Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:31, курсовая работа
Цель исследования – изучение проблемы развития эмоциональной сферы младших школьников на уроках музыки.
Объект исследования – развитие эмоциональной сферы младших школьников.
Предмет исследования – приемы и способы, направленные на развитие эмоциональной сферы младших школьников на уроках музыки.
Задачи: 1. Изучить теоретическую литературу, связанную с особенностями эмоциональной сферы младших школьников.
2. Проанализировать методы, приемы и способы развития эмоциональной сферы младших школьников на уроках музыки.
3. Выявить уровень развития эмоциональной сферы младших школьников на уроках музыки.
4. Разработать и апробировать урок музыки направленный на развитие эмоциональной сферы младших школьников.
Введение 3
Глава 1.Теоретический аспект развития эмоциональной сферы
младших школьников на уроках музыки
1.1. Общая характеристика эмоций 5
1.2. Особенности эмоциональной сферы младших школьников 8
1.3. Развитие эмоциональной сферы младших школьников
на уроках музыки 11
Глава 2. Экспериментальная методика развития
эмоциональной сферы младших школьников на уроках музыки
2.1. Анализ способов и приемов развития эмоциональной сферы
младших школьников 17
2.2 Методы и приемы развития эмоциональной сферы младших
школьников на уроках музыки 24
Заключение 30
Список литературы
Ликующая, яркая, искрящаяся тема симфонии, простая по образному содержанию вызвала эмоциональный всплеск младших школьников. На предложенное задание стать в позицию исполнителей, отвечающих для себя на вопросы, которыми и мучается исполнитель: о чем и как я хочу сказать своим исполнением музыкального произведения, почему именно это важно для меня, и важно ли это для других? Цель наших вопросов помочь младшему школьнику понять смысл своей деятельности, чтобы школьник заглянул в себя, увидел бы себя с позиции другого человека.
Таким образом, в процессе формирующего эксперимента у младших школьников активно развивалась эмоциональная сфера благодаря созданию эмоционально окрашенного драматически построенного урока с выходами в смежные виды искусства. Использование метода цветового моделирования и моделирования художественно-творческого процесса способствовало глубокому проникновению в музыкальный образ и в желании многократно обращаться к полюбившимся произведениям, самостоятельно искать способы решения той или иной художественной задачи.
В конце формирующего эксперимента был определен уровень развития эмоциональной сферы с учетом проведенной работы в 4»в» классе. Он составил 9,0 балла по десяти бальной системе.
Диаграмма развития эмоциональной сферы младших школьников 4 «в» класса:
Анализ формирующего эксперимента позволил сделать следующие выводы о необходимости учитывать психологические особенности эмоциональной сферы младших школьников; накопленный музыкально – слуховой опыт младших школьников; способность младших школьников к переживанию возвышенных, глубоких и чистых чувств; отзывчивость на переживания других людей; способность к развитию и совершенствованию эмоциональной культуры.
Таким образом, формирующий эксперимент подтвердил, необходимость работы по развитию эмоциональной сферы младших школьников на уроках музыки.
Контрольный этап проходил в гимназии №1 г. Лебедяни Липецкой области в феврале 2009 г.
И ставил своей целью проверить в практической работе эффективность использования методов эмоциональной драматургии, цветового моделирования и моделирования художественно-творческого процесса, направленных на реализацию единой цели - развитие эмоциональной сферы младших школьников.
Для этой цели было дано ученикам 4 «в» класса следующее задание: из трех родственных по эмоциональному настроению фрагментов музыкальных произведений выбрать два наиболее созвучных и дать им характеристику.
Это были в первом варианте: «Баркарола» П.И.Чайковского, «Ноктюрн b – moll» Ф.Шопена и его же «Ноктюрн f – moll».
Сложность задания заключалась в том, что все три фрагмента имели много общего, формально являясь музыкальными высказываниями на одну и ту же тему: спокойный темп, лиричность содержания – задумчивость, погруженность в себя. Только младший школьник, способный к внимательному вслушиванию в музыку и тонкому различению нюансов человеческих состояний сможет почувствовать, что третий фрагмент, в отличие от первых двух, содержит интонации траурной маршевости.
С заданием справились почти все школьники 4 «в» класса (9,0 балла).
Для сравнения результатов формирующего эксперимента были привлечены младшие школьники 4 «а» класса, где эксперимент не проводился.
Из диаграммы развития эмоциональной сферы младших школьников мы видим, что уровень эмоционального развития у 4 «в» класса (9,0 балла) более высок, чем у школьников 4 «а» класса (7,0 балла).
Диаграмма развития эмоциональной сферы младших школьников 4 «в» и 4 «а» классов.
Таким образом, контрольный этап подтвердил правильность исследования согласно которому, развитие эмоциональной сферы младших школьников происходит наиболее эффективно, если: учитывать психологические особенности эмоциональной сферы младших школьников и целенаправленно развивать эмоциональную сферу младших школьников на уроках музыки.
