Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 12:56, курсовая работа
Предмет исследования: разграничение понятий «творческое мышление» и «воображение» в психологических исследованиях.
Цель исследования: проанализировать понятия «творческое мышление» и «воображение», сравнить их между собой.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1. Охарактеризовать мышления его виды и процессы;
2. Проанализировать понятие и роль творческого мышления в процессе деятельности человека;
3. Охарактеризовать понятия "воображение" и его виды;
4. Проанализировать понятие и роль воображения в процессе деятельности человека.
5. Сравнить творческое мышление и воображение. Выявить сходство и различия в психологических исследованиях
Введение……………………………………………………………………...
Раздел 1. Воображение как психический процесс………………………..
1.1 Понятие «воображение»…………………………………………..
1.2 Виды воображения………………………………………………...
1.3 Функции воображения…………………………………………….
Раздел 2. Творческое мышление как психический процесс……………...
2.1. Понятие «мышление» ………………………………………….…
2.2. Виды мышления…………………………………………………...
2.3. Понятие «творческое мышление»………………………….……
Раздел 3. Разграничение воображения и творческого мышления……..
3.1 Проблемы разграничения…………………………………………
3.2 Различия воображения и творческого мышления……………….
Выводы ……………………………………………………………………...
Список используемой литературы………………………………………
Содержание
Введение………………………………………………………… Раздел 1. Воображение
как психический процесс………………… 1.1 Понятие «воображение»……………………… 1.2 Виды воображения…………………………………… 1.3 Функции воображения…………………………… Раздел 2. Творческое мышление
как психический процесс…………….. 2.1. Понятие «мышление» ………………………………………….… 2.2. Виды мышления…………………………………………… 2.3. Понятие «творческое мышление»………………………….…… Раздел 3. Разграничение воображения и творческого мышления…….. 3.1 Проблемы разграничения…………………… 3.2 Различия воображения и творческого мышления………………. Выводы …………………………………………………………… Список используемой литературы………………………………………… |
3 5 5 5 10 12 12 12 14 18 18 22 26 27 |
Введение
Познавательные процессы: воображение и мышление — выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому, без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой особые виды деятельности.
Для исследования познавательной роли воображения и творческого мышления необходимо выяснить их особенности. Сложность выявления их специфики обусловлено тем, что они тесно переплетаются со всеми видами познания. Это обстоятельство является причиной возникновения тенденции к отрицанию существования воображения и мышления как особых форм отражения. Чтобы решить эту проблему, необходимо выявить их действительную природу.
Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий. Развитие воображения идет по линиям совершенствования операций замещения реальных предметов воображаемыми и воссоздающего воображения. Данное определение указывает на взаимосвязь мышления и воображения.
Объект нашего исследования: психические процессы мышления и воображения.
Предмет исследования: разграничение понятий «творческое мышление» и «воображение» в психологических исследованиях.
Цель исследования: проанализировать понятия «творческое мышление» и «воображение», сравнить их между собой.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1. Охарактеризовать мышления его виды и процессы;
2. Проанализировать понятие и роль творческого мышления в процессе деятельности человека;
3. Охарактеризовать понятия "воображение" и его виды;
4. Проанализировать понятие и роль воображения в процессе деятельности человека.
5. Сравнить творческое мышление и воображение. Выявить сходство и различия в психологических исследованиях
Раздел 1. Воображение как психический процесс
1.1 Понятие «воображение»
Отражая объективную действительность, человек не только воспринимает то, что на него действует в каждый момент, но и представляет то, что на него действовало раньше. Жизнь требует от человека создание образов таких предметов, которых он еще не воспринимал, представление событий, свидетелем которых он не был, предвидение последствий своих действий и поступков, программирование деятельности и т.п.
Воображение - это специфически человеческий психический процесс, который возник и сформировался в процессе труда. Любой трудовой акт с необходимостью включает в себя воображение. Не вообразив готовый результат работы, нельзя приступить к ней. В этом и заключается важная функция воображения как специфически человеческой формы опережающего отражения действительности. [8, 279]
Воображение – это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. [7, 284]
Л.С. Выготский
говорил: «Творческая деятельность
воображения находится в прямой
зависимости от богатства и разнообразия
прежнего опыта человека, потому что
опыт представляет материал, из которого
создаются построения фантазии. Чем
богаче опыт человека, тем больше материал,
которым располагает его
1.2 Виды воображения
Представление каждого человека можно охарактеризовать по различным признакам. Прежде воображение человека можно разделить на различные виды.
По характеру производительности выделяют:
По мере свободы, произвольности определяют:
По характеру образов определяют:
По отношению к актуальной ситуации выделяют:
За качественными особенностями, обусловленными конкретными сферами применения, Т.А. Рибо приводит следующие типы воображения:
Процесс создания образов воображения, или фантазий, может иметь самопроизвольный и произвольный характер.
Невольное
воображение обуславливают
Когда человек
ставит специальную цель создать
образ того или иного объекта,
воображение приобретает
В зависимости от характера деятельности человека произвольное воображение разделяют на воссоздающее, или репродуктивное и творческое.
Воссоздающее воображение разделяют на зависимое и независимое.
Воображение,
которое основывается на образах
предметов и явлений, которые
человек воспринимал раньше, называется
воспроизведенной зависимой. Воображение,
опирающееся на создание образов
в результате описания, схемы, карты,
графика и т.д., называют воспроизводственной
независимой. Читая учебную и
художественную литературу, изучая географические
карты и исторические материалы,
человек воспроизводит с
Творческое
воображение заключается в
Воображение разделяют еще на активное и пассивное.
Активное
воображение всегда направлено на выполнение
творческой или логической задачи.
Процесс хранения в головном мозге
информации - динамический, то есть происходит
постепенное изменение
Пассивное
воображение протекает без
Воображение проявляется в различной по содержанию деятельности, поэтому различают следующие виды воображения, как художественное, научное, техническое и т.д. Все эти виды воображения имеют свои особенности.
В художественном
воображении преобладают
Техническое воображение создает образы пространственных отношений в виде геометрических фигур с мыслительным применением их в различных комбинациях. Важную роль в создании новых технических конструкций играют ассоциации по сходству. Образы технической воображения материализуются в чертежах, схемах, с помощью которых создают новые предметы и объекты. Продукты технического воображения могут быть представлены в речевой форме.
Научное
воображение воплощается в
Особым видом воображения является мечта. Мечта - это воображение желаемого будущего. В мечтах создаются образы желаемого. Значение мечты в жизни человека чрезвычайно велико. В мечтах обнаруживается связь воображения человека с его потребностями, чувствами, стремлениями. Мечты становятся толчком в творческой деятельности, в чем убеждает нас жизнь многих выдающихся людей.
Процессы
воображения имеют аналитико-
1.3 Функции воображения
Основные функции воображения:
Информация о работе Разграничение воображения и творческого мышления