Развитие памяти у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:12, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей развития памяти у детей младшего школьного возраста.
При этом решаются следующие задачи:
· Изучить теоретические вопросы формирования и развития памяти как в целом, так и у детей младшего школьного возраста;
· Провести диагностику процессов памяти у детей младшего школьного возраста;
· Разработать методические рекомендации по развитию процессов памяти у детей младшего школьного возраста.

Работа состоит из  1 файл

развитие памяти курсовая.docx

— 38.58 Кб (Скачать документ)

 В онтогенезе  все виды памяти формируются  у ребенка довольно рано и  также в определенной последовательности. Позже других складывается и  начинает работать логическая  память, или память-рассказ. Она  имеется уже у ребенка 3-4- летнего  возраста в сравнительно элементарных  формах, но достигает нормального  уровня развития лишь в подростковом  и юношеском возрасте. Ее совершенствование  и дальнейшее улучшение связаны  с обучением человека основам  наук.

 Начало образной  памяти связывается со вторым  годом жизни. Считается, что  этот вид памяти достигает  своей высшей точки только  к юношескому возрасту. Ранее  других, около 6 месяцев от роду, начинает проявлять себя аффективная  память, а самая первая по времени  – это моторная, или двигательная, память. По мнению П.П. Блонского,  в генетическом плане она предшествует  всем остальным.

 Однако многие  данные свидетельствуют о весьма  ранней онтогенетической эмоциональной  откликаемости младенца на обращение  матери. Это говорит о том, что,  по-видимому, раньше других начинает  действовать аффективная, а не  двигательная память. Возможно, они  появляются и развиваются практически  одновременно.

 Под несколько  иным углом зрения рассматривал  развитие памяти человека Л.С.  Выготский. Он считал, что совершенствование  памяти человека в филогенезе  шло главным образом по линии  улучшения средств запоминания  и изменения связей мнемической  функции с другими психическими  процессами и состояниями человека. Исторически развиваясь, обогащая  свою материальную и духовную  культуру, человек вырабатывал все  более совершенные средства запоминания,  наиболее важным из которых  является письмо. Благодаря различным  формам речи – устной, письменной, внешней, внутренней – человек  оказался способным подчинить  память своей воле, разумно контролировать  ход запоминания, управлять процессом  сохранения и воспроизведения  информации.

 Память по мере  своего развития все более  сближалась с мышлением. «Анализ  показывает, - писал Л.С. Выготский, - что мышление ребенка во многом  определяется его памятью… Мыслить  для ребенка раннего возраста  – значит вспоминать… Никогда  мышление не обнаруживает такой  корреляции с памятью, как в  самом раннем возрасте. Мышление  здесь развивается в непосредственной  зависимости от памяти». (18). Исследование  форм недостаточно развитого  детского мышления, с другой стороны,  обнаруживает, что они представляют  собой припоминание по поводу  одного частного случая аналогично  случаю, имевшему место в прошлом.

 Решающие события  в жизни человека, изменяющие  отношения между памятью и  другими его психологическими  процессами, происходят ближе к  юношескому возрасту, причем по  своему содержанию эти изменения  порой противоположны тем, которые  существовали между памятью и  психическими процессами в ранние  годы. Например, отношение «мыслить  – значит припоминать» с возрастом  у ребенка заменяется на отношение,  согласно которому само запоминание  сводится к мышлению: «запомнить  или вспомнить – значит понять, осмыслить, сообразить».

 Специальные исследования  непосредственного и опосредованного  запоминания в детском возрасте  проводил А.Н. Леонтьев. Он экспериментально  показал, как один мнемический  процесс – непосредственное запоминание  – с возрастом постепенно замещается  другим, опосредованным. Это происходит  благодаря усвоению ребенком  более совершенных стимулов-средств  запоминания и воспроизведения  материала. Роль мнемотехнических  средств в совершенствовании  памяти, по мнению А.Н. Леонтьева,  состоит в том, что, обращаясь  к употреблению вспомогательных средств, мы тем самым меняем принципиальную структуру нашего акта запоминания; прежде прямое, непосредственное запоминание становится опосредованным.

