Развитие отечественной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 14:03, контрольная работа

Описание

История становления отечественной психологии не случайно выделена в отдельную главу, хотя работы некоторых ученых упоминались и ранее. Необходимо подчеркнуть, что такое разделение никак не указывает на то, что российская психология развивалась в отрыве от мировой. Напротив, связь между ними была очень тесной, отечественные ученые постоянно ездили на стажировку в лучшие европейские лаборатории. Выходившие за рубежом книги переводились практически мгновенно и печатались (по крайней мере, наиболее значительные из них) в течение нескольких месяцев после появления на родине.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Общий обзор развития отечественной психологии………………………….4
2. Зарождение отечественной психологии. Две тенденции в ее развитии…...10
3. Психология в 20-40-е годы XX века…………………………………………19
4. Психология во второй половине XX века…………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованных источников…………………………………………...29

Работа состоит из  1 файл

Психология № 2 до 18.10.docx

— 46.87 Кб (Скачать документ)

     Значение  психологии в это время объясняется  задачей, стоявшей перед новым обществом, - необходимостью воспитания нового человека, гражданина. Поиски объективного метода исследования, являющегося основой  материалистического подхода к  психике, привели к увлечению  биогенетическими теориями (теория рекапитуляции, психоанализ). В то же время задача формирования нового человека заставляла вглядываться в значение среды, ее роли в ускорении и изменении развития психики. Поэтому главные дискуссии 20-х годов проходили в борьбе этих подходов.

     Так как направление, ориентированное  на немарксистскую философию, не могло  полноценно развиваться в новой  социальной действительности, ведущими течениями, которые в это время  развивались в России, стали учение о поведении, основы которого были заложены Сеченовым, а также педология  и психотехника, ориентированные  на практическое использование психологии в новой школе и на новом  производстве.

     Продолжателем направления, заложенного Сеченовым, стал физиолог И.П. Павлов (1849-1936). Отношение Павлова к психологии изменялось в различные периоды творчества. Какое-то время он считал, что областью психологии является внутренний мир сознания субъекта, и на этом основании запрещал сотрудникам использовать психологические понятия, чтобы не отступать от строго объективного объяснения наблюдаемых фактов, и даже штрафовал за это. В итоговых же работах он исходил из того, что условный рефлекс следует считать не только физиологическим, но и психологическим явлением. Физиологическое понятие о временной связи он отождествлял с психологическим понятием об ассоциации. В психологическом же сообществе учение Павлова было повсеместно оценено как основа всех наук о поведении.

     В годы сталинского тоталитаризма  Павлов мужественно и последовательно  выступал против идеологических репрессий, отстаивая право личности на свободу  и независимость от партийно-государственного диктата. В 1950 г. по личном указанию Сталина прошла так называемая «павловская сессия» двух академий -Академии наук СССР и Академии медицинских наук, где по обвинению в отступлении от учения Павлова была учинена расправа над его независимо мыслящими, наиболее преданными ему учениками (Л.А.Орбели и др.). Тем самым были преданы научные идеалы, которые Павлов бескомпромиссно отстаивал на протяжении всей жизни: свобода мысли и творчества, бескорыстное служение истине, критическое отношение к фактам и теориям независимо от авторитета выдвигавших их ученых.

     Павлов  создал крупнейшую международную научную  школу (ее прошли свыше 300 исследователей). Ему единственному учеными было присвоено звание «старейшины физиологов мира».

     Одновременно  с Павловым свою концепцию объективной  психологии выстраивал В.М.Бехтерев (1857-1927). Бехтерев получил образование в  Петербургской медико-хирургической  академии, которая в 70-е годы XIX в. была одним из крупнейших научных  и учебных центров. В это время  в академии работали такие известные  ученые, как химик А.П. Бородин, врач Н.И. Пирогов, физиолог И.М. Сеченов. В студенческие годы Бехтерев окончательно определился в своих научных интересах, центральное место в которых занимала психиатрия, исследование душевной жизни человека. В 1878 г. после окончания академии он работал в клинике душевных и нервных болезней Мержеевского для подготовки к профессорскому званию, которое он получил в 1881 г. после блестящей защиты диссертации.

