Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:31, курсовая работа
Цель исследования – изучение проблемы развития эмоциональной сферы младших школьников на уроках музыки.
Объект исследования – развитие эмоциональной сферы младших школьников.
Предмет исследования – приемы и способы, направленные на развитие эмоциональной сферы младших школьников на уроках музыки.
Задачи: 1. Изучить теоретическую литературу, связанную с особенностями эмоциональной сферы младших школьников.
2. Проанализировать методы, приемы и способы развития эмоциональной сферы младших школьников на уроках музыки.
3. Выявить уровень развития эмоциональной сферы младших школьников на уроках музыки.
4. Разработать и апробировать урок музыки направленный на развитие эмоциональной сферы младших школьников.
Введение 3
Глава 1.Теоретический аспект развития эмоциональной сферы
младших школьников на уроках музыки
1.1. Общая характеристика эмоций 5
1.2. Особенности эмоциональной сферы младших школьников 8
1.3. Развитие эмоциональной сферы младших школьников
на уроках музыки 11
Глава 2. Экспериментальная методика развития
эмоциональной сферы младших школьников на уроках музыки
2.1. Анализ способов и приемов развития эмоциональной сферы
младших школьников 17
2.2 Методы и приемы развития эмоциональной сферы младших
школьников на уроках музыки 24
Заключение 30
Список литературы
Опросные методы (беседа и анкетирование) решали следующие задачи: 1. изучение особенностей эмоциональной сферы младших школьников; 2. определение уровня развития эмоциональной сферы младших школьников; 3. проследить влияние уроков музыки на развитие эмоциональной сферы младших школьников через основные два направления: познание самого себя и формирование эмоциональной культуры.
Беседа с учителями начальных классов гимназии №1строилась как диалог по заранее разработанной нами программе и включала вопросы, соответствующие цели и задачам исследования. Данные беседы позволили сделать вывод: что, несмотря на индивидуальные особенности эмоциональной сферы младшим школьникам присущи и общие черты, такие как непосредственность, в проявлении чувств, сопереживание, образное воображение и небольшой объем внимания. Учителя отметили большое влияние уроков музыки на развитие эмоциональной сферы младших школьников. Если школьники первых классов с интересом слушают музыку изображающую животных и явления природы, и она вызывает у них яркий эмоциональный отклик, что способствует формированию их эмоциональной культуры, то второклассники уже с большим интересом воспринимают музыкальные произведения, выражающие черты характера человека. Интерес к познанию самого себя через музыку становится осознанным.
Анкетирование учащихся 4 «в» класса проходило в форме открытой анкеты, содержащей вопросы без сопровождающих готовых ответов. Все вопросы были связаны с уроками музыки, наиболее любимыми музыкальными произведениями, эмоциональным состоянием, которое они вызывают у младших школьников, и т.д. Данные анкетирования позволили сделать следующий вывод: младшие школьники любят эмоционально окрашенные, интересные уроки музыки, с близким им по содержанию музыкальным материалом и с разными видами коллективной работы.
Наблюдение уроков музыки проходило в начальных классах гимназии №1 г. Лебедяни Липецкой области. Педагогические наблюдения проходили в начальных классах с целью: 1. Изучить способы и приемы развития эмоциональной сферы младших школьников на уроках музыки; 2. Выявить влияние уроков музыки на развитие эмоциональной сферы младших школьников через основные направления: познание самого себя и формирование эмоциональной культуры (способность младших школьников к переживанию возвышенных, глубоких и чистых чувств, отзывчивость на переживания других людей, способность к развитию и совершенствованию в этой области).
Урок музыки «Как музыка выражает характер человека?» логически продуман и хорошо организован учителем. Среди целей урока - развитие умение слушать музыку младшими школьниками и слышать заложенный в ней музыкальный образ. Эта цель решалась учителем на протяжении всего урока через разнообразные виды работы с младшими школьниками. На уроке присутствует вокально-хоровая работа, слушание музыкальных произведений, музыкально - ритмические движения и игра на детских инструментах. Музыкальный материал доступен по содержанию и соответствует возрастным особенностям младших школьников. Это попевки «Разные ребята» («Непоседы», «Спокойные ребята»), пьесы «Три подружки» («Злюка», «Плакса». «Резвушка») Д.Б.Кабалевского. Эмоциональная атмосфера урока яркая, т.к. интересна младшим школьникам по содержанию. Ответы учащихся полные, эмоционально окрашенные. Школьники стараются подобрать как можно больше слов характеризующих их эмоциональное состояние от прослушанной и исполненной ими музыки.
Учитель использует метод
цветного моделирования для более
глубокого проникновения младши
Музыкально – ритмические движения соответствующие образу «ребят-непосед» и «спокойным ребятам» младшие школьники предлагают интересные и разнообразные. Младшие школьники проявляют глубокие и чистые чувства, способность к развитию и совершенствованию.
Вокально-хоровая работа на уроке была кульминационным моментом темы «Как музыка выражает характер человека?».