 Само развитие  стимулов-средств для запоминания  подчиняется следующей закономерности: сначала они выступаю как внешние  (например, завязывание узелков на  память, использование для запоминания  различных предметов, зарубок,  пальцев и т.д.), а затем становятся  внутренними (чувства, ассоциации, представления, образы, мысли).

 В формировании  внутренних средств запоминания  центральная роль принадлежит  речи. Переход, совершающийся от  внешне опосредованного запоминания  к запоминанию, внутренне опосредованному,  находится в тесной связи с  превращением речи из чисто  внешней функции в функцию  внутреннюю.

 У дошкольников  с возрастом улучшается непосредственное  запоминание, причем его развитие  идет быстрее, чем развитие  опосредованного запоминания. Параллельно  с этим увеличивается разрыв  в продуктивности данных видов  запоминания в пользу первого.

 Начиная со  школьного возраста идет процесс  одновременного развития непосредственного  и опосредованного запоминания,  а затем более быстрого совершенствования  опосредованной памяти. Опосредованное  запоминание, развиваясь более  быстрыми темпами, вскоре по  продуктивности догоняет непосредственное.

 

2.2. Особенности развития  памяти у детей младшего школьного  возраста

 Развитие памяти  в дошкольном возрасте характеризуется  постепенным переходом от непроизвольного  и непосредственного к произвольному  и опосредованному запоминанию.  З.М. Истомина проанализировала, как идет процесс становления  произвольного и опосредованного  запоминания у дошкольников и  пришла к следующим выводам.  В младшем и среднем дошкольном  возрасте у детей 3-4 лет запоминание  и воспроизведение в естественных  условиях развития памяти, т.е.  без специального обучения мнемическим  функциям, являются непроизвольными.  В старшем дошкольном возрасте  при тех же условиях происходит  постепенный переход от непроизвольного  к произвольному запоминанию  и воспроизведению материала.  При этом в соответствующих  процессах выделяются и начинают  относительно самостоятельно развиваться  специальные перцептивные действия, опосредствующие мнемические процессы  и направленные на то, чтобы  лучше запомнить, полнее и точнее  воспроизвести удержанный в памяти  материал.

 В школьные  годы продолжается развитие памяти. А.А. Смирнов провел сравнительное  исследование памяти у детей  младшего и среднего школьного  возраста и пришел к следующим  выводам:

-       с 6 до 14 лет у детей активно  развивается механическая память  на не связанные логически  единицы информации;

-       вопреки распространенному мнению  о существовании увеличивающегося  с возрастом преимущества запоминания  осмысленного материала фактически  обнаруживается обратное соотношение:  чем старше становится младший  школьник, тем меньше у него  преимуществ запоминания осмысленного материала над бессмысленным. Это, по-видимому, связано с тем, что упражняемость памяти под влиянием интенсивного учения, опирающегося на запоминание, ведет к одновременному улучшению всех видов памяти у ребенка, и прежде всего тех, которые относительно просты и не связаны со сложной умственной работой.

 Различные процессы  памяти развиваются с возрастом  у детей неодинаково, причем  одни из них могут опережать  другие. Например, произвольное воспроизведение  возникает раньше, чем произвольное  запоминание, и в своем развитии  как бы обгоняет его. От интереса  ребенка к выполняемой им деятельности  и мотивации этой деятельности  зависит развитие у него процессов  памяти.

 Переход от  непроизвольной к произвольной  памяти включает в себя два  этапа. На первом этапе формируется  необходимая мотивация, т.е. желание  что-либо запомнить или вспомнить.  На втором этапе возникают  и совершенствуются необходимые  для этого мнемические действия  и операции.

 Считается, что  с возрастом увеличивается скорость, с какой информация извлекается  из долговременной памяти и  переводится в оперативную, а  также объем и время действия  оперативной памяти. Установлено,  что трехлетний ребенок может  оперировать только одной единицей  информации, находящейся в настоящий  момент времени в оперативной  памяти, а пятнадцатилетний –  семью такими единицами.

