Разграничение воображения и творческого мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 12:56, курсовая работа

Описание

Предмет исследования: разграничение понятий «творческое мышление» и «воображение» в психологических исследованиях.
Цель исследования: проанализировать понятия «творческое мышление» и «воображение», сравнить их между собой.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1. Охарактеризовать мышления его виды и процессы;
2. Проанализировать понятие и роль творческого мышления в процессе деятельности человека;
3. Охарактеризовать понятия "воображение" и его виды;
4. Проанализировать понятие и роль воображения в процессе деятельности человека.
5. Сравнить творческое мышление и воображение. Выявить сходство и различия в психологических исследованиях

Содержание

Введение……………………………………………………………………...
Раздел 1. Воображение как психический процесс………………………..
1.1 Понятие «воображение»…………………………………………..
1.2 Виды воображения………………………………………………...
1.3 Функции воображения…………………………………………….
Раздел 2. Творческое мышление как психический процесс……………...
2.1. Понятие «мышление» ………………………………………….…
2.2. Виды мышления…………………………………………………...
2.3. Понятие «творческое мышление»………………………….……
Раздел 3. Разграничение воображения и творческого мышления……..
3.1 Проблемы разграничения…………………………………………
3.2 Различия воображения и творческого мышления……………….
Выводы ……………………………………………………………………...
Список используемой литературы………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 57.20 Кб (Скачать документ)

Таким образом, воображение является неотъемлемой частью человеческой деятельности и  жизнедеятельности, социального взаимодействия и познания.[12, с. 106]

 Вывод к разделу 1

Первое  и важнейшее назначение воображения  как психического процесса заключается  в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала, представлять не только конечный продукт  труда (например, стол в завершенном виде как готовое изделие), но и его промежуточные продукты (в данном случае те детали, которые надо последовательно изготовить, чтобы собрать стол). Следовательно, воображение ориентирует человека в процессе деятельности - создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел  2. Творческое мышление как психический процесс

2.1 Понятие «мышление»

Предмет психологии мышления находится  как бы на пересечении двух областей: того, что относится к компетенции психологического изучения, и того, что составляет предмет комплексных исследований мышления. С этим связана и трудность выделения предмета психологии мышления: мышление не отделено резкой границей от других психических явлений, а психологический подход к его изучению тесно переплетается с подходами других наук. [16]

Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью  психический процесс поисков  и открытия существенно нового, процесс  опосредствованного и обобщенного  отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает  на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. [5]

Мышление - это процесс опосредованного  и обобщенного отражения человеком  предметов и явлений объективной  действительности в их существенных связях и отношениях. [8, с. 220]

Мышление — это особого рода деятельность, имеющая свою структуру  и виды.

2.2 Виды мышления

Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое  и практическое.  При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное  и образное  мышление, а в практическом наглядно-образное  и наглядно-действенное.

Понятийное мышление — это такое  мышление, в котором используются определенные понятия. При этом, решая  те или иные умственные задачи, мы не обращаемся к поиску с помощью  специальных методов какой-либо новой информации, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений умозаключений.

Образное мышление — это вид  мыслительного процесса, в котором  используются образы. Эти образы извлекаются  непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи. Чаще всего такой вид мышления преобладает у людей, деятельность которых связана с каким-либо видом творчества.

Следует отметить, что понятийное и образное мышление, являясь разновидностями  теоретического мышления, на практике находятся в постоянном взаимодействии. Они дополняют друг друга, раскрывая  перед нами различные стороны  бытия. Понятийное мышление дает наиболее точное и обобщенное отражение действительности, но это отражение абстрактно. В  свою очередь, образное мышление позволяет  получить конкретное субъективное отражение  окружающей  нас  действительности. Таким образом, понятийное и образное мышление дополняют друг друга и  обеспечивают глубокое и разностороннее отражение действительности.

Наглядно-образное мышление —  это  вид мыслительного процесса, который  осуществляется непосредственно при  восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны  к действительности, а необходимые  образы представлены в кратковременной  и оперативной памяти. Данная форма  мышления является доминирующей у детей  дошкольного и младшего школьного  возраста.

