Развитие памяти у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:12, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей развития памяти у детей младшего школьного возраста.
При этом решаются следующие задачи:
· Изучить теоретические вопросы формирования и развития памяти как в целом, так и у детей младшего школьного возраста;
· Провести диагностику процессов памяти у детей младшего школьного возраста;
· Разработать методические рекомендации по развитию процессов памяти у детей младшего школьного возраста.

Работа состоит из  1 файл

развитие памяти курсовая.docx

— 38.58 Кб (Скачать документ)

 Семантическая  информация в долговременной  памяти включает и понятийные, и эмоционально-оценочные моменты,  отражающие личностное отношение  субъекта к конкретным сведениям.

 Д. Генетическая  память определяется как та, в  которой информация хранится  в генотипе, передается и воспроизводится  по наследству. Основным биологическим  механизмом запоминания информации  в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними  изменения генных структур. Генетическая  память у человека – единственная, на которую мы не можем оказывать  влияние через обучение и воспитание.

2.    Классификация  видов памяти по преобладающему  в процессах запоминания, сохранения  и воспроизведения материала  анализатору.

 А. Двигательная  память представляет собой запоминание  и сохранение, а при необходимости  и воспроизведение с достаточной  точностью многообразных сложных  движений. Она участвует в формировании  двигательных, в частности трудовых  и спортивных, умений и навыков.  Совершенствование ручных движений  человека напрямую связано с  этим видом памяти.

 Б. Зрительная  память связана с сохранением  и воспроизведением зрительных  образов. Хорошей зрительной памятью  нередко обладают люди с эйдетическим  восприятием, способные в течение  достаточно продолжительного времени  «видеть» воспринятую картину  в своем воображении после  того, как она перестала воздействовать  на органы чувств. В связи с  этим данный вид памяти предполагает  развитую у человека способность  к воображению. На ней основан,  в частности, процесс запоминания  и воспроизведения материала:  то, что человек зрительно может  себе представить, он, как правило,  легче запоминает и воспроизводит.

 В. Слуховая  память – это хорошее запоминание  и точное воспроизведение разнообразных  звуков, например, музыкальных, речевых.

 Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти  особой роли в жизни человека  не играют, и их возможности  по сравнению со зрительной, слуховой  и двигательной памятью ограничены. Их роль в основном сводится  к удовлетворению биологических  потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и  самосохранением организма.

3.    Классификация  видов памяти по степени волевой  регуляции.

 А. Непроизвольная  память – запоминание и воспроизведение  происходит автоматически, без  особых усилий, без постановки  мнемической задачи (на запоминание,  узнавание, сохранение и воспроизведение). Это часто касается неудачных  поступков, тяжелых событий.

 Б. Произвольная  память – здесь процесс запоминания  или воспроизведения требует  волевых усилий. Человек намеренно,  по своему усмотрению, что-то запоминает  и воспроизводит, т.е. направляет  свою активность на достижение  поставленной цели.

 Непроизвольное  запоминание не обязательно является  более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно  превосходит его. Лучше непроизвольно  запоминается материал, который  является объектом внимания и  сознания, выступает в качестве  цели, а не средства осуществления  деятельности. Непроизвольно лучше  запоминается также материал, с  которым связана интересная и  сложная умственная работа и  который для человека имеет  большое значение. В том случае, когда с запоминаемым материалом  проводится значительная работа  по его осмыслению, преобразованию, классификации, установлению в  нем определенных внутренних (структура)  и внешних (ассоциации) связей, непроизвольно  он может запоминаться лучше,  чем произвольно. Это особенно  характерно для детей дошкольного  и младшего школьного возраста.

 Память разделяют  также на механическую и смысловую.  Часть людей склонна к механическому  заучиванию (зубрежке), а другая часть  – к осмысленному запоминанию.

