Развитие эмоциональной сферы младших школьников на уроках музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:31, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучение проблемы развития эмоциональной сферы младших школьников на уроках музыки.
Объект исследования – развитие эмоциональной сферы младших школьников.
Предмет исследования – приемы и способы, направленные на развитие эмоциональной сферы младших школьников на уроках музыки.
Задачи: 1. Изучить теоретическую литературу, связанную с особенностями эмоциональной сферы младших школьников.
2. Проанализировать методы, приемы и способы развития эмоциональной сферы младших школьников на уроках музыки.
3. Выявить уровень развития эмоциональной сферы младших школьников на уроках музыки.
4. Разработать и апробировать урок музыки направленный на развитие эмоциональной сферы младших школьников.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Теоретический аспект развития эмоциональной сферы
младших школьников на уроках музыки
1.1. Общая характеристика эмоций 5
1.2. Особенности эмоциональной сферы младших школьников 8
1.3. Развитие эмоциональной сферы младших школьников
на уроках музыки 11
Глава 2. Экспериментальная методика развития
эмоциональной сферы младших школьников на уроках музыки
2.1. Анализ способов и приемов развития эмоциональной сферы
младших школьников 17
2.2 Методы и приемы развития эмоциональной сферы младших
школьников на уроках музыки 24

Заключение 30
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая Ларшина 2009.doc

— 177.50 Кб (Скачать документ)


Государственное (областное) образовательное 

среднего профессионального  образования

Лебедянский педагогический колледж

(Г(О)ОУ СПО Лебедянский педагогический колледж)

 

ПЦК музыки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К У Р С  О В А Я     Р А Б  О Т А

 

Тема: Развитие эмоциональной сферы младших школьников на уроках музыки.

 

 

 

 

 

Ларшина Мария Владимировна

Специальность050709 -

Преподавание в начальных  классах

Курс 4, группа 41

Форма обучения: очная

Научный руководитель:

Худякова Татьяна Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лебедянь, 2009.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение                                                                                                         3

Глава 1.Теоретический  аспект развития эмоциональной сферы

младших школьников на уроках музыки

1.1. Общая характеристика  эмоций                                                                5

1.2. Особенности эмоциональной сферы  младших школьников                 8

1.3. Развитие эмоциональной  сферы младших школьников 

на уроках музыки                                                                                             11

Глава 2. Экспериментальная  методика развития

эмоциональной сферы младших  школьников на уроках музыки

2.1. Анализ способов  и приемов развития эмоциональной  сферы

младших школьников                                                                                       17

2.2 Методы и приемы  развития эмоциональной сферы  младших

школьников на уроках музыки                                                                         24

 

Заключение                                                                                                        30

Список литературы                                                                                            31

Приложение

 

Введение

Одним из важнейших аспектов государственной политики в области образования является формирование гармоничной и творческой личности, способной решать стоящие перед обществом задачи. Основу всесторонне развитой личности составляет особая эмоциональная сфера, которая позволяет развивать все более глубокое и тонкое отношение к себе, к другим людям и к миру в целом.

Природе, генезису и регулирующей функции эмоций и творческой деятельности посвящены работы Л.С.Выготского; К.С.Станиславского, Б.М.Теплова, С.Л.Рубинштейна, П.В.Симонова и др.

Формирование эмоций человека - важнейшее условие развития личности. Эмоции оказывают различное влияние на деятельность человека. Вопросы развития эмоциональной сферы младших школьников в процессе обучения рассматривались в общетеоретических концепциях, связанных с содержанием образования, формами и способами учебной работы Ю.К.Бабанский, И.К.Журавлев, В.В.Краевский, И.Я..Лернер, М.Н.Скаткин, Н.М.Шахмаев и др. Специфические подходы к проблеме: «эмоции - учебный процесс», содержатся в работах ведущих российских педагогов – музыкантов Э.Б.Абдуллина, Ю.Б.Алиева, Л.Г.Арчажниковой, Н.А.Ветлугиной, Л.В.Горюновой, Л.Н. Гродзенской, В.Ю.Григорьева, Д.Б.Кабалевского и др.

Серьезные трансформации, переживаемые в условиях рыночных отношений, радикальным образом изменили духовные потребности человека и развитие его эмоциональной сферы. На эмоциональное развитие подрастающего поколения отрицательно влияют жанровое однообразие, низкое качество музыкального материала, отсутствие упорядоченности художественных впечатлений.

