - в ней представляются определенные предметы, вещи и т.д.;
  • абстрактное воображение, оперирующее более обобщенными образами (схемами, символами).

По отношению  к актуальной ситуации выделяют:

  • воспринимающее воображение (которое приковано к ситуации);
  • творческое воображение (которое способно выйти за пределы ситуации).

За качественными  особенностями, обусловленными конкретными  сферами применения, Т.А. Рибо приводит следующие типы воображения:

  • пластическое, которое применяет точно определенные в пространстве образы и их сочетания, соответствующие действительным отношением предметов, имеет внешний характер;
  • расплывчатое, которое применяет эмоциональные образы, не имеющие определенных очертаний в пространстве (представление в музыке)
  • мистическое, которое применяет символы; мистицизм преобразует природные образы на символические, стремясь воплотить идеал в формах внешней природы;
  • научное - насыщенная научным мышлением (в науках, которые только строятся, она выступает как научная мифология; в науках, которые сложились, она оживляет логические схемы);
  • воображение в практической жизни и механике, образы которой в случае необходимости воплощаются в вещественную форму;
  • воображение в сфере торговли - здесь большая роль принадлежит интуиции, поскольку этот тип воображения касается догадок;
  • воображение в сфере утопии - здесь образы воображения отражают этические и социальные отношения.

Процесс создания образов воображения, или  фантазий, может иметь самопроизвольный и произвольный характер.

Невольное воображение обуславливают потребности  и чувства.

Когда человек  ставит специальную цель создать  образ того или иного объекта, воображение приобретает произвольный характер. Например, командир во время  занятий предлагает солдатам представить  обычную болотистую местность, минные поля, брод реки и т.д. по карте.

В зависимости  от характера деятельности человека произвольное воображение разделяют  на воссоздающее, или репродуктивное и творческое.

Воссоздающее воображение разделяют на зависимое и независимое.

Воображение, которое основывается на образах  предметов и явлений, которые  человек воспринимал раньше, называется воспроизведенной зависимой. Воображение, опирающееся на создание образов  в результате описания, схемы, карты, графика и т.д., называют воспроизводственной  независимой. Читая учебную и  художественную литературу, изучая географические карты и исторические материалы, человек воспроизводит с помощью  воображения то, что отражено в  художественных произведениях, в исторических документах. Личности приходится представлять незнакомые объекты и явления  на основе их описания. Воссоздающее воображение  обслуживает общение людей.

Творческое  воображение заключается в создании новых предметов и явлений. Она  имеет умышленный характер и всегда вовлечена в творческую деятельность. Творчество представляет собой деятельность, в результате которого человек открывает  что-то новое, создает новые оригинальные произведения, новые материальные и  духовные ценности. Творческое воображение  необходима там, где деятельность человека приобретает творческий характер, это неотъемлемое условие любого вида творчества. Творческое и репродуктивное воображение взаимосвязаны и переходят друг в друга.

Воображение разделяют еще на активное и пассивное.

Активное  воображение всегда направлено на выполнение творческой или логической задачи. Процесс хранения в головном мозге  информации - динамический, то есть происходит постепенное изменение содержания материала и взаимное перемещение  его элементов. Этот процесс отражает активное воображение. Отсюда - интуиция, прозрение. Активное воображение направлено преимущественно наружу. Она определяется и контролируется волей и может  быть воспроизведенной (репродуктивной) или творческой. Аппарат воображения  составляет условие творческой деятельности личности.

Пассивное воображение протекает без поставленной цели, иногда - как иллюзия жизни, где человек говорит, действует  мысленно. Оно временно удаляется  в мир фантастических, далеких  от реальности представлений. Такие  представления человек может  вызвать умышленно. Умышленно вызванные  образы фантазии, которые не связаны  с волей и направлены на воплощение их в жизнь, называют бредом. Каждой личности свойственны грезы, в них  легко найти связь продуктов  воображения с потребностями  человека. Скажем, военнослужащие в  боевых условиях воспроизводят образы своей семьи, себя в ней, своих  детей, встречи с любимыми, друзьями и т.д. Когда потребности человека чрезвычайно сильны, а возможности  их удовлетворения мизерные, то воображение  развивается с удивительной силой. Удовлетворенная потребность не порождает воображение. Если большинство  потребностей реализовать невозможно, то у человека возникает доминанта  недовольства, что порождает изменение  личности с уходом от реальности, страдания, упрямство, неврозы.

Воображение проявляется в различной по содержанию деятельности, поэтому различают  следующие виды воображения, как  художественное, научное, техническое  и т.д. Все эти виды воображения  имеют свои особенности.

В художественном воображении преобладают чувственные (зрительные, слуховые и т.д.) образы, чрезвычайно подробные и яркие. Писатель настолько ярко представляет себе образы героев, словно они действительно  общаются с ним, живущих рядом. Различные  виды художественного воображения  имеют свои специфические особенности. Эти особенности проявляются  при создании образов художественного  воображения, когда преобладает  тот или иной анализатор: зрительный и двигательный - у скульптора, живописца, слуховой - у композитора подобное.

Техническое воображение создает образы пространственных отношений в виде геометрических фигур с мыслительным применением  их в различных комбинациях. Важную роль в создании новых технических  конструкций играют ассоциации по сходству. Образы технической воображения  материализуются в чертежах, схемах, с помощью которых создают  новые предметы и объекты. Продукты технического воображения могут  быть представлены в речевой форме.

Научное воображение воплощается в планировании и проведении экспериментальных  исследований, в умении строить гипотезы, нахождении неординарных путей решения  проблемы, в построении экспериментальной  ситуации, умении обобщать эмпирический материал и т.д. Созданные новые образы научного воображения являются средством, с помощью которого устанавливаются закономерные отношения между предметами и явлениями.

Особым  видом воображения является мечта. Мечта - это воображение желаемого  будущего. В мечтах создаются образы желаемого. Значение мечты в жизни  человека чрезвычайно велико. В мечтах обнаруживается связь воображения  человека с его потребностями, чувствами, стремлениями. Мечты становятся толчком  в творческой деятельности, в чем  убеждает нас жизнь многих выдающихся людей.

Процессы  воображения имеют аналитико-синтетический  характер, и в этом они похожи на процессы восприятия, памяти и мышления. [4, с. 405-409]

 

1.3 Функции  воображения

Основные  функции воображения:

  • целеполагание — будущий результат деятельности создается в воображении, он существует только в сознании субъекта и направляет его активность на получение желаемого;
  • предвосхищение (антиципация) — моделирование будущего (положительных или отрицательных последствий, хода взаимодействия, содержания ситуации) за счет обобщения элементов прошлого опыта и установления причинно-следственных связей между его элементами; в воображении будущее рождается из прошлого;
  • комбинирование и планирование — создание образа желаемого будущего за счет соотнесения элементов восприятия и прошлого опыта с результатами аналитико-синтетической деятельности рассудка;
  • замещение действительности — человек может быть лишен возможности реально действовать или находиться в определенной ситуации, тогда силой своего воображения он переносится туда, совершает действия в своем воображении, замещая тем самым реальную действительность воображаемой;
  • проникновение во внутренний мир другого человека — на основе описания или демонстрации воображение способно создавать картины пережитого (переживаемого в данный момент времени) другим существом, тем самым делая возможным приобщение к его внутреннему миру; эта функция служит основой для понимания и межличностной коммуникации.

Информация о работе Разграничение воображения и творческого мышления