Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 12:56, курсовая работа
Предмет исследования: разграничение понятий «творческое мышление» и «воображение» в психологических исследованиях.
Цель исследования: проанализировать понятия «творческое мышление» и «воображение», сравнить их между собой.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1. Охарактеризовать мышления его виды и процессы;
2. Проанализировать понятие и роль творческого мышления в процессе деятельности человека;
3. Охарактеризовать понятия "воображение" и его виды;
4. Проанализировать понятие и роль воображения в процессе деятельности человека.
5. Сравнить творческое мышление и воображение. Выявить сходство и различия в психологических исследованиях
Введение……………………………………………………………………...
Раздел 1. Воображение как психический процесс………………………..
1.1 Понятие «воображение»…………………………………………..
1.2 Виды воображения………………………………………………...
1.3 Функции воображения…………………………………………….
Раздел 2. Творческое мышление как психический процесс……………...
2.1. Понятие «мышление» ………………………………………….…
2.2. Виды мышления…………………………………………………...
2.3. Понятие «творческое мышление»………………………….……
Раздел 3. Разграничение воображения и творческого мышления……..
3.1 Проблемы разграничения…………………………………………
3.2 Различия воображения и творческого мышления……………….
Выводы ……………………………………………………………………...
Список используемой литературы………………………………………
По мнению А.В.Петровского и М.Б.
Р.С. Немов [9] подчеркивает то, что воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны). [9, с. 261]
Понимание воображения как процесса, противоположного мышлению, а мышления, протекающего по законам логики, как нетворческого - неправомерно. Одна из черт, характерных для воображения, состоит в том, что оно связано не только с мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем (в воображении) всегда предполагается преобразование чувственного материала.
Таким образом, примем во внимание тот факт, что воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.
Одним из важных моментов в исследованиях,
посвящённых воображению, является
выяснение роли данного процесса
в познании. Будучи тесно связано
как с чувственным, так и с
опосредованным познанием воображение
практически вплетается во все познавательные
процессы. Как писал Л.С. Выготский,
воображение надо рассматривать
как более сложную форму
Воображение выступает в качестве
поискового средства: оно отражает
результат познания, ориентируясь на
который можно «достроить»
Максименко [8] так же считает, что деятельность воображения тесно связана с мышлением. Ориентируя человека в процессе деятельности, воображение создает психическую модель конечного и промежуточных результатов работы и этим обеспечивает воплощение идеального образа в материальный или идеальный продукт.
Выбор способа действий, комбинирование
элементов в образах
В мышлении эта функция
осуществляется путем
Ценность воображения состоит
в том, что оно помогает человеку
ориентироваться в проблемных ситуациях,
принимать правильные решения, предусматривать
результат своих действий в условиях,
когда знаний недостаточно для непосредственной
реализации познавательной потребности.
Благодаря воображению
Д.Н.
Узнадзе отмечал: «Мышление …
лишь определяет, что нужно сделать,
но как осуществить, как
В своем исследовании мы опираемся на точку зрения авторов, считающих, что воображение - это самостоятельный процесс, тесно связанный с остальными процессами, в том числе и с мышлением; оно включено в различные ступени познания и формируется в разных видах человеческой деятельности.
Подчеркивая связь между мышлением и воображением, К.Д.Ушинский говорил, что сильное, деятельное воображение есть необходимая принадлежность ума. [15, с. 293]
3.2 Различия
воображения и творческого
Авторы [15], [10], [11], которые придерживались точки зрения, что творческое мышление и воображение не связаны, сделали следующие выводы:
В конкретных образах, создаваемых воображением, очень часто раскрываются те или иные отвлеченные теоретические мысли. Каждый писатель, художник в процессе творчества пытается передать, объяснить свою мысль другим, но не через отвлеченные понятия, а с помощью конкретных образов. Достаточно вспомнить любую басню, сказку, поговорки. Везде мы ищем основную мысль, основную идею, которые образно, наглядно раскрываются в этих произведениях. [15, с. 292-293]
Как правило, здесь мышление
оказывается гораздо менее
Они сошлись, Волна и Камень,
Стихи и Роза, Лед и Пламень,
Не столь различны меж собой. [15 с. 293]
В
проблемной ситуации, с которой
начинается деятельность, существуют
две системы опережения
Таким
образом, в основе воображения
лежит возможность выбора
Рассматривая
сходство и различие
Ценность
воображения состоит в том,
что оно позволяет принять
решение пря отсутствии
В отличие от мыслительных образов (понятий, суждений, умозаключений) в воображении значительно снижена функция контроля. Воображение относительно свободно, ибо не сковано задачей оценки правильности того, что продуцирует наше сознание, или подсознание.[1, с. 128]
Принципиальное
значение имеет четкая дифференциация
понятий «творческое
С.Л. Рубинштейн [16] пишет: “Воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов".
Л.С. Выготский считает, что воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением.
Согласно Е.И. Игнатьеву, “основной признак процесса воображения заключается в преобразовании и переработке данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получается новое представление".
А “Философский словарь" [21] определяет воображение как “способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений”.
Таким образом, как видно
из определений, существенным признаком
воображения считается
Вывод к разделу 3
Не смотря на столь тесную связь творческого мышления и воображения, ученые все же смогли их разграничить и выделить главные различия:
Выводы
Рассмотрев литературу по проблеме исследования воображения и мышления в психологической науке, мы выяснили, что значение воображения и мышления в жизни и деятельности человека очень велико.
Первое и важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала, представлять не только конечный продукт труда (например, стол в завершенном виде как готовое изделие), но и его промежуточные продукты (в данном случае те детали, которые надо последовательно изготовить, чтобы собрать стол). Следовательно, воображение ориентирует человека в процессе деятельности - создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению.
Касаясь проблемы творческого мышления, можно с уверенностью говорить о недостаточной изученности данного процесса. При этом проблема творческого мышления является актуальной в условиях современного общества. Научно-технический прогресс требует развития креативного подхода к, казалось бы, простым, обыденным вещам. Именно нестандартный подход к проблеме, умение взглянуть на ситуацию по новому, увидеть новые, скрытые от наблюдения стороны являются источником прогресса, движения вперед как отдельной личности, так и всего общества в целом.
Информация о работе Разграничение воображения и творческого мышления