     Изменившиеся  социальные условия заставляли психологов пересматривать свои теоретические  позиции, приводили к новым дискуссиям, совершенно отличным от дискуссий 20-х  годов, так как целью их являлось уже не обсуждение научных вопросов, а поиск правых и виноватых. В  результате таких обсуждений в психологических  журналах и газетах стали появляться первые покаянные статьи и речи ученых. Ярким примером такого обсуждения является так называемая «рефлексологическая  дискуссия», в результате которой  целое направление в психологии было ликвидировано, несмотря на явные  возможности его дальнейшего  плодотворного развития. Фактически у советской психологии не было даже десяти лет нормального, естественного для науки развития, которое помогло бы сформировать развитую сеть педологических и психологических учреждений по всей стране и создать квалифицированные кадры практических психологов.

     Таким образом, несмотря на серьезные социальные изменения, развитие психологии в 20-30-е  годы не только не прекратилось, но и  активно продолжалось. В это время  были заложены основы советской психологии, добившейся значительных успехов в  изучении процесса становления психики, получены важные материалы о развитии познавательных процессов, индивидуальных особенностях людей и особенностях их общения. Такая высокая продуктивность связана с тем, что новая психология строилась на базе тех достижений, которые были достигнуты российской наукой в начале XX в. Прежние традиции и школы в это время еще  не были забыты, идеи, заложенные учеными  на рубеже XIX-XX вв., продолжали жить и  развиваться и в учении о поведении, и в психологии социального бытия  Шпета, и в педологии и психотехнике.

     Серьезный удар по этой работе нанесло постановление  о педологии и психотехнике. Однако, несмотря на трудности, психологические  исследования не прекращались. Работы отечественных психологов принесли огромную пользу во время войны 1941-1945 гг., а с 50-х годов психология получала все большее распространение, появлялись новые исследования, расширялся круг изучаемых вопросов. 
 
 
 
 

4. Психология во  второй половине XX века

     В этот период (главным образом, до 80-х  годов) развитие психологии во многом определялось идеями, заложенными в  работах Бехтерева и Выготского.

     В трудах учеников и сотрудников Бехтерева - Б.Г. Ананьева (1907-1972) и В.Н. Мясищева (1893-1973) закладывались основы комплексного исследования человека, его психофизической природы, его отношений с миром.

     Возглавляя  в 20-е годы лабораторию индивидуальной рефлексологии, Мясищев открыл важные закономерности становления индивидуального  стиля деятельности, выделил и  описал несколько типов личности. Он доказывал, что психология личности должна основываться на данных типологии  и дифференциальной психологии.

     Во  время Великой Отечественной  войны Мясищев возглавил цикл анатомо-физиологических исследований микроструктурных изменений головного  мозга, изучая последствия мозговых травм и ранений, их связь с  нарушениями психической деятельности.

     Не  прекращались и его исследования психологии личности. Мясищевым был  предложен новый подход, названный  им психологией отношений. При этом отношения понимались им как сознательные, избирательные связи человека с  окружающим миром и с самим  собой, которые влияют на его личностные качества и реализуются в деятельности. Такой цельный подход к личности, по мнению Мясищева, обеспечивал динамическое понимание личности как единства субъекта и объекта. В последних  работах Мясищев развивал важную мысль о том, что настоящее, превращаясь  постоянно в прошлое, в опыт, одновременно становится потенциалом будущего поведения  личности.

     Оценивая  кризисную ситуацию в мировой  психологии, Рубинштейн подчеркивал, что  этот методологический кризис связан с приверженностью большинства  психологов той концепции сознания, которую он назвал декарто-локковской, поскольку сознание неизменно трактовалось как область, открытая только для  переживаний субъекта, способного к  рефлексии. В противовес этому он выдвинул принцип единства сознания и деятельности. Тем самым сознание включается в контекст жизненных  связей человека с объективным миром, причем основу этих связей образует деятельность, посредством которой человек, изменяя  мир, изменяется сам. Соответственно предлагается и новый продуктивный метод психологического познания, названный им «единство  воздействия и изучения». Психология раскрывает свои тайны не в созерцании феноменов, открытых прямому внутреннему  или внешнему наблюдению, а в процессе преобразования исследуемых объектов посредством практических действий (включая практику исследовательского труда).