Наглядно-действенное мышление —  это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными  предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых  производственным трудом, результатом  которого является создание какого-либо материального продукта.

Следует отметить, что все эти  виды мышления могут рассматриваться  и как уровни его развития. Теоретическое  мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное. [7]

 

2.3 Понятие «творческое мышление»

Прежде чем излагать взгляды  психологов на проблему творческого  мышления, рассмотрим некоторые факты, которые помогут лучше понять сформулированные дальше положения, касающиеся данного вида мышления. С самого начала отметим, что творческое мышление не обязательно связано только с  одним из обсуждавшихся ранее  видов мышления, скажем, словесно-логическим; оно вполне может быть и практическим, и образным.

Психологами было затрачено много  усилий и времени на выяснение  того, как человек решает новые, необычные, творческие задачи.

Творческое мышление – это вид  мышления, связанный с созданием  или открытием чего-либо нового. [9, с. 282- 283]

Исследование  творческого мышления в психологии ведется в четырех направлениях:

- исследование  процесса творческого мышления;

- изучение  продуктов творчества;

- изучение  креативности как способности;

- исследование  особенностей творческих личностей.

Проблематикой творческого мышления занимались еще  античные философы (Гераклит, Демокрит, Платон). Существенное влияние на дальнейшие исследования творческого мышления в психологии оказали идеи Аристотеля, которые легли в основу ассоциативной  психологии.

Необходимо  отметить вклад психологов-ассоцианистов  в исследование психологии творческого  мышления. Установленные ими законы ассоциаций является крупнейшим достижением  психологической науки ХIХ века. Они помогают понять, например, почему прежний опыт зачастую может блокировать  творческий подход к решению задачи. На основании этих законов был  разработан, например, метод гирлянд  случайностей и ассоциаций, применяемый  сейчас в эвристике в качестве приема активизации творческого  мышления.

Нельзя  обойти вниманием и психоаналитический подход к исследованию творческого  мышления. В рамках этого подхода  впервые была предпринята попытка  выделения фактора, лежащего в основе мыслительной активности. З. Фрейд считал творческую активность результатом сублимации полового влечения на другую сферу деятельности: в творческом продукте опредмечивается в социально приемлемой форме сексуальная фантазия.

А. Адлер  творчество трактовал как специфический  способ компенсации «комплекса неполноценности».

К. Юнг  рассматривал стремление к творчеству как часть базовой энергии  либидо. В самом же феномене творчества он видел проявление архетипов коллективного  бессознательного, пропущенных сквозь призму индивидуального опыта и  восприятия творца.

Новый аспект мышления был выделен в трудах представителей гештальтпсихологии –  М. Вертхаймера, К. Дункера, В. Келера и  других. Мышление истолковывается как  деятельность последовательного переструктурирования, продолжающегося вплоть до нахождения необходимого по ситуации гештальта (структуры), что и было названо «инсайтом» (озарением).

Психологи-гуманисты (Г. Олпорт, А. Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества – мотив личностного  роста.

Творческое  мышление изучалось также в рамках психометрического подхода. Здесь  можно выделить концепцию креативности Дж. Гилфорда (1967) и Э.П. Торренса (1964, 1965), представляющую креативность как  универсальную познавательную творческую способность. Дж. Гилфорд выделил  два типа мышления: конвергентное (актуализируется  в том случае, когда человеку, решающему задачу, надо на основе множества  условий найти единственно верное решение) и дивергентное («тип мышления, идущий в различных направлениях») (Дж. Гилфорд, 1967). В рамках своей концепции  Дж. Гилфорд считал операцию дивергенции  наряду с операциями преобразования и импликации, основой креативности как общей творческой способности. [18]

Он выделил  четыре особенности творческого  мышления:

1. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.

2. Семантическая  гибкость, т. е. способность видеть  объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование,  расширять функциональное применение  на практике.

3. Образная  адаптивная гибкость, т. е. способность  изменить восприятие объекта  таким образом, чтобы видеть  его новые скрытые от наблюдения  стороны.

