Развитие отечественной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 14:03, контрольная работа

Описание

История становления отечественной психологии не случайно выделена в отдельную главу, хотя работы некоторых ученых упоминались и ранее. Необходимо подчеркнуть, что такое разделение никак не указывает на то, что российская психология развивалась в отрыве от мировой. Напротив, связь между ними была очень тесной, отечественные ученые постоянно ездили на стажировку в лучшие европейские лаборатории. Выходившие за рубежом книги переводились практически мгновенно и печатались (по крайней мере, наиболее значительные из них) в течение нескольких месяцев после появления на родине.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Общий обзор развития отечественной психологии………………………….4
2. Зарождение отечественной психологии. Две тенденции в ее развитии…...10
3. Психология в 20-40-е годы XX века…………………………………………19
4. Психология во второй половине XX века…………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованных источников…………………………………………...29

Работа состоит из  1 файл

Психология № 2 до 18.10.docx

— 46.87 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Общий  обзор развития отечественной  психологии………………………….4

2. Зарождение  отечественной психологии. Две тенденции  в ее развитии…...10

3. Психология  в 20-40-е годы XX века…………………………………………19

4. Психология  во второй половине XX века…………………………………...23

Заключение……………………………………………………………………….27

Список  использованных источников…………………………………………...29

 

     Введение

     История становления отечественной психологии не случайно выделена в отдельную  главу, хотя работы некоторых ученых упоминались и ранее. Необходимо подчеркнуть, что такое разделение никак не указывает на то, что  российская психология развивалась  в отрыве от мировой. Напротив, связь  между ними была очень тесной, отечественные  ученые постоянно ездили на стажировку в лучшие европейские лаборатории. Выходившие за рубежом книги переводились практически мгновенно и печатались (по крайней мере, наиболее значительные из них) в течение нескольких месяцев  после появления на родине. Обзоры научных открытий и дискуссий  публиковались и в журналах, например в «Вестнике Европы».

     Причиной  же для отдельного рассмотрения российской психологии было стремление показать целостную картину становления  этой науки в нашей стране, ее специфику по сравнению с зарубежной и дать анализ тех факторов, которые  определили и ее своеобразие, и динамику ее развития. В соответствии с этим выделены и временные периоды, характеризующие  критические точки в развитии российской науки. 
 
 
 
 
 
 
 

1. Общий обзор развития  отечественной психологии

     Идеологический  кризис в российском обществе в конце XIX в. ознаменовал новый важный период в развитии отечественной психологии, связанный с переосмыслением  ее методологии. Это привело к  возникновению принципиально нового подхода, ориентированного на духовную философию, идеи В.Соловьева и его  последователей. Одновременно (хотя и  не так интенсивно) развивалась и  объективная (естественнонаучная) психология, возникали экспериментальные лаборатории, аналогичные лаборатории Вундта в Лейпциге.

     Следующим важным моментом стало зарождение советской, марксистской психологии, появившейся  в 20-30-х годах. В многочисленных научных  дискуссиях, школах, возникавших в  то время, нашло отражение стремление построить новую психологию, направленную на решение важнейших социальных задач советского общества. Несмотря на то что в то время доминировала, что естественно, объективная и  социогенетическая методология, до начала 30-х годов в России сохранялись  и те научные школы, которые были связаны с гуманитарной, философской  линией развития (например, школа Г. Шпета).

     Однако  уже к середине 30-х годов ситуация в науке и обществе резко изменилась, усилились авторитарные тенденции, что привело к разгрому и запрещению не только философской психологии, но и педологии и психотехники. Фактически запрещенными оказались  все психологические исследования, даже те, которые были идеологически  близки советской власти. Это нанесло  серьезный удар по научным психологическим  школам, которые очень плодотворно  развивались в тот период. Лишь после войны, в середине 40-х годов, психология постепенно начала восстанавливаться, возобновлять свои исследования. Однако отрыв от традиций, заложенных в  начале XX в., потеря связи с зарубежной наукой, внутренняя цензура, отсутствие институтов по подготовке психологов и, следовательно, малочисленность специалистов долгие годы сказывались на творчестве отечественных ученых.

     Вторая  половина XX в. ознаменовалась возрождением школ, запрещенных в 30-е годы (школы  Бехтерева, Выготского), активным поиском  новых путей развития, новыми исследованиями и открытиями в разных областях психологии, прежде всего в когнитивной и  возрастной. Возобновляются и связи  с зарубежной психологией. Многие отечественные  исследования, мало известные за рубежом (нейропсихологические работы А. Р. Лурии, понятие о зоне ближайшего развития Л. С. Выготского), получают широкое  распространение в мировой психологии, дополняются новыми материалами.

