Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 06:24, курсовая работа
Цель данной работы – изучение особенностей развития личности дошкольников в игре.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть особенности развития ребенка в дошкольный период;
Введение. 2
Глава I. Развитие дошкольников в игре. 4
1.1. Общая характеристика процессов развития детей дошкольного возраста. 4
1.2. Игра как ведущий вид деятельности ребенка. 9
Выводы по I главе. 17
Глава II. Эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей развития детей дошкольного возраста с помощью игр. 18
2.1. Организация и процедура исследования 18
2.2. Анализ результатов исследования. 23
Выводы по II главе. 29
Заключение. 30
Список литературы. 31
Становление
сюжетно-ролевой игры тесно связано
с характером эмоционального отношения
к этой деятельности в целом, к
игрушкам, к отдельным действия.
В связи с этим необходимо задавать
эталоны отношений к игре и
игрушке (Менджерицкая, 1982; и др.). Внимание
детей привлекается к разнообразным
игрушкам, находящимся в комнате,
и особое значение имеет демонстрация
взрослым эмоционального отношения
к персонажам игры и к событиям,
которые будут в ней
Что касается
формирования общих основ игры как
деятельности, необходимо уделять повышенное
внимание ее произвольной регуляции. Когда
у ребенка выявлены нарушения
формирования игры, не следует ограничиваться
только повышением мотивации ребенка
к этому виду деятельности, иначе
ребенок будет играть охотно и
проявлять при этом все присущие
ему проблемы. Принятие ребенка в
целом не означает одобрения абсолютно
всего, что он делает. Мягкая критика
и подчеркнутое одобрение должны
сообщаться ребенку в соответствии
с его поведением. Поскольку любой
ребенок в силу своего возраста нуждается
в контроле взрослых, эта функция
должна реализоваться взрослым превентивно:
взрослый не дожидается того, когда
ребенок совершит ошибки, а заранее
планирует вместе с ребенком его
поведение. В данном случае взрослый
делает за ребенка то, что сам
ребенок делать не умеет: взрослый планирует
игру ребенка, просит повторить этот
план вслух и корректирует его
выполнение с обязательным оречевлением
этапа итогового контроля при
завершении игры. Все этапы реализации
игры должны быть вербализованы. Четко
и доступно сформулированные планирующие
и оценочные комментарии
Формирование игры как совместной деятельности предполагает развитие способности учитывать интересы и позиции других участников игры. С этой целью взрослый постоянно обращает внимание детей на логическую связь их поведения: если один человек делает нечто, то другой человек в ответ на это должен поступить определенным образом. В этом случае дети понимают, каким образом поведение одного человека может повлиять на поведение другого. Овладение системой ролевых взаимодействий в сюжетно-ролевой игре связано с тем, насколько у ребенка сформирована способность принять позицию своего партнера и вследствие этого объективно оценить ход игры с другой точки зрения (то есть с наличием условно-динамической позиции). В связи с этим необходимо формирование основного средства согласования индивидуальных замыслов – планирующих действий, которые определяют сюжетные ситуации и действия персонажей. Такого рода планирующие действия возникают при расхождении замысла ребенка с замыслом партнера, осознании этого расхождения и устранении его.
В плане
формирования игры как
Под содержанием
игры понимается то, что выделено ребенком
в качестве основного момента
деятельности взрослых, отражаемой в
игре. Содержательная сторона игры
меняется, развивается и усложняется
на протяжении дошкольного детства:
от предметных операций, выполняемых
в реальной ситуации, ребенок переходит
к игровым действиям, осуществляемым
в ситуации условной, а позднее
игровые действия из предмета деятельности
превращаются в средство ролевой
коммуникации, которая становится основным
содержанием сюжетно-ролевых
Формирование содержания игры заключается в развитии ее операциональной стороны: игровых действий, отражающих сущность игровых отношений. Детям нужно показывать и рассказывать, какие игровые действия соответствуют той или иной роли, предлагать им выполнить эти действия и оценить выполнение. В процессе коррекционной работы взрослый должен постоянно стимулировать речевую активность детей, добиваться оформления законченных смысловых фрагментов высказывания, уделять особое внимание очередности и продолжению высказывания одного ребенка другим. Большое внимание следует уделять формированию обобщенных действий. Одна из характерных особенностей сюжетной игры – игровое употребление предметов. В игре они переименовываются, теряют привычное значение, приобретают новое, в соответствии с которым и употребляются. Благодаря замещению одного предмета другим действие обобщается, теряет свою конкретность. Необходимо уделять внимание оречевлению как самого процесса игрового переименования, так и системы совершаемых детьми действий в соответствии с новым именем предмета.
