Развитие этнопсихологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 12:26, реферат

Описание

По мнению Ш. Монтескье, для того чтобы понять сущность общества и особенности его политико-правовых установлений, необходимо выявить народный дух, под которым он понимал характерные психологические черты народа. Он считал, что народный дух формируется объективно, под воздействием физических и моральных причин. Признавая решающую роль среды в возникновении и развитии того или иного общества, Ш. Монтескье разработал теорию факторов общественного развития, наиболее полно изложенную им в «Этюдах о причинах, определяющих дух и характер» (1736).

Содержание

Введение
1. Этнопсихологические представления в древние века и средневековье
2. Зарубежная этнопсихология в ХХ веке
3. Отечественная этническая психология в ХХ веке
Заключение

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 54.87 Кб (Скачать документ)

     С позиций своей отрасли знаний в это же время подключились к  изучению этнопсихологии этнографы, занимавшиеся обобщением на теоретическом уровне результатов своих полевых изысканий  и более активно начавшие изучать  этнографические характеристики народов  мира и нашей страны (Ю.В, Арутюнян, Ю.В. Бромлей, Л.М. Дробижева, В.И. Козлов, Н.М. Лебедева, А.М. Решетов, Г.У. Солдатова и др.).

     Очень продуктивно с начала 70-х годов  этнопсихологическая проблематика стала разрабатываться военными психологами, которые основной упор делали на изучение национально-психологических  особенностей представителей зарубежных государств. (В.Г. Крысько, И.Д. Куликов, И.Д. Ладанов, Н.И. Луганский, Н.Ф. Феденко, И.В.Фетисов).

     В 80-е 90-е годы у нас в стране начали складываться научные коллективы и  школы, занимающиеся проблемами собственно этнической психологии и этносоциологии. В Институте этнологии и антропологии РАН длительное время работает сектор социологических проблем национальных отношений во главе с Л.М. Дробижевой. В Институте психологии РАН в лаборатории социальной психологии была создана группа, исследовавшая проблемы психологии межнациональных отношений, возглавляемая П.Н. Шихиревым. В Академии педагогических и социальных наук в отделении психологии В.Г. Крысько была создана секция этнической психологии. В Санкт-Петербургском Государственном университете под руководством А.О. Бороноева плодотворно работает над проблемами этнической психологии коллектив социологов. Вопросы этнопсихологических особенностей личности разрабатываются на кафедре педагогики и психологии Университета дружбы народов, возглавляемой А.И. Крупновым. На изучение национально-психологических особенностей представителей различных народов сориентирован профессорско-преподавательский состав кафедры психологии Северо-Осетинского государственного университета, руководит которой Х.Х. Хадиков. Под началом В.Ф. Петренко проводятся этнопсихосемантические исследования в МГУ им. М.В. Ломоносова. Д.И. Фельдштейн возглавляет Международную Ассоциацию содействия развитию и коррекции межнациональных отношений.

     В настоящее время экспериментальные  исследования в области этнической психологии включают в себя три главных  направления. Серьезными теоретико-аналитическими обобщениями в области кросскультурной психологии занимается Б.А. Душков.

     Первое  направление занимается конкретным психологическим и социологическим  изучением различных народов  и народностей. В его рамках осуществляются работы по осмыслению этнических стереотипов, традиций и специфики поведения  русских и представителей многочисленных этнографических групп Северного  Кавказа, национально-психологических  особенностей, коренных народов Севера Поволжья, Сибири и Дальнего Востока, представителей некоторых зарубежных государств.

     Ученые, относящиеся ко второму направлению, занимаются социологическими и социально-психологическими исследованиями межнациональных отношений  в России и СНГ. Представители  третьего направления в отечественной  этнической психологии уделяют в  своей работе главное внимание изучению социокультурной специфики вербального  и невербального поведения, этнопсихолингвистической проблематике.

     Особую  роль среди исследователей истоков  национального своеобразия народов  нашего государства сыграл Л.Н. Гумилев (1914-1992) -- советский историк и этнограф, разработавший своеобразную концепцию происхождения этносов и психологии людей, к ним принадлежащих, отраженную в целом ряде его работ. Он считал, что этнос -- есть явление географическое, всегда связанное с ландшафтом, который кормит приспособившихся к нему людей и развитие которого зависит в то же время от особого сочетания природных явлений с социальными и искусственно созданными условиями. Вместе с тем он всегда подчеркивал психологическое своеобразие этноса, определяя последний как устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам и отличающийся своеобразными стереотипами поведения, которые закономерно меняются в историческом времени.

     Для Л.Н. Гумилева этногенез и этническая история не являлись идентичными  понятиями. По его мнению, этногенез - это не только начальный период этнической истории, но и четырехфазный процесс, включающий возникновение, подъем, упадок и умирание этноса. Жизнь этноса, считал он, подобна жизни человека, как и человек, этнос смертен. Эти представления выдающегося российского ученого до сих пор вызывают споры и критику со стороны его оппонентов, однако если последующее развитие этносов и его исследования подтвердят цикличность их существования, то это позволит по-новому взглянуть на формирование и передачу национально-психологических особенностей представителей конкретных национальных общностей.