     Российские  же психологи в попытке наверстать упущенные за несколько десятилетий  возможности начинают широко внедрять достижения зарубежных коллег. Наряду с положительными эти тенденции  имели и отрицательные последствия, связанные с утерей своих традиций, отходом (хотя и не окончательным) от своей методологии, что в соединении (не всегда продуманном) с принципами разных школ привело к эклектике  и невозможности достоверно интерпретировать полученные результаты. Однако к концу XX в. ориентация на интеграцию, свойственная, как уже говорилось, зарубежной психологии, стала явно проявляться и в  российской науке. Поэтому в последние  годы вновь начинает появляться интерес  к методологическим вопросам, стремление не механически соединить, но интегрировать  достижения, имеющие единую логику научного поиска.

     Влияние социокультурной ситуации в середине XIX в. на процесс формирования отечественной  психологии, ее методологии и ведущей  проблематики проявилось и в том, что главными уже в то время  стали не вопросы познания, как  в европейской науке, а вопросы  нравственного, духовного развития человека, его ментальности. Оказавшись на перепутье реформ, Россия должна была решить, как ей двигаться дальше, какой путь соответствует русскому характеру. Ситуацию усугубляло и то, что реформы проходили не гладко, они тормозились в разных слоях общества по разным причинам, поэтому для того, чтобы продолжать движение вперед, необходимо было понять причины пробуксовки реформ. Таким образом, кардинальные социальные изменения, происходившие в этот период, модернизация всего уклада русской жизни стали стимулом к стремлению осознать свои национальные особенности, понять истоки традиций, былин и мифов, происхождение своих положительных и отрицательных качеств.

     До  середины XIX в. проблема осознания своих  национальных особенностей не стояла перед русским обществом, в котором  существовало скорее не национальное самосознание, а национальное самоощущение. Единство народа было больше внешним, неосознанным, оно связывалось с  единством языка, территории и религии, при этом не вставал вопрос о том, как это единство отражается на характере, психологических особенностях народа. Научный интерес к проблеме национального  самосознания начал пробуждаться в  «уваровскую эпоху», когда народность была провозглашена официальным  правительственным курсом. Однако именно в 60-х годах начало осознаваться и осмысливаться смутное переживание  своей самобытности, причем в связи  с тем, что процесс реформирования затрагивал практически все общественные группы; стремление к самопознанию, описанию своих национальных психологических  качеств проявлялось во всех слоях  общества. Это был тот редкий случай, когда национальная идея становится идеей всего общества, хотя и не всеми в достаточной мере осознается.

     Важным  фактором, оказавшим влияние на белорусскую  психологию, была и идеология отечественной  интеллигенции, о чем упоминалось  выше, так как становление психологических  школ происходило внутри этой группы, в которой находились и основные оппонентные круги новых психологических теорий.

     Белорусская интеллигенция, которая не имеет  аналогов в Европе ни по своему мироощущению, ни по своей роли в развитии общества, при своем возникновении была тесно связана с духовенством, которое по своей роли в развитии просвещения фактически и стало  первой интеллигенцией. В эпоху Петра I интеллигенция была правительственная, так как обучение происходило  по воле правительства и на благо  государства. И только в середине XIX в. появилась собственно интеллигенция, научная и по преимуществу университетская, которая не только не состояла на государственной  службе, но и сознательно противопоставляла  себя государству.

     Несмотря  на помощь, которую большая часть  интеллигенции оказывала реформам, по своему настроению и по осознанию  своей роли в этом процессе она  оставалась оппозиционной, что фатально сказалось не только на жизни общества, но и на развитии науки, так как  она замыкалась в своем достаточно узком кругу, не делая свои знания достоянием всего общества. Эта замкнутость  способствовала превращению некоторых  идей в догмы, породила неоднозначное  отношение к народу, переживание  своей оторванности от него и желание  его обучать и просвещать, так  как сама интеллигенция не ощущала  себя выразителем, носителем творческого  духа народа. При этом проблема взаимоотношений  власти, интеллигенции и народа стала  одной из центральных для отечественной  науки, в отличие от европейской, где она практически не рассматривается.

     Так как просвещение происходило  главным образом при помощи толстых  журналов, становится ясной их исключительная роль в развитии науки и культуры. В этих журналах печаталось все - от беллетристики и литературной критики  до исторических и философских трактатов, лекций по естествознанию, психологии и экономике, обзоров финансового и политического состояния Европы и России. Это же объясняет и тот факт, что русские писатели, журналисты и критики часто были и первыми философами, правоведами и психологами в России.

