Развитие эмоциональной сферы младших школьников на уроках музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:31, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучение проблемы развития эмоциональной сферы младших школьников на уроках музыки.
Объект исследования – развитие эмоциональной сферы младших школьников.
Предмет исследования – приемы и способы, направленные на развитие эмоциональной сферы младших школьников на уроках музыки.
Задачи: 1. Изучить теоретическую литературу, связанную с особенностями эмоциональной сферы младших школьников.
2. Проанализировать методы, приемы и способы развития эмоциональной сферы младших школьников на уроках музыки.
3. Выявить уровень развития эмоциональной сферы младших школьников на уроках музыки.
4. Разработать и апробировать урок музыки направленный на развитие эмоциональной сферы младших школьников.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Теоретический аспект развития эмоциональной сферы
младших школьников на уроках музыки
1.1. Общая характеристика эмоций 5
1.2. Особенности эмоциональной сферы младших школьников 8
1.3. Развитие эмоциональной сферы младших школьников
на уроках музыки 11
Глава 2. Экспериментальная методика развития
эмоциональной сферы младших школьников на уроках музыки
2.1. Анализ способов и приемов развития эмоциональной сферы
младших школьников 17
2.2 Методы и приемы развития эмоциональной сферы младших
школьников на уроках музыки 24

Заключение 30
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая Ларшина 2009.doc

— 177.50 Кб (Скачать документ)

Есть несколько объективных  факторов, которые определяют существенные возрастные особенности современных  школьников влияющих на их эмоциональное  развитие: - фактор социальный. На эмоциональную сферу школьников влияют новые общественные отношения, колоссальной дифференциации общества, существенной разницы в материальном обеспечении семей и в их социальном положении. Большая занятость родителей на работе создает у ребенка дефицит общения, любви. Это губительно сказывается на формировании духовного мира ребенка и развитии эмоциональной сферы.

- Ухудшение здоровья детей. По данным, опубликованным в С.-Петербурге, около 80-90% детей страдают сегодня разными хроническими заболеваниями, причем процент здоровья детей падает. Как известно, дети с ослабленным здоровьем быстро утомляются, их внимание более рассеянное, им трудно сосредоточиться. Все это затрудняет работу учителя по развитию эмоциональной сферы школьников на уроках музыки и требует поиска новых форм работы для конкретного класса с использованием наиболее привлекательных видов музыкальной деятельности.

- Научно-технический прогресс. На детей обрушивается огромный массив самой разной информации, в том числе и музыкальной, но эта информация за редким исключением бессистемна, хаотична, поверхностна, а иногда и не вполне достоверна. Жанровое однообразие, низкое качество музыкального материала, отсутствие упорядоченности художественного впечатлений отрицательно сказываются на развитии эмоциональной сферы учащихся, на формирование их художественных и, музыкальных предпочтений, интересов, вкуса и потребностей.

- Процесс интенсивного, умственного развития школьников. Этот процесс проявляется у младших школьников в более развитой у них способности к обобщениям, стремлении интересно, самостоятельно, творчески выполнять задания, в умении дополнять их оригинальными, порой остроумными комментариями.

Таким образом, каждое новое  поколение детей, сохраняя стратегически  важные возрастные характеристики, преподносят педагогам и родителям новые проблемы и задачи. Сегодняшние учащиеся – дети конца 20-начала 21 века. И они сильно отличаются от детей даже начала 20 века. Поэтому в музыкальном воспитании для достижения положительных результатов необходимо учитывать все вышеуказанные особенности младших школьников.

 

3.Развитие эмоциональной сферы младших школьников на уроках музыки.

Развитие эмоциональной  сферы младших школьников происходит на уроках литературы, изобразительного искусства, а в особенности на уроках музыки. Как отмечает в своих работах педагог-музыкант Э.Б.Абдуллин, она происходит в двух основных направлениях, которые оказывают большое влияние на развитие эмоциональной сферы младших школьников. Первое направление это познание самого себя и второе - формирование эмоциональной культуры младшего школьника на уроках музыки (1).

Познания себя начинается с самого раннего возраста. Установлено, что младшие школьники познают себя через других людей. Всматриваясь в их черты, прислушиваясь к их мыслям, они соотносят их со своими чертами и мыслями, о существовании которых и не догадывались. Недостаточность знаний о себе может привести к неадекватной самооценке, к неверию в собственные силы.

По мнению К.С.Станиславского, помочь младшему школьнику в познании себя может искусство. Именно оно дает общение с совершенно разными людьми - плохими и хорошими, веселыми и грустными, прекрасными и безобразными. В произведениях искусства младшие школьники встречаются с разнообразными героями и персонажами. Их духовная жизнь занимательна для младших школьников. Младшим школьником может обуревать желание быть таким же хорошим, добрым или, наоборот, он будет пытаться избавиться от собственных отрицательных черт, которые увидел в герое произведения искусства (5).