     Совершенно  с других позиций предложил оригинальную концепцию деятельности А.Н. Леонтьев (1903-1979). Еще в 20-е годы он по окончании университета был приглашен Г.И. Челпановым в Психологический институт. Первые исследования Леонтьева, сразу же выявившие в нем умелого психолога-экспериментатора, проводились совместно с А.Р. Лурией и были посвящены проблеме аффективных реакций. В число испытуемых молодые психологи пригласили студентов, не выдержавших испытаний, а итоги экспериментов изложили в статье «Экзамен и психика».

     Глубокое  влияние на Леонтьева оказала  встреча с Л.С. Выготским. Их совместная деятельность, дискуссии, работа по экспериментальному исследованию памяти сформировали когнитивный  стиль научной школы, которая  сохранилась и после смерти Выготского. Однако в собственных работах  Леонтьев обратился к иной проблематике. Он сосредоточился не на мышлении, не на психологической структуре значения (понятия), а на вопросе о связи сознания и предметной, практической деятельности.

     Уже в этой работе Леонтьев рассматривал деятельность как главную образующую психики, движущую силу ее развития, опережающую  на «один шаг» необходимый для  ее обеспечения уровень психической  жизни. Деятельность же является и методом, позволяющим диагностировать появление  психики, ее развитие и качественные изменения. Таким образом, во главу  своей методологии Леонтьев, как  и Рубинштейн, поставил проблему деятельности. Целью его исследований стала  разработка структурного анализа деятельности, выделение в ней компонентов  и уровней, которые образуют систему, функционирующую как целое. Особое место он отводил связи между  строением деятельности и строением  сознания. Раскрывая суть различий между значением и смыслом, Леонтьев выявил и различия между объективным  опытом, накопленным в процессе общественного  развития и запечатленным в слове, и личностным смыслом тех событий, которые переживаются субъектом.

     Огромное  значение для развития психологии имела  деятельность Леонтьева на посту  декана факультета психологии Московского  университета - факультета, в буквальном смысле возрожденного им. Он взял на себя задачу передать новому поколению  традиции объективного психологического исследования, коллективного творчества, уважительного отношения к младшим  коллегам. Эта деятельность Леонтьева  в значительной мере способствовала широкому распространению психологии, появлению новых поколений теоретиков и практических психологов.

     Свою  школу создал и другой соратник Выготского - А.Р. Лурия (1902-1977). С самого начала в  центре его исследовательских интересов  была проблема взаимосвязи личности и культуры. Эта проблема принимала  разные модификации в течение  его богатой исследованиями и  научными открытиями жизни.

     Как и Леонтьев, Лурия был приглашен  Челпановым в Психологический институт. Одновременно он работал в Государственном  психоаналитическом институте, организованном И.Д. Ермаковым, и в Русском психоаналитическом обществе, в котором он состоял в должности научного секретаря. Уже в этот период, до встречи с Выготским, проявились некоторые значимые научные ориентации и установки, свойственные Лурии в зрелые годы, в частности его стремление к поиску объективных методов исследования внутренних психических состояний и мотивов поведения личности, изучение факторов, определяющих взаимосвязь человека и культуры, человека и общества.

     В психоаналитическом институте наиболее важными для Лурии оказались  направления, связанные с исследованием  психологии художественного творчества, психоаналитического анализа эмоций, в том числе эстетических эмоций. Междисциплинарный подход (прежде всего  соединение неврологических, патопсихологических  и искусствоведческих исследований), который составлял основу научной  работы института, оказался близким  Лурии. Поэтому неудивительно, что  он одним из первых понял и принял идеи Выготского.

     Совместно с Выготским он разработал новую  теорию организации и развития психической  деятельности, названную культурно-исторической, поскольку определяющим для формирования сознания и его функций были признаны факторы культуры, изменяющиеся в  процессе развития общества. 
 
 
 
 

     Заключение

     В настоящее время развитие отечественной психологии переживает новый этап, в котором тесно переплетаются практические и теоретические проблемы. Изменение социальной ситуации привело к необходимости пересмотра некоторых методологических основ, отказу от догматической ориентации на диалектический материализм в ущерб другим философским школам. Точно так же как и в мировой науке, не оправдались полностью надежды, которые возлагались на естественнонаучную психологию, что привело к возрождению ее гуманитарной направленности. В то же время ведущие отечественные научные школы сохранили свое значение и плодотворно развиваются, хотя и в несколько модифицированном виде.

Информация о работе Развитие отечественной психологии