 С возрастом  развивается способность ребенка  оценивать возможности собственной  памяти, причем, чем старше дети, тем лучше они могут это  сделать. Со временем становятся  более разнообразными и гибкими  стратегии запоминания и воспроизведения  материала, которые применяет  ребенок. Из 12 предъявленных картинок  ребенок в возрасте 4 лет узнает  все 12, но способен воспроизвести  только две или три, в то  время как 10-летний ребенок,  узнав все картинки, в состоянии  воспроизвести 8 из них.

 У детей раннего  дошкольного возраста доминирует  непроизвольная, зрительно-эмоциональная  память. У большинства нормально  развивающихся детей младшего  и среднего дошкольного возраста  неплохо развиты непосредственная  и механическая память. Из психологии  известно, что развитие памяти  тесно соотносится с развитием  мышления у детей. Установлено,  например, что прогресс операциональных  структур интеллекта оказывает  положительное воздействие на  мнемические процессы ребенка.

 В целом память  детей младшего школьного возраста  является достаточно хорошей,  и это в первую очередь касается  механической памяти, которая за  первые три-четыре года учения  в школе прогрессирует достаточно  быстро. Несколько отстает в своем  развитии опосредованная, логическая  память, так как в большинстве  случаев ребенок, будучи занят  учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической  памятью.

 Если, однако, детей  младшего школьного возраста  с первых лет обучения в  школе специально учить мнемическим  приемам, то это существенно  повышает продуктивность их логической  памяти. Незнание этих приемов,  неумение ими пользоваться на  практике, является, вероятно, основной  причиной слабости произвольной  памяти у многих детей данного  возраста.

 Обучение детей  мнемическим действиям должно  проходить через два этапа.  На первом из них детям необходимо  овладеть мыслительными операциями, нужными для запоминания и  воспроизведения материала, а  на втором – научиться пользоваться  ими как средствами запоминания в различных ситуациях. В норме это должно произойти еще в старшем дошкольном возрасте, однако можно начать и в основном завершить этот процесс в младших классах школы.

 Активному развитию  памяти детей в первые школьные  годы способствует решение специальных  мнемических задач, которые возникают  перед детьми в соответствующих  видах деятельности.

 

2.3. Психологические  основы совершенствования памяти  младших школьников

 Учащиеся начальных  классов усваивают различные  стратегии, помогающие им запоминать  материал. Иногда эти стратегии  называют приемами управления  памятью [11, с. 473]. Посмотрим, как  совершенствуются некоторые из  этих приемов.

1.           Повторение. Поначалу дети просто  повторяют каждое запоминаемое  слово, несколько раз произнося  его про себя. Примерно в возрасте 9 лет они начинают повторять  слова группами.

2.           Организация. Другим важным достижением  в области стратегий запоминания  является умение организовывать  запоминаемый материал. Ученики  1-3 классов склонны связывать  слова посредством простых ассоциаций, в зависимости от близости  расположения слов в предъявляемом  списке. Дети более старшего возраста  организуют слова в группы  по общим признакам. Дети, группирующие  слова по категориям, способны  запомнить и воспроизвести по  памяти больше материала, чем  те, кто этого не делает. Однако  до 9-летнего возраста они редко  пользуются этой стратегией по  собственной инициативе.

3.           Семантическая обработка. Если  понаблюдать, как дети запоминают  предложения и целые абзацы, то  выясняется, что они часто могут  вспомнить не только фактически  сказанное, но и то, что они  логически выводят из запомненной  фразы. В серии проведенных  Скоттом Пэрисом и его коллегами  исследований детям предлагали  для запоминания предложения  типа: «Ее подруга подметала пол». Затем их спрашивали, был ли  у этой подруги веник. Для  детей 11 лет не составило труда  логическим путем прийти к  выводу о наличии у нее веника, тогда как 7-летние дети не  могли сказать ничего определенного,  ссылаясь на отсутствие информации. Этот активный процесс, называемый  семантической обработкой, предполагает  использование логического вывода  для реконструкции события, вместо  простого воспроизведения «нередактированной»  копии хранящейся в памяти  информации.

Информация о работе Развитие памяти у детей младшего школьного возраста