Гораздо сложнее детям увидеть другого и узнать себя в музыкальном произведении. Музыка - искусство временное. Она не дает возможности показать конкретные действия человека, его манеру произносить слова.

Педагог – музыкант Н.А.Ветлугина справедливо отмечает, что очень важно при знакомстве со всеми формами проявления в музыке человеческого начала выделять интонацию персонажную, отличающуюся от всех других яркой наглядностью. Примером этого типа могут служить все герои симфонической сказки Сергея Прокофьева «Петя и волк». Персонажность в создании образа заставляет младшего школьника воспринимать героя как бы со стороны (11).

Д.Б.Кабалевский для развития эмоциональности учеников использовал на своих уроках музыки один из интереснейших приемов: наигрывание музыкальных пьесок, в которых изображаются свойства характера, темперамент и другие черты облика одного из своих учеников. После прослушивания они угадывали персональную принадлежность их каждому конкретному человеку. Это доказывает возможность видения младшего школьника в музыке самого себя и других по эмоциональной окраске. Для того чтобы повысить эмоциональную отзывчивость младших школьников на музыку Д.Б. Кабалевский, применял метод эмоциональной драматургии. Он направлен на активизацию эмоциональной сферы младших школьников на уроке музыки и способствует созданию атмосферы увлечённости, живого интереса. Его основная функция состоит в том, чтобы помочь младшим школьникам впитать в себя опыт эмоционально-нравственного отношения человека к действительности, и к самому себе, заключённый в музыкальном произведении (8, 54).

В процессе развития эмоциональной  сферы на уроке музыки музыкантом-исследователем Л.В.Горюновой применяется диалог как метод для познания младшим школьником себя через музыку. Этот процесс требует соотношение понятий: «Я», «Другой». Такой подход требует от школьника самостоятельности и мыслительной активности, индивидуальности и творческого подхода к выполнению заданий. Для этого Л.В.Горюнова предлагает младшим школьникам вопросы: «Какой из образов приемлем для вас? Есть ли у вас собственное объяснение? Какое отношение возникает между вами и созданным образом («Я - Ты», «Я - Вы», «Я - Он»)?» (2, 147).

Таким образом, для развития эмоциональной сферы младших школьников через познания себя на уроках музыки, необходимо использовать такие способы работы как:

1. Продумывание образа  произведения, ассоциаций, настроений, чувств, которые он вызывает.

2. Логическое осмысление  произведения, созданное с выявлением  общего.

3. Понимание смысла  и значения основных идей произведения и наполнения их личностным смыслом.

Переживания - и героя, и собственные – младшими школьниками характеризуются с точки зрения констанции присутствия в переживании какой-либо эмоции. Обнаружение в себе чувств представляется весьма ценным вкладом в познании себя и развитии эмоциональной сферы. Чтобы младший школьник смог увидеть живое переживание другого человека, выраженное в музыке и сам его пережить, возможно, как считает Ю.Б.Алиев, использовать следующие педагогические приемы:

-выходы в другие «временные» искусства, в которых переживания героя имеют яркую кульминационную линию;

-демонстрация произведений смежных  видов искусств, когда эти произведения иллюстрируют процесс становления и развития чувства лирического героя в музыке;

-анализ жизненных ситуаций, переживаемых младшим школьником в прошлом (причем данные переживания могут быть, и не связаны с восприятием каких-либо произведений искусства) (2).

Временной поток, начавшись  с одной эмоции, может изменить ее до неузнаваемой и привести к  новой эмоции, совершенно отличной по содержанию и качеству от первой. Видение младшим школьником таких изменений приводит к осознанию изменчивости и развития своего переживания и переживания героя. «Исключительно сильное и непосредственное воздействие на эмоциональную сферу детей младшего школьного возраста - такова специфика музыки как искусства, как одна из форм общественного сознания. Эта особенность музыкального искусства, естественно проявляющиеся в школьных уроках музыки в условиях нашего времени имеет большое значение» - считает музыкант-исследователь Л.В.Школяр (7, 143).

Второе направление, которое  оказывает большое влияние на развитие эмоциональной сферы младших  школьников, происходит через формирование эмоциональной культуры на уроках музыки.

В понятии эмоциональной культуры младшего школьника, как отмечает Б.М.Теплов, входят такие черты, как способность переживания возвышенных, глубоких и чистых чувств, отзывчивость на переживания других людей, умение владеть своими чувствами и их появлением, способность к развитию и совершенствованию в этой области. Эти черты соответственно связаны с богатством чувств, с развитием интеллекта и с волевыми качествами (16).