     Повлияли  на процесс становления психологии и особенности русской ментальности. Влияние менталитета на науку  происходит несколькими путями. Прежде всего, это определенный стиль мышления, язык, свойственный данной нации. Выбор  темы и подход к ее исследованию во многом определяются тем, что стремление к рациональному поиску истины или  к построению идеального общества задает разные точки отсчета для науки, определяет взгляды на человека, его  предназначение, на ценности, которые  он должен исповедовать. Поэтому возникновение  и развитие материализма и идеализма, рационализма или агностицизма, мистики  связаны не только с социальной обстановкой, историческим периодом, уровнем знаний, которые диктуют моду на ту или  иную теорию, но и с глубинными характеристиками данного народа.

     Таким образом, можно выделить несколько  основных особенностей российской психологии, которые характеризуют ее состояние  на всем пути развития. Идеологические установки интеллигенции, развитие народничества привели к исследованию взаимоотношений и ценностных установок  разных социальных групп, прежде всего  власти, интеллигенции и народа. Стремление к просвещению народных масс, а также тот факт, что  развитие психологии в России направлялось не университетскими кафедрами, как  на Западе, а общественной ситуацией, способствовали ориентации на практику, стремлению не столько решать теоретические  проблемы, сколько разрабатывать  их практическое применение в реальной жизни. Отсутствие развитого гражданского общества, замкнутость небольшого слоя образованных людей, занимавшихся научными исследованиями в России, стали основой  социальной ангажированности, идеологизации  науки. Универсализм и антропологизм (центрация на человеке) отечественной науки также во многом являются следствием ее социально-исторического развития; это подтверждается и тем фактом, что некоторые из перечисленных особенностей свойственны и европейской науке. Влияние ментальности сказывается в том, что в научной проблематике центральными вопросами являются этические (главным образом проблемы свободы воли), а не познавательные, как в западной психологии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Зарождение отечественной  психологии. Две тенденции  в ее развитии

     Хотя  отдельные психологические концепции  были достаточно популярны еще в XVIII в., научная психология в нашей  стране начала формироваться с середины прошлого века. Шестидесятые годы XIX в. - один из самых знаменательных этапов в отечественной истории и  науке. Ослабление цензурного гнета, открытие либеральных изданий, возобновление  многих университетских курсов пробудили  надежды прогрессивной части  общества на то, что и в стране наконец произойдет реформирование старого уклада, просвещение.

     60-70-е  годы XIX в. остались в эмоциональной  памяти поколений как время  освобождения, причем имелось в  виду не только освобождение  крестьян, но и общее духовное  освобождение человеческой личности  вообще. Отсюда и появился термин  «семидесятники», аналогичный современному  «шестидесятники», который был символом  группы людей, проникнутых идеями  освобождения, появившимися в обществе  после долгого перерыва благодаря  реформам, как в нашем веке  благодаря хрущевской оттепели. Неудивительно поэтому, что книга  Сеченова «Рефлексы головного  мозга» была воспринята многими  людьми как руководство к поведению,  как своего рода катехизис,  по которому надо сверять свою  жизнь. Так же позднее воспринимались  сочинения Чернышевского, Некрасова,  Добролюбова.

     Так как и правительство в это  время разделяло мысли интеллигенции  о том, что просвещение российского  общества является одной из основных задач новой эпохи, то кроме старых университетских центров был  организован в 1862 г. первый Российский свободный университет. Он стал важной школой для многих людей, не имевших возможности поступить в высшие учебные заведения, так как свободный университет могли посещать все желающие. Несколько позже появились первые научные кружки и общества, например Психологическое общество в Москве, о котором будет еще сказано ниже. Именно литературная, научная, правовая деятельность таких кружков и была той питательной средой, в которой развивалась наша наука.

     В 1863 г., после долгого перерыва, возобновилось  преподавание философии в российских университетах. Это стимулировало  научные исследования в области  психологии и логики, которые хотя и не были запрещены, как философия, но находились в забвении. Конечно, длительный перерыв не мог не сказаться  на уровне преподавания этих наук, поэтому, прежде чем оказать заметное влияние  на российское общество, многие дисциплины, и психология в их числе, должны были организоваться и упрочиться. В новых  социальных условиях психология оживает  не только и не столько в стенах учебных заведений, сколько в  общественных кружках и в публицистике. Это приводит к формированию одной  из важнейших особенностей отечественной  психологии, о которой говорилось выше, - ее развитие направляется не кафедрой, как на Западе, а литературой. Об этом говорит и тот факт, что  многие исследователи, как отечественные, так и зарубежные, считали именно художественную литературу наиболее значительной русской философией и психологией  прошлого века.

Информация о работе Развитие отечественной психологии