Разграничение воображения и творческого мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 12:56, курсовая работа

Описание

Предмет исследования: разграничение понятий «творческое мышление» и «воображение» в психологических исследованиях.
Цель исследования: проанализировать понятия «творческое мышление» и «воображение», сравнить их между собой.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1. Охарактеризовать мышления его виды и процессы;
2. Проанализировать понятие и роль творческого мышления в процессе деятельности человека;
3. Охарактеризовать понятия "воображение" и его виды;
4. Проанализировать понятие и роль воображения в процессе деятельности человека.
5. Сравнить творческое мышление и воображение. Выявить сходство и различия в психологических исследованиях

Содержание

Введение……………………………………………………………………...
Раздел 1. Воображение как психический процесс………………………..
1.1 Понятие «воображение»…………………………………………..
1.2 Виды воображения………………………………………………...
1.3 Функции воображения…………………………………………….
Раздел 2. Творческое мышление как психический процесс……………...
2.1. Понятие «мышление» ………………………………………….…
2.2. Виды мышления…………………………………………………...
2.3. Понятие «творческое мышление»………………………….……
Раздел 3. Разграничение воображения и творческого мышления……..
3.1 Проблемы разграничения…………………………………………
3.2 Различия воображения и творческого мышления……………….
Выводы ……………………………………………………………………...
Список используемой литературы………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 57.20 Кб (Скачать документ)

По мнению А.В.Петровского и М.Б.Беркинблита (130) воображение может выступать  как временно исполняющее обязанности  логического мышления. Мышление направлено на вскрытие реально существующих связей и отношений. Оно как бы «вычерпывает»  знания из предметов и явлений. Логическое мышление предполагает наличие фактов, сведений или возможность получения  их с помощью логических операций. В тех случаях, когда этих фактов мало и добыть их сложно, на помощь приходит воображение. Благодаря воображению  воссоздаются отсутствующие звенья, а факты увязываются в систему. И мышление, и воображение  мотивируются потребностями личности. А.В.Петровский (129) отмечает, что процессу удовлетворения потребностей может предшествовать иллюзорное воображаемое и от активности личности будет во многом зависеть осуществление желаемого. Опережающее  отражение действительности, имеющее  место в процессах фантазии, предстает  в конкретных образах, в виде ярких  представлений. Воображение оперирует  образами, которые могут носить конкретно-чувственный  характер или быть более обобщенными  и абстрактными. Часто при решении  той или иной задачи используются и логические рассуждения, и яркие  представления. Мышление и воображение  выступают как неразрывные составные  единого творческого акта. В мышлении опережающее отражение действительности происходит путем оперирования понятиями. Необходимо отметить, что интенсивные  исследования мышления, его творческой стороны, вызвали у некоторых  психологов сомнения в существовании  воображения как самостоятельного процесса, сводя его к творческому  мышлению (А.В.Брушлинский 1969). Нам представляется такое отождествление менее продуктивным.

Р.С. Немов [9] подчеркивает то, что воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны). [9, с. 261]

Понимание воображения как процесса, противоположного мышлению, а мышления, протекающего по законам логики, как нетворческого - неправомерно. Одна из черт, характерных  для воображения, состоит в том, что оно связано не только с  мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем (в воображении) всегда предполагается преобразование чувственного материала.

Таким образом, примем во внимание тот факт, что  воображение есть и создание новых  образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.

Одним из важных моментов в исследованиях, посвящённых воображению, является выяснение роли данного процесса в познании. Будучи тесно связано  как с чувственным, так и с  опосредованным познанием воображение  практически вплетается во все познавательные процессы. Как писал Л.С. Выготский, воображение надо рассматривать  как более сложную форму психической  деятельности, которая является реальным объединением нескольких функций в  их своеобразных отношениях. Воображение и мышление переплетаются так, что их бывает трудно разграничить, и тот, и другой процессы участвуют в любом творческом акте.

Воображение выступает в качестве поискового средства: оно отражает результат познания, ориентируясь на который можно «достроить» промежуточные  ступени с помощью мышления. Воспитание воображения  - это одновременно и воспитание мышления и наоборот. Творческое мышление – это и есть мышление плюс воображение, это единственный интеллектуально-волевой процесс. 

Максименко [8] так же считает, что деятельность воображения тесно связана с мышлением. Ориентируя человека в процессе деятельности, воображение создает психическую модель конечного и промежуточных результатов работы и этим обеспечивает воплощение идеального образа в материальный или идеальный продукт.

Выбор способа действий, комбинирование элементов в образах воображения  осуществляются путем логичных построений при помощи мыслительных действий, благодаря чему сохраняется связь  продуктов человеческой фантазии с  реальностью, их действенный характер. Специфичность опережающего отражения  реальности в процессе воображения  проявляется в конкретно-образной форме в виде ярких представлений.

 В мышлении эта функция  осуществляется путем оперирования  понятиями, вследствие чего в  образах воображения обеспечивается  опосредованное и обобщенное  отражение действительности, что  и делает их реалистичными,  жизненными.

Ценность воображения состоит  в том, что оно помогает человеку ориентироваться в проблемных ситуациях, принимать правильные решения, предусматривать  результат своих действий в условиях, когда знаний недостаточно для непосредственной реализации познавательной потребности. Благодаря воображению становятся возможным эффективное поведение  и деятельность человека в условиях неполной информации. [8, с. 280]

 Д.Н.  Узнадзе отмечал: «Мышление …  лишь определяет, что нужно сделать,  но как осуществить, как сделать  реальным то, что находится лишь  в области воображения, это  уже не дело мышления». [19]

В своем  исследовании мы опираемся на точку  зрения авторов, считающих, что воображение - это самостоятельный процесс, тесно  связанный с остальными процессами, в том числе и с мышлением; оно включено в различные ступени  познания и формируется в разных видах человеческой деятельности.