Активное развитие чувств относится, конечно, главным образом к младшему школьному возрасту. Поэтому и надо последовательно будить и развивать эмоциональность младших школьников, «…приучая их любить людей, природу, животных, музыку, танец, живопись, театр; необходимо давать им повод искренне, от души повеселиться, порадоваться, отдаться возникшему у них чувству печали, сожаления или раскаяния» - считает М.С.Осенева (8, 97). Когда младший школьник слушает произведение, которое его захватывает, то музыка управляет течением его переживаний. Так на уроке музыки «Полька» М.И.Глинки ведёт это «управление» эмоциональной сферой первоклассников, заставляя в эти краткие мгновения пережить мимолётную, светлую взволнованность изящным образом танца. Через год внимание младших школьников будет приковано к таким произведениям, как, например, «Неаполитанская песенка» П.И.Чайковского, «Клоуны» Д.Б.Кабалевского и некоторые другие пьесы, гораздо более сложные по содержанию и выразительным средствам. Сложнее, конечно, и те переживания, которые они вызывают у младших школьников.

Влияние музыкальных  произведений проявляется не только в том, что они обогащают содержание чувств младших школьников, но и в том что совершенствуют сам процесс переживания. В итоге все это способствует формированию эмоциональной культуры, а, следовательно, и развитию эмоциональной сферы младших школьников.

В практике хоровой работы на уроке музыки, по мнению Л.Н. Гродзенской, нередко встречается необходимость в быстром переключении эмоционального строя младших школьников при переходе от одной песни к другой. Мгновенное изменение эмоционального состояния по музыкальному сигналу (вступление к песне, мажорный и минорный аккорд и т.п.), связанному с теми или иными образами, свидетельство большей или меньшей «послушности» чувств младших школьников, умения владеть ими, показатель уровня формирования их эмоциональной культуры. Таким образом, через такие важные «рабочие моменты» на уроке, тесно связанные с формированием эмоциональной культуры младших школьников и происходит развитие их эмоциональной сферы.

«Во многих случаях исполнения и слушания музыки коллективом воспитательная ценность пробуждённых ею эмоций ещё возрастает: сопереживание усиливает их, нередко делает более значительными» - отмечает Л.Н. Гродзенская (8, 233). Музыкальный репертуар на уроках музыки прослушивается коллективом младшими школьниками с особым вниманием, многократно, он запоминается или разучивается ими, комментируется учителем и предназначен оказывать организованное и длительное воздействие на младших школьников. Поэтому подбор песен и пьес не только со стороны идейно - тематического их содержания, но и по характеру и напряжённости эмоциональной окраски является важнейшей задачей в работе учителя музыки.

Начиная с младшего школьного  возраста, в детях формируется  структура личности, где основным компонентом является эмоциональная развитость и задача учителя музыки - не сковывать младшего школьника определёнными рамками, а дать ему возможность эмоционально пережить, испытать радость творчества, проанализировать. Поэтому в последнее время всё больше в работе учителей можно встретить такой современный метод, как цветное моделирование, т.е. передача музыки её эмоционального содержания средством изобразительного искусства. Младшие школьники на уроке музыки передают свои впечатления от звучащего произведения с помощью красок. Выбор цветовой гаммы палитры позволяет определить, какие эмоции переживает младший школьник, насколько тонко он воспринимает изменчивость звукового потока. Затем младшие школьники обсуждают результаты работы, и каждый высказывает собственное мнение о своей работе и других. Применение метода цветного моделирования вполне соответствует психологическим особенностям младших школьников и способствует активному развитию их эмоциональной сферы.

Таким образом, развитие у младших  школьников эмоциональной сферы  на уроках музыки происходит через познание самого себя и формирование эмоциональной культуры.

 

Глава 2. Практический аспект развития эмоциональной сферы  младших школьников на уроках музыки.

 

2.1. Анализ способов и приемов  развития эмоциональной сферы младших школьников на уроках музыки.

 

Эта глава посвящена  результатам экспериментального исследования методов, способов и приемов развития эмоциональной сферы младших школьников на уроках музыки. В различных видах экспериментальной деятельности было задействовано свыше 30 человек.

Констатирующий эксперимент проводился вначале исследования (октябрь-ноябрь 2008г.) и ставил своей задачей выяснение на практике способов и приемов развития эмоциональной сферы младших школьников на уроках музыки. При этом были использованы разнообразные методы исследования: опросные методы (беседа, анкетирование), педагогические наблюдения, беседы с младшими школьниками и учителями, анализ уроков музыки и работ младших школьников.

Констатирующий эксперимент  проводился в 4 «в» классе гимназии №1 г. Лебедяни Липецкой области по определенному плану. Были вычленены грани и стороны учебного процесса на уроке музыки, которые представляли наибольший интерес в свете развития эмоциональной сферы младших школьников, что обеспечило концентрацию усилий на первостепенных по своей значимости педагогических фактах, явлениях и закономерностях.

Информация о работе Развитие эмоциональной сферы младших школьников на уроках музыки