 Существует еще  одна классификация памяти по  содержанию психической активности, преобладающей в мнемической  деятельности, отличная от приведенной  ранее. Согласно этой схеме  память подразделяется на:

 А. Двигательную;

 Б. Образную  – запоминание, сохранение и  воспроизведение образов ранее  воспринимавшихся предметов и  явлений. Подвидами образной памяти  являются зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и вкусовая память.

 В. Эмоциональную  – память на пережитые чувства.  Человек может вновь радоваться, припомнив радостное событие,  краснеть при воспоминании о  неловком поступке. Эмоциональная  память – важнейшее условие  нравственного развития человека. Кроме того, она может быть  мотивом для повторения действий  и поступков и лежит в основе  формирования привычек. На эмоциональной  памяти непосредственно основана  прочность запоминания материала:  то, что у человека вызывает  эмоциональные переживания, запоминается  им без особого труда и на  более длительный срок.

 Г. Словесно-логическую  – она выражается в запоминании,  сохранении и воспроизведении  мыслей, понятий. Этот вид памяти  специфически человеческий, а двигательная, образная и эмоциональная память  в своих простейших формах  свойственны и животным. Одной  из основных характеристик словесно-логической  памяти является то, что запоминание  может происходить в той же  словесной форме, которая была  воспринята (т.е. дословно), но может  быть осуществлено и в другом  речевом выражении (своими словами). Это зависит от задачи, которая  стоит перед человеком, и от  сформированных у него способов  заучивания.

 

Взаимосвязь памяти с другими психическими функциями.

 Восприятия, в  которых человек познает окружающую  действительность, обычно не исчезают  бесследно. Они закрепляются, сохраняются  и воспроизводятся в дальнейшем  в форме узнавания виденных  нами предметов, воспоминания  о пережитом, припоминания былого  и т.д.

 Осмысленное восприятие  предметов всегда предполагает  и включает их опознание, т.е.  узнавание. Узнавание имеет место  не только там, где мы опознаем  и отождествляем определенный  единичный предмет как тот  же самый, который был уже  прежде нами воспринят, но и  в случаях обобщенного узнавания,  когда мы опознаем воспринимаемый  нами сейчас предмет как стол, стул и т.д. Без такого обобщенного  узнавания предметов как относящихся  к какому-либо роду вообще не  приходится говорить об осмысленном  восприятии.

 Восприятие в  своей конкретной реальности  не может ограничиваться обобщенным, обезличенным опознаем предметов  вне пространства и времени.  Для познавательной ориентировки  человека в окружающей действительности  требуется известная преемственность  между различными восприятиями, посредством которых в истории  развития личности совершается  ее познание действительности. Сохранение  этой преемственности – не  менее существенная сторона памяти, чем запомнить определенное положение  или частную операцию.

 Восприятие действительности  у каждого человека исторично,  связано со всей историей его  жизненного пути, включено в преемственную  связь его опыта. Из этого  контекста черпает восприятие  свое конкретное значение для  воспринимающего субъекта – то, что характеризует его в психологической  реальности. Этот личностный контекст, преемственная связь опыта сплетается  из воспоминаний, воспроизводящих  пережитое.

