Развитие памяти младших школьников в игровой деятельности на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 11:45, дипломная работа

Описание

Память - важнейшая характеристика психической жизни. Поэтому, проблема памяти привлекает внимание психологов. Существует достаточно большое количество теорий, пытающих объяснить процессы памяти. Исследованием памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики и других. В каждой их этих наук существуют свои теории памяти: психологические (Г.Эббингауз, К.Левин, П.Жане), биогенетические (И.П.Павлов, И.М.Сеченов), физиологические (Л.С.Выгодский). Мною при изучении этой проблемы были изучены различные теории, труды известных психологов: Ушинского, Сосновского, Леонтьева, Лурия, Петровского, Смирнова.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Психолого-педагогические основы развития памяти младших школьников………………………………………………………………………8
1.1 Развитие памяти, как психический процесс……………………………...…8
1.2 Формы и методы развития памяти в процессе обучения младших школьников………………………………………………………………………19
1.3 Значение игровой деятельности в обучении и развитии младших школьников………………………………………………………………………26
Выводы по первой главе 35
Глава II. Исследование влияния игровой деятельности на уроках математики на развитие памяти младших школьников………………………………...…..38
2.1 Технология игровой деятельности на уроках математики……………..…38
2.2 Логика проведения экспериментальной работы……………………..……46
2.3 Экспериментальная работа по развитию памяти младших школьников в игровой деятельности на уроках математики……………………………….…48
Выводы по второй главе 73
Заключение………………………………………………………………… 76
Список использованной литературы…………………………………………79
Приложение

Работа состоит из  1 файл

диплом Екатерина развитие памяти младших школьников в игровой деятельности на уроках математики.doc

— 821.50 Кб (Скачать документ)

В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры.

В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в освоении учебного материала.    Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.

Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.

Дидактическая игра (игра обучающая) - это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся.[20; с.12]  Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней охотно дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.

Существенный признак дидактической игры - устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила.

Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придает игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определенные требования в отношении знаний.

Игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры.

Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Правила дидактических игр должны разрабатываться с учетом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворенности, успеха.

Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру.

Основным типом дидактических игр, используемых при начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжённость, которое возникает в период адаптации ребенка к школьному режиму.

Выделяют также психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр:

  1. Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся.
  2. Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется.
  3. Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре, особенно к творческим играм, где учащимся представляется большая самостоятельность.
  4. Следует обратить внимание на состав команд для игры. Они подбираются так, чтобы в каждой были участники разного уровня и при этом в каждой группе должен быть лидер. [44; с.124] 

В процессе игр учитель должен постепенно воспитывать ведущих из числа лидеров, а в простых играх предлагать роль ведущего поочерёдно разным учащимся.

Следует заметить, что дидактическая игра - не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовлетворения. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.

Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении.

Ребенок, отправляясь в школу, ждет что-то новое, радостное, интересное, надеется на успех, одобрение учителя. В первое время пребывания в школе большинство  детей не воспринимают учебную деятельность, как учебную, со всеми ее особенностями, правилами и требованиями. Для выполнения учебной деятельности у них еще нет необходимых умений и навыков, не развиты внимание, усидчивость, работоспособность. Учение они воспринимают как новый, более серьезный вид игры, с новыми правилами и результатами. Но у семилетних детей есть огромное желание учиться, поэтому в учебной деятельности должны быть теснейшим образом связаны понятия «урок» и «игра». Нельзя представить урок без игры, ибо игра остается для них ведущей деятельностью. Ш. А. Амонашвили сказал: «…без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока». [4; с.89] 

У ребенка фантазия развита настолько, что позволяет ему оказываться там, куда приглашает игра, он принимает те условия, которые ставит перед ним учитель, организуя игру.

 

Выводы  по первой главе

Подведём основные выводы по первой главе нашей работы. Проблема памяти в настоящее время рассматривается в рамках различных психологических теорий и подходов. В психологической школе проблема памяти была предметом исследований таких известных учёных, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, и др. Работы этих и других учёных являются актуальными и до сих пор, а результаты их исследований могут стать основой новых психологических исследований по проблемам памяти.

В современных  психологических исследованиях  память рассматривается как сложная  психическая деятельность, как один из познавательных процессов, который заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. В структуре памяти различают следующие основные процессы: запоминание, сохранение, забывание, восстановление (узнавание, воспроизведение). В основе классификации памяти лежат следующие критерии – объект запоминания, степень волевой регуляции памяти и длительность сохранения информации в памяти. Основные виды памяти, которые выделяются на основе этих критериев, представлены в приложении.