Подчеркивая связь между  мышлением и воображением, К.Д.Ушинский говорил, что сильное, деятельное воображение  есть необходимая принадлежность ума. [15, с. 293]

3.2 Различия  воображения и творческого мышления

Авторы [15], [10], [11], которые придерживались точки зрения, что творческое мышление и воображение не связаны, сделали следующие выводы:

  1. опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах воображения, происходит в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать мир. [10, с. 57]

В конкретных образах, создаваемых  воображением, очень часто раскрываются те или иные отвлеченные теоретические  мысли. Каждый писатель, художник в  процессе творчества пытается передать, объяснить свою мысль другим, но не через отвлеченные понятия, а  с помощью конкретных образов. Достаточно вспомнить любую басню, сказку, поговорки. Везде мы ищем основную мысль, основную идею, которые образно, наглядно раскрываются в этих произведениях. [15, с. 292-293]

  1. в процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением. Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется неопределенностью проблемной ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи. [10, с. 57]

Как правило, здесь мышление оказывается гораздо менее эффективным, чем в случае, если все данные известны и подчинены строгой  закономерности. В этом смысле воображение  может рассматриваться как определенная форма, «заместитель» мышления. Образное сравнение процессов мышления и воображения дано в романе А.С.Пушкина при характеристике Онегина и Ленского:

Они сошлись, Волна и Камень,

Стихи и Роза, Лед и  Пламень,

Не столь различны меж  собой. [15 с. 293]

 В  проблемной ситуации, с которой  начинается деятельность, существуют  две системы опережения сознанием  результатов этой деятельности:

  • организованная система образов и представлений;
  • организованная система понятий.

 Таким  образом, в основе воображения  лежит возможность выбора образа. В основе мышления - возможность  новой комбинации понятий. Часто  такая работа идет сразу в  "двух этажах", так как системы  образов и понятий тесно связаны.  Например, выбор способа действия  осуществляется путем логических  рассуждений, с которыми органически  слиты яркие представления о  том, как будет осуществляться  действие.

 Рассматривая  сходство и различие воображения  и мышления, необходимо также  заметить, что проблемная ситуация  может характеризоваться большей  или меньшей неопределенностью.  При этом возможны следующие  возможные варианты:

  • если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления;
  • если же эти данные с трудом поддаются анализу, то действует механизм воображения.

 Ценность  воображения состоит в том,  что оно позволяет принять  решение пря отсутствии требуемой  полноты знаний, необходимых для  выполнения поставленных задач.  Фантазия позволяет "перепрыгнуть" через какие-то этапы мышления  и все-таки представить себе  конечный результат. Однако в  этом же заключается и слабость  подобного решения проблемы. [10, с. 57-58]

В отличие от мыслительных образов (понятий, суждений, умозаключений) в воображении значительно снижена функция контроля. Воображение относительно свободно, ибо не сковано задачей оценки правильности того, что продуцирует наше сознание, или подсознание.[1, с. 128]

Принципиальное  значение имеет четкая дифференциация понятий «творческое воображение» и «творческое мышление». Однако не менее важна ясная позиция  и в отношении понятий «творческое  воображение» и «представление». Отождествлять  их неверно. [11, с. 1]

С.Л. Рубинштейн [16] пишет: “Воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов".

Л.С. Выготский  считает, что воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением.

Согласно Е.И. Игнатьеву, “основной признак процесса воображения заключается в преобразовании и переработке данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получается новое представление".

А “Философский словарь" [21] определяет воображение как “способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений”.

Таким образом, как видно  из определений, существенным признаком  воображения считается способность  субъекта создавать новые образы. Но этого недостаточно, потому что  нельзя тогда провести различия между  воображением и мышлением. Ведь мышление человека (создание познавательных образов  посредством выводов, обобщений, анализа, синтеза) не может быть просто отождествлено с воображением, потому что создание новых знаний и понятий может происходить и без участия воображения.

Вывод к разделу 3

Не смотря на столь тесную связь творческого мышления и воображения, ученые все же смогли их разграничить и выделить главные различия:

  • опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах воображения, происходит в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать мир;
  • в процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением. Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется неопределенностью проблемной ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

Рассмотрев  литературу по проблеме исследования воображения и мышления в психологической  науке, мы выяснили, что значение воображения  и мышления в жизни и деятельности человека очень велико.

Первое  и важнейшее назначение воображения  как психического процесса заключается  в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала, представлять не только конечный продукт  труда (например, стол в завершенном  виде как готовое изделие), но и  его промежуточные продукты (в  данном случае те детали, которые надо последовательно изготовить, чтобы  собрать стол). Следовательно, воображение  ориентирует человека в процессе деятельности - создает психическую  модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению.

Касаясь проблемы творческого мышления, можно  с уверенностью говорить о недостаточной  изученности данного процесса. При  этом проблема творческого мышления является актуальной в условиях современного общества. Научно-технический прогресс требует развития креативного подхода  к, казалось бы, простым, обыденным вещам. Именно нестандартный подход к проблеме, умение взглянуть на ситуацию по новому, увидеть новые, скрытые от наблюдения стороны являются источником прогресса, движения вперед как отдельной личности, так и всего общества в целом.

Информация о работе Разграничение воображения и творческого мышления