Процесс формирования игровой деятельности строится не как последовательно расположенное во времени формирование структур, отнесенных к каждому из трех направлений, а предлагается система коррекционного воздействия, позволяющая влиять на становление у детей всего сложного психологического комплекса явлений, без которого невозможно полноценное развитие игры. Иными словами, невозможно на одном занятии развивать только произвольную регуляцию, а на другом – только игровые действия. Все направления формирования игры реализуются на каждом занятии.
Были выбраны игры "Стройка", "Магазин", "Больница", "Парикмахерская", "Школа". Занятия происходили в подгруппах из четырех человек.
В целом курс
коррекционно-развивающих
Методика контрольного эксперимента частично совпадает с методикой констатирующего эксперимента. Если при констатирующем эксперименте проводились наблюдение свободной игровой деятельности детей в естественных условиях детского сада и индивидуальное обследование игровой деятельности детей экспериментальной группы, то в контрольном эксперименте производилось только индивидуальное обследование игровой деятельности детей экспериментальной группы.
Этот подход
обусловлен тем обстоятельством, что
курс занятий не имел той интенсивности,
которая способствовала бы радикальной
позитивной динамике игрового поведения
детей, и возникшие изменения
целесообразно прослеживать таким
образом, который позволяет уделить
внимание умеренно выраженным переменам
в сюжетно-ролевой игре, а при
индивидуальном обследовании умеренно
выражения изменения более
Во многих
случаях (15 из 28) дети соглашались играть,
но не проявляли никакой
На следующей
стадии экспериментатор во всех случаях
предлагал ребенку поиграть в
стройку: "Давай будем играть,
как будто здесь строительство"
Выбор игры
в стройку обусловлен рядом причин:
в отличие от игр "школа" или
"больница", игра в стройку нейтральна
в эмоциональном отношении, и
предупреждает возникновение у
ребенка возможных негативных реакций
(существует вероятность того, что
у ребенка может присутствовать
негативный опыт, связанный с посещением
лечебных учреждений, или же негативный
опыт неуспеха в учебных ситуациях);
игра в стройку в любом случае
создаст у ребенка
После предложения
«играть, как будто здесь строительство»
Далее экспериментатор, дождавшись завершения фрагмента постройки, спрашивал ребенка: "А ты сейчас кто?" Во всех случаях этот вопрос вызывал у детей удивление. В ряде случаев (19 из 28) дети отвечали на этот вопрос, называя свое имя. В других случаях (9 из 28) дети не отвечали на вопрос, недоуменно глядя на экспериментатора. Экспериментатор пояснял: "Вот ты строишь. Значит, ты кто?" В некоторых случаях (12 из 28) дети отвечали: "Я строитель". В других случаях (16 из 28) дети отвечали: "Я строю". Таким образом, вопрос о принятой роли казался детям неуместным, так как никакой роли они не принимали.
Далее экспериментатор во всех случаях говорил: "Ты строишь, и ты строитель. Так?" Эта формулировка позволяет не только обратить внимание ребенка на возможность принятия роли, но и закрепляет значение слова (строитель – это тот, кто строит). Дети соглашались. Экспериментатор говорил: "Ты строишь, ты строитель, а я кто?" В большинстве случаев (20 из 28) этот вопрос вызывал у детей улыбку или смех. Ответы распределялись следующим образом: "Ты сидишь" (7), "Ты смотришь" (7), "Никто" (6), "Ты не строишь"(1), "А ты ничего не делаешь"(1). Во всех случаях экспериментатор говорил: "Я ничего не делаю, я просто сижу и смотрю. А ты строишь. Разве мы играем?" Во всех случаях дети отвечали: "Да". Таким образом, для того, чтобы оценить свою деятельность как игру, детям было достаточно того, что, по их мнению, играли они сами.
Далее экспериментатор
говорил: "Давай вместе поиграем".
Дети соглашались. Экспериментатор
говорил: "Здесь как будто
Далее игра
развивалась в различных