Развитие памяти у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:12, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей развития памяти у детей младшего школьного возраста.
При этом решаются следующие задачи:
· Изучить теоретические вопросы формирования и развития памяти как в целом, так и у детей младшего школьного возраста;
· Провести диагностику процессов памяти у детей младшего школьного возраста;
· Разработать методические рекомендации по развитию процессов памяти у детей младшего школьного возраста.

Работа состоит из  1 файл

развитие памяти курсовая.docx

— 38.58 Кб (Скачать документ)
 

Введение

 Впечатления,  которые человек получает об  окружающем мире, оставляют определенный  след, сохраняются, закрепляются, а  при необходимости и возможности  – воспроизводятся. Эти процессы  называются памятью.

 Память лежит  в основе способностей человека, является условием научения, приобретения  знаний, формирования умений и  навыков. Без памяти невозможно  нормальное функционирование ни  личности, ни общества. Благодаря  своей памяти, ее совершенствованию,  человек выделился из животного  царства и достиг тех высот,  на которых он сейчас находится.

 Память можно  определить как способность к  получению, хранению и воспроизведению  жизненного опыта. Разнообразные  инстинкты, врожденные и приобретенные  механизмы поведения есть ни  что иное, как запечатленный, передаваемый  по наследству или приобретаемый  в процессе индивидуальной жизни  опыт. Без постоянного обновления  такого опыта, его воспроизводства  в подходящих условиях живые  организмы не смогли бы адаптироваться  к текущим быстро меняющимся  событиям жизни. Не помня о  том, что с ним было, организм  просто не смог бы совершенствоваться  дальше, так как то, что он приобретает,  не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось.

 Развитие основных  познавательных процессов ребенка  в дошкольном и младшем школьном  детстве может идти стихийно  и управляемо, организованно и  неорганизованно, и уровень интеллекта  ребенка существенно зависит  от того, насколько продуманным  было обучение ребенка в семье  и в образовательных учреждениях.

 В младшем школьном  возрасте запоминание и воспроизведение  в естественных условиях развития  памяти, т.е. без специального  обучения мнемическим функциям, являются преимущественно непроизвольными.  Хотя к моменту поступления  в школу происходит постепенный  переход от непроизвольного к  произвольному запоминанию и  воспроизведению материала.

 Возможности для  улучшения и развития памяти  ребенка в младшем школьном  возрасте очень широкие. Ее  совершенствование у детей может  идти сразу по нескольким направлениям.

 Под влиянием  новых видов деятельности, которыми  овладевает школьник, новых требований, предъявляемых ему взрослыми,  перед ребенком возникают особые  задачи – сосредоточить и удержать  на чем-то внимание, запомнить  материал и потом его воспроизвести,  построить замысел игры, рисунка  и т.п. Чтобы иметь возможность  разрешить эти задачи, ребенок  пользуется теми или иными  способами, которые он усваивает  от взрослых. Тогда и начинают  формироваться специальные действия  внимания, памяти, воображения, благодаря  которым они приобретают произвольный, преднамеренный характер.

 Целью данной  курсовой работы является изучение  особенностей развития памяти  у детей младшего школьного  возраста.

 При этом решаются  следующие задачи:

·         Изучить теоретические вопросы  формирования и развития памяти как  в целом, так и у детей младшего школьного возраста;

·         Провести диагностику процессов  памяти у детей младшего школьного  возраста;

·         Разработать методические рекомендации по развитию процессов памяти у детей  младшего школьного возраста.

 Предметом исследования  является процесс развития памяти.

 

 

Глава 1. Память как  психический процесс

 

Понятие памяти, ее процессы

 Память – процессы  организации и сохранения прошлого  опыта, позволяющие его повторное  использование в деятельности  или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта  с его настоящим и будущим  и является важнейшей познавательной  функцией, лежащей в основе развития  и обучения.

 Память есть  у всех живых существ, но  наиболее высокого уровня своего  развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями,  которыми обладает он, не располагает  никакое другое живое существо  в мире. У дочеловеческих организмов  есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая  проявляется в передаче генетическим  путем из поколения в поколение  жизненно необходимых биологических,  психологических и поведенческих  свойств. Вторая выступает в  форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта,  который иначе, как в самом  организме, нигде сохраняться  не может и исчезает вместе  с его уходом из жизни. Возможности  для запоминания у животных  ограничены их органическим устройством,  они могут помнить и воспроизводить  лишь то, что непосредственно  может быть приобретено методом  условнорефлекторного, оперативного  или викарного научения, без использования  каких бы то ни было мнемических  средств.

 У человека  есть речь как мощное средство  запоминания, способ хранения  информации в виде текстов  и разного рода технических  записей. Ему нет необходимости  полагаться только на свои  органические возможности, так  как главные средства совершенствования  памяти и хранения необходимой  информации находятся вне его  и одновременно в его руках:  он в состоянии совершенствовать  эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной  природы.

 Память лежит  в основе любого психического  явления. Без ее включения в  акт познания ощущения и восприятия  будут переживаться как впервые  появившиеся, ориентировка в мире  и его познание станут невозможными. Личность, ее отношения, навыки, привычки, надежды, желания и притязания  – существуют благодаря памяти. Распад следов памяти равноценен  распаду личности: человек превращается  в живой автомат, способный  лишь реагировать на стимулы,  действующие в данный момент.

 Выделяют следующие  процессы памяти:

1.   Запечатление  начинается на стадии мгновенной  памяти, углубляется во время  передачи информации в кратковременную  память и укрепляется в долговременной  памяти (где происходит анализ  и идентификация информации).

