Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 11:45, дипломная работа
Память - важнейшая характеристика психической жизни. Поэтому, проблема памяти привлекает внимание психологов. Существует достаточно большое количество теорий, пытающих объяснить процессы памяти. Исследованием памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики и других. В каждой их этих наук существуют свои теории памяти: психологические (Г.Эббингауз, К.Левин, П.Жане), биогенетические (И.П.Павлов, И.М.Сеченов), физиологические (Л.С.Выгодский). Мною при изучении этой проблемы были изучены различные теории, труды известных психологов: Ушинского, Сосновского, Леонтьева, Лурия, Петровского, Смирнова.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Психолого-педагогические основы развития памяти младших школьников………………………………………………………………………8
1.1 Развитие памяти, как психический процесс……………………………...…8
1.2 Формы и методы развития памяти в процессе обучения младших школьников………………………………………………………………………19
1.3 Значение игровой деятельности в обучении и развитии младших школьников………………………………………………………………………26
Выводы по первой главе 35
Глава II. Исследование влияния игровой деятельности на уроках математики на развитие памяти младших школьников………………………………...…..38
2.1 Технология игровой деятельности на уроках математики……………..…38
2.2 Логика проведения экспериментальной работы……………………..……46
2.3 Экспериментальная работа по развитию памяти младших школьников в игровой деятельности на уроках математики……………………………….…48
Выводы по второй главе 73
Заключение………………………………………………………………… 76
Список использованной литературы…………………………………………79
Приложение
Объем - способность одновременно сохранять значительный объем информации. Средний объем памяти - 7 элементов (единиц) информации.
Быстрота запоминания - отличается у разных людей по разному. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специальной тренировки памяти.
Точность - проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. Эта черта очень важна в обучении.
Длительность
– способность в течении
Готовность к воспроизведению - способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт.
Индивидуальные различия памяти.
Сразу хочется отметить, что когда речь идет о психических явлениях, довольно трудно разложить все «по полочкам» и вывести единый шаблон. Тоже относится и к памяти, ведь, несмотря на многочисленные и многолетние исследования, которые проводятся психологами, и нейрофизиологами, физиологические механизмы памяти все еще малоизучены. [18; с.125]
Память также нельзя рассматривать в отрыве от особенностей и свойств личности. Важно понимать, что у разных людей разные функции памяти развиты неодинаково. Разница может быть количественной, например:
Например: некоторые люди чудесно запоминают материал, но потом не могут его воспроизвести. Другие же, наоборот, с трудом запоминают, но долго хранят в памяти накопленную информацию.
Разница может быть также качественной, или отличаться по своей модальности, т.е. в зависимости от того какой вид памяти доминирует. В зависимости от этого в человеке может больше проявляться зрительная, слуховая, двигательная или эмоциональная память. Одному, чтобы запомнить, нужно прочесть материал, у другого больше развито слуховое восприятие, третьему нужны зрительные образы. Известно что «чистые» виды памяти встречаются редко, в жизни чаще всего различные типы памяти смешиваются: зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память являются наиболее типичными. У большинства людей ведущей является зрительная память.[34; с.194] Виды памяти будут рассмотрены немного ниже.
Встречается даже
такое феноменальное
Память также зависит от таких индивидуальных особенностей личности как:
Виды и формы памяти.
Существуют
разные классификации видов
Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматический, без всяких усилий. В этом случае запоминание происходит без всяких усилий, «автоматический».
Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.
В данном виде памяти большую роль играет цель. Доказано, что непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который имеет большое значение.
По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память делят на двигательную, эмоциональную (аффективная), образную и словестно-логическую.
В свою очередь, образную память делят по виду анализаторов, которые участвуют при запоминании впечатлений человеком. Образная память может быть зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной и вкусовой.[23; с.89] .
Двигательная (кинетическая)
память – запоминание и сохранение,
а при необходимости
Эта память проявляется у человека раньше всего, и крайне необходима для нормального развития ребенка.
Эмоциональная память – память на переживания. Особенно этот вид памяти проявляется в человеческих взаимоотношениях. Как правило, то, что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок. Как уже было упомянуто, приятные события более прочно откладываются в памяти, чем неприятные. Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано: около 6 мес.
Словесно-логическая
память - это разновидность запоминания,
когда большую роль в процессе
запоминания играет слово, мысль, логика.
В данном случае человек старается понять
усваиваемую информацию, прояснить терминологию,
установить все смысловые связи в тексте,
и только после этого запомнить материал.
Людям с развитой словестно-логической
памятью легче запоминать словесный, абстрактный
материал, понятия, формулы.
