Развитие эмоциональной сферы младших школьников на уроках музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:31, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучение проблемы развития эмоциональной сферы младших школьников на уроках музыки.
Объект исследования – развитие эмоциональной сферы младших школьников.
Предмет исследования – приемы и способы, направленные на развитие эмоциональной сферы младших школьников на уроках музыки.
Задачи: 1. Изучить теоретическую литературу, связанную с особенностями эмоциональной сферы младших школьников.
2. Проанализировать методы, приемы и способы развития эмоциональной сферы младших школьников на уроках музыки.
3. Выявить уровень развития эмоциональной сферы младших школьников на уроках музыки.
4. Разработать и апробировать урок музыки направленный на развитие эмоциональной сферы младших школьников.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Теоретический аспект развития эмоциональной сферы
младших школьников на уроках музыки
1.1. Общая характеристика эмоций 5
1.2. Особенности эмоциональной сферы младших школьников 8
1.3. Развитие эмоциональной сферы младших школьников
на уроках музыки 11
Глава 2. Экспериментальная методика развития
эмоциональной сферы младших школьников на уроках музыки
2.1. Анализ способов и приемов развития эмоциональной сферы
младших школьников 17
2.2 Методы и приемы развития эмоциональной сферы младших
школьников на уроках музыки 24

Заключение 30
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая Ларшина 2009.doc

— 177.50 Кб (Скачать документ)

Ликующая, яркая, искрящаяся тема симфонии, простая по образному  содержанию вызвала эмоциональный  всплеск младших школьников. На предложенное задание стать в позицию исполнителей, отвечающих для себя на вопросы, которыми и мучается исполнитель: о чем и как я хочу сказать своим  исполнением музыкального произведения, почему именно это важно для меня, и важно ли это для других? Цель наших вопросов помочь младшему школьнику понять смысл своей деятельности, чтобы школьник заглянул в себя, увидел бы себя с позиции другого человека.

Таким образом, в процессе формирующего эксперимента у младших  школьников активно развивалась эмоциональная сфера благодаря созданию эмоционально окрашенного драматически построенного урока с выходами в смежные виды искусства. Использование метода цветового моделирования и моделирования художественно-творческого процесса способствовало глубокому проникновению в музыкальный образ и в желании многократно обращаться к полюбившимся произведениям, самостоятельно искать способы решения той или иной художественной задачи.

В конце формирующего эксперимента был определен уровень  развития эмоциональной сферы с  учетом проведенной работы в 4»в»  классе. Он составил 9,0 балла по десяти бальной системе.

Диаграмма развития эмоциональной сферы младших школьников 4 «в» класса:

 


Анализ формирующего эксперимента позволил сделать следующие  выводы о необходимости учитывать психологические особенности эмоциональной сферы младших школьников; накопленный музыкально – слуховой опыт младших школьников; способность младших школьников к переживанию возвышенных, глубоких и чистых чувств; отзывчивость на переживания других людей; способность к развитию и совершенствованию эмоциональной культуры.

Таким образом, формирующий  эксперимент подтвердил, необходимость работы по развитию эмоциональной сферы младших школьников на уроках музыки.

 

Контрольный этап проходил в гимназии №1 г. Лебедяни Липецкой области в феврале 2009 г.

И ставил своей целью  проверить в практической работе эффективность использования методов эмоциональной драматургии, цветового моделирования и моделирования художественно-творческого процесса, направленных на реализацию единой цели - развитие эмоциональной сферы младших школьников.

Для этой цели было дано ученикам 4 «в» класса следующее задание: из трех родственных по эмоциональному настроению фрагментов музыкальных произведений выбрать два наиболее созвучных и дать им характеристику.

Это были в первом варианте: «Баркарола» П.И.Чайковского, «Ноктюрн b – moll» Ф.Шопена и его же «Ноктюрн f – moll».

Сложность задания заключалась  в том, что все три фрагмента  имели много общего, формально  являясь музыкальными высказываниями на одну и ту же тему: спокойный темп, лиричность содержания – задумчивость, погруженность в себя. Только младший  школьник, способный к внимательному вслушиванию в музыку и тонкому различению нюансов человеческих состояний сможет почувствовать, что третий фрагмент, в отличие от первых двух, содержит интонации траурной маршевости.

С заданием справились почти все школьники 4 «в» класса (9,0 балла).

Для сравнения результатов  формирующего эксперимента были привлечены младшие школьники 4 «а» класса, где  эксперимент не проводился.

Из диаграммы развития эмоциональной сферы младших  школьников мы видим, что уровень  эмоционального развития у 4 «в» класса (9,0 балла) более высок, чем у школьников 4 «а» класса (7,0 балла).

 

Диаграмма развития эмоциональной  сферы младших школьников 4 «в»  и 4 «а» классов.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, контрольный  этап подтвердил правильность исследования согласно которому, развитие эмоциональной сферы младших школьников происходит наиболее эффективно, если: учитывать психологические особенности эмоциональной сферы младших школьников и целенаправленно развивать эмоциональную сферу младших школьников на уроках музыки.