4. Семантическая  спонтанная гибкость, т. е. способность  продуцировать разнообразные идеи  в неопределенной ситуации, в  частности в такой, которая  не содержит ориентиров для  этих идей. [9, с. 285-286]

Таким образом, Дж. Гилфорд дал наиболее полное содержание рассматриваемого понятия. Впоследствии предпринимались и  другие попытки дать определение  творческому мышлению, но они внесли мало нового в его понимание.

Большой вклад в разработку проблем способностей, одаренности, творческого мышления внесли такие отечественные психологи, как Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, В.И. Панов, И.В. Калиш, М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич и др. [18]

Наиболее  целостную концепцию творчества как психического процесса предложил  Я.А. Пономарев (1988). Он разработал структурно-уровневую  модель центрального звена психологического механизма творчества. В творческом решении задачи участвует два  уровня мышления: высший – логическое мышление и низший - мышление интуитивное. В качестве «ментальной единицы» измерения креативности мыслительного акта, «кванта» творчества, Я.А. Пономарев предлагает рассматривать разность уровней, доминирующих при постановке и решении задачи. [14, с. 595]

Другой  признанный исследователь, Д.Б. Богоявленская, подходит к исследованию творческого  мышления с позиций системного подхода  и вводит понятие «креативная  активность личности». Она рассматривает  творчество как «дериват интеллекта, преломленного через мотивационную  структуру, которая либо тормозит, либо стимулирует умственные способности». [2], [3]

Анализируя  работы Эдварда де Боно, можно сделать  вывод, что важным компонентом творческого  мышления является латеральное мышление. Латеральное мышление включает аспекты  дивергентного, конвергентного, логического  мышлений.

 Вывод к разделу 2

Касаясь проблемы творческого мышления, можно с уверенностью говорить о недостаточной изученности данного процесса. При этом проблема творческого мышления является актуальной в условиях современного общества. Научно-технический прогресс требует развития креативного подхода к, казалось бы, простым, обыденным вещам. Именно нестандартный подход к проблеме, умение взглянуть на ситуацию по новому, увидеть новые, скрытые от наблюдения стороны являются источником прогресса, движения вперед как отдельной личности, так и всего общества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3. Разграничение воображения и  творческого мышления

3.1 Проблемы  разграничения

Наиболее  сложным, а в некоторых исследованиях  дискуссионным является вопрос о  соотношении воображения с мышлением. Одни авторы больше подчеркивают сходство этих процессов, другие - различия. Изучением  воображения и мышления занимались А.В.Брушлинский (1967), МБ.Беркинблит (1968), Л.С.Выготский (1931), А.Я.Дудецкий (1974), Я.Л.Коломенский (1980), М.М.Нудельман, А.В.Петровский (1968), С.К.Сиволапов (1984), Е.А.Сошина (1995) и др.

А.В.Петровский указывает на тесную связь воображения с мышлением:

1. Оно также, как мышление, дает возможность предвидеть будущее;

2. Как и мышление, воображение возникает в проблемных ситуациях, когда надо отыскивать новые решения.

Так же как и мышление, воображение  возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новые решения; значит так  же, как и мышление, оно мотивируется потребностями личности. Реальному  процессу удовлетворения потребностей может предшествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение потребностей, т.е. живое, яркое представление той ситуации, при которой эти потребности  могут быть удовлетворены. Но опережающее  отражение действительности, осуществляемое в процессах фантазии, происходит в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений, в то время  как опережающее отражение в  процессах мышления происходит путем  оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредствованно познавать  мир. [5, с. 222]

Рассматривая  соотношение творческого воображения  и мышления, А. В. Петровский и М. Б. Беркинблит видят в этих двух процессах  различные аспекты интеллектуальной деятельности. Они считают, что в  зависимости от знания, как решить задачу, от пути, применяемого для ее решения (используется или операция преобразования непосредственных образов, или операция конструкции понятий, смыслов), можно говорить о разных формах воображения и мышления.

Информация о работе Разграничение воображения и творческого мышления