Результаты проведенного исследования подтвердили гипотезу, предложенную нами и основные методические положения, выдвинутые в ходе исследования, способствующие эффективности развития эмоциональной сферы младших школьников на уроках музыки.
Заключение.
Одним из важнейших аспектов государственной политики в области образования является формирование гармоничной и творческой личности, способной решать стоящие перед обществом задачи. Основу всесторонне развитой личности составляет особая эмоциональная сфера. Задача эмоционального развития подрастающего поколения – становится одной из центральных. Ведущее значение в решении поставленной задачи области образования принадлежит урокам музыки.
В теоретической части исследования на основании общетеоретических концепций к проблеме развития эмоциональной сферы необходимо отметить, что эмоции представляют собой основу различных явлений и процессов психической жизни человека. Эмоциональный фактор играет огромную роль в сфере обучения, пробуждая творческую энергию школьников и инициативу либо нейтрализуя ее. Полагаясь на специфические подходы российских педагогов – музыкантов, следует отметить, что на развитие эмоциональной сферы младших школьников особенно важно на уроках музыки, где эмоциональный фактор является доминирующим. Развитие у младших школьников эмоциональной сферы на уроках музыки происходит через два направления - познание самого себя и формирование эмоциональной культуры.
Проведенная экспериментальная работа позволила отметить, что развитие у младших школьников эмоциональной сферы на уроках музыки происходит наиболее эффективно, если учитывать:
- психологические особенности эмоциональной сферы младших школьников; накопленный музыкально – слуховой опыт; способность младших школьников к переживанию возвышенных, глубоких и чистых чувств; отзывчивость на переживания других людей; способность к развитию и совершенствованию эмоциональной культуры.
Список литературы:
1. Абдуллин, Э.Б., Николаева, Е.В. Теория музыкального образования [Текст]: учебник для студентов высш. пед. учеб.заведений /Э.Б Абдуллин, Е.В.Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2004,-336с.
2. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях [Текст]: Учеб. пособие для студентов.- М., Издательский центр «Академия» 2002. – 416с.
3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие. – М ., 1991. - 342с.
4. Гройсман, А.Л. Психология. Личность. Творчество. Регуляция состояний [Текст]: учебное пособие / А.Л.Гройсман. М., Владос. 1992. 233с.
5. Громов, Е.С. Художественное творчество [Текст]: учебное пособие / Е.С.Громов. М., Просвещение. 1970.-213с.
6. Даркушин, А.А. Визуальная психодиагностика и её методы: познание людей по их внешнему облику. [Текст]: методические рекомендации.- Ч.2.: Методы визуальной психодиагностики / А.А.Даркушин.- М., 1992.- 232с.
7. Дубровина, И.В., Данилова, Е. Е., Прихожан, А. М. Психология [Текст]: учебник для студентов сред . пед. учебных заведений /И.В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан.- М., Издательский центр «Академия», 1999. - 464с.
8. Кабалевский, Д.Б.Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы [Текст]: / Д.Б.Кабалевский// Программно – методические материалы. Музыка. Начальная школа. М.: «Дрофа», 2001.- 97с.
9. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Начальная школа [Текст]: программно – методические материалы. / Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. - М. Академия, 2001.- 211с.
10. Музыкальное образование в школе [Текст]: Учеб. пособие для студ Е.Д.Критская и др.; Под. ред. Л.В.Школяр. – М.: Академия, 2001. – 232с.
11. Осенева, М.С. Безбородова,
Л.А. Методика музыкального
12. Психология [Текст]: учебное пособие / Р.С. Немов. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. - 505с.
13. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]: учебное пособие для высш. учеб.зав. /С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 1999. – 720с.
14. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе [Текст]: Учеб. пособие для студ. нач. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений.- 2 изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия»,2000.- 128с. – – М.: Т 3.-Кл .2.
15. Скаткин, М. Н. Совершенствование процесса обучения [Текст]: учебное пособие / М. Н. Скаткин. - М.: Педагогика, 1971.-205с.
16. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст]: учебно – методическое пособие / Б.М.Теплов. М., 1947. – 320с.
17. Программы общеобразовательных учреждений: Музыка. Начальные классы (1- 4 классы) [Текст]: учебное издание / сост. Е.О.Яременко – М., Просвещение, 2002.-160с.
18. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения [Текст]: учебное пособие. В2т.-М., 1953.Павлов, И.П. Собрание сочинений [Текст]: монография /И.П.Павлов
19. Школяр, Л.В. Теория и методика музыкального образования детей [Текст]: Научно-методическое пособие / Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская, - М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 369с.
20. Школяр Л.В. Идеи развивающего образования в музыкальной педагогике школы [Текст]: методическое пособие для студентов средне – спец., учеб. завед. // Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д. и др. Теория и методика музыкального образования детей. – М.,1998.
Информация о работе Развитие эмоциональной сферы младших школьников на уроках музыки