Этим типом памяти, в сочетании со слуховой, обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и т.д. Логическая память при ее тренировке дает очень хорошие результаты, и гораздо более эффективна чем просто механическое запоминание. Некоторые исследователи считают, что эта память формируется и начинает "работать" позже других. П.П.Бонский называл ее "память-рассказ". Она имеется у ребенка уже в 3-4 года, когда начинают развиваться самые основы логики. Развивается с обучением ребенка основам наук. [34; с.207]
Образная память - связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними. Данная память начинает проявляться к возрасту 2-х лет, и достигает своей высшей точки к юношескому возрасту. Образы могут быть разными: человек запоминает как образы разных предметов, так и общее представление о них, с каким-то абстрактным содержанием. Запоминать образы помогают разные анализаторы. У разных людей более активны разные анализаторы, но как было сказано в начале работы, у большинства людей лучше развита зрительная память.
Зрительная память – связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Люди с развитой зрительной памятью обычно имеют хорошо развитое воображение и способны «видеть» информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств. Она очень важна для людей некоторых профессий: художников, инженеров, композиторов. Упомянутая раньше эйдетическое зрение, или феноменальная память, также характеризуется сильной образностью.
Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки. Такая память особенно необходима при изучении иностранных языков, музыкантам
Осязательная, обонятельная и вкусовая память – это пример памяти, (существуют и другие виды, которые не будут упомянуты), которая не играет существенной роли в жизни человека, возможности такой памяти очень ограничены и ее роль – это удовлетворение биологических потребностей организма. Они развиваются особенно остро только у людей определенных профессий. [23; с.89]
Мгновенная
или иконическая память. Данная память удерживает
материал, который был только что получен
органами чувств, без какой-либо переработки
информации. Длительность данной памяти
- от 0,1 до 0,5 с.
Часто в этом случае человек запоминает
информацию без сознательных усилий, даже
против своей воли. Это память - образ.
Данная память проявляется у детей еще
в дошкольном возрасте, но с годами ее
значение для человека возрастает.
Кратковременная память хранение информации в течении короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Эта память также работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение. В памяти сохраняются самые существенные элементы воспринятого образа. Кратковременная память "включается" когда действует, так называемое, актуальное сознание человека (т.е. то, что осознается человеком и как-то соотносится с его актуальными интересами и потребностями).
Информация вводится в кратковременную память с помощью обращения внимания на нее. Например: человек сотни раз, видевший свои наручные часы, может не ответить на вопрос какой цифрой, римской или арабской, изображена на часах цифра 6. Он никогда целенаправленно не обращал внимание на этот факт, и таким образом информация не отложилась в кратковременной памяти.
Объем кратковременной памяти очень индивидуален, и существуют разработанные формулы и методы для ее измерения. В связи с этим необходимо сказать о такой ее особенности как свойство замещения. Когда индивидуальный объем памяти переполняется, новая информация частично замещает хранящуюся там, а старая информация часто безвозвратно исчезает. Хорошим примером могут быть трудности при запоминании обилия фамилий и имен людей, с которыми мы только что познакомились. Человек способен удержать в кратковременной памяти не больше имен, чем позволяет его объем памяти.
Сделав сознательное усилие можно удержать ее в памяти дольше, и обеспечить ее перевод в оперативную память. Это лежит в основе запоминания путем повторения. [34; с.190]
На самом деле, данная память играет важнейшую роль. Именно благодаря ей человек перерабатывает громадный объем информации, сразу отсеивается не нужная и остается то, что потенциально полезно. Кратковременная память организовывает мышление человека, так как мышление «черпает» информацию и факты именно из кратковременной и оперативной памяти.
Оперативная память
- память рассчитанная на сохранение информации
в течении определенного, заранее заданного
срока. Срок хранения информации колеблется
от нескольких секунд до нескольких дней.
После решения поставленной задачи информация
может исчезнуть из оперативной памяти.
Хорошим примером может быть информация,
которую пытается вложить в себя студент
на время экзамена: четко заданы временные
рамки и задача. После сдачи экзамена -
снова наблюдается полная "амнезия"
по данному вопросу. Этот вид память является
как бы переходным, от кратковременной
к долговременной, так как включает в себя
элементы и той и другой памяти.
Долговременная память - память, способная хранить информацию в течении неограниченного срока.
Эта память начинает функционировать не сразу после того, как был заучен материал, а спустя некоторое время. Человек должен переключиться с одного процесса на другой: с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса несовместимы и их механизмы полностью разные. [34; с.18]
Интересно, что чем чаще воспроизводится информация, тем прочнее она закрепляется в памяти. Иными словами, человек может в любой нужный момент припомнить информацию с помощью усилия воли. Интересно заметить, что умственные способности не всегда являются показателем качества памяти. Например, у слабоумных людей, иногда встречается феноменальная долговременная память. [18; с.218]
Информация о работе Развитие памяти младших школьников в игровой деятельности на уроках математики