Большую роль в развитии глубоких и чистых чувств, отзывчивости на переживания других людей и музыкально-слуховых представлений младших школьников на уроке играл способ наглядного изображения движения мелодии. Учитель при разучивании попевки «Разные ребята» движением руки передавала рисунок мелодии, обозначая, направление движения мелодии, ее поступенность, встречающиеся скачки и т. д. С этой целью на уроках учитель применяет таблицы. Так, являясь наглядным пособием, таблица «Выразительные и изобразительные интонации» способствует визуальному восприятию вопросительных и утвердительных интонаций в музыке, что оказывает влияние на более эмоциональное исполнение младшими школьниками музыкального материала. Для более эмоционального исполнения попевки «Разные ребята» предлагается графически изобразить пульсацию двух контрастных мелодий на доске. Младшие школьники хорошо справляются с этим заданием. Итогом работы стало исполнение попевки «Разные ребята» по ролям, где каждый школьник старался выразить заложенный композитором музыкальный образ.
Таким образом, на уроке в начальных классах по теме «Как музыка выражает характер человека?» младшие школьники эмоциональны, активны, искренни, и доброжелательны. Учитель создал на уроке особую атмосферу открытости и творчества, заинтересовал младших школьников содержанием музыкальных произведений, использовал метод «цветного моделирования», что способствовало развитию эмоциональной сферы младших школьников.
Урок музыки по теме «Тембр. Тембры инструментов симфонического оркестра» затрагивал область серьезной музыки на основе творчества С.С.Прокофьева. Для более глубокого эмоционального восприятия симфонической музыки учитель накапливает у младших школьников как можно больше слуховых впечатлений от звучания инструментов различных тембров, мужских, женских и детских певческих голосов. С этой целью младшие школьники на уроке музыки знакомятся с тембрами инструментов симфонического оркестра (скрипкой, флейтой, кларнетом, трубой, фаготом и др.). При этом развитие эмоциональной сферы основывается на принципе от неосознанного к осознанному. Так, понятие тембра учитель ввел в урок в песне «Веселый музыкант» А.Филиппенко где инструментальное вступление к куплету исполняется либо на скрипке, либо на балалайке, либо на барабане в соответствии с текстом песни. Содержание песни и музыкальный образ близки и понятны младшим школьникам. Они стараются выразить свои чувства с помощью музыкально-ритмических движений в каждом куплете.
Слушание симфонической сказки «Петя и волк» С.С.Прокофьева обращает внимание младших школьников к развитию музыкальной ткани произведения. Темы сказки на просто характеризуют героев, но и показаны в развитии, т.е. в «общении» между героями. Чтобы это услышать, необходимо младшим школьникам внимательно слушать и стараться услышать различные тембровые и мелодические изменения в музыкальном образе, и следовательно в содержании сказки. После прослушанного произведения школьники стараются выразить музыкально – образное содержание сказки и возникших чувств. Они тщательно подбирают слова, отражающие их эмоциональное отношение к героям, и стараются его аргументировать. Ответы младших школьников показывают уровень развития их эмоциональной сферы.
Таким образом, наблюдаемые уроки музыки в начальных классах содержательны по материалу, увлекательны по форме и несут большой эмоциональный заряд. «Разбуженный» интерес младших школьников становится надежной гарантией того, что у них будет воспитан тонкий музыкальный слух, высокий художественный вкус и потребности. Весь музыкальный материал отвечает принципам высокохудожественных произведений, близких младшим школьникам по содержанию, связанный с их жизнью и является хорошей базой для развития эмоциональной сферы.
Для того чтобы проследить, как происходит развитие эмоциональной сферы младших школьников на уроках музыки, необходимо было определить исходный уровень. Для определения исходного уровня развития эмоциональной сферы младших школьников 4 «в» класса было предложено задание «Копилка чувств». Младшим школьникам предлагалось вспомнить известные и близкие им по содержанию музыкальные произведения, выражающие различные эмоциональные состояния (грусть, радость, мечтательность, героизм, трагизм, горе, страдание, нереальности, волнение). А также охарактеризовать жизненные явления, породившие на их взгляд, именно такое музыкально-смысловое содержание. По данным, полученным в ходе выполнения задания, мы определили способность младших школьников к переживанию возвышенных, глубоких и чистых чувств, отзывчивость на переживания других людей, способность к развитию и совершенствованию в этой области. Для фиксации результатов была использована трехуровневая система диагностики, предварительно установив критерии оценки по 10 бальной системе.
Параметры и критерии диагностики степени развития эмоциональной сферы младших школьников
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
8-10 баллов |
4-7 баллов |
1-3 балла |
Яркое эмоциональное восприятие музыки внимание во время слушания произведения, просьба повторить музыкальное произведение, способность к переживанию возвышенных, глубоких и чистых чувств, отзывчивость на переживания других людей, способность к развитию и совершенствованию в этой области, наличие любимых произведений. |
Внешние проявления эмоциональности при прослушивании, недостаточное внимание при восприятии, созерцательное отношение к переживанию музыкального образа, неглубокая отзывчивость на переживания других людей, нестабильность правильных ответов. |
Отсутствие внешних проявлений эмоциональности при восприятии предлагаемого музыкального произведения, поверхностное отношение к музыкальному образу, неузнавание знакомых мелодий, однозначные ответы. |
Полученные результаты диагностирования были зафиксированы в таблице.