Однако следует подчеркнуть, что данная проблема далека от своего решения (теоретическая, практическая) в сфере общей педагогики. А в области «педагогики искусств» эта проблема выступает в качестве первоочередной по своей значимости. В педагогической науке на сегодня нет аргументированного и однозначного ответе на вопрос о развитии эмоциональной сферы младшего школьника на уроках музыки, что отмечают в своих трудах современные музыканты-исследователи Т.В.Надолинская, Е.В.Николаева, Н.А.Тернтьева, Л.В.Школяр и др.

С учетом этого противоречия был сделан выбор темы исследования, проблема которой сформулирована следующим образом: как происходит развитие эмоциональной сферы младших школьников на уроках музыки.

Цель  исследования – изучение проблемы развития эмоциональной сферы младших школьников на уроках музыки.

Объект  исследования – развитие эмоциональной сферы младших школьников.

Предмет исследования – приемы и способы, направленные на развитие эмоциональной сферы младших школьников на уроках музыки.

Задачи: 1. Изучить теоретическую литературу, связанную с особенностями эмоциональной сферы младших школьников.

2. Проанализировать методы, приемы и способы развития эмоциональной сферы младших школьников на уроках музыки.

3. Выявить уровень развития эмоциональной сферы младших школьников на уроках музыки.

4. Разработать  и апробировать урок музыки  направленный на развитие эмоциональной  сферы младших школьников.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой развитие эмоциональной сферы младших школьников происходит наиболее эффективно, если: учитывать психологические особенности эмоциональной сферы младших школьников, целенаправленно развивать эмоциональную сферу младших школьников через познание самого себя и развитии эмоциональной культуры на уроках музыки.

 

Глава 1.Теоритический аспект развития эмоциональной сферы младших школьников на уроках музыки.

 

1. Общая характеристика  эмоций.

Термин «эмоция» (от лат. emovere – потрясаю, волную) означает неравнодушное отношение к различным событиям в жизни. Эмоции простое, непосредственное переживание в данный момент. Говорят о разных эмоциональных состояниях человека в различных ситуациях. Эмоции, они всегда предметны, т.е. мы испытываем чувства к чему-то или к кому-то, имеющим для нас постоянную мотивационную значимость.

Эмоции – это переживаемые человеком отношения к миру и к самому себе. Эмоции не возникают сами собой, без причины, их истоки в потребностях человека, как простейших, органических, так и социальных. Эмоции формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетворение его потребностей. Люди существенно отличаются друг от друга эмоциональным развитием. Основные различия в эмоциональной сфере людей определяются следующим:

1. На что направлены чувства, и какое отношение они выражают. Гнев может быть благороден, а радость презренна в зависимости от того, на кого и на что они направлены;

2. Каковы легкость возникновения и сила протекания эмоциональных состояний.

3. Устойчивость и глубина чувства.

Как и все психические  процессы, эмоциональные состояния  являются результатом деятельности мозга. Переживания человеком чувств обеспечивается совместной деятельностью коры и подкорковых центров. Возникший в коре больших полушарий головного мозга процесс возбуждения (при восприятии человеком какого-то объекта как приятного или не приятного) распространяется на подкорку, где находятся различные центры физиологической деятельности организма – дыхательный, сердечно – сосудистый и др. Возбуждение подкорковых вызывает усиление деятельности некоторых внутренних органов. В подкорковых областях находятся центры, управляющие вегетативной нервной системы, с которой  тесно связано эмоциональные переживания. Ведущую же роль в эмоциях выполняет кора больших полушарий головного мозга. Именно она регулирует силу и устойчивость чувств.

Изменения, возникающие при сильных эмоциях во всём организме, захватывают систему мышц лица и всего тела и проявляются в так называемых выразительных движениях. Эти движения делают переживания более яркими и более доступными и пониманию другими людьми.

Мимика – выразительные движения лица: улыбка, горестный взгляд. Пантомимика – выразительные движения всего тела (поза, жесты), вокальная мимика – выражение эмоций в интонации и тембре голоса. В повседневной жизни мы постоянно по тончайшим изменениям в выражение лица, в жестах, интонациях и т.д. чувствуем малейшие сдвиги в эмоциональном состоянии.

Различные эмоции окрашивают наше поведение и наши отношения, создавая более или менее продолжительные, иногда  устойчивые  переживания. Иными словами, мы всегда находимся в каком - либо  эмоциональном состоянии: жизнерадостном, грустном, мрачном и пр. Рассмотрим несколько видов таких состояний.