     Этническая  история, по мнению Л.Н. Гумилева, дискретна (прерывна). Импульсом, приводящим в  движение этносы, считал он, является пассионарность. Пассионарность -- понятие, употреблявшееся им для объяснения особенностей процесса этногенеза. Пассионарностью могут обладать как отдельные личности, принадлежащие к конкретному этносу, так и этнос в целом. Для пассионарных личностей присущи исключительная энергичность, честолюбие, гордость, чрезвычайная целеустремленность, способность к внушению.

     По  мнению Л.Н. Гумилева, пассионарность выступает атрибутом не сознания, а подсознания, является специфическим проявлением нервной деятельности, которое фиксируется в истории этноса особенно важными событиями, качественно изменяющими его жизнь. Такие трансформации возможны при наличии пассионарности как особого качества и отличительной характеристики не только у индивида, но и групп людей. Таким образом, пассионарный признак приобретает популяционный и закономерный характер. Для пассионариев, считал ученый, характерно посвящение себя одной цели, длительное энергетическое напряжение, соотносимое с пассионарным напряжением всего этноса. Кривые роста и падения пассионарного напряжения являются общими закономерностями этногенеза.

     Концепция Л.Н. Гумилева в целом достаточно специфична, но психологи находят  в ней немало нового в силу того, что пассионарность и специфика этногенеза этнической общности помогают понять многие феномены, которые они изучают, выводить и достаточно точно осмысливать закономерности формирования, развития и функционирования национально-психологических особенностей людей.

     Рассмотрение  истории развития отечественной  этнической психологии было бы неполным без анализа места и роли своеобразных школ (социологической, этнологической, с одной стороны, и психологической - с другой), сложившихся и функционирующих сегодня в нашем государстве. 
 

     Заключение

     Идею  о выделении «психологии народов» как особой отрасли знаний развил и систематизировал Вильгельм Вундт (1832- 1920). В. Вундт -- выдающийся немецкий психолог, физиолог и философ, создавший в 1879 г. первую в мире психологическую лабораторию, преобразованную позже в Институт экспериментальной психологии. В 1881 г. основал первый и мире психологический журнал «Психологические исследования» (первоначально «Философские исследовании»), В. Вундт, критически проанализировав существовавшие тогда взгляды на предмет психологии как науки о душе и внутреннем мире человека, предложил считать психологию отраслью знаний, изучающей непосредственный опыт жизни личности, т.е. доступные самонаблюдению явления сознания. Согласно его мнению, экспериментальному изучению поддаются лишь простейшие психические процессы. Что же касается высших психических процессов (речь, мышление, воля), то, по его мнению, они должны изучаться культурно-историческим методом.

     Его фундаментальный десятитомный труд «Психология народов» имел своей  целью окончательно закрепить право  существования этнопсихологических  представлений, которые мыслились  Вундтом как продолжение и  дополнение индивидуальной психологии. При этом он считал, что психологическая  наука должна состоять из двух частей:

     1) общей психологии, изучающей человека  с помощью экспериментальных  методов и

     2) «психологии народов», которая исследует  представителей тех или иных  этнических общностей посредством  анализа результатов их исторической  деятельности (религии, мифов, традиций, памятников культуры и искусства,  национальной литературы .

     И хотя В. Вундт, представлял «психологию  народов» в несколько ином свете, чем Штейнталь и Лацарус, он всегда подчеркивал, что это наука о «духе народа», который является трудно познаваемой таинственной субстанцией. И лишь впоследствии, в начале ХХ в. выдающийся российский этнопсихолог Г. Шпет, доказал, что под «духом народа» на самом деле следует понимать совокупность субъективных переживаний представителей конкретных этнических общностей, психологию «исторически образующегося коллектива», т.е. народа.

     В ХХ в. под напором неопровержимых научных фактов, явившихся результатом многочисленных прикладных исследований, зарубежные социологи и психологи вынуждены были отойти от признания какой-либо значительной роли расового начала в формировании национальной психики людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы

     1. Крысько В.Г. Этнопсихология и  межнациональные отношения. М., 2006.

     2. Крысько В.Г. Этническая психология.М., 2007.

     3. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.,2006.

     4. Бондырева С.К. Колесов Д.В.  Традиции: стабильность и преемственность  в жизни общества. Москва-Воронеж., 2004.

     5. Ольшанский Д.В. Основы политической  психологии. Деловая книга., 2006.

     6. Ольшанский Д.В. Политическая  психология. СПб., 2006.

     7. Пирогов А.И. Политическая психология. М.. 2005.

     8. Платонов Ю.П. Этнический фактор. Геополитика и психология. СПб., 2008.

Информация о работе Развитие этнопсихологии