Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 12:26, реферат
По мнению Ш. Монтескье, для того чтобы понять сущность общества и особенности его политико-правовых установлений, необходимо выявить народный дух, под которым он понимал характерные психологические черты народа. Он считал, что народный дух формируется объективно, под воздействием физических и моральных причин. Признавая решающую роль среды в возникновении и развитии того или иного общества, Ш. Монтескье разработал теорию факторов общественного развития, наиболее полно изложенную им в «Этюдах о причинах, определяющих дух и характер» (1736).
Введение
1. Этнопсихологические представления в древние века и средневековье
2. Зарубежная этнопсихология в ХХ веке
3. Отечественная этническая психология в ХХ веке
Заключение
В последние годы своей жизни Ф. Боас консультировал политиков по бесконфликтной аккультурации социально отсталых народов США и колониальных народов. Его наследие оставило заметный след в американской науке. У него было много последователей, которые воплотили его идеи во многих концепциях, известных сейчас во всем мире. После смерти Ф. Боаса американскую психологическую школу возглавил А. Кардинер (1898- 1962) - психиатр и культуролог, автор известных трудов «Индивид и общество» (1945), «Психологические границы общества» (1946), разработавший признанную на Западе концепцию, согласно которой национальная культура оказывает сильное влияние на развитие этнических групп и отдельных их представителей, иерархию их ценностей, формы общения и поведения.
Он
подчеркивал, что в формировании
личности решающую роль играют механизмы,
названные им «проективными системами».
Последние возникают в
Выдающийся американский культуроантрополог Р. Бенедикт (1887-1948) автор широко известных за рубежом работ «Модели культуры» (1934), «Хризантема и меч» (1946), «Раса: наука и политика» (1948) несколько лет прожила в индейских племенах Северной Америки, организовала исследование «транскультурных» предпосылок, ведущих к уменьшению национальной враждебности и этноцентризма. В своих трудах она обосновала тезис об усилении роли сознания в процессе развития этносов, о необходимости изучения их исторического и культурного прошлого. Она рассматривала культуру как совокупность общих предписаний, норм-требований для представителей определенной этнической общности, проявляющихся в ее национальном характере и возможностях индивидуального самораскрытия в процессе поведения и деятельности.
Р. Бенедикт считала, что каждая культура имеет свою неповторимую конфигурацию, а ее составные части объединены в единое, но своеобразное целое. «Каждое человеческое общество когда-то совершило определенный отбор своих культурных установлений, -- писала она. -- Каждая культура с точки зрения других игнорирует фундаментальное и разрабатывает несущественное. Одна культура с трудом постигает ценности денег, для другой - они основа каждодневного поведения.
Во время Второй мировой войны Р. Бенедикт изучала культуру и национально-психологические особенности японцев с точки зрения анализа их места и роли в условиях всеобщего мира и сотрудничества.
М. Мид пришла к выводу о там, что характер общественного сознания в конкретной культуре определяется набором ключевых для этой культуры типичных норм и их интерпретацией, воплощенных в традициях, привычках и способах национально своеобразного поведения. Этнопсихологическая школа значительно отличалась от других направлений американской этнографии, например исторической школы. Разница состояла в понимании категорий «культуpa» и «личность». Для историков «культура» была главным предметом исследования. Сторонники же этнопсихологической школы считали «культуру» обобщенным понятием и не относили ее к главному объекту своих научных исследований. Настоящей и первичной реальностью для них являлся индивид, личность, а потому с изучения личности, индивида и следовало, по их мнению, начинать исследование культуры каждого народа.
Вот почему, во-первых, важнейшее внимание американские этнопсихологи уделяли разработке понятия «личность» как основного компонента исходной единицы, определяющей структуру целого. Во-вторых, проявили большой интерес к процессу формирования личности, т.е. к ее развитию, начиная с детства. В-третьих, под прямым воздействием фрейдистского учения особое внимание уделяли сексуальной сфере, и во многих случаях излишне абсолютизировали ее значение. В-четвертых, некоторые этнопсихологи преувеличивали роль психологического фактора по сравнению с социально-экономическими.
