Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 14:03, контрольная работа
История становления отечественной психологии не случайно выделена в отдельную главу, хотя работы некоторых ученых упоминались и ранее. Необходимо подчеркнуть, что такое разделение никак не указывает на то, что российская психология развивалась в отрыве от мировой. Напротив, связь между ними была очень тесной, отечественные ученые постоянно ездили на стажировку в лучшие европейские лаборатории. Выходившие за рубежом книги переводились практически мгновенно и печатались (по крайней мере, наиболее значительные из них) в течение нескольких месяцев после появления на родине.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Общий обзор развития отечественной психологии………………………….4
2. Зарождение отечественной психологии. Две тенденции в ее развитии…...10
3. Психология в 20-40-е годы XX века…………………………………………19
4. Психология во второй половине XX века…………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованных источников…………………………………………...29
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Общий обзор развития отечественной психологии………………………….4
2. Зарождение отечественной психологии. Две тенденции в ее развитии…...10
3. Психология в 20-40-е годы XX века…………………………………………19
4. Психология во второй половине XX века…………………………………...23
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников…………………………………………...
Введение
История
становления отечественной
Причиной
же для отдельного рассмотрения российской
психологии было стремление показать
целостную картину становления
этой науки в нашей стране, ее
специфику по сравнению с зарубежной
и дать анализ тех факторов, которые
определили и ее своеобразие, и динамику
ее развития. В соответствии с этим
выделены и временные периоды, характеризующие
критические точки в развитии
российской науки.
1. Общий обзор развития отечественной психологии
Идеологический
кризис в российском обществе в конце
XIX в. ознаменовал новый важный период
в развитии отечественной психологии,
связанный с переосмыслением
ее методологии. Это привело к
возникновению принципиально
Следующим важным моментом стало зарождение советской, марксистской психологии, появившейся в 20-30-х годах. В многочисленных научных дискуссиях, школах, возникавших в то время, нашло отражение стремление построить новую психологию, направленную на решение важнейших социальных задач советского общества. Несмотря на то что в то время доминировала, что естественно, объективная и социогенетическая методология, до начала 30-х годов в России сохранялись и те научные школы, которые были связаны с гуманитарной, философской линией развития (например, школа Г. Шпета).
Однако
уже к середине 30-х годов ситуация
в науке и обществе резко изменилась,
усилились авторитарные тенденции,
что привело к разгрому и запрещению
не только философской психологии,
но и педологии и психотехники.
Фактически запрещенными оказались
все психологические
Вторая
половина XX в. ознаменовалась возрождением
школ, запрещенных в 30-е годы (школы
Бехтерева, Выготского), активным поиском
новых путей развития, новыми исследованиями
и открытиями в разных областях психологии,
прежде всего в когнитивной и
возрастной. Возобновляются и связи
с зарубежной психологией. Многие отечественные
исследования, мало известные за рубежом
(нейропсихологические работы А. Р. Лурии,
понятие о зоне ближайшего развития
Л. С. Выготского), получают широкое
распространение в мировой
Российские
же психологи в попытке наверстать
упущенные за несколько десятилетий
возможности начинают широко внедрять
достижения зарубежных коллег. Наряду
с положительными эти тенденции
имели и отрицательные
Влияние социокультурной ситуации в середине XIX в. на процесс формирования отечественной психологии, ее методологии и ведущей проблематики проявилось и в том, что главными уже в то время стали не вопросы познания, как в европейской науке, а вопросы нравственного, духовного развития человека, его ментальности. Оказавшись на перепутье реформ, Россия должна была решить, как ей двигаться дальше, какой путь соответствует русскому характеру. Ситуацию усугубляло и то, что реформы проходили не гладко, они тормозились в разных слоях общества по разным причинам, поэтому для того, чтобы продолжать движение вперед, необходимо было понять причины пробуксовки реформ. Таким образом, кардинальные социальные изменения, происходившие в этот период, модернизация всего уклада русской жизни стали стимулом к стремлению осознать свои национальные особенности, понять истоки традиций, былин и мифов, происхождение своих положительных и отрицательных качеств.
До
середины XIX в. проблема осознания своих
национальных особенностей не стояла
перед русским обществом, в котором
существовало скорее не национальное
самосознание, а национальное самоощущение.
Единство народа было больше внешним,
неосознанным, оно связывалось с
единством языка, территории и религии,
при этом не вставал вопрос о том,
как это единство отражается на характере,
психологических особенностях народа.
Научный интерес к проблеме национального
самосознания начал пробуждаться в
«уваровскую эпоху», когда народность
была провозглашена официальным
правительственным курсом. Однако именно
в 60-х годах начало осознаваться
и осмысливаться смутное
Важным
фактором, оказавшим влияние на белорусскую
психологию, была и идеология отечественной
интеллигенции, о чем упоминалось
выше, так как становление
Белорусская
интеллигенция, которая не имеет
аналогов в Европе ни по своему мироощущению,
ни по своей роли в развитии общества,
при своем возникновении была
тесно связана с духовенством,
которое по своей роли в развитии
просвещения фактически и стало
первой интеллигенцией. В эпоху Петра
I интеллигенция была правительственная,
так как обучение происходило
по воле правительства и на благо
государства. И только в середине
XIX в. появилась собственно интеллигенция,
научная и по преимуществу университетская,
которая не только не состояла на государственной
службе, но и сознательно
Несмотря
на помощь, которую большая часть
интеллигенции оказывала
Так как просвещение происходило главным образом при помощи толстых журналов, становится ясной их исключительная роль в развитии науки и культуры. В этих журналах печаталось все - от беллетристики и литературной критики до исторических и философских трактатов, лекций по естествознанию, психологии и экономике, обзоров финансового и политического состояния Европы и России. Это же объясняет и тот факт, что русские писатели, журналисты и критики часто были и первыми философами, правоведами и психологами в России.
Повлияли
на процесс становления психологии
и особенности русской
Таким
образом, можно выделить несколько
основных особенностей российской психологии,
которые характеризуют ее состояние
на всем пути развития. Идеологические
установки интеллигенции, развитие
народничества привели к
2. Зарождение отечественной психологии. Две тенденции в ее развитии
Хотя
отдельные психологические
60-70-е
годы XIX в. остались в эмоциональной
памяти поколений как время
освобождения, причем имелось в
виду не только освобождение
крестьян, но и общее духовное
освобождение человеческой
Так
как и правительство в это
время разделяло мысли
В 1863 г., после долгого перерыва, возобновилось преподавание философии в российских университетах. Это стимулировало научные исследования в области психологии и логики, которые хотя и не были запрещены, как философия, но находились в забвении. Конечно, длительный перерыв не мог не сказаться на уровне преподавания этих наук, поэтому, прежде чем оказать заметное влияние на российское общество, многие дисциплины, и психология в их числе, должны были организоваться и упрочиться. В новых социальных условиях психология оживает не только и не столько в стенах учебных заведений, сколько в общественных кружках и в публицистике. Это приводит к формированию одной из важнейших особенностей отечественной психологии, о которой говорилось выше, - ее развитие направляется не кафедрой, как на Западе, а литературой. Об этом говорит и тот факт, что многие исследователи, как отечественные, так и зарубежные, считали именно художественную литературу наиболее значительной русской философией и психологией прошлого века.