2.   Хранение  – накопление материала в памяти. Хранение по-разному осуществляется  в эпизодической (автобиографической) и семантической памяти. В эпизодической  памяти хранится информация о  различных событиях нашей жизни.  Семантическая память содержит  правила, лежащие в основе языка  и различных мыслительных действий. Здесь хранятся структуры, свойственные  данной культуре. Семантическая  память служит своего рода  каркасом для событий текущей  жизни, которые хранятся в эпизодической  памяти.

 В памяти информация  может быть организована следующим  образом:

 Пространственная  организация, лежащая в основе  построения «когнитивных карт»  (позволяет установить связи и  «опорные точки» в физическом  пространстве);

 Ассоциативная  организация – группировка элементов  с какими-либо общими признаками;

 Иерархическая  организация (каждый элемент информации  относится к определенному уровню  в зависимости от того, какой  категории – более общей или  более частной – он соответствует).

3.   Воспроизведение  (извлечение). Информация всегда  воспроизводится на основе той  структуры, в составе которой  она запоминалась. Извлечение информации  может осуществляться двумя путями: узнаванием и воспоминанием.

 Поскольку очень  важную роль в извлечении информации  из памяти играет контекст, человеку  всегда легче узнать какую-то  информацию, чем вспомнить. Именно  узнавание, а не воспоминание  считают более чувствительным  показателем фактического объема  усвоенного материала.

4.   Забывание  – процесс, необходимый для  эффективной работы памяти. С  помощью забывания человек поднимается  над бесчисленным количеством  конкретных деталей и облегчает  себе возможность обобщения. Забыванием  трудно управлять.

 На забывание  влияют следующие факторы:

·        Возраст

·        Характер информации и степень ее использования

·        Интерференция – проактивная, связанная  с событиями, происходящими до запоминания  материала; ретроактивная, связанная  с событиями, происходящими после  запоминания материала

·        Подавление – активное, по Фрейду, забывание, торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в область бессознательного. 

Виды памяти.

 Существует несколько  оснований для классификации  видов человеческой памяти:

1.    Классификация  видов памяти по продолжительности  сохранения и закрепления материала.

 А. Мгновенная  память – гипотетическая подсистема  памяти, обеспечивающая удержание  в течение очень короткого  времени (обычно менее одной  секунды) продуктов сенсорной  переработки информации, поступающей  в органы чувств. В зависимости  от вида стимулов различаются:

-       память иконическая – зрение;

-       память эхоическая – слух и  др.

 Предполагается, что в мгновенной памяти удерживаются  физические признаки информации; это отличает ее от памяти  кратковременной и долговременной, с их соответственно вербально-акустическим  и семантическим кодированием. Это  отличие имеет условный характер, ибо сохранение физических (перцептивных) признаков может быть долговременным, а выделение семантических характеристик  возможно уже на относительно  ранних этапах обработки материала.

 Б. Кратковременная  память – подсистема памяти, обеспечивающая  оперативное удержание и преобразование  данных, поступающих от органов  чувств и из памяти долговременной. Физиологически связывается с  биоэлектрическими контурами колебаний  в нервной системе.

 Необходимое условие  перехода материала из памяти  мгновенной в память кратковременную  – обращение на него внимания.

 Центральную роль  при кратковременном удержании  данных играют процессы внутреннего  называния и активного повторения  материала, обычно – в форме  скрытого проговаривания. Выделяются  два вида повторения:

-       относительно механического (акустико-артикуляционного) характера, не приводящее к  заметным преобразованиям материала;  этот вид повторения позволяет  удерживать информацию на уровне  памяти кратковременной, но недостаточен  для ее перевода в долговременную;

-       сопровождающееся включением удерживаемого  материала в систему ассоциативных  связей; при этом виде повторения  возможно долговременное запоминание.

 В кратковременной  памяти может храниться лишь  ограниченное количество информации  – не более 7+- 2 единиц материала.  Однако эти ограничения не  препятствуют запоминанию больших  объемов осмысленного перцептивного  материала (пейзажи, лица, произведения  изобразительного искусства и  пр.).

 В. Оперативная  память – отличается от кратковременной  памяти тем, что непосредственно  включена в регулирование деятельности  для удержания ее промежуточных  результатов. Предполагает восприятие  объектов в момент совершения  действий, краткосрочного удержания  в памяти образа и всей ситуации, а также их изменений. При  это данные памяти, идущие от  восприятия, соответственно решаемой  задаче дополняются данными, хранящимися  в памяти долговременной.

 Г. Долговременная  память – подсистема памяти, обеспечивающая  продолжительное (от часов до  десятилетий) удержание знаний, сохранение  умений и навыков; ей свойственен  огромный объем сохраняемой информации. Физиологически связывается с  изменением структуры белка рибонуклеиновых  кислот.

 Основным механизмом  ввода данных в долговременную  память и их фиксации обычно  считается повторение, осуществляемое  на уровне памяти кратковременной.  Но чисто механическое повторение  не приводит к устойчивому  запоминанию. Решающее значение  имеет осмысленная интерпретация  нового материала, установление  связей между ним и уже известным.  При этом может теряться внешняя,  поверхностная форма запоминаемого  сообщения, но смысл его удерживается  длительное время.

 Поскольку объем  хранящихся в долговременной  памяти сведений огромен, успешный  поиск информации возможен лишь  при условии ее высокой организованности. По экспериментальным данным, в  ней одновременно существует  несколько форм организации знаний. Одна из них – организация  семантической информации в иерархические  структуры по принципу выделения  более абстрактных (родовых) и  более специфических (видовых)  понятий. Другая форма организации,  характерная для житейских категорий  – это группировка отдельных  понятий вокруг одного или  нескольких типичных представителей  категории прототипов.

Информация о работе Развитие памяти у детей младшего школьного возраста