После изучения форм и методов развития памяти младших школьников в процессе обучения, хочется отметить: что память младшего школьника первостепенный психологический компонент учебной познавательной деятельности. Кроме того, память может рассматриваться как самостоятельная мнемическая деятельность, направленная специально на запоминание. В школе ученики систематически запоминают большой по объему материал, а потом его воспроизводят. Не владея мнемонической деятельностью, ребенок стремится к механическому запоминанию, что вообще не является характерной особенностью его памяти и вызывает огромные затруднения. Устраняется этот недостаток в случае, если учитель обучает его рациональным приемам запоминания.

Подводя итог по первой главе необходимо отметить, что учебная игра  есть творческое повторение конкретной человеческой деятельности на глубоко личном уровне с элементами оригинальной новизны, полезности и значимости в условиях самостоятельности или соревнования с соперниками.

Ретроспективный анализ литературы о применении игр в учебном процессе показал, что игра в младшем школьном возрасте продолжает занимать значительное место. Она способствует освоению учебной деятельности, которая складывается постепенно и в наиболее полном виде формируется лишь к концу обучения в начальной школе. Применение игр и игровых ситуаций в процессе обучения обосновано психофизиологическими особенностями ребенка 6-10 лет и доказано в психологических и дидактических исследованиях.

Содержание игры должно служить развитию и воспитанию. Игры должны быть обязательно эмоциональными (чтобы привлекали ребенка, доставляли ему удовольствие, радость), познавательными, обучающими (ребенок должен учиться чему-то новому, что-то узнавать, решать, мыслить), игры должны быть социально ориентированные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Исследование влияния игровой деятельности на уроках математики на развитие памяти младших школьников

 

    1.  Технология игровой деятельности на уроках математики

Технология  игровых форм обучения  нацелена на то, чтобы научить обучающегося  осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т. е. формулировать цели  и программы собственной, как правило, глубоко скрытой в обычной обстановке, самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

Технология игровых форм обучения есть конкретный способ реализации педагогической истины в каждом конкретном учебном материале, на конкретном уроке или семинаре. Другими словами технология обучения есть прикладная дидактика, а именно – теория использования передовых педагогических идей, принципов и правил « чистой науки ».

Технологией учебных  игр является практическое осуществление  педагогической теории и получение  в педагогическом процессе заранее  намеченных результатов.

Технология  игры основана и отработана  на базе широкого применения педагогических идей, принципов, понятий, правил. Специфической и непосредственной целью педагогической технологии игровых форм обучения является спонтанно - направленное развитие личности играющего студента или школьника, это систематическое и последовательное воплощение на практике концепций инновационных процессов в образовании,  заранее спроектированных на основе тех идей, признанных в мире в качестве высоко значимых ценностей личности и общества.

Технология игровых форм обучения выступает своеобразным промежуточным звеном между теорией и практикой обучения и представляет собой «объемную проекцию»  дидактики педагогического вуза на практическую деятельность учителей и учащихся.

В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют  различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи.

Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, дети стремятся  быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять  задания, соблюдая правила игры. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие школьника в целом.

Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика. Уроки с использованием игр и игровых ситуаций являются эффективным средством повышения качества обучения и воспитания, т.к. введение игрового сюжета привлекает внимание учащихся всего класса.

Отдельные упражнения из занимательной математики, математические игры могут доставлять детям удовольствие и служить средством разумного отдыха. Надо только умело подбирать математические задания, чтобы они вызывали интерес у младших школьников, ибо возбудить интерес детей к математике – это главная цель.

Для возбуждения  и поддержания интереса к игровым  заданиям необходимо:

  1. Смысл заданий должен быть понятен детям.
  2. Решение задания должно быть доступно каждому ребенку.
  3. Ответы должны получаться быстро, необходимые вычисления должны выполняться устно.
  4. Задания не должны быть похожими на обычные математические задания.

Игровая деятельность на уроках математики повышает интерес  детей, усиливает эффект самого обучения. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки. Игра делает некоторые элементы урока эмоционально насыщенными, вносит бодрый настрой, стройность мыслей при решении логической задачи.

Включение в  урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее  настроение, облегчает преодоление  трудностей в усвоении учебного материала.

Информация о работе Развитие памяти младших школьников в игровой деятельности на уроках математики