Все это привело к тому, что к началу 40-х годов научные взгляды зарубежных этнопсихологов выкристаллизовались в стройную концепцию, основные положения которой сводились к следующему. На ребенка с первых дней его существования воздействует среда, влияние которой начинается прежде всего с конкретных приемов ухода за младенцем, принятых у представителей того или иного этноса: способов кормления, ношения, укладывания, позже - обучения ходьбе, речи, навыкам гигиены
и пр. Эти уроки раннего детства налагают свой отпечаток на личность человека и влияют на всю его жизнь. Вот почему на свет появилось понятие «основной личности», ставшее краеугольным камнем для всей этнопсихологии Запада. Вот эта-то «основная личность», т.е. некий средний психологический тип, преобладающий в каждом конкретном обществе, и составляет базу этого общества.
Иерархическая структура содержания «основной личности» представлялась западным ученым следующим образом:
1.
Проективные системы
2.
Выученные нормы поведения,
3.
Выученная система моделей
4. Система табу, воспринятая как часть реального мира.
5..Реальность,
воспринятая эмпирическим
Выделим наиболее общие проблемы, которые решали в этот период западные этнопсихологи:
-
изучение специфики
-
выявление соотношения норм и
патологии в различных
-
исследование конкретных
-
определение значения ранних
опытов детства для
Позже
этнопсихологическая наука
Вместе с тем основным недостатком этнопсихологии на Западе была методологическая неразработанность теории, так как сами ее представители считали, что ни «классическая» психология (В. Вундт и др.), ни «бихевиористское» направление (А. Уотсон и др.), ни «рефлексология» (И. Сеченов, И. Павлов, В. Бехтерев), ни немецкая «гештальтпсихология» (Д. Вертхаймер и др.) так и не смогли быть использованы в интересах их исследований.
В настоящее время этнопсихология преподается и исследуется во многих университетах США (Гарвардском, Калифорнийском, Чикагском) и Европы (Кэмбриджском, Венском, Берлинском). Она постепенно выходит из кризиса, которые переживала в 80-е годы.
3. Отечественная этническая психология в ХХ веке
В
30-50 годах ХХ в. развитие этнической
психологии, как и некоторых других
наук, приостановилось в силу зарождения
в стране культа личности И. В. Сталина.
И хотя сам он считал себя единственно
верным толкователем теории национальных
отношений в стране, написал немало
работ по этому вопросу, однако все
они вызывают сегодня определенный
скептицизм и должны быть правильно
оценены с современных научных
позиций. Более того, совершенно очевидно,
что некоторые направления
Бурное развитие социальных наук в этот период, непрерывное увеличение числа теоретических и прикладных исследований привалы к всестороннему изучению сначала общественной, а потом и политической жизни страны, сущности и содержания человеческих взаимоотношений, деятельности людей, объединенных в многочисленные группы и коллективы, среди которых большинство было многонациональными. Особое внимание ученых привлекло общественное сознание людей, в котором немаловажную роль играет и национальная психология.
Первым
на необходимость исследования национальной
психологии в конце 50-х годов обратил
серьезное внимание советский социальный
психолог и историк Б.Ф. Поршнев (1908-1979),
автор работ «Принципы
Кроме
того, Б.Ф. Поршнев настоятельно призывал
к исследованию традиционных форм труда,
формирующих особенности
Изучением этнопсихологических феноменов начали заниматься многие науки: философия, социология, этнография, история, некоторые отрасли психологии.
Так,
например, военные психологи Н.И.
Луганский и Н.Ф. Феденко первоначально
исследовали национально-
Ценность
функционально-
Хронологически в 60-90 годы ХХ в. этническая психология у нас в стране развивалась следующим образом.
В
начале 60-х годов на страницах
журналов «Вопросы истории» и «Вопросы
философии» прошли дискуссии по проблемам
национальной психологии, после которых
отечественные философы и историки
в 70-е годы начали активно разрабатывать
теорию наций и национальных отношений,
уделяя приоритетное внимание методологическому
и теоретическому обоснованию сущности
и содержания национальной психологии
как явления общественного