Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 12:26, реферат
По мнению Ш. Монтескье, для того чтобы понять сущность общества и особенности его политико-правовых установлений, необходимо выявить народный дух, под которым он понимал характерные психологические черты народа. Он считал, что народный дух формируется объективно, под воздействием физических и моральных причин. Признавая решающую роль среды в возникновении и развитии того или иного общества, Ш. Монтескье разработал теорию факторов общественного развития, наиболее полно изложенную им в «Этюдах о причинах, определяющих дух и характер» (1736).
Введение
1. Этнопсихологические представления в древние века и средневековье
2. Зарубежная этнопсихология в ХХ веке
3. Отечественная этническая психология в ХХ веке
Заключение
С
позиций своей отрасли знаний
в это же время подключились к
изучению этнопсихологии этнографы, занимавшиеся
обобщением на теоретическом уровне
результатов своих полевых
Очень
продуктивно с начала 70-х годов
этнопсихологическая
В 80-е 90-е годы у нас в стране начали складываться научные коллективы и школы, занимающиеся проблемами собственно этнической психологии и этносоциологии. В Институте этнологии и антропологии РАН длительное время работает сектор социологических проблем национальных отношений во главе с Л.М. Дробижевой. В Институте психологии РАН в лаборатории социальной психологии была создана группа, исследовавшая проблемы психологии межнациональных отношений, возглавляемая П.Н. Шихиревым. В Академии педагогических и социальных наук в отделении психологии В.Г. Крысько была создана секция этнической психологии. В Санкт-Петербургском Государственном университете под руководством А.О. Бороноева плодотворно работает над проблемами этнической психологии коллектив социологов. Вопросы этнопсихологических особенностей личности разрабатываются на кафедре педагогики и психологии Университета дружбы народов, возглавляемой А.И. Крупновым. На изучение национально-психологических особенностей представителей различных народов сориентирован профессорско-преподавательский состав кафедры психологии Северо-Осетинского государственного университета, руководит которой Х.Х. Хадиков. Под началом В.Ф. Петренко проводятся этнопсихосемантические исследования в МГУ им. М.В. Ломоносова. Д.И. Фельдштейн возглавляет Международную Ассоциацию содействия развитию и коррекции межнациональных отношений.
В
настоящее время
Первое
направление занимается конкретным
психологическим и
Ученые,
относящиеся ко второму направлению,
занимаются социологическими и социально-психологическими
исследованиями межнациональных отношений
в России и СНГ. Представители
третьего направления в отечественной
этнической психологии уделяют в
своей работе главное внимание изучению
социокультурной специфики
Особую
роль среди исследователей истоков
национального своеобразия
Для Л.Н. Гумилева этногенез и этническая история не являлись идентичными понятиями. По его мнению, этногенез - это не только начальный период этнической истории, но и четырехфазный процесс, включающий возникновение, подъем, упадок и умирание этноса. Жизнь этноса, считал он, подобна жизни человека, как и человек, этнос смертен. Эти представления выдающегося российского ученого до сих пор вызывают споры и критику со стороны его оппонентов, однако если последующее развитие этносов и его исследования подтвердят цикличность их существования, то это позволит по-новому взглянуть на формирование и передачу национально-психологических особенностей представителей конкретных национальных общностей.
Этническая история, по мнению Л.Н. Гумилева, дискретна (прерывна). Импульсом, приводящим в движение этносы, считал он, является пассионарность. Пассионарность -- понятие, употреблявшееся им для объяснения особенностей процесса этногенеза. Пассионарностью могут обладать как отдельные личности, принадлежащие к конкретному этносу, так и этнос в целом. Для пассионарных личностей присущи исключительная энергичность, честолюбие, гордость, чрезвычайная целеустремленность, способность к внушению.
По мнению Л.Н. Гумилева, пассионарность выступает атрибутом не сознания, а подсознания, является специфическим проявлением нервной деятельности, которое фиксируется в истории этноса особенно важными событиями, качественно изменяющими его жизнь. Такие трансформации возможны при наличии пассионарности как особого качества и отличительной характеристики не только у индивида, но и групп людей. Таким образом, пассионарный признак приобретает популяционный и закономерный характер. Для пассионариев, считал ученый, характерно посвящение себя одной цели, длительное энергетическое напряжение, соотносимое с пассионарным напряжением всего этноса. Кривые роста и падения пассионарного напряжения являются общими закономерностями этногенеза.
Концепция Л.Н. Гумилева в целом достаточно специфична, но психологи находят в ней немало нового в силу того, что пассионарность и специфика этногенеза этнической общности помогают понять многие феномены, которые они изучают, выводить и достаточно точно осмысливать закономерности формирования, развития и функционирования национально-психологических особенностей людей.
Рассмотрение
истории развития отечественной
этнической психологии было бы неполным
без анализа места и роли своеобразных
школ (социологической, этнологической,
с одной стороны, и психологической
- с другой), сложившихся и функционирующих
сегодня в нашем государстве.
Заключение
Идею
о выделении «психологии
Его
фундаментальный десятитомный труд
«Психология народов» имел своей
целью окончательно закрепить право
существования
1) общей психологии, изучающей человека с помощью экспериментальных методов и
2)
«психологии народов», которая исследует
представителей тех или иных
этнических общностей
И хотя В. Вундт, представлял «психологию народов» в несколько ином свете, чем Штейнталь и Лацарус, он всегда подчеркивал, что это наука о «духе народа», который является трудно познаваемой таинственной субстанцией. И лишь впоследствии, в начале ХХ в. выдающийся российский этнопсихолог Г. Шпет, доказал, что под «духом народа» на самом деле следует понимать совокупность субъективных переживаний представителей конкретных этнических общностей, психологию «исторически образующегося коллектива», т.е. народа.
В
ХХ в. под напором неопровержимых научных
фактов, явившихся результатом многочисленных
прикладных исследований, зарубежные
социологи и психологи вынуждены были
отойти от признания какой-либо значительной
роли расового начала в формировании национальной
психики людей.
Список литературы
1. Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. М., 2006.
2.
Крысько В.Г. Этническая
3.
Стефаненко Т.Г.
4.
Бондырева С.К. Колесов Д.В.
Традиции: стабильность и
5.
Ольшанский Д.В. Основы
6. Ольшанский Д.В. Политическая психология. СПб., 2006.
7.
Пирогов А.И. Политическая
8.
Платонов Ю.П. Этнический