Исходный уровень развития эмоциональной сферы в 4 «в» классе определялся по 10 бальной системе, и в среднем составил 6,8.
Диаграмма развития эмоциональной сферы 4 «в» класса.
Таким образом, с помощью констатирующего эксперимента мы наблюдали в практической деятельности способы и приемы развития эмоциональной сферы младших школьников на уроках музыки. При этом нами были использованы разнообразные методы исследования: опросные методы (беседа, анкетирование) с младшими школьниками и учителями, педагогические наблюдения, анализ уроков музыки и работ младших школьников, определили исходный уровень развития эмоциональной сферы младших школьников по 10 бальной системе, который составил 6,8 балла.
2.2. Методы и приемы развития эмоциональной сферы младших
школьников на уроках музыки
Формирующий эксперимент проводился в 4 «в» классе гимназии №1 г. Лебедяни Липецкой области в феврале 2009 года, а подведение итогов и интерпретация полученных результатов, оформление выводов в марте 2009г.
Для сравнения полученных результатов был привлечен 4 «а» класс.
В процессе формирующего эксперимента были разработан и апробирован урок музыки с учетом способов и приемов, направленных развитие эмоциональной сферы младших школьников.
Урок музыки учитывал: психологические особенности эмоциональной сферы младших школьников; накопленный музыкально – слуховой опыт младших школьников; способность младших школьников к переживанию возвышенных, глубоких и чистых чувств; отзывчивость на переживания других людей; способность к развитию и совершенствованию эмоциональной культуры.
Подготовлен и проведен урок музыки в 4 «в» классе гимназии №1 г. Лебедяни Липецкой области.
Тема урока «Здравствуй, весна!» основано на методе эмоциональной драматургии, как своеобразного произведения, направленного на реализацию единой цели - развитие эмоциональной сферы младших школьников.
На уроке музыки были
использованы методы эмоциональной
драматургии, цветового моделирования
и моделирования художественно-
В создании урока музыки имеет место определенное драматургическое решение: интродукция (вступление), где обозначается вектор эмоциональной направленности всего занятия; построение композиции, органично сочетающей контрасты и сходство различных по характеру музыкальных произведений; наличие эмоциональной кульминации урока; заранее продуманное завершение урока произведением определенного настроения и характера, логически завершающим общую музыкальную композицию.
Музыкальный материал урока составляли довольно сложные по музыкально - образному содержанию произведения различных композиторов: наряду с русскими авторами (П.И.Чайковским, Д.Шостаковичем, Д.Б. Кабалевским) использовались произведения зарубежных (Й.Гайдн), а также песни различных народов (укр.н.п. «Веснянка», нем.н.п. «Весна»). Это стало возможно благодаря возрастным особенностям четвероклассников, наличием у них музыкального и эмоционального опыта.
Для эффективного развития эмоциональной сферы младших школьников использовались смежные виды искусств: литература и живопись. Был подготовлен разнообразный наглядный материал, стихи, загадки.
Для создания эмоциональной, лирической атмосферы урока использовалась литературно-музыкальная композиция «Весна». Чтение стихотворения «Весна, весна! Как воздух чист!» на фоне музыки Д.Шостаковича способствовало концентрации внимания младших школьников на теме урока и вызывало радостные, светлые чувства.
Логическим продолжением
светлого, эмоционального тонуса послужил
переход к вокально-хоровой
Украинская народная песня «Веснянка», несмотря на сложности вокального исполнения (кантилено и распевания гласных) была разучена без особых усилий со стороны младших школьников. При ее исполнении школьники старались выразить плавность, задушевность и мягкость музыкального образа.
Слушание музыкального произведения П.И.Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года» углубило эмоциональность урока. Этому способствовала вступительная беседа учителя к пьесе.
- Сейчас мы прослушаем трепетную пьесу, по весеннему взволнованную. Хотя в музыке нет слов, она очень выразительно рассказывает нам о весне, об апрельском нежном подснежнике. В этой пьесе есть и другая мелодия - очень красивая, взволнованная, лёгкая, как дуновение ветерка. Мелодия, будто цветок подснежника покачивается на ветру. Давайте послушаем это произведение.
Такой эмоциональный настрой концентрирует внимание младших школьников на содержание музыкального образа, способствует глубокому проникновению в образную сферу пьесы П.И.Чайковского.
С помощью метода цветового моделирования, младшие школьники при повторном прослушание пьесы стараются передать свое настроение от звучащей музыки, отразить все оттенки возникших чувств.
Развитию эмоциональной
сферы на уроке послужил метод
моделирования художественно-
Информация о работе Развитие эмоциональной сферы младших школьников на уроках музыки