 Практическая  деятельность порождает необходимость  не только в том, чтобы включать  получаемые в процессе восприятия  знания о действительности в  контекст определенной ситуации  личного опыта, но и в том,  чтобы извлекать их из этого  контекста, абстрагировать от  него. Если, восприняв тот или  иной предмет, человек узнал  его свойства, ему для нужд  действия нужно сохранить эти  знания и иметь возможность  перенести их в любую другую  ситуацию, используя их когда  и где бы это ни понадобилось. Ему важно, в частности, иметь  возможность восстановить эти  знания в отсутствие предмета. Эту возможность дает воспроизведение  в образе отсутствующего предмета. В форме свободно воспроизводимых  образов представления выделяются  из восприятия. Поскольку запоминание  проявляется в узнавании обобщенного  значения предметов, имеет место  воспроизведение не только чувственного, но и обобщенного, смыслового  содержания; поэтому возможно воспроизведение  не только восприятий, но и  мыслей. Как при воспроизведении  восприятий, так и при воспроизведении  мыслей запоминается и чувственное,  и смысловое в единстве; но  в первом случае сам чувственный  образ является собственно объектом  запоминания, который как бы  освещается смысловым содержанием;  в другом случае чувственный  – речевой – образ является  лишь опорной точкой, а собственным  предметом запоминания является  смысловое содержание, мысль. В  силу единства восприятия и  мышления воспроизведение включает  не только восприятия, но и  мысли. Поскольку в заучивании  те или иные данные, запоминаясь,  отвлекаются, абстрагируются от  тех частных условий, от той  ситуации, в которой они были  закреплены, представления, воспроизведенные  образы памяти непосредственно  переходят в абстракцию, обобщение,  мышление.

 Многообразные  процессы памяти могут приобретать  различные формы: уже исходный  процесс первичного закрепления  материала может совершаться  в форме непроизвольного запечатления, сознательного, преднамеренного запоминания, систематически организованного заучивания. Результаты этого запечатления, запоминания, заучивания могут проявиться в узнавании того, с чем человек предварительно ознакомился при его предъявлении, и в свободном его воспроизведении. Воспроизведение может, далее, выразиться в форме представлений и знаний, отвлеченных от частной ситуации, в которой они запомнились, или в виде воспоминаний, относящихся к собственному прошлому, к пережитому. Здесь в воспроизведении отчетливо выступает двойной аспект знания и переживания, в специфическом воспоминании сказывается своеобразие переживаний.

 Существует бесспорная  связь между воображением и  образной памятью. С одной стороны,  воображение всегда опирается  в какой-то мере на прошлый  опыт, а с другой – образное  воспроизведение обычно в какой-то  мере преобразует воспроизводимое.

 Отражение или  воспроизведение прошлого в памяти  не пассивно; оно включает отношение  личности к воспроизводимому. Это  отношение может быть более  или менее сознательным. Оно становится  вполне сознательным, когда воспроизведенный  образ осознается в своем отношении  к прошлой действительности, т.е.  когда субъект относится к  воспроизведенному образу как  отражению прошлого.

 Общим для всех  этих многообразных психических  процессов, которые обычно объединяются  термином память, является то, что  они отражают или воспроизводят  прошлое, прежде пережитое индивидом.  Благодаря этому значительно  расширяются возможности отражения  действительности, – с настоящего  оно распространяется и на  прошлое.

 

Глава 2. Развитие памяти у детей.

2.1. Формирование  и развитие памяти

 С раннего детства  процесс развития памяти ребенка  идет по нескольким направлениям. Во-первых, механическая память постепенно  дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание  со временем превращается в  опосредованное, связанное с активным  и осознанным использованием  для запоминания и воспроизведения  различных мнемотехнических приемов  и средств. В-третьих, непроизвольное  запоминание, доминирующее в детстве,  у взрослого человека превращается  в произвольное.

 В развитии  памяти в целом можно выделить  две генетические линии: ее  совершенствование у всех без  исключения цивилизованных людей  по мере общественного прогресса  и ее постепенное улучшение  у отдельно взятого индивида  в процессе его социализации, приобщения к материальным и  культурным достижениям человечества.

 Существенный  вклад в понимание филогенетического  развития памяти внес П.П. Блонский. Он высказал и развил мысль  о том, что различные виды  памяти, представленные у взрослого  человека, являются также разными  ступенями ее исторического развития, и их, соответственно, можно считать  филогенетическими ступенями совершенствования  памяти. Это относится к следующей  последовательности видов памяти: двигательная, аффективная, образная  и логическая. П.П. Блонский высказал  и обосновал мысль о том,  что в истории развития человечества  эти виды памяти последовательно  появлялись один за другим.

Информация о работе Развитие памяти у детей младшего школьного возраста