Результаты проведенного исследования подтвердили гипотезу, предложенную нами и основные методические положения, выдвинутые в ходе исследования, способствующие эффективности развития эмоциональной сферы младших школьников на уроках музыки.

 

Заключение.

Одним из важнейших аспектов государственной политики в области  образования является формирование гармоничной и творческой личности, способной решать стоящие перед  обществом задачи. Основу всесторонне развитой личности составляет особая эмоциональная сфера. Задача эмоционального развития подрастающего поколения – становится одной из центральных. Ведущее значение в решении поставленной задачи области образования принадлежит урокам музыки.

В теоретической части исследования на основании общетеоретических концепций к проблеме развития эмоциональной сферы необходимо отметить, что эмоции представляют собой основу различных явлений и процессов психической жизни человека. Эмоциональный фактор играет огромную роль в сфере обучения, пробуждая творческую энергию школьников и инициативу либо нейтрализуя ее. Полагаясь на специфические подходы российских педагогов – музыкантов, следует отметить, что на развитие эмоциональной сферы младших школьников особенно важно на уроках музыки, где эмоциональный фактор является доминирующим. Развитие у младших школьников эмоциональной сферы на уроках музыки происходит через два направления - познание самого себя и формирование эмоциональной культуры.

Проведенная экспериментальная работа позволила отметить, что развитие у младших школьников эмоциональной сферы на уроках музыки происходит наиболее эффективно, если учитывать:

- психологические особенности эмоциональной сферы младших школьников; накопленный музыкально – слуховой опыт; способность младших школьников к переживанию возвышенных, глубоких и чистых чувств; отзывчивость на переживания других людей; способность к развитию и совершенствованию эмоциональной культуры.

 

 

Список литературы:

1. Абдуллин, Э.Б., Николаева, Е.В. Теория музыкального образования [Текст]: учебник для студентов высш. пед. учеб.заведений /Э.Б Абдуллин, Е.В.Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2004,-336с.

2. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях [Текст]: Учеб. пособие для студентов.- М., Издательский центр «Академия» 2002. – 416с.

3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие. – М ., 1991. - 342с.

4. Гройсман, А.Л. Психология. Личность. Творчество. Регуляция состояний [Текст]: учебное пособие / А.Л.Гройсман. М., Владос. 1992. 233с.

5. Громов, Е.С. Художественное творчество [Текст]: учебное пособие / Е.С.Громов. М., Просвещение. 1970.-213с.

6. Даркушин, А.А. Визуальная психодиагностика и её методы: познание людей по их внешнему облику. [Текст]: методические  рекомендации.- Ч.2.: Методы  визуальной психодиагностики / А.А.Даркушин.- М., 1992.- 232с.

7. Дубровина, И.В., Данилова, Е. Е., Прихожан, А. М. Психология [Текст]: учебник для студентов сред . пед. учебных заведений /И.В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан.- М., Издательский  центр «Академия», 1999. - 464с.

8. Кабалевский, Д.Б.Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы  [Текст]: / Д.Б.Кабалевский// Программно – методические материалы. Музыка. Начальная школа. М.: «Дрофа», 2001.- 97с.

9. Критская Е.Д., Сергеева  Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Начальная  школа [Текст]:  программно –  методические материалы. / Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева,  Т.С. Шмагина. - М.  Академия, 2001.- 211с.

10. Музыкальное образование  в школе [Текст]: Учеб. пособие для студ Е.Д.Критская и др.; Под. ред. Л.В.Школяр. – М.: Академия, 2001. – 232с.

11. Осенева, М.С. Безбородова,  Л.А. Методика музыкального воспитания  младших школьников [Текст]: учебное  пособие для студ. нач. фак педвузов. – М.: Академия, 2001 – 368с.. муз. фак. и отд. сред. пед. учеб. заведений /Л.В.Школяр, В.А.Школяр,

12. Психология [Текст]: учебное пособие / Р.С. Немов. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. - 505с.

13. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]: учебное пособие для высш. учеб.зав. /С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 1999. – 720с.

14. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе [Текст]: Учеб. пособие для студ. нач. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений.- 2 изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия»,2000.- 128с. – – М.:  Т 3.-Кл .2.

15. Скаткин, М. Н. Совершенствование процесса обучения [Текст]: учебное пособие / М. Н. Скаткин. - М.: Педагогика, 1971.-205с.

16. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст]: учебно – методическое пособие / Б.М.Теплов. М., 1947. – 320с.

17. Программы общеобразовательных учреждений: Музыка. Начальные классы (1- 4 классы) [Текст]: учебное издание / сост. Е.О.Яременко – М., Просвещение, 2002.-160с.

18. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения [Текст]: учебное пособие.  В2т.-М., 1953.Павлов, И.П. Собрание сочинений [Текст]: монография /И.П.Павлов

19. Школяр, Л.В. Теория и методика музыкального образования детей [Текст]:  Научно-методическое пособие / Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская, - М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 369с.

20. Школяр Л.В. Идеи развивающего образования в музыкальной педагогике школы [Текст]: методическое пособие для студентов средне – спец., учеб. завед. // Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д. и др. Теория и методика музыкального образования детей. – М.,1998.


Информация о работе Развитие эмоциональной сферы младших школьников на уроках музыки