Настроение - длительное, слабо выраженное эмоциональное состояние. Настроение может длиться очень долго – неделями, месяцами. Важен не только  характер эмоционального состояния и его проявление, но и соответствие этого состояния общей ситуации, а также мера (степень) его проявления в поведении. Уметь управлять своим настроением – это особенность волевой регуляции и культурного развития личности.

Аффекты – эмоциональные состояния, противоположенные настроению. Аффекты - бурные, кратковременные эмоциональные вспышки, которые захватывают всю личность человека. Главное в предупреждении аффективного состояние – чувство ответственности перед собой и перед окружающими людьми.

Страсть - самое сильное и яркое эмоциональное состояние человека. В отличие от аффекта это стойкое, всеохватывающее чувство, которое вызывает стремление к активной деятельности для своего удовлетворения. Страсть представляет собой единство эмоциональных и волевых моментов.

Стресс – (от англ. слова stress-напряжение) - эмоциональное состояние, возникающие при опасности, больших физических и психических перегрузках т.е. в необычно трудной ситуации. Экстремальные жизненные переживания – обиды, угрозы, катастрофы - требуют от человека мобилизации его нервно – психических сил. Умеренный стресс может быть полезным, например, у студентов перед экзаменами.

Таким образом, эмоции представляют собой основу различных явлений и процессов психической жизни человека – в том числе и в сфере обучения, пробуждая творческую энергию школьников и инициативу либо нейтрализуя ее. Особенно это важно на уроках музыки, где эмоциональный фактор является доминирующим. Для успешного процесса музыкального воспитания в школе учитель должен хорошо знать причину возникновения эмоций и характер их протекания.

 

2.Особенности эмоциональной  сферы младших школьников.

 

Эмоциональную жизнь  младшего школьника формируют взаимоотношения  с учителем, процесс учения, отношения в семье с родителями, коллектив класса – отношения с одноклассниками и положение в коллективе. Младших школьников отличают высокая впечатлительность, отзывчивость на всё яркое, необычное.

В содержание и организации уроков музыки с детьми младшего школьного возраста (7 -10лет) необходимо учитывать, что в этот период происходит активный рост всего организма ребёнка. Характеризуя объективно существующие особенности младших школьников, с которыми встречается учитель на уроках музыки. Г.С. Тарасов выделяет следующие из них: - потребность в смене эмоциональных состояний; склонность к непосредственному сопереживанию, эмоциональной «индентификации» в ситуации общения (1,36).

Для педагогики музыкального образования важно, что основное условие превращающие стресс в источник положительных влияний на организм человека, - эмоциональная и двигательная активность.

К сказанному следует  добавить, что для школьника этого возраста характерно непосредственность проявления чувств, при этом наблюдается отчетливое проявление и восприятие полярных эмоций, и непонимание или не адекватное восприятие и проявление эмоциональных оттенков.

Часто внутренние состояние  переживания взрослых недоступны для  понимания младшего школьника и  тем более не могут вызвать  у него сопереживание, без которого невозможен процесс его общения с музыкой.

Вместе с тем детям  этого возраста присуще яркое, образное воображение.

Одной из особенностей младших  школьников является небольшой объем внимания, обуславливает необходимость частого переключения их с одного вида деятельности на другой. Поэтому возникает целесообразность мозаичного построения урока с включением в него разнообразных видов музыкальной деятельности, но с приоритетом практических: пение, игры на музыкальных, музыкально-пластической деятельности, инсценировки песен и т.п.

Необходимо иметь в  виду и то, что младших школьников характерно моторная активность. Вот почему так полезно включение в план урока музыки инструментального музицирования, разных видов музыкально-пластической деятельности, драматизации.

В психологических исследованиях  отмечается, что у детей этого  возраста проявляется потребность в общении с взрослыми.

К особенностям младших  школьников следует добавить, что  на всем протяжении пребывания учащихся в школе могут прослеживаться явления адаптационного синдрома (стресса). Особенно это ярко проявляется у первоклассников в первые месяцы обучения в школе. Основное условие, превращающее стресс в источник положительных влияний на организм человека, - эмоциональная и двигательная активность. В этой связи необходимо использовать возможности урока музыки таким образом, чтобы, учитывая разные психологические состояния детей, подбирать соответствующий музыкальный материал, виды деятельности для регуляции их психологического состояния и приведения, учащихся к определенной комфортности, эмоциональной удовлетворенности.

Информация о работе Развитие эмоциональной сферы младших школьников на уроках музыки